logo
от свидерской

Понятия чести, достоинства и деловой репутации в российском праве.

Центральные категории нематериального блага – честь, достоинство и деловая репутация.

Честь, достоинство, деловая репутация – это нравственные категории, определяющие в совокупности «доброе имя»; этические категории, влияющие на оценку и значимость человека для общества.

Данные нематериальные блага связаны с пребыванием человека в социальной среде и принадлежат ему в силу закона.

Несмотря на то, что понятия «честь», «достоинство», «репутация» по существу совпадают[4], определяя моральный статус личности, ее самооценку и положение в обществе, они имеют разный «правовой вес». Рассмотрим их подробнее.

Честь – наиболее употребляемое выражение, характеризующее честность человека, влияющее на его оценку в глазах окружающих.

То есть, изначально честь определяющим образом сказывалась на статусе человека, его месте и положении в обществе.

В праве понятие чести выступало в трех главнейших формах: во-первых, как условие приобретения и пользования теми или другими правами, насколько эти последние предполагают обладание незапятнанной честью; во-вторых, как атрибут личности или нераздельного с ней идеального блага, поставленного под защиту юридических норм против посягательств третьих лиц, и, в-третьих, предмета наказания, в смысле лишения этого блага тех, кто вызывает против себя общественное осуждение или совершает известные преступления.

В настоящее время в правовой литературе «честь» определяется как общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина. В сфере общественных нравов понятие чести регулируется общественным мнением и переходит из внутреннего сознания каждого индивида о своем достоинстве во внешнее признание этого достоинства со стороны общества.

Таким образом, категория «честь» являет собой не что иное, как объективную (общественную) оценку гражданина, его моральных и иных качеств окружающими.

Достоинство – являет собой неотъемлемой частью понятия чести. Его можно определить как внутреннюю самооценку собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения.

Если честь – это объективная оценка, то достоинство - субъективная оценка гражданином своих личных качеств и общественного значения

Следующая категория нематериального нравственного блага - деловая репутация.

Деловая репутация, как юридического лица, так и гражданина это - одно из условий его успешной деятельности; признания, востребованности, ведущего не только к уважению, но и достатку. «Белая» (чистая, хорошая) деловая репутация имеет определяющее значение, как для крупной, так и маленькой компании, так и для гражданина.

В условиях рынка и конкуренции, широкого предложения и спроса на квалифицированных специалистов, качественные товары и услуги - репутация высоко ценится в деловом мире.

Деловая репутация гражданина (физического лица) - характеризует его как работника (профессионала в какой-либо области), представляет собой оценку его качеств, значимых для востребованности на рынке труда. В юридической литературе деловая репутация юридического лица определяется как сложившееся в предпринимательской среде мнение о деловых качествах юридического лица. Деловая репутация юридического лица является неимущественным правом, которое принадлежит юридическому лицу с момента его образования и составляет неотъемлемую часть его правоспособности. С возникновением правоспособности, началом трудовой и иной профессиональной деятельности у физического лица складывается репутация. С момента возникновения правоспособности лица (создания юридического лица) все, что так или иначе относится к существованию такового, влияет на формирование его репутации.

Репутация формируется главным образом в процессе публичной (трудовой, профессиональной) деятельности юридического лица (физического лица), вследствие открытого распространения информации о нем, а также благодаря сведениям, скрываемым самим лицом во избежание своей дискредитации.

Важно заметить, что в силу своего содержания репутация, в отличие от таких благ, как честь и достоинство, может иметь не только положительное содержание, но и отрицательно характеризовать ее обладателя[15].

В условиях рыночной экономики деловая репутация приобретает особое значение как одной из условий для эффективного хозяйствования; имеет стоимостную оценку (так, например, репутация компании напрямую влияет на стоимость ее активов, курс акций на торгах и т.д.).