§ 1. Понятие и источники правового регулирования договора поставки
Понятие договора поставки. Социалистические предприятия и другие хозяйственные организации, производящие продукцию и реализующие ее, работают на началах хозяйственного расчета. Хозрасчет становится возможным и необходимым потому, что при социализме сохраняется действие закона стоимости, сочетающееся с действием закона планомерного развития социалистической экономики. В свою очередь существование хозрасчета предполагает использование и применение обоих этих законов, ибо благодаря им созданные во исполнение плана продукты производства включаются в сферу возмездного обмена, совершаемого при помощи денег. А так как акты обмена оформляются возмездными договорами, необходимость в них при отчуждении и приобретении имущества испытывают не только граждане, но и социалистические организации. Поскольку же купля-продажа как раз и есть договор о возмездной реализации имущества, то нельзя ли с его помощью обеспечить, правовое опосредствование и соответствующих отношений социалистических организаций?
Как было показано ранее, договор купли-продажи в известной степени служит этим целям. Но для всестороннего их обслуживания одной только купли-продажи недостаточно.
Дело в том, что купля-продажа носит неплановый характер и совершается всецело по усмотрению обеих сторон (например, граждан) либо по крайней мере одной из них, например гражданина — покупателя в отношениях с продавцом — розничным торговым предприятием. Но производство на социалистических предприятиях ведется в плановом порядке. Планируется также снабжение торговой сети товарами народного потребления. А плановое производство и снабжение осуществимы лишь при условии, если такой же плановый характер будут носить хотя бы в определенной своей части и договоры, направленные на обеспечение производства оборудованием, сырьем, топливом и на реализацию продукции социалистических предприятий.
Затем, сделки по купле-продаже для одной или даже для обеих сторон — явление эпизодическое. Они заключаются от случая к случаю, в зависимости от намерений, желаний и спроса покупателя. Производство же на социалистических предприятиях ведется непрерывно. Непрерывно работает также государственная и кооперативная торговая сеть, обслуживающая потребителя. А для того чтобы непрерывно производить продукцию и обеспечивать товарами население, таким же непрерывным должен быть и процесс реализации произведенной продукции, процесс материально-технического снабжения сферы социалистического производства и обеспечения нужными товарами сферы социалистического обращения.
Кроме того, условия договора определяются при купле-продаже почти исключительно соглашением сторон. Даже когда в качестве продавца выступает государственное торговое предприятие, только вопрос о цене предрешен заранее, а выбор предмета купли-продажи, определение его количества и т. п. целиком основываются на пожеланиях покупателя. Но социалистическое производство ведется в соответствии с устанавливаемыми планом пропорциями. Они определяют и те пропорции, которые складываются между сферой производства и сферой обращения. А для соблюдения установленных пропорций необходимо, чтобы они были обязательными и при заключении между сторонами соответствующих, договоров.
Вследствие этого возникает необходимость в особом договоре по реализации продукции социалистического производства. Им и является договор поставки. Договор поставки и договор купли-продажи сходны в том смысле, что оба они юридически опосредствуют возмездно-денежную реализацию имущества, которая по своей экономической сущности есть не что иное, как купля-продажа160. Но вместе с тем они существенно отличаются друг от друга.
Субъектами договора купли-продажи могут быть как граждане, так и организации. Субъектами договора поставки во всех случаях являются социалистические организации: одна из них (поставщик) обязуется поставлять продукцию, а другая (покупатель) — принимать и оплачивать ее. При этом даже и в отношениях между организациями поставка обслуживает не любые, а прежде всего такие их важнейшие потребности, которые связаны с материально-техническим снабжением производства и оптовым снабжением торговой сети.
Основанием возникновения обязательства по купле-продаже служит соглашение сторон. Обязательства по поставке не всегда возникают только из соглашения и в подавляющем большинстве имеют своим основанием также акт планирования, обязывающий и управомочивающий будущих контрагентов заключить договор. Если же продукция, распределение которой не планируется, реализуется по договору, исполняемому в момент заключения, он не выходит за пределы купли-продажи. Напротив, в случае несовпадения во времени моментов заключения и исполнения договора он, хотя и не опирается на плановые предпосылки, в такой же мере обеспечивает длительное сотрудничество сторон, как и плановый договор. Поэтому, например, в отношениях по продаже средств производства оптовыми магазинами социалистическим организациям лимитированная (т. е. плановая) продажа всегда будет поставкой, а нелимитированная (т. е. неплановая) становится поставкой только при условии, что заключение и исполнение договора во времени не совпадают.
Поставка отличается от купли-продажи и по своему предмету. Предметом договора купли-продажи могут быть вещи как индивидуально-определенные, так и определенные родовыми признаками; поскольку планы снабжения оперируют не индивидуальными, а родовыми величинами, то и предметом договора поставки являются обычно вещи, определенные родовыми признаками. Именно поэтому поставку иногда называют оптовой сделкой161. Однако, пользуясь этим термином, не следует забывать, что, когда, например оборудование изготовляется не в порядке серийного производства, а по индивидуальному заказу, отношения сторон также регулируются законодательством о поставках.
Существует, наконец, и известное различие в периодах действия купли-продажи, с одной стороны, и поставки — с другой. Договор купли-продажи рассчитан чаще всего на единократное исполнение, тогда как поставка, по общему правилу, есть длительно действующий договор, исполняемый периодически в определенные промежутки времени. Но этот признак различия сохраняется далеко не во всех случаях, ибо купля-продажа также может быть совершена на более или менее длительное время, а поставка иногда совершается как разовая сделка, предполагающая единократное исполнение.
Отмеченные моменты в той или иной мере отражены в ст. 258 ГК, определяющей понятие договора поставки.
Поставка — это такой плановый или не совпадающий по времени совершения и исполнения неплановый договор, в силу которого организация-поставщик обязуется поставлять продукцию с передачей ее в собственность или в оперативное управление организации-покупателя, обязанной со своей стороны принимать эту продукцию и оплачивать ее.
Из этого определения следует, что поставка, как купля-продажа, относится к числу договоров взаимных, возмездных и консенсуальных. Но, применяемая в специфической сфере экономических отношений и подчиненная особому правовому режиму, поставка выступает в качестве самостоятельного договора и вместе с куплей-продажей входит в группу договоров по возмездной реализации имущества.
После принятия в 1961 году Основ гражданского законодательства приведенное определение, лишь редакционно отличающееся от формулы Основ, становится общепринятым162. Однако к его формулированию теория и закон пришли не сразу. В литературе предшествующих лет встречались другие определения.
Так, Г. С. Амерханов полагал, что договор поставки опосредствует нетоварные отношения, поскольку они не связаны с переходом права собственности от одного субъекта к другому в отличие от купли-продажи, опосредствующей переход права собственности и имеющей, следовательно, дело с товарными отношениями163. Но, во-первых, автор тут же признавал, что поставка может влечь переход права собственности, когда участниками договора являются кооперативные организации164. Во-вторых, договор купли-продажи тоже иногда заключается в отношениях между государственными организациями, а в таком случае и этот договор не обусловливает перехода права собственности. В-третьих, Г. С. Амерханов вообще неправ, отрицая товарную форму отношений между госорганаыи, так как, не будучи товарными, они не могли бы носить ни возмездного, ни денежного характера.
По мнению Е. А. Флейшиц, одна из особенностей поставки состоит в том, что «заказчик, к которому определенная продукция перешла по договору поставки, вправе использовать ее только по прямому назначению, которое имеет в виду акт, планирования, обязавший обе стороны к заключению данного договора поставки»165. Но здесь фактически речь идет не об особенностях поставки, а о специфике правового режима закрепленного за организациями имущества, которое может быть использовано лишь по целевому назначению, что бы ни служило юридическим основанием его приобретения. Вместе с тем нельзя согласиться с С. Н. Братусем, который считает, что «покупатель, получивший вещь в собственность на основе сделки купли-продажи, может распорядиться вещью по своему усмотрению», а продукция, «полученная заказчиком — стороной в договоре поставки, должна быть использована только в соответствии с плановым ее назначением»166. Он упускает из виду, что правовой режим имущества зависит не от способов его приобретения, а от того, в какой имущественный фонд оно зачислено, какова специальная правоспособность юридического лица, обладающего им, выполнению каких плановых заданий подчинена его деятельность. Не является чем-либо специфическим для поставки и такой отмечаемый Е. А. Флейшиц признак, как то, что в отношениях между госорганами объем правомочий заказчика на переданное имущество определяется не объемом правомочий, которые ранее принадлежали поставщику, а всей совокупностью норм, регулирующих организационно-правовую структуру и порядок деятельности госоргана-заказчика, осуществляемой им на базе владения, пользования и распоряжения соответствующими имуществами167. Это правило в равной мере применимо и к договорам купли-продажи. Когда, например, государственное учреждение покупает канцелярские принадлежности в государственном магазине, то у него возникает право пользования этими принадлежностями в силу закона, а не потому, что таким же правом ранее обладал магазин, образуемый для продажи товаров, но не для их использования.
Однако наиболее острые споры вызывал вопрос о соотношении договора поставки с договором купли-продажи.
В свое время поставка объявлялась разновидностью купли-продажи. Например, 3. И. Шкундин писал: «Договор поставки — это оптовый договор купли-продажи товаров...»168. Аналогичное мнение высказывалось и в ряде других работ169.
Начиная с 1953 года появляются работы, авторы которых признают указанную точку зрения ошибочной и объявляют поставка особым, самостоятельным видом договора. Так, в книге «Отдельные виды обязательств» (1954 г.) отмечалось что прежняя концепция основана на непонимании различия, между средствами производства и предметами потребления. И те и другие рассматривались ею как товары, движение которых опосредствуется единым договором купли-продажи, в том числе и такой разновидностью последнего, как договор поставки. На самом же деле, по мнению авторов названной книги, в отличие от предметов потребления средства производства не являются товарами, чем и обусловливается самостоятельность поставки по отношению к купле-продаже: купля-продажа оформляет движение товарной, а поставка — нетоварной продукции170.
Изложенная аргументация впоследствии была отвергнута. Договор поставки никогда не ограничивался реализацией одних только средств производства. Существует и поставка предметов потребления — в государственную торговую сеть, в систему потребительской кооперации и т. п. Да и средства производства также не лишены у нас свойств товара. Иначе нельзя было бы понять, почему они свободно продаются колхозам, а их реализация происходит в денежной форме.
Но несмотря на ошибочность отвергнутой аргументации, сам по себе вывод о самостоятельности договора поставки, безусловно, правилен. Этот вывод неуязвим практически, ибо недопустимость даже субсидиарного применения к поставке норм о купле-продаже была бы непримиримой с их соотношением как вида и рода. Правовое регулирование поставки строится не по модели договора купли-продажи лишь с некоторыми отступлениями от нее, а вполне самостоятельно, ориентируясь всецело на специфику материально-технического снабжения и оптовой торговли. Но наиболее существенно их соотношение по логическому объему, ибо если бы купля-продажа имела родовое значение, она не обладала бы неизвестными поставив видовыми признаками (по субъектному составу, основаниям возникновения, сфере действия и т. п.). При одновременном же тождестве их родовой характеристики как договоров о возмездной реализации имущества они только и могут быть признаны двумя самостоятельными видами в пределах единого рода.
Источники правового регулирования отношений по поставке. Согласно ст. 3 Основ правовое регулирование поставок отнесено к ведению Союза ССР и может осуществляться законодательством союзных республик, лишь когда это прямо предусмотрено в общесоюзном законодательстве. Поэтому посвященные договору поставки ст.ст. 258—266 ГК полностью воспроизводят в ст. ст. 44—50 Основ и некоторые правила иных нормативных актов общесоюзного значения. Наряду с нормами Основ и ГК, поставка регулируется также большим числом других нормативных актов, система которых выглядит следующим образом.
Во-первых, 9 апреля 1969 г. Совет Министров СССР утвердил Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления171. Названные акты имеют для поставок всеобщее значение: любые договоры поставки, кем бы они ни заключались» подчиняются первому Положению в отношении продукции производственно-технического назначения и второму Положению — в отношении товаров народного потребления. Указанное общее правило подвергнуто лишь некоторым ограничениям:
а) продукция, включенная в рыночный фонд, т. е. предназначенная для продажи через розничную торговую сеть (например, запасные части для легковых автомашин, материалы для индивидуального жилищного строительства и т. п.), становится товаром народного потребления, а потому ее поставка регулируется вторым Положением;
б) товары, подлежащие до передачи в торговую сеть промышленной переработке (например, сахар при изготовлении кондитерских изделий), включаются во внерыночный фонд. Но поскольку они имеют потребительское назначение как в первоначальном, так и в переработанном виде, их поставка регулируется вторым Положением;
в) поставка для экспорта и в государственный резерв, а также выполнение заказов советскими внешне торговыми организациями на импорт производятся в порядке, установленном Советом Министров СССР. Однако поставка импортных предметов на внутреннем рынке, т. е. в отношениях между советскими организациями, подчиняется Положениям о поставках, за исключением случаев, когда иное предусмотрено специальными правилами;
г) поставка военным организациям продукции специального назначения производится в соответствии с Основными условиями поставки продукции для военных организаций, утвержденными Советом Министров СССР. Напротив, поставка тем же организациям товаров, а также продукции общего назначения подчиняется Положениям о поставках с учетом Основных условий поставки продукции для военных организаций.
Во-вторых, Государственный арбитраж при Совете Министров СССР в соответствии с предоставленными ему полномочиями утвердил две Инструкции: о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству от 25 апреля 1966 г. и о порядке приемки указанных продукции и товаров по количеству от 15 июня 1965 г. Эти инструкций также имеют всеобщее значение, причем за изъятием лишь некоторых правил каждая из них распространяется на поставку продукции и товаров одновременно.
В-третьих, оба Положения предусматривают издание Особых условий поставки для отражения особенностей поставок отдельных видов продукции или товаров, а также особенностей поставок любых изделий в районы Крайнего Севера и в другие районы досрочного завоза. Особые условия поставки продукции разрабатываются Госснабом СССР совместно с Госпланом СССР и заинтересованными союзными министерствами (ведомствами) и утверждаются Госснабом СССР совместно с Госарбитражем при Совете Министров СССР. Если продукция производится и полностью потребляется предприятиями одного и того же союзного министерства или ведомства, то и Особые условия ее поставки издаются этим министерством или ведомством. Для поставки продукции, производимой предприятиями республиканской и местной промышленности и потребляемой в основном внутри республики, Особые условия могут разрабатываться в порядке, установленном Советом Министров союзной республики, если продукция данного вида не подпадает под действие общесоюзных Особых условий поставки. Аналогичные правила установлены для Особых условий поставки товаров с той лишь особенностью, что они всегда утверждаются Госарбитражем при Совете Министров СССР, а разрабатываются Министерством торговли СССР или министерством — основным поставщиком совместно с Центросоюзом при участии Госснаба СССР и заинтересованных общесоюзных министерств и ведомств. Особые условия поставки также обязательны для всех поставщиков и покупателей.
В-четвертых, общеобязательное значение для поставок имеют нормативные акты, исходящие от Госснаба СССР, и инструкции Госарбитража при Совете Министров СССР, который вправе также давать обязательные для всех предприятий и организаций разъяснения относительно порядка применения действующего законодательства о поставках. Для правильного применения этого законодательства особенно существенно инструктивное письмо Госарбитража при Совете Министров СССР от 29 июля 1969 г. «О работе органов арбитража в связи с введением в действие новых Положений о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления»172.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Общее учение об обязательствах
- Раздел I возникновение обязательств
- Глава 1.
- Понятие и основания возникновения обязательств
- § 1. Понятие и элементы обязательства
- § 2. Основания возникновения и система обязательств
- Глава 2 договор как основание возникновения обязательств
- § 1. Содержание и виды договоров
- § 2. Хозяйственный договор
- § 3. Заключение договоров
- Раздел II действие обязательств
- Глава 1.
- Исполнение обязательств
- § 1. Принципы исполнения обязательств
- § 2. Субъекты исполнения
- § 3. Место и время исполнения
- § 4. Предмет и способ исполнения
- Глава 2 ответственность за нарушение обязательства
- § I. Понятие и формы гражданско-правовой ответственности
- §2. Гражданское правонарушение как основание гражданско-правовой ответственности
- Глава 3. Обеспечение обязательств
- § 1. Понятие и способы обеспечения обязательств
- § 2. Отдельные способы обеспечения обязательств
- Глава 4. Прекращение обязательств
- § I. Понятие и система оснований прекращения обязательств
- § 2. Отдельные основания прекращения обязательств
- Отдельные виды обязательств
- Раздел I обязательства по возмездной реализации имущества вводные положения
- Глава 1. Договор купли-продажи
- § 1. Общие правила о купле-продаже
- § 2. Разновидности договора купли-продажи
- Глава 2. Договор поставки
- § 1. Понятие и источники правового регулирования договора поставки
- § 2. Плановые предпосылки, структура договорных связей и порядок заключения договоров поставки
- § 3. Элементы договора поставки
- § 4. Имущественная ответственность
- § 5. Договоры, примыкающие к поставке.
- Глава 3. Договор контрактации
- §1. Юридические формы государственной закупки сельскохозяйственной продукции.
- § 2. Элементы договора контрактации
- Глава 4. Договор пожизненного содержания
- § 1. Понятие и правовые особенности договора пожизненного содержания
- § 2. Элементы договора пожизненного содержания
- Раздел II обязательства по передаче имущества в возмездное пользование вводные положения
- Глава 1. Договор имущественного найма
- § 1. Понятие и порядок заключения договора имущественного найма
- § 2. Элементы договора имущественного найма
- Глава 2. Жилищные обязательства
- § 1. Понятие и виды жилищных обязательств
- § 2. Возникновение жилищных обязательств
- § 3. Элементы жилищного обязательства
- § 4. Прекращение жилищного обязательства
- § 5. Выселение
- Раздел III обязательства по безвозмездной передаче имущества в собственность или в пользование вводные положения
- Глава 1. Договор дарения
- § 1. Понятие и правовое регулирование договора дарения
- § 2. Элементы договора дарения
- Глава 2. Договор ссуды
- § 1. Понятие и правовое регулирование договора ссуды
- § 2. Элементы договора ссуды
- Раздел IV обязательства по производству работ вводные положения
- Глава 1. Договор подряда
- § 1. Общие положения о подряде
- § 2. Договор бытового заказа
- Глава 2. Договор подряда на капитальное строительство
- § 1. Понятие и источники правового регулирования договора подряда на капитальное строительство
- § 2. Плановые предпосылки, структура договорных связей и порядок заключения договоров подряда на капитальное строительство
- § 3. Элементы договора подряда на капитальное строительство
- § 4. Имущественная ответственность
- § 5. Договоры, примыкающие к подряду
- Раздел V обязательства по оказанию услуг вводные положения
- Глава 1 договор хранения
- § 1. Понятие и источники правового регулирования договора хранения
- § 2. Элементы договора хранения
- Глава 2. Договор поручения
- § 1. Понятие и область применения договора поручения
- § 2. Элементы договора поручения
- Глава 3 договор комиссии
- § 1. Общие правила о договоре комиссии
- § 2. Специальные разновидности договора комиссии
- Глава 4 договор экспедиции
- § 1. Понятие и источники правового регулирования договора экспедиции
- § 2. Элементы договора экспедиции
- Раздел VI обязательства по перевозкам вводные положения
- Глава 1 договор перевозки грузов
- § 1. Понятие и виды договоров перевозки грузов
- § 2. План и договор в отношениях по перевозке грузов
- § 3. Элементы обязательства по перевозке грузов
- § 4. Имущественная ответственность
- Глава 2 договоры перевозки пассажиров и багажа
- § 1. Договор перевозки пассажиров
- § 2. Договор перевозки багажа
- Глава 3 договор буксировки
- § 1. Понятие и виды договора буксировки
- § 2. Правовое регулирование отношений по буксировке
- Раздел VII обязательства по кредиту и расчетам вводные положения
- Глава 1 обязательства по кредитованию с участием граждан
- § 1. Договор займа
- § 2. Банковское кредитование индивидуального жилищного строительства
- § 3. Операции по вкладам в сберегательных кассах
- Глава 2 обязательства по кредитованию социалистических организаций
- § 1. Банковское кредитование социалистических организаций
- § 2. Вексель
- Глава 3 обязательства по денежным расчетам
- § 1. Договор банковского счета
- § 2. Формы расчетов между социалистическими организациями
- § 3. Поощрения и санкции
- Раздел VIII обязательства по страхованию вводные положения
- Глава 1 страховое правоотношение
- § 1. Понятие и элементы страхового правоотношения
- § 2. Охрана страховых правоотношений
- Глава 2 отдельные виды страхования
- § I. Имущественное страхование
- § 2. Личное страхование
- Раздел IX обязательства по совместной деятельности вводные положения
- Глава 1 договор о совместной деятельности в отношениях между гражданами
- § 1. Понятие и правовое регулирование договора о совместной деятельности в отношениях между гражданами
- § 2. Элементы договора
- Глава 2 договор о совместной деятельности в отношениях между социалистическими организациями
- § 1. Правовое регулирование договора о совместной деятельности в отношениях между социалистическими организациями
- § 2. Осуществление деятельности межколхозных организаций
- Раздел X обязательства, возникающие из односторонних действий вводные положения
- Глава 1 односторонние сделки как основание возникновения обязательств
- § 1. Особенности и виды односторонних сделок как оснований возникновения обязательств
- § 2. Публичное обещание награды
- Глава 2 конкурс
- § 1. Понятие и правовое регулирование конкурса
- § 2. Элементы конкурсного обязательства
- Раздел XI охранительные обязательства вводные положения
- Глава 1 обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
- § 1. Условия ответственности за причинение вреда
- § 2. Объем ответственности
- § 3. Ответственность за причинение увечья и смерти
- Глава 2 обязательства, возникающие вследствие спасания социалистического имущества
- § 1. Правовое регулирование и сфера применения обязательств, возникающих вследствие спасания социалистического имущества
- § 2. Условия возникновения и содержание обязательств, возникающих вследствие спасания социалистического имущества
- Глава 3 обязательства, возникающие вследствие неосновательного приобретения или сбережения имущества
- § 1. Правовое регулирование обязательств по возврату неосновательно приобретенного имущества
- § 2. Конкуренция исков и изменение требований