§ 2. Правовое регулирование отношений по буксировке
Буксировка судов. В общей массе случаев применения буксировки практически наиболее существенна буксировка судов и леса в плотах. В то же время различие между ними гораздо важнее несовпадения морской буксировки с речной. Поэтому целесообразно рассмотреть применительно как к морскому, так и к речному транспорту вначале буксировку судов, а затем буксировку леса в плотах.
Договор буксировки судна на морском транспорте может быть совершен как в письменной, так и в устной форме независимо от его суммы. И лишь возложение на капитана буксирующего судна обязанности управлять буксировкой оформляется письменно, поскольку в случае спора по этому поводу могут представляться только письменные доказательства. На речном транспорте одновременно с буксируемым судном пароходству должна быть предъявлена накладная, а судовладельцу выдается квитанция о принятии судна. Из этого следует, что договор речной буксировки всегда оформляется письменно.
Первая обязанность владельца буксируемого судна состоит в уплате буксировщику вознаграждения, размер которого устанавливается в тарифах и зависит от объема работ, мощности предоставляемой тяги и т. п. При отсутствии тарифных ставок оплата определяется соглашением сторон. Они же в договоре морской буксировки устанавливают сроки внесения денежных платежей, а при речной буксировке плата вносится до момента подачи тяги.
Вторая обязанность владельца буксируемого судна заключается в приведении его в состояние годности к безопасному плаванию и к буксировке. Речь идет о техническом состоянии судна, включая обеспеченность необходимыми средствами управления, о должной оснастке, укомплектовании экипажем и т. п. Однако стороны могут договориться о том, что владелец лишь технически подготовляет годность судна к плаванию и буксировке, а на время самого процесса буксировки оно целиком передается на попечение буксировщика. Риск случайностей, вызванных недостатками буксируемого судна, если они даже не были и не могли быть известны, возлагается в отношениях по морской буксировке на судовладельца.
Третья обязанность владельца буксируемого судна сводится к обеспечению его сдачи буксировщику в момент прибытия тяги и приемки от буксировщика в пункте назначения. В области речной буксировки ее выполнение сочетается с составлением накладной, за правильность данных которой ответственность несет владелец буксируемого судна. Обычно стороны уславливаются о времени, в пределах которого судно должно быть сдано для буксировки после прибытия буксира. За простой тяги сверх этого времени буксировщик вправе взыскать с другого контрагента штрафные санкции.
Со своей стороны, буксировщик прежде всего обязан подать тягу в установленный срок и в заранее определенное место для осуществления буксировки. Необходимо также, чтобы по своим техническим данным буксирующее судно соответствовало требованиям конкретной буксировки, а на морском транспорте — и общему требованию мореходности. Однако в отличие от владельца буксируемого судна владелец буксирующего судна не несет ответственности за скрытые, т. е. такие недостатки, которые не могли быть обнаружены, несмотря на проявленную им должную заботливость.
Далее, буксировщик обязан осмотреть передаваемое ему судно с точки зрения годности к плаванию и к буксировке. Обнаружив дефекты, он должен потребовать их устранения, причем необходимое для этого время рассматривается как просрочка, допущенная владельцем буксируемого судна. Наряду с состоянием судна проверяются документы, при отсутствии которых буксировка судна исключена, а на речном транспорте — также правильность данных, указанных в накладной.
Наконец, буксировщик обязан выполнить саму буксировку в соответствии с условиями заключенного договора. В процессе ее осуществления должны быть соблюдены требования, предъявляемые к безопасности плавания вообще, в том числе особые требования, обусловленные тем, что по морскому или речному пути судно передвигается не обособленно, а имея на буксире другой плавучий объект. Что же касается сроков завершения буксировки, то они определяются либо в договоре, либо в соответствии с существующими техническими нормами.
Поскольку буксируемое судно — самостоятельный объект на плаву, важно установить, кто должен управлять им, обеспечивать его припасами, следить за сохранностью находящегося на нем груза, выполнять необходимые во время буксировки работы по текущему ремонту и т. п. Ответ на поставленный вопрос зависит от способа юридического оформления буксировки судов.
Первый способ характеризуется тем, что владелец буксируемого судна передает его (иногда вместе с грузом) на полное попечение буксировщика. Вследствие этого буксировка не превращается, конечно, в перевозку судна вместе с находящимся на нем грузом, ибо владелец буксируемого судна и в данном случае должен подготовить его к плаванию именно как судно, как плавучее сооружение, обеспечив припасами, оснасткой и т. п. Однако действия, относящиеся уже не только к буксировке, но и к текущему содержанию буксируемого судна и находящегося на нем имущества, совершает буксировщик, отвечая за убытки, причиненные этими действиями по его вине. За случайные обстоятельства, а также за последствия ненадлежащего исполнения своих обязанностей другим контрагентом: (необеспечение годности буксируемого судна к плаванию, буксировке и др.) он ответственности не несет.
Второй способ заключается в том, что владелец сдает к буксировке судно вместе с укомплектованным им экипажем. Тогда буксировщик выполняет буксировку, но не работы по текущему содержанию буксируемого судна и находящегося на нем груза. Соответственно ограничивается и круг действий, за которые отвечает буксировщик. Но при наличии не буксируемом судне команды контрагента должны быть определены ее взаимоотношения с капитаном судна буксировщика.
На речном транспорте действует императивное правило, согласно которому начальник экипажа буксируемого судна подчиняется капитану судна буксировщика в оперативном отношении, т. е. в связи с операциями по буксировке, а не по текущему содержанию судна. Он обязан точно и своевременно выполнять указания капитана судна буксировщика по управлению судном и обеспечивать постоянную вахту для выполнения этих указаний, а также наблюдения за состоянием судна и подачи установленных сигналов. О каждой аварии буксируемого судна начальник его экипажа должен составить акт совместно с капитаном буксирующего судна (ст. 135 УВВТ). Ответственность за вред, причиненный самому буксируемому судну в результате недолжного осуществления буксировки, а также находящимся на нем людям и имуществу, несет буксировщик даже при наличии оперативно подчиненного ему экипажа на буксируемом судне.
На морском транспорте тот же вопрос получает альтернативное разрешение в ст. ст. 192 и 193 КТМ, которые допускают не только управление буксируемого судна буксирующим, но и наоборот — подчинение буксирующего судна буксируемому. Если общее управление осуществляет буксировщик, то, не доказав своей невиновности, он должен возместить вред, причиненный в результате буксировки буксируемому судну, а также находящемуся на нем имуществу. При возложении управленческих функций на буксируемое судно его владелец отвечает за аналогичные последствия, наступившие на судне буксировщика, если не докажет своей невиновности. Однако норма, презюмирующая вину и ответственность того, кто управляет буксировкой в целом, диспозитивна. Стороны вправе договориться об ином, например, о том, что и в подобных случаях предполагается вина экипажа судна (буксируемого или буксирующего), на котором возник ущерб, или что исключается ответственность за простую неосторожность, либо, наоборот вводится ответственность за случай. Но оговорки подобного рода в отношениях между советскими контрагентами по морской буксировке на практике не применяются.
Буксировка плотов. Законодательство, действующее как на морском, так и на речном транспорте, рассматривает плот в качестве плавучего сооружения из бревен. Такое определение плота существенно потому, что позволяет отграничить договор буксировки от договора перевозки грузов и оказывает решающее влияние на распределение обязанностей между сторонами именно как участниками отношений по буксировке.
Буксировка плотов является плановым договором с применением к ней тех же принципов планирования, которые действуют в области перевозки грузов. Планированием охватывается весь навигационный период, который на морском транспорте для буксировки леса в плотах начинается с 15 мая и длится не позднее 10 сентября.
Если письменное оформление морской буксировки вообще не обязательно, то при буксировке плотов как по речному, так и по морскому пути должна быть соблюдена письменная форма. Владелец плота заполняет накладную, вручаемую буксировщику в обмен на квитанцию, причем составитель накладной несет всю полноту ответственности за правильность указанных в ней данных. К накладной прилагается спецификация, в которой фиксируются количество сплоточных единиц, сорта, породы, размер и количество леса в кубических метрах, а также фактура с полным и точным описанием такелажа, инвентаря и оборудования, находящегося при плоте. На морском транспорте применяется не только накладная, но и коносамент, а отправитель обязан также выдать буксировщику письменную справку о соблюдении им действующих технических условий сплотки.
В договоре буксировки плотов участвуют буксировщик, отправитель и получатель. В качестве буксировщика выступает морское или речное пароходство, а отправителями или получателями являются лесосплавные организации.
Обязанности отправителя подразделяются на выполняемые до или во время подачи плота к буксировке и относящиеся к самой буксировке.
До начала буксировки отправитель обязан оборудовать причальные устройства на лесостоянках, в пунктах отправления и переформирования плотов, а в пункте назначения они оборудуются получателем. Плот должен быть снабжен необходимыми припасами и приведен в состояние годности к безопасному плаванию и к буксировке с соблюдением технических правил сплотки, формирования и оснастки плотов. Плоты, следующие в один пункт, но для разных получателей, формируются с учетом предстоящей их расчалки, которую осуществляет плотокоманда, а после расчалки они устанавливаются к причалу буксировщиком. На отправителя возлагается обязанность обеспечить плот командой, подчиненной в оперативном отношении капитану судна буксировщика. При морской буксировке плотокоманда находится на буксирующем судне, а при речной — на самом плоту, за исключением случаев, когда ее пребывание на плоту опасно в конкретных условиях буксировки. Кроме того, по речному пути плот может буксироваться и без команды, если на соответствующих участках нет необходимости в специальном управлении плотом. Плата за буксировку вносится на обоих видах транспорта до момента фактической сдачи плота буксировщику.
Отправитель обязан осуществить выводку плотов к пункту, где они могут быть приняты к буксировке. На морском транспорте место и сроки выводки определяются соглашением сторон, а на речном — место указывается в соглашении и сроки — в календарном графике. При речной буксировке отправитель не позже чем за 6—18 часов до наступления срока, указанного в графике, предъявляет плоты для осмотра капитану буксирующего судна, а если плот к буксировке не готов, предупреждает об этом буксировщика за сутки с одновременным сообщением срока готовности. Нормы морского права подобных правил не формулируют, и сроки предъявления плота для осмотра обусловливаются соглашением сторон. Вместе с тем согласно законодательству о морской буксировке срок бесплатной стоянки прибывшей тяги составляет 2 часа, а стоянка сверх этого времени влечет взыскание штрафа с отправителя и в пункте назначения — с получателя.
Во время буксировки плотокоманда обязана принимать меры к сохранению плота, предупреждению аварий, выполнению необходимого текущего ремонта. Подчиненная в оперативном отношении капитану буксирующего судна, она должна выполнять все его распоряжения по буксировке. При выполнении других возлагаемых на нее функций плотокоманда вполне самостоятельна. Если в пути для прохождения трудных участков (мосты, шлюзы и т. п.) появляется потребность в расчалке, счаливании или спаривании плотов, эта работа под руководством капитана буксирующего судна выполняется сообща командой данного судна и плотокомандой.
Обязанности буксировщика также подразделяются на определенные группы соответственно периоду, предшествующему буксировке, сопутствующему и следующему за ней.
До начала буксировки буксировщик осматривает плот, в связи с чем в пунктах формирования плотов у него должны быть представители, своевременно направляемые к месту осмотра. Плот осматривается по его внешнему виду. При этом проверяются документы, оборудование, соответствие количества такелажа данным, указанным в документах, а состояния плота — действующим техническим условиям сплотки и формирования плотов, крепления же — существующим правилам. Выявляется также количество сплоточных единиц, образующих так называемый воз, т. е. в целом объект, находящийся на буксире. Негодные единицы выводятся из воза и подлежат замене, а при ее неосуществимости плата все равно вносится за целую тарифную единицу (тарифную норму), т. е. стандартную меру, установленную для одного воза. Если она превышена, расчеты осуществляются по фактической величине воза, а оплата воза, не достигающего меры, взыскивается по установленной тарифной норме. Существенное значение для речной буксировки приобретают габариты плота, проверяемые при приеме его к буксировке. Габариты устанавливаются речным пароходством не более чем на три периода в пределах одной навигации с учетом глубины воды в реке. О введении новых габаритов лесосплавные организации уведомляются не позже чем за 5 дней. В случаях, когда уведомление о переходе к новым габаритам запоздало и потому потребовалось произвести переплотку, вызванные ею расходы относятся на счет пароходства.
При морской буксировке результаты осмотра отмечаются в накладной. В отношениях по речной буксировке они фиксируются в техническом акте с отражением выявленных дефектов и предоставлением отправителю срока для их ликвидации, а после того как они будут устранены, в акте делается отметка о готовности плота к буксировке. Но и после осмотра представителем пароходства капитан буксирующего судна до приема плота на гак вновь проверяет его, отдавая распоряжение устранить выявленные дефекты.
Во время буксировки основная задача буксировщика состоит в том, чтобы обеспечить ее безопасность, соблюдая правила плавания и предупреждая удары, навалы, столкновения, посадку плота на мель. Нормы морского законодательства, возлагая такую обязанность на буксировщика, ограничиваются лишь общим указанием о том, что капитан буксирующего судна должен принять все меры в пути для сохранения плота и силами подчиненной ему команды оказывать необходимую помощь лицам, обслуживающим плот. Законодательство, действующее на речном транспорте, формулирует и специальные правила на случаи аварий в пути. При возникновении аварии все нужные меры принимает капитан буксирующего судна, которому оказывают помощь плотокоманда, расположенные вблизи речные пароходства, лесосплавные организации и леспромхозы. Сборку распущенной древесины осуществляет речное пароходство, кроме тех участков, где выполнение этой работы возлагается на лесосплавные организации. О невозможности собрать распущенную древесину, наступившей по независящей от буксировщика причине, судоходная инспекция и владелец плота составляют акт, а собранная древесина доставляется в пункт назначения. О происшедшей аварии также должен быть составлен акт, подписываемый капитаном буксирующего судна и начальником плотокоманды.
Иногда вследствие случайных обстоятельств либо даже по вине одного из контрагентов приходится прекращать начатую буксировку. Если это может быть вменено в вину буксировщику или вызвано случаем, отправителю возвращается плата, пропорциональная оставшемуся пути, а при прочих обстоятельствах право на возврат части провозной платы отправителю не принадлежит.
В пункт назначения плот должен быть доставлен в установленный срок. На речном транспорте сроки доставки плотов устанавливаются в соответствии с техническими нормами, которые для различных рек в разных величинах определяют число километров, подлежащих прохождению за каждые сутки в процессе буксировки, с добавлением дополнительного времени для переформирования, прохождения через шлюзы и т. п. В отношениях по речной буксировке получатель должен быть уведомлен о предстоящем прибытии плота за сутки при транзитной буксировке и за 6 часов при местной. Если буксировщик не выполнит этой обязанности и поставит плот в избранное им место, получатель вправе требовать, чтобы плот был переставлен к месту, им указанному. Со своей стороны, получатель обязан своевременно встретить буксировщика, указать место постановки плота и к моменту прибытия направить рабочих для его закрепления. Разводка прибывших плотов и их доставка потребителю осуществляются лесосплавными организациями.
После завершения буксировки оформляется ее окончание. На речном транспорте об этом составляют акт, подписываемый получателем и капитаном буксирующего судна. О получении древесины, прибывшей без повреждений, получатель расписывается в дорожной ведомости. Относительно недостач древесины и такелажа или их повреждения составляется коммерческий акт, служащий основанием для последующего предъявления претензий к буксировщику.
Ответственность сторон в области речной и морской буксировки плотов подчиняется тем же правилам, которые установлены для ответственности участников перевозки грузов. Можно указать только на действующие здесь две специфические нормы. Во-первых, за переадресовку плотов взыскивается штраф — согласно ст. 137 УВВТ в размере 1 р. 50 к. с тонны древесины и в соответствии с п. 15 Правил морской буксировки плотов в размере 10 руб. с фестместра, т. е. с кубического метра плотной древесной массы. Во-вторых, ст. 185 УВВТ устанавливает, что при возложении на отправителя или пароходство ответственности за невыполнение месячного плана учитывается и количество древесины в плотах, отбуксированное сверх плана в течение предыдущего месяца.
Сроки предъявления претензий и исков, установленные для перевозок грузов, распространяются и на споры по всем видам буксировки. Они начинают течь: на речном транспорте — со дня завершения буксировки (п. «з» ст. 224 УВВТ), а на морском — соответственно правилам, применяемым к спорам по перевозкам (ст. 300 КТМ).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Общее учение об обязательствах
- Раздел I возникновение обязательств
- Глава 1.
- Понятие и основания возникновения обязательств
- § 1. Понятие и элементы обязательства
- § 2. Основания возникновения и система обязательств
- Глава 2 договор как основание возникновения обязательств
- § 1. Содержание и виды договоров
- § 2. Хозяйственный договор
- § 3. Заключение договоров
- Раздел II действие обязательств
- Глава 1.
- Исполнение обязательств
- § 1. Принципы исполнения обязательств
- § 2. Субъекты исполнения
- § 3. Место и время исполнения
- § 4. Предмет и способ исполнения
- Глава 2 ответственность за нарушение обязательства
- § I. Понятие и формы гражданско-правовой ответственности
- §2. Гражданское правонарушение как основание гражданско-правовой ответственности
- Глава 3. Обеспечение обязательств
- § 1. Понятие и способы обеспечения обязательств
- § 2. Отдельные способы обеспечения обязательств
- Глава 4. Прекращение обязательств
- § I. Понятие и система оснований прекращения обязательств
- § 2. Отдельные основания прекращения обязательств
- Отдельные виды обязательств
- Раздел I обязательства по возмездной реализации имущества вводные положения
- Глава 1. Договор купли-продажи
- § 1. Общие правила о купле-продаже
- § 2. Разновидности договора купли-продажи
- Глава 2. Договор поставки
- § 1. Понятие и источники правового регулирования договора поставки
- § 2. Плановые предпосылки, структура договорных связей и порядок заключения договоров поставки
- § 3. Элементы договора поставки
- § 4. Имущественная ответственность
- § 5. Договоры, примыкающие к поставке.
- Глава 3. Договор контрактации
- §1. Юридические формы государственной закупки сельскохозяйственной продукции.
- § 2. Элементы договора контрактации
- Глава 4. Договор пожизненного содержания
- § 1. Понятие и правовые особенности договора пожизненного содержания
- § 2. Элементы договора пожизненного содержания
- Раздел II обязательства по передаче имущества в возмездное пользование вводные положения
- Глава 1. Договор имущественного найма
- § 1. Понятие и порядок заключения договора имущественного найма
- § 2. Элементы договора имущественного найма
- Глава 2. Жилищные обязательства
- § 1. Понятие и виды жилищных обязательств
- § 2. Возникновение жилищных обязательств
- § 3. Элементы жилищного обязательства
- § 4. Прекращение жилищного обязательства
- § 5. Выселение
- Раздел III обязательства по безвозмездной передаче имущества в собственность или в пользование вводные положения
- Глава 1. Договор дарения
- § 1. Понятие и правовое регулирование договора дарения
- § 2. Элементы договора дарения
- Глава 2. Договор ссуды
- § 1. Понятие и правовое регулирование договора ссуды
- § 2. Элементы договора ссуды
- Раздел IV обязательства по производству работ вводные положения
- Глава 1. Договор подряда
- § 1. Общие положения о подряде
- § 2. Договор бытового заказа
- Глава 2. Договор подряда на капитальное строительство
- § 1. Понятие и источники правового регулирования договора подряда на капитальное строительство
- § 2. Плановые предпосылки, структура договорных связей и порядок заключения договоров подряда на капитальное строительство
- § 3. Элементы договора подряда на капитальное строительство
- § 4. Имущественная ответственность
- § 5. Договоры, примыкающие к подряду
- Раздел V обязательства по оказанию услуг вводные положения
- Глава 1 договор хранения
- § 1. Понятие и источники правового регулирования договора хранения
- § 2. Элементы договора хранения
- Глава 2. Договор поручения
- § 1. Понятие и область применения договора поручения
- § 2. Элементы договора поручения
- Глава 3 договор комиссии
- § 1. Общие правила о договоре комиссии
- § 2. Специальные разновидности договора комиссии
- Глава 4 договор экспедиции
- § 1. Понятие и источники правового регулирования договора экспедиции
- § 2. Элементы договора экспедиции
- Раздел VI обязательства по перевозкам вводные положения
- Глава 1 договор перевозки грузов
- § 1. Понятие и виды договоров перевозки грузов
- § 2. План и договор в отношениях по перевозке грузов
- § 3. Элементы обязательства по перевозке грузов
- § 4. Имущественная ответственность
- Глава 2 договоры перевозки пассажиров и багажа
- § 1. Договор перевозки пассажиров
- § 2. Договор перевозки багажа
- Глава 3 договор буксировки
- § 1. Понятие и виды договора буксировки
- § 2. Правовое регулирование отношений по буксировке
- Раздел VII обязательства по кредиту и расчетам вводные положения
- Глава 1 обязательства по кредитованию с участием граждан
- § 1. Договор займа
- § 2. Банковское кредитование индивидуального жилищного строительства
- § 3. Операции по вкладам в сберегательных кассах
- Глава 2 обязательства по кредитованию социалистических организаций
- § 1. Банковское кредитование социалистических организаций
- § 2. Вексель
- Глава 3 обязательства по денежным расчетам
- § 1. Договор банковского счета
- § 2. Формы расчетов между социалистическими организациями
- § 3. Поощрения и санкции
- Раздел VIII обязательства по страхованию вводные положения
- Глава 1 страховое правоотношение
- § 1. Понятие и элементы страхового правоотношения
- § 2. Охрана страховых правоотношений
- Глава 2 отдельные виды страхования
- § I. Имущественное страхование
- § 2. Личное страхование
- Раздел IX обязательства по совместной деятельности вводные положения
- Глава 1 договор о совместной деятельности в отношениях между гражданами
- § 1. Понятие и правовое регулирование договора о совместной деятельности в отношениях между гражданами
- § 2. Элементы договора
- Глава 2 договор о совместной деятельности в отношениях между социалистическими организациями
- § 1. Правовое регулирование договора о совместной деятельности в отношениях между социалистическими организациями
- § 2. Осуществление деятельности межколхозных организаций
- Раздел X обязательства, возникающие из односторонних действий вводные положения
- Глава 1 односторонние сделки как основание возникновения обязательств
- § 1. Особенности и виды односторонних сделок как оснований возникновения обязательств
- § 2. Публичное обещание награды
- Глава 2 конкурс
- § 1. Понятие и правовое регулирование конкурса
- § 2. Элементы конкурсного обязательства
- Раздел XI охранительные обязательства вводные положения
- Глава 1 обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
- § 1. Условия ответственности за причинение вреда
- § 2. Объем ответственности
- § 3. Ответственность за причинение увечья и смерти
- Глава 2 обязательства, возникающие вследствие спасания социалистического имущества
- § 1. Правовое регулирование и сфера применения обязательств, возникающих вследствие спасания социалистического имущества
- § 2. Условия возникновения и содержание обязательств, возникающих вследствие спасания социалистического имущества
- Глава 3 обязательства, возникающие вследствие неосновательного приобретения или сбережения имущества
- § 1. Правовое регулирование обязательств по возврату неосновательно приобретенного имущества
- § 2. Конкуренция исков и изменение требований