14. Российская Федерация – светское государство.
В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством.
Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не в праве оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объедине ний) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии господствующей является англиканская церковь, в Израиле - иудейская религия и т. п. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.).
Противоположность светскому государству составляет теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким государством сегодня является Ватикан. В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных
догматов. Таким государством является, например, Иран. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции Российской Федерации «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает Закон
Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», где сказано, что все религии и религиозные объединения равны перед законом государства, и ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т. е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.
Отделение религиозных объединений от государства несовместимо с каким-либо их участием в государственной деятельности, как, например, освящение открываемых государственных учреждений и предприятий, выпускаемой ими продукции и т. п., а равно помещение в нем тех или иных законов религиозной символики. Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их
собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях».
Согласно этому закону религиозное объединение - добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры.
Исповедание и распространение веды включает в себя совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую деятельность, паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими
вероучениями и предусмотренную уставом данного объединения.
Религиозное объединение совершеннолетних граждан, в состав которого входит не менее 10 человек, пользуется правом Юридического лица. Оно вправе проводить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы. Религиозные объединения пользуются исключительным правом учреждения предприятий по производству богослужебной литературы и предметов культа.
Они вправе устанавливать и поддерживать международные связи и прямые контакты. В их собственности могут находиться здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для деятельности. Религиозные объединения имеют право собственности на имущество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, завещанное гражданами. Имущественные и финансовые объединения, а также все виды денежных поступлений от граждан не подлежат налогообложению.
Религиозные объединения граждан могут принимать участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством. По просьбам массовых религиозных объединений органы государственной власти в Российской Федерации вправе принимать решения об объявлении дней больших религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями, например, Рождество Христово, рял мусульманских религиозных праздников.
Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федерации, созданию параллельных структур власти.
Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.
- 12. Порядок пересмотра Конституции рф.
- 14. Российская Федерация – светское государство.
- 15. Российская Федерация – суверенное государство.
- 16. Политическая основа конституционного строя рф.
- 17. Субъекты инициативы проведения референдума.
- 18. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум.
- 9. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
- 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
- 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
- 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
- 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
- 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
- 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
- Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
- Различают следующие виды общественных объединений:
- Общественная организация
- Общественный фонд
- 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
- 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
- 26. Принципы правового статуса личности.
- 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
- 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
- 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
- 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
- 32. Институт уполномоченного по правам человека в рф.
- 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
- 34. Гражданство как правовой институт и как правовое состояние.
- 35. Принципы российского гражданства.
- 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
- 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
- 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
- 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
- 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
- 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
- 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
- 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 46. Беженцы: понятие, статус.
- 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
- 48. Понятие и формы государственного устройства.
- 49. Принципы федеративного устройства рф.
- 50. Компетенция Российской Федерации.
- 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
- 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
- 53. Область, край как субъекты рф.
- 56. Система органов местного самоуправления.
- 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
- 58. Понятие и виды избирательных систем.
- 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
- 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
- 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
- 62. Правовой статус Президента рф.
- 63. Порядок избрания Президента рф.
- 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
- 65. Компетенция Президента рф.
- 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
- 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
- 68. Состав и структура Государственной думы рф.
- 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
- 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
- 71. Компетенция Государственной думы рф.
- 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
- 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
- 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
- 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
- 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
- 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
- 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
- 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
- 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
- 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
- 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
- Структура и порядок формирования
- 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
- 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
- 86. Полномочия Конституционного суда рф.
- 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
- 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
- 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
- 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.