16. Политическая основа конституционного строя рф.
Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества, исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.
На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.
В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).
Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
- 12. Порядок пересмотра Конституции рф.
- 14. Российская Федерация – светское государство.
- 15. Российская Федерация – суверенное государство.
- 16. Политическая основа конституционного строя рф.
- 17. Субъекты инициативы проведения референдума.
- 18. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум.
- 9. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
- 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
- 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
- 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
- 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
- 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
- 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
- Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
- Различают следующие виды общественных объединений:
- Общественная организация
- Общественный фонд
- 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
- 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
- 26. Принципы правового статуса личности.
- 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
- 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
- 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
- 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
- 32. Институт уполномоченного по правам человека в рф.
- 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
- 34. Гражданство как правовой институт и как правовое состояние.
- 35. Принципы российского гражданства.
- 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
- 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
- 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
- 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
- 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
- 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
- 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
- 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 46. Беженцы: понятие, статус.
- 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
- 48. Понятие и формы государственного устройства.
- 49. Принципы федеративного устройства рф.
- 50. Компетенция Российской Федерации.
- 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
- 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
- 53. Область, край как субъекты рф.
- 56. Система органов местного самоуправления.
- 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
- 58. Понятие и виды избирательных систем.
- 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
- 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
- 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
- 62. Правовой статус Президента рф.
- 63. Порядок избрания Президента рф.
- 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
- 65. Компетенция Президента рф.
- 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
- 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
- 68. Состав и структура Государственной думы рф.
- 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
- 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
- 71. Компетенция Государственной думы рф.
- 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
- 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
- 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
- 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
- 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
- 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
- 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
- 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
- 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
- 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
- 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
- Структура и порядок формирования
- 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
- 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
- 86. Полномочия Конституционного суда рф.
- 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
- 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
- 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
- 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.