logo
вопросы к зачету по Конституционному праву

79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.

В состав Совета Федерации (СФ) входят по 2 члена от каждого субъекта РФ, т. е. всего должно быть 178 членов.

Полномочия члена СФ прекращаются одновременно с прекращением полномочий органа (должностного лица), назначившего его (законодательного органа государственной власти субъекта РФ либо высшего должностного лица субъекта РФ).

Из своего состава СФ избирает Председателя палаты и его заместителей (в том числе первого заместителя), которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты, подписывают постановления и иные акты палаты. Председатель СФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть избран пожизненным Почетным Председателем СФ, к Почетному Председателю СФ приравнивается первый Председатель СФ. Председатель СФ и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ.

В состав Совета палаты входят Председатель СФ и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий СФ.

Совет палаты решает ряд вопросов организационного характера (в частности, утверждает ежемесячный график заседаний СФ, рассматривает проект повестки дня СФ, принимает решение о проведении парламентских слушаний). СФ вправе отменить решение Совета палаты.

Из состава членов палаты СФ образует комитеты, постоянные комиссии, а также временные комиссии для работы с принятыми Государственной Думой законами, подготовки законодательных инициатив СФ и решения других вопросов, отнесенных к компетенции СФ. Каждый член СФ, кроме Председателя палаты и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов СФ. Председатель СФ и его заместители вправе быть членами временных комиссий СФ. Председатели комитетов и комиссий и их заместители назначаются палатой. Компетенция СФ:

1. Принятие решений об одобрении законов, принятых Государственной Думой, либо их отклонении.

2. Выступление с законодательной инициативой.

3. Утверждение изменения границ между субъектами РФ. 4. Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения. 5. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. 6. Назначение выборов Президента РФ. 7. Отрешение Президента РФ от должности. 8. Назначение на должность по представлению Президента РФ, судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, судей Высшего Арбитражного Суда РФ. 9. Назначение на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ. 10. Назначение на должность и освобождение от должности, по представлению Президента РФ, Генерального прокурора РФ. 11. Назначение на должность заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. 12. Обращение в Конституционный Суд РФ (в том числе с запросом об официальном толковании Конституции РФ).

Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания РФ (СФ) в основном определяется ее Регламентом (утверждается постановлением СФ).

СФ работает отдельно от Государственной Думы, вместе палаты Федерального Собрания РФ собираются для заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

По общему правилу заседания СФ являются открытыми, по решению палаты заседание СФ может быть проведено и в закрытом режиме (также возможно закрытое заседание комитета и комиссии СФ).

Первое заседание СФ (до избрания Председателя СФ) открывает и ведет старейший по возрасту член СФ. По общему правилу заседание СФ ведет Председатель СФ либо его заместитель (избираемые СФ из своего состава).

В СФ создается Совет палаты (в состав которого входят Председатель СФ и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий СФ). Совет палаты занимается организацией деятельности СФ.

В СФ из числа членов верхней палаты создаются комитеты, постоянные комиссии, а также временные комиссии. Эти органы занимаются, в частности, разработкой и предварительным рассмотрением законопроектов, вносимых СФ в порядке законодательной инициативы, осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой ФЗ, переданным в СФ для получения одобрения верхней палаты Федерального Собрания РФ.

Заседание СФ начинается с поименной регистрации присутствующих членов палаты (их должно быть более половины от общего числа членов СФ). В случае грубости председательствующий может предупредить выступающего, в случае повторного нарушения – лишить слова на весь день заседания СФ, он же следит за соблюдением ограничений по времени, установленных Регламентом СФ.

Первоочередному рассмотрению на заседании СФ (в приведенном порядке) подлежат: послания и обращения Президента РФ; проекты актов СФ по вопросам ведения палаты; проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, ФКЗ, одобренные Государственной Думой; ФЗ, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в СФ; предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; предложения о направлении запросов СФ в КС РФ.

По каждому вопросу повестки дня заседания СФ сначала заслушивается доклад, потом ведутся прения.

Рассмотрение вопросов на заседании СФ завершается принятием решения путем голосования. Голосование может быть открытым (в том числе поименным) либо тайным, может осуществляться как с использованием электронной системы подсчета голосов (как открытое, так и тайное), так и без такового (в том числе с использованием бюллетеней).

Решение принимается большинством голосов от общего числа членов СФ, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или Регламентом палаты (напр., для повторного принятия отклоненного Президентом РФ ФЗ, принятого Федеральным Собранием РФ, необходимо квалифицированное большинство в 2/3 голосов членов СФ). По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов членов СФ, принявших участие в голосовании.