logo search
ИГПЗС2

Развитие норм международного права в XIX-XX вв.

На рубеже XIX-XX веков международное право было в значительной мере правом войны (первая (1899г.) и вторая (1907) Гаагские конференции мира – осуществлена кодификация законов и обычаев войны). Тем не менее, в указанный период был накоплен нормативный материал, заложены начала международно-правового сознания. Положительное: закрепляются в национальном праве привилегии иностранных дипломатов; устанавливается правовой режим иностранцев; в некоторых странах утверждается доктрина «общепризнанные нормы международного права – часть права страны»; международное право начинают изучать в университетах. По окончании Первой мировой войны, возникли широкие общественные движения, которые требовали внести коренные изменения в механизм управления международными отношениями. В 1919 году державы-победительницы учредили первую всеобщую политическую организацию, призванную обеспечить мир и сотрудничество между государствами – Лигу Наций (уставной документ - Статут). Положительное: ставилась задача «установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов»; в соответствии со Статутом в 1922 году была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд. Главный недостаток – практически узаконил колониализм. Говоря о первых международных документах, содержащих принципы международного права, нельзя не коснуться Декрета о мире 1917 г. молодой Советской республики: грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества; выдвигались требования ликвидации колониальных отношений; провозглашалось право народов на самоопределение и т.д. Среди аналогичных документов других стран особо можно выделить так называемые 14 пунктов Президента США В.Вильсона: свобода международной торговли; - сокращение вооружений; передел колоний и территориальные проблемы Европы; создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств. В условиях полной изоляции Россия активизировала дипломатическую деятельность, добиваясь улучшения международной обстановки: на первой международной конференции с ее участием (Генуя 1921г.) было предложено всеобщее мирное урегулирование на всемирном конгрессе, созванном на основе равенства всех народов и дополнить законы и обычаи войны запрещением ее наиболее варварских форм, включая ядовитые газы; Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств; Парижский пакт 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики (пакт Бриана- Келлога), согласно которому война допустима только в общих интересах государства, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться мирными средствами(как известно международное право того времени признавало войну законным инструментом национальной политики); Женевская конференция 1932 года по разоружению.

Однако, не смотря на принятие такого количество документов по поддержанию мира, мир катился к новой мировой войне, и многие страны не останавливались перед нарушением международного права для удовлетворения своих интересов: Япония, Германия и Италия выходят из Лиги Наций и совершают один акт агрессии за другим; Мюнхенское соглашение 1938 года между Германией, Великобританией и Францией решает судьбу Чехословакии; нападение СССР на Финляндию; нападением в 1939 г. на Польшу Германия развязывает Вторую мировую войну. В отличие от довоенного времени, в период войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. На совещаниях антигитлеровской коалиции поимо принятия решений по координации военных усилий решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права: на англо-советско-американской конференции 1943 года в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей1 международной организации, основанной на принципе суверенного равенства; на Ялтинской конференции руководителей трех держав 1945 г. были решены многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней, послевоенное урегулирование в Европе, репарации – одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту (отличается от контрибуции – дани победителю,, которая действовала на практике до 1919г)); на конференции Объединенных Наций в июне 1945 г. в Сан-Франциско был принят Устав ООН В такой сложной политической и экономической обстановке происходило становление современного международного права. Основа современного права была заложена Уставом ООН: в основу международного права был положен принцип сотрудничества; порвал с легализацией колониального угнетения; определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами и т.д. Вследствие чего: в международном праве появился новый институт императивных норм, т.е. таких норм, которые создаются международным сообществом в целом и от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; активное формирование национальных механизмов имплементации норм международного права – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство. С началом холодной войны достигнутый уровень международного сотрудничества был оставлен. Международные нормы нарушались государствами обоих враждебных лагерей (Вьетнам, Афганистан, Гренада и т.д.). Тем не менее, развитие международного права уже не могло остановиться:

- договор 1959 г. об Антарктиде;

Таким образом, история современного международного права как особой правовой системы, опирающейся на единые цели и принципы, начинается тогда, когда появляются необходимые материальные, духовные и политические условия и складывается глобальная система международных отношений, с которой связаны жизненно важный интересы всех народов. Эта система не может нормально функционировать без достаточно высокого уровня международно-правового регулирования. Чем выше развитие международной системы, тем больше необходимость в ее правовом регулировании.