Установление третьей республики во Франции и Конституция 1875 г.
Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и усилением реакции по всем направлениям. Во многих департаментах было введено осадное положение. В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности (по прусскому образцу). В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система. С лета 1871 г. вновь стали заявлять о своих претензиях на престол члены монархических династий. Благодаря прямой поддержке правительства усилилось влияние католической церкви. Политическая реакция взяла в свои руки и решение конституционных вопросов. Законом 31 августа 1871 г. вопреки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам и откровенным консерваторам, присвоило себе учредительные функции. Лишь сложная обстановка в стране вынудила собрание в качестве временной меры наделить Тьера как главу исполнительной власти титулом “президент Республики”. Фактически в это время Франция представляла собой “республику без республиканцев”, ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все основные министерства находились в руках противников республики. Сам термин “республика” почти перестал употребляться в официальных государственных документах. Осуществляя в первые годы государственное руководство в Третьей республике, монархисты, однако, не смогли на этот раз сокрушить республиканский строй. Этому помешали как внутренние разногласия в самом лагере монархистов, так и прежде всего изменения в политическом сознании французского общества. Даже убежденные консерваторы не могли более не считаться с укрепившимися республиканскими настроениями широких слоев населения. Республиканская форма правления открывала наибольшие возможности для укрепления разорванных при предшествующих режимах связей государства с гражданским обществом, для усиления влияния различных фракций буржуазии на политическую жизнь. Именно в таких условиях в 1875 г. Учредительное собр ание приняло конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием “президента Республики”) санкционировался и утверждался республиканский строй. Правда, не считаясь с изменившейся расстановкой политических сил, президент Мак-Магон предпринял в 1877 г. неудачную попытку государственного переворота. Она закончилась окончательным падением престижа монархистов, и в 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что “республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра”. Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная консерваторами, заметно отступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма. В ней не было Декларации или вводной части, содержавшей изложение принципов государственной власти, перечня прав и свобод граждан. Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, основанная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам. Учредительное собрание, которое всего лишь большинством в один голос подтвердило республиканский строй, стремилось создать систему государственных органов, напоминающих монархию. Именно поэтому избираемый на 7 лет и имеющий право переизбрания президент Республики наделялся многими прерогативами, которые к этому времени уже утерял английский король. Президент имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров. Влияние консерваторов нашло свое отражение и в организации законодательной власти. Последняя осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Конституция, таким образом, отводила Сенату, состав которого, естественно, был более консервативным, роль тормоза на пути радикального законодательства. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны). Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что “министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально — за их личные действия”. Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, пользующихся поддержкой большинства депутатов. Если пост президента Республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти. Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Из 40 млн. французов избирательным правом пользовались 12 млн. В еще большей степени несовершенство избирательной системы проявилось в самой организации выборов, которые проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набирал более 50% голосов избирателей в округе. Поскольку, как правило, ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, проводился второй тур голосования. На этот раз избранным считался кандидат, получивший относительное (по сравнению с другими кандидатами) большинство голосов. Избрание депутата относительным большинством голосов означало, что против него выступило подавляющее большинство избирателей округа.
- Экзаменационные вопросы по «История государства и права зарубежных стран»
- Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук.
- Теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран.
- Методология науки истории государства и права зарубежных стран.
- Периодизация истории государства и права зарубежных стран.
- Особенности возникновения и развития государства и права в странах Древнего Востока (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).
- Специфические черты политической организации древневосточных обществ. (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).
- Основные черты права в странах Древнего Востока. (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).
- Возникновение государства в Древнем Египте.
- Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим). Местное управление. Суд и судопроизводство в Древнем Египте.
- Возникновение государства в Месопотамии. Государства шумер и аккады.
- Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Древнего Вавилона. Суд и судопроизводство в Древнем Вавилоне.
- Правовое положение основных групп населения по Законам царя Хаммурапи.
- Возникновение государства в Древней Индии.
- Правовое положение отдельных групп населения в Древнеиндийском обществе по Законам Ману.
- Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим), местное управление, суд и судопроизводство в Древней Индии.
- Возникновение государства в Древнем Китае.
- Сословная структура Древнекитайского общества.
- Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Древнего Китая и значение реформ Шан Яна в его развитии. Суд и судебный процесс в Древнем Китае.
- Основные черты права в Древнем Египте.
- Источники права Древнего Вавилона.
- Правовое регулирование имущественных отношений по Законам царя Хаммурапи.
- Преступления и наказания по Законам царя Хаммурапи.
- Правовое регулирование брачно-семейных отношений по Законам царя Хаммурапи.
- Источники права Древней Индии.
- Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Ману.
- Преступления и наказания по Законам Ману.
- Правовое регулирование брачно-семейных отношений по Законам Ману.
- Право Древнего Китая (источники, основные институты, общая характеристика).
- Преступления и наказания в Древнем Китае.
- Правовое регулирование имущественных отношений в Древнем Китае.
- Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Китае.
- Возникновение государства в античном мире и полисная система.
- Возникновение государства в Древних Афинах (реформы Тесея и Солона).
- Развитие Афинского государства в VI в. До н.Э. (реформы Клисфена, Эфиальта, Перикла).
- Государственный строй в Афинах в V в. До н.Э.
- Общественный строй Древних Афин в V в до н.Э.
- Возникновение государства в Спарте.
- Особенности общественного строя в Спарте.
- Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Спарты.
- Периодизация истории государства в Древнем Риме.
- Возникновение государства в Древнем Риме (реформы Сервия Туллия).
- Общественный строй в Древнем Риме в период республики.
- Государственный строй в Древнем Риме в период республики.
- Общественный строй в Древнем Риме в период принципата.
- Государственный строй в Древнем Риме в период принципата.
- Общественный и государственный строй в Древнем Риме в период домината.
- Периодизация истории римского права.
- Римское право древнейшего периода (источники, основные институты, общая характеристика).
- Римское право классического периода (источники, основные институты, общая характеристика).
- Римское право постклассического периода (источники, основные институты, общая характеристика). Кодификация Юстиниана.
- Исторические формы гражданского процесса в Древнем Риме.
- Формирование феодального общества и государства у франков. Реформы Карла Мартелла и их значение.
- Периодизация истории средневекового государства во Франции.
- Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (система органов государственной власти, реформы Людовика IX, сословный строй).
- Образование сословно-представительной монархии во Франции XIV-XV вв. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
- Абсолютная монархия во Франции XVI-XVIII вв.
- Периодизация истории государства и права Германии.
- Образование сеньориальной монархии в Германии в IX-XII вв.
- Особенности сословной структуры средневекового общества в Германии IX-XII вв. (по Саксонскому зерцалу).
- Изменения в государственном строе Германии в XIII-XV вв. (учреждение рейхстага и общеимперского суда).
- Особенности сословно-представительной монархии в Германии в XIV-XV вв.
- Особенности абсолютной монархии в Германии в XVI-XVIII вв.
- Периодизация истории средневекового государства и права Англии.
- Формирование феодального общества и государства у англосаксов.
- Нормандское завоевание и его последствия в становлении сеньориальной монархии в Англии, реформы Генриха II.
- Особенности сословной структуры английского общества в XIII-XV вв.
- Государственный строй Англии в период сословно-представительной монархии в XIII-XV вв. (образование парламента).
- Особенности абсолютной монархии в Англии.
- Раннефеодальное право в странах Западной Европы (источники, основные институты).
- «Салическая правда» – важнейший памятник раннефеодального права в Западной Европе.
- Правовое регулирование имущественных отношений по «Салической правде».
- Правовое регулирование брачно-семейных отношений по «Салической правде».
- Преступления и наказания по «Салической правде».
- Суд и судебный процесс по «Салической правде».
- Право средневековой Франции (источники, основные институты, общая характеристика). Кутюмы Бовези – источник феодального права Франции.
- Право средневековой Германии (источники, основные институты, общая характеристика).
- «Каролина» – важнейший источник уголовного права Германии. Каролина 1532 г.
- «Саксонское зерцало» – важнейший памятник раннефеодального права Германии.
- «Золотая булла» и ее значение в укреплении олигархического строя в Германии.
- Право средневековой Англии (источники, основные институты, общая характеристика).
- Великая хартия вольностей 1215 г. И её значение в государственно-правовом развитии Англии.
- Возникновение государства у арабов. Арабский халифат
- Мусульманское право (источники, основные институты, общая характеристика).
- Средневековое государство и право Византии.
- Общественное самоуправление в Западной Европе. Города-республики. Городское право и его основные принципы.
- Римское право в средневековой Европе.
- Каноническое право римско-католической церкви в Западной Европе в средние века.
- Особенности образования и развития государства и права средневековой Японии.
- Голландская буржуазная революция и образование буржуазного государства в Голландии.
- Особенности и основные этапы английской буржуазной революции XVII в.
- Изменение формы английского государства в ходе революции.
- Протекторат о. Кромвеля и основные конституционные акты периода протектората (Орудие управления 1653 г., Акт об упразднении палаты феодальных сборов 1656 г.).
- Развитие конституционной монархии и становление «ответственного правительства» в Англии в XVIII в.
- Эволюция формы государства в Англии в XIV в. (избирательные реформы 1832, 1867, 1884 гг.) и утверждение парламентарной монархии.
- Формирование двухпартийной системы в Англии в XIX в.
- Реформы местного управления и суда в XIX в Англии.
- Британская колониальная империя (Акт о действительности колониальных законов 1865 г., Акт о британской Северной Америке 1867 г.) и её распад.
- Организация управления в североамериканских колониях Англии.
- Особенности и основные этапы американской буржуазной революции.
- Декларация независимости сша 4 июля 1776 г. И ее историческое значение.
- Конституционное законодательство в штатах в период революции (Конституция Вирджинии, Нью-Гэмпшира 1776 г.).
- Образование конфедерации сша (штаты конфедерации 1781 г.)
- Конституция сша 1787 г. (структура, принципы).
- Билль о правах 1791 г. И его историческое значение.
- Создание федерального государственного аппарата в сша (создание первых департаментов, Закон о судоустройстве 1789 г.)
- Образование двухпартийной системы сша в XIX в.
- Изменения в форме государственного устройства сша в XIX в. (территориальное расширение).
- Гражданская война 1861-1865 гг. В сша и ее последствия (Конституция южной конфедерации 1861 г., Закон о гомстедах 1862 г., поправки к Биллю)
- Великая французская буржуазная революция (особенности и основные этапы)
- Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г., ее историческое значение и принципы.
- Конституция Франции 1791 г. (структура, принципы, форма правления).
- Декларация прав человека и гражданина 1793 г. И её значение. Конституция Франции 1793 г. (принципы, система высших и местных органов власти).
- Государство и право Франции в период якобинской республики.
- Конституция Франции 1795 г., ее принципы, система высших органов и ее значение
- Государственный переворот 9 ноября 1799 г. И Конституция 1799 г., принципы, система органов власти, значение.
- Эволюция формы государственного устройства во Франции в период правления Наполеона Бонапарта и создание бюрократического государственного аппарата.
- Эволюция государственного строя Франции в первой пол. XIX в. (конституционные хартии 1814 г., 1830 г.).
- Февральская революция 1848 г. И установление второй республики во Франции (Конституция 1848 г., ее принципы, система органов власти).
- Восстановление второй империи во Франции и Конституция 1852 г.
- Государство и право Парижской коммуны 1871 г.
- Установление третьей республики во Франции и Конституция 1875 г.
- Французская колониальная империя.
- Падение «Священной римской империи германской нации» и исторические формы объединений германских государств в начале XIX в. Первые конституции германских государств в начале XIX в.
- Революция 1848 г. В Германии и общегерманская конституция 1849 г.
- Конституционная хартия Пруссии 1850 г., ее принципы, система высших органов, форма правления и значение.
- Борьба Пруссии за объединение Германии и создание Северо-Германского союза.
- Конституция Германской империи 1871 г., принципы, форма правления, значение
- Революция Мэйдзи и Конституция Японии 1889 г., ее принципы, система высших органов и значение.
- Война за независимость и образование латиноамериканских государств. Первые Конституции стран Латинской Америки и их основные черты.
- Государственно-политические последствия первой мировой войны.
- «Новый курс» Франклина Рузвельта и его последствия.
- Основные изменения в государственном аппарате сша в XX в.
- Поправки к Конституции сша и реформа избирательного права в XX в.
- Основные изменения в государственном строе сша (развитие конституционного принципа разделения властей, эволюция американского федерализма).
- 2. Усиление исполнительной власти, централизации ее в руках президента.
- 3. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.
- Эволюция партийной системы в Англии в конце XIX - XX вв.
- Реформа английского парламента в XX в. Автономизация территорий (Шотландия, Уэльс, Ирландия).
- Установление четвёртой республики во Франции и конституция 1946 г. (принципы, система высших органов власти) и ее значение.
- Установление пятой республики во Франции и конституция 1958 г. (принципы, система органов власти) и ее значение.
- Ноябрьская революция 1918 г. И установление режима Веймарской республики в Германии.
- Веймарская конституция 1919 г.
- Установление фашистского (нацистского) режима в Германии.
- Государственный и общественный строй фашистской Германии.
- Правовая политика фашисткой Германии.
- Режим оккупации в Германии (1945-1949 гг.) Создание фрг и гдр.
- Основной закон фрг 1949 г., (принципы, система высших органов власти) и его значение.
- Объединение Германии 1990 г.
- Установление фашистской диктатуры в Италии.
- Конституция Италии 1947 г.
- Становление и развитие национальных государств в Центральной и Юго-Восточной Европе в конце XIX - XX вв.
- Развитие государственно-политического строя Японии после второй мировой войны. Конституция Японии 1947 г.
- Революция 1911 г. В Китае и её последствия. Государственный строй и политический режим Гоминьдановской республики.
- Образование и развитие кнр.
- Развитие латиноамериканских государств в XX в.
- Развитие правовой системы Англии в XIX – XX вв.
- Французский гражданский кодекс 1804 г. (источники, принципы, основные институты).
- Уголовный кодекс Франции 1810 г. (источники, принципы, структура).
- Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808 г.
- Германское гражданское уложение 1896 г. (источники, принципы, основные институты).
- Уголовное уложение Германской империи 1871 г.
- Трудовое и социальное законодательство Германии в XIX-XX вв.
- Трудовое и социальное законодательство сша в XIX-XX вв.
- Трудовое и социальное законодательство Англии в XIX-XX вв.
- Трудовое и социальное законодательство Франции в XIX-XX вв.
- Антитрестовское (антимонопольное) законодательство сша в XIX-XX вв.
- Основные изменения в гражданском праве и брачно-семейном законодательстве в XIX-XX вв.
- Основные изменения в уголовном праве в XIX-XX вв.
- Развитие норм международного права в XIX-XX вв.