logo
ИГПЗС2

Специфические черты политической организации древневосточных обществ. (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы. Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти? Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом была раздробленность, а сильная централизованная власть – исключением.

Гос-во и право произошло из сельской общины. Происходили следующие процессы: общественное разделение труда, в результате которого земледелие отделилось от ремесла, следовательно: 1) необходим обмен 2) необходим обмен между общинами. В связи с совершенствованием трудовых навыков появляется прибавочный продукт. Эти процессы приводят к единству и силе общины. Черты характерные для восточных общин: 1)Определённая сложность социальной структуры общества. 2)Экономическая основа - общинная собственность над другими формами (государственной, храмовой). Появился новый источник дохода – налоги. Структура общества: Древний Египет: Несколько социальных групп, занимающих определённое положение в Древнем Египте. Основной производитель – земледелец-общинник; с прибавочным продуктом появляется родовая знать, а наряду с ней аристократия, всё пленные считаются рабами. Древний Вавилон: в законах Хаммурапи выделены две группы свободных членов общества: авилум и мушкенум. Основной производитель в гос-е – мушкенум. Авилумы – победители, мушкенум – покорённые. Вавилонские торговцы – царские слуги, организуют от имени государства торговлю. Основное место в обществе занимали жрецы – женщины. Существовало три категории: 1)верховные жрицы; 2)среднее звено, и те и другие, жили всё время в храме; 3)храмовая блудница (проститутка), таким образом, зарабатывали деньги для храма. Также существовали жрецы-мужчины, ораторы. Сформировалось особое сословие писцов – особая категория бюрократов. Обучение в школах велось жрецами. Древняя Индия: брахманы, шатри, шудры, вайшьи. По легенде брахманы были созданы из уст Брахмы, шатри их рук, вайшьи из бёдер, шудры из ступней. Каждая группа была полностью замкнутой, переход из одной в другую был невозможен. Общественный строй – варманный. Древний Китай: большая семья имела большое влияние в жизни китайцев. Опора родоплеменной знати было рангированное чиновничество. Рабство здесь не получило развития, оно носило семейный характер. Жизнью раба не могли распоряжаться, имел право на заработанное имущество, мог создавать семью. В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало. Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат.