logo
ИГПЗС2

Объединение Германии 1990 г.

Конституция ФРГ действует более продолжительное время, чем предшествующие германские основные законы. Конституционный строй ФРГ получил дополнительную правовую защиту посредством чрезвычайного законодательства 6070 гг., которое предусматривало насильственные меры в отношении лиц и организаций, пытающихся изменить существующий порядок, введения бундестагом особых состояний "напряженности" и "обороны". Номинально Основной закон ФРГ распространял свое действие и на восточную зону. Он адресовался ко всему германскому народу в целях осуществления "единства и свободы Германии". Восточная Германия, занятая в 1945 г. Вооруженными силами СССР, управлялась советской военной администрацией. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся в результате слияния коммунистической и социалдемократических партийных организаций. В сентябреоктябре 1946 г. в Восточной Германии были проведены выборы по Веймарской конституции 1919 г. в земельные парламенты (ландтаги) и органы местного самоуправления. Но в ответ на самоопределение Западной Германии Народный конгресс Восточной Германии, состоящий из представителей земель, в марте 1948 г. избрал Немецкий народный совет, который в октябре 1948 г. провозгласил образование Германской демократической республики (ГДР) и приступил к подготовке проекта Конституции СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР, что получило юридическое закрепление в Конституции ГДР 1949 г. В Основном законе ГДР было сказано, что вся власть исходит от народа и служит его "благу, свободе, миру и демократическому прогрессу". Конституция закрепляет экономические преобразования, осуществленные в ГДР, в том числе ликвидацию и недопущение в будущем частных монополистических объединений, конфискацию предприятий военных преступников, аграрную реформу. Она указывает на планирование народного хозяйства как на обязательное условие его дальнейшего подъема. Конституция закрепляет различные формы собственности (государственную, кооперативную, частную), но, однако, оговаривает, что содержание собственнических прав всецело определяется ее общественным предназначением: "Собственность обязывает" (ст. 2224). Допускалось принудительное отчуждение собственности в общественных интересах. Согласно Конституции за гражданами ГДР признавались демократические свободы и права, а также политический плюрализм в виде существования нескольких партий. Но главенствующей политической силой оставалась СЕПГ. Высшим органом государственной власти в ГДР была Народная палата, избираемая населением с 21 года в составе 400 депутатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Депутатские места распределялись по квоте между партиями: 117 мест  СЕПГ, по 52  другим. Избирались и заместители депутатов, которые занимали их места, если те переходили на другую работу. Народная палата вотировала бюджет, законодательствовала, осуществляла контроль за деятельностью правительства. Палата земель получила право протеста против закона, принятого народной палатой (в течение 14 дней). Однако окончательное решение предоставлялось последней. В 1952 г. поземельное территориальное деление ГДР было упразднено и палата земель прекратила свою деятельность. Парламент ГДР стал однопалатным. К компетенции парламента Конституция отнесла выборы президента. Он избирался на 4 года. В 1960 г. пост президента был упразднен и роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету, состав которого избирался Народной палатой на 4 года. Государственному совету поручалось формирование Национального совета обороны и осуществление контроля за местными органами власти. Правительство (Совет министров) ГДР образовывала фракция, имеющая большинство в парламенте. Последняя утверждала и программу правительства. В правительстве должны быть представлены все фракции палаты. Правительство ответственно перед Народной палатой. Конституция ГДР установила независимость судей, их выборность, публичность судебных заседаний и другие принципы демократического судоустройства и процесса. В конце 60х гг. СЕПГ объявила о построении в ГДР основ социализма. В 1968 г. в ГДР была принята новая конституция, в основу которой была положена концепция " демократии победившего социализма". Конституция 1968 г. сохранила сложившуюся систему органов государственной власти и управления. Более детализированным стал конституционный раздел о правах граждан, которые получили права на участие в социальной, политической и культурной жизни социалистического общества. В течение 20 последующих лет ГДР являлась наиболее развитым государство социалистического лагеря. В конце 80х гг. ГДР как и всю социалистическую систему охватил социально-экономический и политический кризис, в процессе которого руководство СЕПГ и правительство ГДР практически потеряли управление государством. Попытка высшего руководства ГДР стабилизировать положение с помощью диктаторских методов управления вызвали всеобщее недовольство общественности и исход граждан в ФРГ. В этих условиях определяющим для будущего Германии стал выдвинутый канцлером ФРГ Г. Колем план государственного объединения страны. СССР согласился с предложением ФРГ и прежних союзников о выводе советских войск с территории стран Восточной Европы, в частности ГДР. Создание новой единой Германии опиралось на договоры между ГДР и ФРГ (социальноэкономический и политический). 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как самостоятельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Исторически свершилось то, к чему Германия стремилась на протяжении нескольких веков. И только в конце 2 тысячелетия Германия стала единым и демократическим государством.