logo
ИГПЗС2

Государственный строй в Древнем Риме в период республики.

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.

Реально действовали два вида народных собраний:

  1. Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц;

  2. Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали законной инициативой и лишь голосовали. Кроме того, голосование было не единолично, а по центуриям и трибам.

Де-факто, центральным органом Римской республики был Сенат; в сфере законодательства все законопроекты обсуждал и закреплял Сенат. В сфере финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и мире.

Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались не конфликтовать с этим органом, т.к. надеялись после окончания полномочий войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры – должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры…

Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и экстраординарные, которые избирались или назначались в чрезвычайных условиях (децембиры, диктаторы).

Диктатор назначался по решению Сената на срок ≤ 6 месяцев с предоставлением неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе принципов:

Т.о. в Риме существовала аристократическая республика.