logo
ИГПЗС2

Изменения в государственном строе Германии в XIII-XV вв. (учреждение рейхстага и общеимперского суда).

      Государственное устройство (XIV-XVI в.в.). Высшее управление империей сосредотачивалось в руках курфюрстов. Булла предусматривала создание постоянно действующего органа - коллегии курфюрстов. Один раз в год созывался съезд коллегии для решения государственных дел. Коллегия получила право смещать императора и вершить суд над ним.

            Общегосударственным органом являлся  рейхстаг. Он сложился в XIV в. и состоял из 3х коллегий: 1) коллегии  курфюрстов, 2) коллегии графов, князей и свободных господ, 3) коллегии представителей свободных городов.

С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноев­ропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимпер­ских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три кол­легии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган со­словного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли инте­ресы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры импер­ских городов представительствовали по должности.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Импера­тор испрашивал его согласие по военным, международным и фи­нансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной ини­циативы; указы, изданные императором совместно с членами гоф-рата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политиче­ский строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность неко­торой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных кня­жеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 чело­век), городами (2 человека), а председатель — императором. Им­перию решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приво­дить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — "общеимперский пфенниг". Одна­ко значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в прин­ципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись им­перскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.