logo
ИГПЗС2

Становление и развитие национальных государств в Центральной и Юго-Восточной Европе в конце XIX - XX вв.

Возникнове­ние независимых государств Чехословакии, Венгрии, Юго­славии стало следствием революционных событий, непосред­ственно связанных с первой мировой войной и распадом лоскутной Австро-Венгерской империи.Мировая война до предела обострила социальные и национальные противоречия в Австро-Венгрии. Борьба за национальное освобождение чехов, словаков, хорватов и других тесно переплелась с широким антивоенным демо­кратическим движением и борьбой рабочих за свои права. Невиданный ранее размах приобрели крестьянские высту­пления против засилья помещиков в деревне. Развал Австро-Венгрии, ускоренный поражением в вой­не, массовым дезертирством солдат из армии (как одной из форм национального и антивоенного протеста) совпал с на­чалом буржуазно-демократической революции, первым ито­гом которой было свержение монархической власти Габсбургов. В октябре 1918 г. произошло национальное определе­ние Чехии и Словакии. Пражским и Словацким националь­ными комитетами было объявлено о создании сначала не­зависимого государства Чехии, а затем о вхождении неза­висимой Словакии в состав единого Чехословацкого госу­дарства. В том же году созванное на основе провинциаль­ного собора Народное вече под давлением революционных народных выступлений объявило об отделении от Австро-Венгрии всех южнославянских провинций и провозгласи­ло независимое Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия), которое включило в себя Черно­горию, Сербию, часть Македонии, Герцеговину, Боснию, Хорватию, Словению, Воеводину, Долмацию. Революция на глазах меняла политико-географическую карту Европы. В ноябре 1918 г. была провозглашена республика в Венгрии, затем - в Австрии.Победа Октябрьской революции 1917 г. в России созда­ла предпосылки для независимости Польши. Декретом от 24 августа 1918 г., провозгласившим право народов на само­определение, было признано за польским народом неотъем­лемое право на самоопределение и единство, что привело к созданию независимой Польской Республики.При рассмотрении политических процессов, происхо­дивших в первой половине XX в. в восточно- и центрально-европейских странах необходимо учитывать то обстоятель­ство, что эти процессы формировались на почве авторитар­ных режимов трех империй: Австро-Венгерской, Германской и Российской, в условиях господства особого типа по­литической культуры, идеалом которой была сильная не­контролируемая власть, не признающая или с трудом при­знающая демократические права и свободы.За исключением, может быть, Чехословакии, здесь не утвердилась, как в Западной Европе (в результате предше­ствующих буржуазных революций и последующих полити­ческих изменений XIX в.) либерально-демократическая идео­логия, не сложилась устойчивая партийная система, поли­тически зрелый электорат. Это непосредственно сказалось на том, что в результате кратковременных демократиче­ских сдвигов в 20-х гг., в этих странах впоследствии возро­дились авторитарные или военно-авторитарные режимы, просуществовавшие вплоть до второй мировой войны.Демократизация государственной власти, антифеодаль­ные преобразования в деревне в 20-х гг. нашли частичное решение во всех этих странах в социальных, экономиче­ских и политических реформах, глубина которых зависела от ряда факторов: расстановки социально-политических сил, уровня развития демократических, антифеодальных и дру­гих социальных движений, характера предвоенных режи­мов, степени прямого влияния внешних обстоятельств и пр. В Венгрии и Словакии, например, под влиянием Октябрь­ской революции в России установились на короткое время даже советская власть и революционные правительства, была национализирована промышленность.Демократические реформы стали законодательной ба­зой для принятия в восточноевропейских странах консти­туций. Так, например, конституционное самоопределение Чехословацкой Республики началось с утверждения в но­ябре 1918 г. Временной конституции, в которой содержались положения о высшем, избираемом на основе всеобщего избирательного права, законодательном органе - Национальном собрании, о главе государства - президенте, о пра­вительстве, а также о "временном оставлении в силе всех существовавших ранее земских и имперских законов". По­следующими законодательными актами были учреждены Верховный суд, 12 департаментов-министерств, Высший ад­министративный суд.Конституция 1920 г. закрепила парламентский строй, основанный на принципе разделения властей, согласно ко­торому законодательная власть вверялась двухпалатному парламенту - Национальному собранию, исполнительная власть - президенту и правительству (Совету министров), судебная - независимым судьям во главе с Верховным су­дом. Новые конституционные законы в Чехословакии, как и в других восточноевропейских странах, испытали на себе в той или иной мере влияние действующих в то время кон­ституций других буржуазных стран. В чехословацкой Кон­ституции влияние американской конституции проявилось, например, в положении о праве конституционного контро­ля, закрепленного за специально учрежденным для этой цели Конституционным судом, влияние австрийской Конститу­ции - в положении о Постоянном комитете, которому вве­рялось право издавать законы в период между заседания­ми парламента. По примеру швейцарской Конституции, по Конституции Чехословакии права президента (при всей их широте) ограничивались в определенной мере подотчетным парламенту правительством, которому принадлежало пра­во законодательной инициативы. Президент же мог вернуть закон в парламент на доработку со своими замечаниями. Конституция 1920 г. содержала перечень демократиче­ских прав и свобод: право избирать и быть избранным всех достигших соответствующего возраста граждан (кроме во­еннослужащих), свободу слова, печати, собраний, совести, которые, однако, подлежали значительному ограничению в случае "осадного положения".Возрождение польского государства было законодательно закреплено сначала в так называемой Малой конституции, принятой в 1919 г., характерная особенность которой нашла отражение в нормах о концентрации власти в руках Учреди­тельного сейма и "начальника государства". Им стал Ю.Пилсудский, являющийся, по Конституции, исполнителем реше­ний сейма, но взявший в свои руки командование армией.Учредительный сейм, срок полномочий которого не был ограничен, призванный разработать Основной закон стра­ны, принимал законы, давал согласие на назначение началь­ником государства членов правительства, которые отвеча­ли перед сеймом за свою деятельность. Принятая затем сеймом в марте 1921 г. Конституция получила название Мартовской. В преамбуле этой Консти­туции возносилась "благодарность провидению за освобож­дение от полуторавекового гнета". Основными принципами Конституции стали: принцип представительной демократии, разделения властей, ответственного перед парламентом пра­вительства, а также принцип преемственности "светлых традиций" польского государства и его "однородности", т. е. унитарной формы государственного устройства*. Законода­тельная власть вверялась двухпалатному парламенту, со­стоящему из сейма и сената. Законодательные полномочия сената, однако, были ограничены, он имел право лишь вно­сить поправки в принятые сеймом законы, которые могли быть отклонены при вторичном обсуждении законопроекта в сейме 1/20 голосов. Не были решены в многонациональных восточноевро­пейских странах и острые национальные проблемы. В результате государственных переворотов конца 20-х- 30-х гг. были установлены авторитарные режимы также в Югославии и Венгрии. И что особенно характерно для пред­военных режимов - это их почти полная зависимость, эко­номическая и политическая, от фашистских государств: гер­манского рейха и Италии.