logo search
Сущность и формы реализации исполнительной власти / G_V_Atamanchuk_Teoria_gosudarstvennogo_upravlenia_1997

2.4. Государственная политика в гражданском обществе

Концентрфованное выражение "сущность государства" находит в проводимой им политике— совокупности целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом. Смысл государственной политики во многом предопределяет содержание и технологию государственного управления. Однако сама государственная политика понимается по-раз-

^См.: Шлезингер-младший Артур М. Циклы американской истории. Пер. с англ. М., 1992. С. 688.

ному, что связано с соотношением и различием между государством и обществом. Нередко имеет место перенос явлений из одного уровня в другой, в результате чего они теряют собственные характеристики.

Гражданское общество— это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. Разнообразие взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельная индивидуализация форм общения и поведения в гражданском обществе не только допустимы, но и необходимы, желательны. Лишь полное и разумное, конечно, самовыражение каждого человека рождает в обществ? тот потенциал, который обеспечивает его динамическое развитие. Поэтому плюрализм (множественность) существует прежде всего в гражданском обществе. Именно в нем призваны действовать многообразные политические силы, которые главным образом путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д. должны достигать своих целей. Плюрализм осуществляется в пределах гражданского общества, в его рамках и способами, присущими цивилизованным взаимоотношениям между людьми. Здесь особая роль принадлежит консенсусу и компромиссумежду различными политическими силами по поводу основополагающих общественных ценностей, хотя и понимаемых по-разному.

В отличие от гражданского общества, где сколько людей и их объединений, столько и интересов и способов их представления, государство едино и единственно,олицетворяет собой, как уже отмечалось, "становой хребет" и одновременно форму ("обруч") общества. Тем самым в нем не может быть много политик, "дерганья" из одного направления в другое, "служения" то одним, то другим силам. Основу государственной политики составляютстратегические ориентиры,иначе это уже не государственная политика. Более того, только в согласованных и закрепленных государством рамках и процедурах осуществимо конструктивное поле столкновения политических идей и взглядов, выяснения и сравнения политических позиций и программ, простор пропаганды и привлечения на свою сторону избирателей. В государстве важен момент общего(или интегрированного) интереса и воли большинстваграждан. Можно иметь любое свое мнение по поводу государственно-правовых велений, от отрицательного до положительного, но следовать им, если они состоялись, обязательно.

Отсюда предельная актуальность государственной политики, которая должна закрепляться государственно-правовыми структурами, быть известной и понятной обществу. Когда-то, обобщая многовековой опыт человеческого развития, Карл Поппер писал: "Мы должны понять, что все политические проблемы в

конце концов носят институциональный характер(подчеркнуто мною. —Г.А.),что поэтому в политике важны не столько личные мнения, сколько юридическое оформление политических проблем, и что прогресс на пути к равенству можно обеспечить только с помощью институционального контроля над властью". В идеале государственная политика представляет собой оптимальный синтезобъективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений людей о своих интересах в нем. В известном смысле она дистанцируется от политики конкретных политических сил, даже составляющих в тот или иной момент большинство в представительных органах власти. Во-первых, необходимо, чтобы ее в какой-то мере разделяло и меньшинство, иначе будут непреодолимые трудности при ее реализации. Во-вторых, такая политика должна быть достаточно устойчивой, стабильной, обладать исторической перспективой. Втретьих, в ней должно содержаться объединяющее начало, направленное на позитивное развитие общества.

В каждом государстве его политика формируется под влиянием многих обстоятельств, является стечением определенных факторов, бывает весьма конъюнктурной и весьма персонифицированной. Но можно выделить и общие (широкие) социальные критерии, по которым государственная политика может "измеряться" в длительном временном интервале. Ведь как для человека, так и для общества, государства существуют универсальные явления и ценности,которые всегда нужны и в которых заключены реалии жизни. С такой точки зрения конструктивность государственной политики всегда можно оценивать под углом того, насколько она способна: а) обеспечивать рациональное и эффективное использование наличного ресурсного, производственного, трудового и интеллектуального потенциалов страны; б) активизировать труд, непосредственно выходящий на интересычеловека и реально влияющий на уровень и качество удовлетворения человеческих потребностей; в) изменять условия, производительность и социальную результативность трудаи, следовательно, увлекать за собой людей и создавать факторы роста их благосостояния.

В кратком виде смысл государственной политики, отвечающей названным критериям, представляется так: модернизация материального и духовного производства и социальных условий жизни на базе научно-технического прогресса (новых технологий), возможностей конверсии и взаимовыгодного разделения труда с

^Поппер К. Открытое общество и его враги. Пер. с англ. М., 1992. Т. 2. С.189.

другими странами.Опыт подобной государственной политики с достаточно благодатными результатами накоплен Японией, странами Западной Европы, США, другими странами.

В политическом аспекте государственная политика "через модернизацию — к благополучию" ставит во главу угла собственные силы,внушает людям чувство достоинства, гордости и веры в себя; создает условия для расширения и укрепления "среднего класса", выступающего реальной и заинтересованной силой правового государства и гражданского общества; вовлекает людей вделои благодаря этому снимает политическую напряженность; способствует равноправному деловому и взаимовыгодному сотрудничеству внутри страны — между ее составными частями, вне — с другими странами. Какой бы ни была государственная политика по конкретным характеристикам и приоритетам, она может быть только комплексной,охватывающей все сферы человеческой жизнедеятельности. При всем базисном характере экономики ее уровень и развитие определяются как собственно экономическими источниками и факторами, так (в неменьшей мере) и политическими, социальными, правовыми, национальными, нравственными, психологическими и еще многими другими регуляторами сознания и поведения человека. Забывать об этом — значит заранее лишать себя возможностей управлять общественными процессами.

Любая государственная политика реализуема в определенных условиях и при использовании адекватных ей средств. При формулировании сути государственной политики актуально обозначение условий и средств, которые ей благоприятствуют и могут быть практически введены в действие.

В числе условийхотелось бы выделить следующее:государственно-правовые,состоящие в создании согласованного, в известной мере идентичного, структурного и правового пространства страны, позволяющего максимально использовать сложившиеся (доступные) технологии экономической, социальной и иной деятельности со своей специализацией и кооперацией;социально-психологические,включающие в себя осознание новых жизненных ориентиров, уход от иллюзий, маниловщины, ожиданий неизвестно откуда приходящей благодати и от всего того, что не соответствует реалиям жизни и не рождает созидательную энергию людей;деятельностно-практические,когда решения, действия, операции, процедуры, поступки и т.п. вершатся в целях и русле государственной политики, "продвигают" эту политику и наглядно раскрывают ее ценность для общества.

Средствареализации государственной политики бывают самые разнообразные: от многообразных форм собственности, рыночной экономики до постановки информации, образования и воспитания. Здесь важно все, что касается человека, его развития и самоосуществления. В средствах реализации государственной политики не может быть мелочей, отклонений от центральной идеи, безразличия и инертности. Настоящая государственная политика непременно выходит на человека, задевает его интересы и должна способствовать удовлетворению его потребностей. И осуществима она тогда, когда становится добровольным достоянием всех.

В завершение размышлений о государстве как субъекте управления общественными процессами хотелось бы напомнить слова, сказанные задолго до христианства и ислама и свидетельствующие о том, что еще в давние времена люди задумывались о государстве, об источниках его силы, о взаимосвязях государства и общества. Это семь учений, следование которым может обеспечить процветание государства.

Первое — народ должен часто собираться для обсуждения политических проблем, должен надежно охранять свою страну.

Второе — люди всех социальных сословий должны жить в согласии и вместе обсуждать дела государства.

Третье — надо уважать старые обычаи и не менять их без причины, соблюдать правила вежливости и долга.

Четвертое — надо признавать различия в поле и старшинстве, поддерживать чистоту семьи и общества.

Пятое — надо почитать родителей, уважать учителей и старших.

Шестое — надо почитать предков, молясь перед алтарем, справлять панихиду и каждый год посещать их могилу.

Седьмое — надо соблюдать общественную мораль, ценить добродетели, следовать учению добродетельного учителя и делать ему приношения .

Воистину ничто в мире не старо, а только забывается, стирается в памяти поколений. И приходится прилагать много трудов, чтобы восстановить утраченное.

Вопросы для размышления и дискуссии: 1. Что такое государство, каковы его важнейшие черты?

2. Что такое тип верховной власти, форма правления, форма государственного устройства, политический режим?

icm.: Учение Будды. Элиста, 1992. С. 208—209.

3. Назовите и раскройте содержание общественных функций государства.

4. В чем суть и значение государственной политики?