14.4. Педагогические аспекты государственного управления
Вовлеченность почти всего взрослого населения страны (в той или иной, разумеется, мере) в государственное управление заставляет ставить вопрос о его педагогических возможностяхкак социального явления, реализуемых посредством его социально-психологического воздействия на отдельных людей, их коллективы, группы, общности. Короче говоря, имеется в виду формирующая педагого-психологическая роль государственного управления в обществе. Недооценивать ее нельзя, ибо все в жизни важно и взаимосвязано.
Ничто так не разрушает сознание, а впоследствии и личность, как разрыв, несоответствие между провозглашенными лозунгами, нормами, ценностями, идеалами и их реализацией в жизни, в социальной практике. В результате подобного положения, если оно устойчиво и сохраняется продолжительное время, происходит раздвоение личности,точнее, раздвоение образа жизни: одна сторона — должному, другая — сущему, а внутри себя — полный нигилизм, отрицание всего и социальная распущенность.
В научной литературе по психологии выделяются несколько моделей поведения участников совместной деятельности в сложных социально-экономических системах: институциональная,или деонтологическая, отражающая нормативные представления о
должной организации совместной деятельности; актуальная,или феноменологическая, представляющая совокупность действительных отношений субъектов совместной деятельности к своим функциям, правам, обязанностям и институциональным нормам поведения; и идеальная,или онтологическая, в которой происходит совпадение, наложение предыдущих моделей и создаются наиболее благоприятные условия для реализации возможностей человека и эффективного общественного развития . Государственное управление является предпосылкой и условием,которые совершенствуют институциональную и актуальную модели совместной деятельности людей, совмещают их и приближают к идеальной.
Здесь важно поведение всех участников управленческих процессов, но особенно — государственных органов. Нет ничего хуже иллюзорности, призрачности, мнимости, видимости управления. Прежде всего следует учитывать педагого-психологическое влияние реакции государственных органов на обращения граждан по осуществлению их законных прав и интересов. По тому, как принимается такое обращение, как к нему относятся, как его рассматривают, гражданин судит о том должностном лице или государственном органе, к которому он обратился, и в целом обо всей государственной системе. К сожалению, уважительный психологический контакт между властью и людьми так и не установлен.
Педагогическая, воспитательная роль по отношению к гражданам принадлежит практически всем управленческим элементам. Так, каждый метод обеспечения реализации управленческих функций государственных органов обладает своей силой влияния на человека и соотносится с его поступками и действиями. Требуется глубокая индивидуализация применения методов с учетом и на основе специфики социально-психологических качеств личности. Подобное можно сказать и о стадиях управленческой деятельности. Все стадии должны осуществляться демократично, объективно, гласно, в соответствии с правдивой информацией νпри учете мнений, взглядов и позиций всех участников данного управленческого цикла. Разного рода фальшь, неопределенность, двузначность, стремление укрыться за бумагой, фразой, "подделывание" под желания или настроения вышестоящих создают сложные социально-психологические напряжения в среде участников управления, нарушают устоявшиеся и поддерживаемые ими политические и моральные ценности, тради-
^См.: Психологические аспекты управления. М., 1984. С. 17—18.
ции и установления. Естественно, что большую педагогическую нагрузку несут правовые и организационные формы управленческой деятельности.
Кроме управленческих институтов на людей влияют конкретные поступки и действия должностных лиц.Характер, содержание, глубина такого влияния во многом зависят от социально-психологического, морального климата в коллективе того или иного государственного органа, определяемого как служебными взаимоотношениями сотрудников, так и их неформальными, личными взаимосвязями. В научной литературе выделено несколько типов сопряжении должностных лиц между собой: командно-командное— взаимоотношение друг с другом подчиненных и руководителей; командно-функциональное— взаимодействие первого руководителя и его заместителей; функционально-функциональное— взаимодействие между должностными лицами одного уровня. Каждое сопряжение наряду с формальной определенностью имеет в качестве человеческой основы соответствующее социально-психологическое взаимоотношение. Они должны совпадать и дополнять друг друга. Для служебных отношений с точки зрения их социально-психологического обеспечения актуальным выступает совпадениепрестижа должности с личным авторитетом того, кто ее занимает .
Среди личных взаимосвязей различают интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Посредством интеллектуальныхвзаимосвязей происходит обмен знаниями, опытом, информацией, подходами, позициями, взглядами и т.д. Даже при несовпадении, противоречивости точек зрения такие взаимосвязи всегда позитивны, ибо проясняют истину. Эмоциональныевзаимосвязи могут играть двоякого рода роль: быть объединяющими (конъюнктивными) и тем самым вести к стабилизации управленческого коллектива, или разъединяющими (дезъюнктивными), выражающимися в соперничестве, неприязни, ненависти и т.д., что ведет к напряжениям, в том числе и по служебным сопряжениям. Волевыевзаимосвязи по-разному влияют на выполнение служебных обязанностей, социально-психологический микроклимат и другие параметры состояния управленческого коллектива, что зависит от силы воли взаимодействующих лиц. Об этом также не стоит забывать. В жизни управленческого коллектива интеллектуальные, эмоциональные и волевые взаимосвязи его членов выступают в переплетении, сотрудничестве и столк-
lCfл.·. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М., 1984. С. 142.
новении темпераментов, чувств, характеров, воль, мыслей и других психологических особенностей каждого человека.
В гармонизации формальных и неформальных взаимосвязей определяющие функции принадлежат руководителям.Именно они в возглавляемых коллективах проводят разнообразную работу, имеющую педагого-психологическое содержание. Это: целеполагание, ответственность за результаты общей деятельности, организация совместной деятельности, координация совместной деятельности (кто, что, когда, где и как должен делать); контролирование совместных и индивидуальных действий; мотивирование поведения и действий; осуществление коммуникативных связей внутри и вне управленческого коллектива и многое другое. Понятно, что в своих действиях руководитель опирается главным образом на предоставленные ему полномочия. Но столь же важен и его авторитет,под которым понимается общепризнанное, неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное назнаниях, нравственных достоинствах, опыте, образцовом выполнении личного и общественного долга.Практически авторитет выражается в способности лица или группы лиц направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли других людей в определенное русло. Значит, и каждый руководитель, и общество должны беспокоиться об авторитете, "взращивать" его, в частности, в своих взаимоотношениях, при единоличном или коллегиальном решении вопросов (как служебных, так и личных) Они призваны уважать друг друга, взаимно заботиться о поддержании своего авторитета и способствовать своими действиями утверждению авторитета подчиненных руководителей.
Следует отметить, наконец, что и сами подчиненные, граждане, соприкасающиеся с управлением, создают в коллективах органов государственной власти и местного самоуправления определенную педагого-психологическую атмосферу. Подобострастие, собственное уничижение, возвеличивание и восхваление руководителей, стремление непременно сделать им приятное и тому подобные методы развращают руководителей. Обычно фиксируют несколько форм общения в управленческом коллективе: субординационная— общение между руководителем и подчиненным по сугубо формальным, должностным служебным вопросам, в основе которого лежат административно-правовые нормы;служебно-товарищеская— общение между руководителями-коллегами, в основе которого лежит сочетание административных (обязанности координации деятельности) и моральных норм;
дружеская— общение между руководителями, между руководителями и подчиненными, в основе которого находятся морально-психологические нормы взаимного уважения и личной симпатии.
Целесообразны комбинированные формы, позволяющие наряду с поддержанием и укреплением служебных взаимоотношений устанавливать и развивать благоприятные личные взаимосвязи. Существенное здесь заключается в использовании форм общения в равной мере со всеми, с поправкой, разумеется, на индивидуальные, социально-психологические особенности. Каждый член управленческого коллектива должен ощущать на себе равноценное с другими обращение руководителя. Управленческое общение и поведение в рамках иерархического управленческого коллектива — дело очень тонкое, сложное, деликатное. Многое в нем зависит от такта, культуры каждого участника. В этом аспекте есть над чем работать.
Надо сказать и о внешней управленческой деятельности, которую ведут государственные органы и их должностные лица при осуществлении взаимодействия с другими государственными органами, со всеми управляемыми объектами, при общении с гражданами. Тут тоже содержится обширный канал педагогического, социально-психологического влияния. Забывать о нем нельзя.
В общем в государственном управлении, несмотря на его "плотную" институционализацию, все зависит от человека, им инициируется, осуществляется и по нему выверяется. Человек придает государственному управлению творческое, развивающееся, динамичное начало. Главное — владеть им и умело использовать в управленческих процессах.
Вопросы для размышления и дискуссии: 1. Какие особые требования предъявляются к персоналу государственного управления и почему?
2. Что такое государственная служба? В чем ее смысл и основные проблемы?
3. Дайте понятие управленческой культуры граждан и раскройте ее составляющие элементы.
4. В каких направлениях и как проявляются педагогические аспекты государственного управления?
5. Как наладить рациональные взаимоотношения в управленческом коллективе?
- 67.99(2)1 A92
- Isbn 5-7260-0843-х
- Введение в теорию
- 1Зеньковский в.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991. С. 16.
- Раздел I. Государственное управление системное общественное явление
- 1. Понятие государственного управления
- 1.1. Управление — общественный институт
- 1.2. Сущность управляющего воздействия
- 1.3. Многогранность управления
- 1.4. Специфика государственного управления
- 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Основные характеристики государства
- 2.2.Типология государств
- 2.3. Общественные функции государства
- 2.4. Государственная политика в гражданском обществе
- 3. Объективные основы и субъективный фактор государственного управления
- 3.1. Природа и структура объективных условий
- 3.2. Объективная детерминация государственного управления
- 3.3. Состав и развитость субъективного фактора
- 3.4. Организованность субъективного фактора и государственное управление
- 4. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 4.1. Сущность управляемых объектов
- 4.2. Свойства и структура управляемых объектов
- 4.3. Социальный механизм формирования и реализации государственного управления
- 5. Системные характеристики государственного управления
- 5.1. Система государственного управления
- 5.2. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- 5.3. Типичное и уникальное в государственном управлении
- 5.4. Многообразие — условие устойчивости и динамизма системы государственного управления
- Раздел II. Организация государственного управления
- 6. "Древо" целей и функциональная структура государственного управления
- 6.1. Формирование "древа" целей государственного управления
- 6.2. Юридическое и иное ресурсное обеспечение целей государственного управления
- 6.3. Понятие и виды функций государственного управления
- 6.4. Функциональная структура государственного управления и ее юридическое оформление
- 7. Организационная структура государственного управления
- 7.1. Сущностные черты организационной структуры государственного управления
- 7.2. Построение организационной структуры государственного управления
- 7.3. Орган, звено, подсистема субъекта государственного управления
- 7.4. Организация государственного органа
- 8. Формы государственного устройства и государственное управление
- 8.1. Особенности федеративного устройства государства
- 8.2. Государственный суверенитет
- 8.3. Национальный компонент в государственном строительстве и организации общества
- 8.4. Гражданин государства
- 9. Структура управленческой деятельности
- 9.1. Общие черты управленческой деятельности
- 9.2. Формы управленческой деятельности1
- 9.3. Методы управленческой деятельности
- 9.4. Стадии управленческой деятельности
- 9.5. Понятие управленческой технологии
- 10. Принципы государственного управления
- 10.1. Понятие принципа государственного управления
- 10.2. Основания систематизации принципов государственного управления
- 10.3. Виды принципов государственного управления
- 10.4. Применение принципов государственного управления
- Раздел III.Обеспечение государственного управления
- 11. Правовое регулирование государственного управления
- 11.1. Сущность правового регулирования
- 11.2. Предмет и метод правового регулирования государственного управления
- 11.3. Формы правового регулирования государственного управления
- 11.4. Структура правового регулирования государственного управления
- 12. Законность в государственном управлении
- 12.1. Смысл законности в государственном управлении
- 1 Мамардашвили м. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 117 — 118.
- 12.2. Обеспечение законности в государственном управлении
- 12.3. Законность, рациональность и правопорядок в государственном управлении
- 12.4. Дисциплина в государственном управлении
- 13. Информационное обеспечение государственного управления
- 13.1. Информация как основа государственного управления
- 13.2. Информационные качества управленческих решений
- 13.3. Организация информации в системе государственного управления
- 13.4. Информационная система f государственного управления
- 14. Человеческий потенциал государственного управления
- 14.1. Персонал государственного управления: структура, содержание и уровни качеств
- 14.2. Правовое и организационное обеспечение государственной службы
- 14.3. Управленческая культура граждан
- 14.4. Педагогические аспекты государственного управления
- 15. Демократия и бюрократия в государственном управлении
- 15.1. Понятие политического режима. Власть и народ
- 15.3. Бюрократизм: сущность и формы проявления
- 15.4. Демократизация политического режима
- Раздел IV. Рационализация государственного управления
- 16. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 16.1. Особенности свободы в управлении
- 16.2. Свобода, самостоятельность и законность
- 16.3. Ответственность как общественное отношение
- 16.4. Виды и процедуры юридической ответственности в государственном управлении
- 17. Совершенствование стиля государственного управления
- 17.1. Элементы и свойства стиля государственного управления
- 17.2. Распределение и регламентация управленческой деятельности
- 17.3. Усиление организованности управленческих процессов
- 17.4. Резервы рационализации стиля государственного управления
- 18. Объективация государственного управление
- 18.1. Смысл объективации государственного управления
- 18.2. Комплексный характер результатов государственного управления
- 18.3. Виды эффектов управления
- 18.4. Актуальные аспекты объективации государственного управления
- 19. Измерение эффективности государственного управления
- 19.1. Общая социальная эффективность государственного управления
- 19.2. Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления
- 19.3. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц
- 19.4. Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения
- 20. Развитие и освоение возможностей государственного управления
- 20.1. Государственное управление перед грядущим
- 20.2. Новые знания, технологии и государственное управление
- 20.3. Понятие "опережающее состояние" государственного управления
- 20.4. Процесс совершенствования государственного управления
- Послесловие
- Список актуальных отечественных работ по теории государственного управления
- Список основных публикаций зарубежных авторов по проблемам государственного управления, изданных на русском языке
- Список некоторых публикаций автора по проблемам государственного управления
- 6) Статьи в журналах, газетах, главы в книгах
- Введение в теорию . 3