8.2. Государственный суверенитет
Суверенитет принадлежит к числу сложных социальных образований, сыгравших и играющих в истории весьма противоречивую и многозначнуюроль. Термин "суверенитет" используют для обозначения каких-то свойств экономики, социальной жизни, политических процессов, национальных групп и даже статуса человека. Причем иногда таким образом, что утверждение его в одном направлении тут же исключается подобным утверждением в противоположном. Необходимо четкое и точное описание сущности суверенитета.
Идеологом теории государственного суверенитетасчитается француз Жан Боден (1530—1596), автор обширного труда "Шесть книг о республике". Он связал суверенитет с государственной властью и представил его в виде свойства государственной власти быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой. Определяя государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит, Боден вносит в это определение правовой принципзависимости государственной власти от воли людей, составляющих данное государство, хотя и через волю монарха. Понятие государственного суверенитета с момента его появления всегда имело конкретное содержание и конкретную направленность: в то время учение о суверенитете государственной власти было аргументом в борьбе светской государственной власти за освобождение от подчинения церкви (папской власти). В таком контексте можно рассматривать и оценивать политические и правовые взгляды русских мыслителей Ф.Прокоповича (1681 — 1736), В.Н.Татищева (1686 — 1750), И.Т.Посошкова (1652 — 1726), которые немало сделали для утверждения российского светского, просвещенного абсолютизма.
Понятие народного суверенитета,в обоснование которого вложил свой талант француз Жан Жак Руссо (1712 — 1778), возникло в процессе борьбы против абсолютистской монархической власти за утверждение прав так называемого "третьего" сословия (буржуазии). Народный суверенитет полагал, что источником го-
сударственной власти является не воля властителя (императора, короля и т.п.), а воля народа.Это связывало государство с народом и выступало основополагающим моментом демократии. Как считал Руссо, суверенитет всегда принадлежит народу и не может быть ограничен никакими законами. Тем самым народный суверенитет наполнял новым, демократическим содержанием государственный суверенитет. Это было огромным шагом в понимании природы государственности и поисках путей ее демократического преобразования.
Идеи национального суверенитетавозникли в период нарастания освободительной борьбы народов, когда была поставлена под сомнение власть империй и подданные в колониях стали требовать права на самостоятельность и, соответственно, государственность. Суть его состояла в предоставлении каждому народу возможности создать свое государство. В результате движение за национальный суверенитет и его реализацию в политико-правовой форме вошло органической частью в общий демократический процесс и привело, с одной стороны, к распаду империй (Австро-Венгерской, Британской, Германской, Оттоманской, Российской), с другой — к становлению новых национальных государств, составляющих сегодня Организацию Объединенных Наций.
Констатация в истории трех видов суверенитета, однако, не говорит вовсе о том, что они самостоятельны, разнопорядковы и проявляются независимо друг от друга. В буквальном смысле слова явление суверенитета можно соотносить только и исключительно с государством.Именно государство как властная сила общества характеризуется суверенитетом как внутри себя, так и вне. Народ создает государство и в данном контексте выступает носителем государственного суверенитета. Иными словами, государственный суверенитет отражает состояние государственной волинарода. Разумеется, что в демократически организованном государстве, охватывающем все население той или иной территории, эта воля должна быть самостоятельной, независимой и верховной. Но именно воля всего населения,объединенного в определенное государство, а не воля отдельных его регионов, территорий, каких-либо политических либо экономических образований, сил и движений.
Сложные нюансы имеются и во взаимосвязях государственного суверенитета и национального суверенитета. Могут быть ситуации, когда нации, дружно проживающие в одном государстве, реализуют свои национальные суверенитеты (интересы и волю) в соответствующем государственном суверенитете. Возможна и радикализация национального сознания, которая требу-
ет непременного организационного обособления и создания собственного государства, т.е. воплощения национального суверенитета в адекватном государственном суверенитете. В общем, есть основания утверждать, что государственный суверенитет в синтезированном виде охватывает и воплощает в себе народный и национальный суверенитеты.
Для государственного управления явление государственного суверенитета имеет большое значение, поскольку оно придает ему целостность и практическую реализуемость. Отсюда актуальность государственно-правовой интерпретации соответствующего понятия. В 1903 году приват-доцент Демидовского юридического лицея Н.И.Палиенко писал: "Суверенитет является не только исторической категорией, но и характеризует собой и ныне юридическую природу государственного властвования и является необходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов и отграничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств" . Можно добавить: других народов или наций.
Между тем, несмотря на то, что термин "суверенитет" с самого начала присутствовал во всех послеоктябрьских политико-правовых документах, научного представления о его сущности, содержании и формах реализации до сих пор так и не создано. Этим термином оперируют кому как хочется. Из сферы государственно-правовой суверенитет стал переходить в экономическую сферу, где действуют совсем иные закономерности, связанные с формами собственности и механизмами хозяйствования Из государственного уровня переместился на уровень районов городов, поселков. О суверенности поговаривают нередко определенные общественные силы, движения, забывая о том, что они все действуют в рамках гражданского обществаи к ним это? термин вообще неприменим.
Обобщая имеющиеся в научной литературе и политических документах идеи и положения, относящиеся к государственному суверенитету, можно сделать такие выводы: а) суверенитет только и исключительно характеризует государственность,выделяя и подчеркивая ее отличие от других общественных явлений; именно государство отличается самостоятельностью (в ведении своих дел), независимостью (от каких-либо внутренних и внешних сил) и верховенством (высшим волепроявлением в нормативном регулировании);
^Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903. С. 586.
б) суверенитет связан с волей народа(населения) государственно оформленной территории и содержит ее в собственных элементах; только общая воля всех граждан государства может рассматриваться носителем государственного суверенитета; в) суверенитет является объективной реальностьюв международно-правовом отношении и не требует чьего-либо юридического утверждения, но предполагает использование его в качестве основы любых иных государственно-правовых явлений.
Следовательно, государственный суверенитет имеет точное содержание, источники, объект и рамки применения. Из этого проистекают соответствующие политические и правовые последствия, с которыми стоило бы считаться. Государственный суверенитет, конечно, неотчуждаем и неделим,он всегда связан с государством и волей людей, объединенных в него. Другое дело — конкретные формы и механизмы реализации государственного суверенитета.
Прежде всего он обусловливает не только права, но и обязанности,причем как перед своим народом, так и перед другими народами, входящими в иные государства и в целом в мировое сообщество. Несение таких обязанностей есть не ущемление, не ограничение государственного суверенитета, о чем нередко можно услышать, а лишь его практическое осуществление. Иное и трудно придумать, ибо абсолютизация суверенитета ведет к произволу, тогда как критерий рациональности государственного суверенитета состоит в благе народа.
Государственный суверенитет может, далее, проявляться в формировании и развитии добрососедских, дружественных и союзнических отношений между государствами и народами. Здесь и содержание, и характер, и плотность союзнических отношений определяются Самими государствами путем волеизъявления их народов. Народы сами решают, в какие союзы, содружества или сообщества вступать и какую им придавать форму.
Понятно также, что суверенные государства могут наделять определенными суверенными правами свои любые объединения. В таком случае на базе единичных государственных суверенитетов формируемся совокупный государственный суверенитет их объединения — происходит как бы слияниеобщих воль различных народов. Это очень тонкий процесс, который требует равноправных переговоров, взаимных компромиссов, тщательных согласований, соблюдения определенных процедур. Но он в мире давно идет и формирует все больше региональных и континентальных сообществ и союзов.
Поэтому любое государство, унитарное или федеративное, обладает одним и единственнымгосударственным суверенитетом,
который формируется волейсоставляющего его народа (населения, граждан) и реализуется государственной властью. Внутригосударственные образования при самой широкой их автономии, самоуправляемости, полном осуществлении их самобытности и уникальности не могут обладать государственным суверенитетом. Есть общая истина, свидетельствующая о том, что часть никогда и ни при каких условиях не может обладать всеми свойствами целого. Качество всегда содержится в целом, а государственный суверенитет отражает качество государства.Здесь нужна теоретическая ясность и честность, ибо "затемненность" и конъюнктурная расплывчатость вопроса порождают политические иллюзии, необоснованные амбиции и вытекающие из этого организационные действия. Под влиянием региональных, национальных, географических и иных локальных интересов части нередко начинают проводить политику суверенизации, которая при объективном анализе предстает всего-навсего сепаратизмом правящей в них элиты.
В данной связи заслуживает внимания вопрос о статусе республики в составе Российской Федерации (чч.1, 2 ст. 5), который трактуется весьма произвольно. Факты говорят о том, что действительно, на волне разрушения СССР в 1990—1991 годы автономные республики, а также автономные области, входящие ныне в состав Российской Федерации, приняли декларации о своем государственном суверенитете. Во времена безгосударственности подобные акты объяснимы. Но когда все эти республики (государства) выступили в марте 1992 года учредителями Российской Федерации, то они вполне обоснованно, пользуясь своими суверенными правами,создали новое государство и "переместили" значительную часть этих прав на уровень Федерации в целом, добровольно, согласованно и свободно определив сферу ведения Российской Федерации (ст. 1 Федеративного договора). Это переломный юридическиймомент, который нельзя не учитывать при теоретическом анализе и нормативной характеристике статуса республики в составе Российской Федерации.
Политическое и юридическое значение приобретает также факт закрепления в Федеративном договоре сферы совместного веденияРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации, в которой федеральным органам государственной власти Российской Федерации предоставлено право принимать так называемые "рамочные" законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нормы правового регулирования в соответствующих областях общественной и частной жизни. Значит, республики и другие субъекты Российской Федерации сумели выделить в своей жизнедеятельности те ее стороны и аспекты, которые их объединяют в целом и требуют иден-
тичного (общего для всех, универсального) правового оформления. Проблема заключается в разумном и конструктивном использовании имеющихся возможностей.
В таких условиях становления демократической, федеративной целостности государственности Российской Федерации вряд ли корректными и соотносимыми с правовыми реалиями являются записи в конституциях некоторых республик в составе Российской Федерации о том, что они по-прежнему сохраняют статус суверенных государств. И дело не только в том, что подобные записи претендуют на конфедеративные начала. Их социологический и правовой смысл глубже. Они отделяют жителей республик от всего многонационального народа Российской Федерации, нарушают общенародную основу государственного суверенитета, поскольку поневоле связывают государственный суверенитет республики лишь с волеизъявлением той части населения, которая относит себя к коренному или "титульному" народу и составляет в некоторых из них не более 15 — 20 %, игнорирует право каждого гражданина на сопричастностьк государственному суверенитету, так как приоритет получает только узкий национальный суверенитет. В целом это антидемократический подход, независимо от многообразия его идеологического оправдания.
Государственный суверенитет представляет собой явление, обеспечивающее в стратегическомаспекте историческоесуществование и развитие государства и, бесспорно, создавшего его народа. Россия в XX веке заплатила дорогую цену за легковесное отношение к этому явлению, политическую игру с ним, пренебрежение его требованиями. Из всего свершившегося в результате этого должен быть сделан соответствующий вывод, ориентированный на будущее. В частности, о различии и своеобразиинациональных процессов и государственно-правового строительства. Ведь речь идет о слишком большом — о судьбах миллионов людей.
- 67.99(2)1 A92
- Isbn 5-7260-0843-х
- Введение в теорию
- 1Зеньковский в.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991. С. 16.
- Раздел I. Государственное управление системное общественное явление
- 1. Понятие государственного управления
- 1.1. Управление — общественный институт
- 1.2. Сущность управляющего воздействия
- 1.3. Многогранность управления
- 1.4. Специфика государственного управления
- 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Основные характеристики государства
- 2.2.Типология государств
- 2.3. Общественные функции государства
- 2.4. Государственная политика в гражданском обществе
- 3. Объективные основы и субъективный фактор государственного управления
- 3.1. Природа и структура объективных условий
- 3.2. Объективная детерминация государственного управления
- 3.3. Состав и развитость субъективного фактора
- 3.4. Организованность субъективного фактора и государственное управление
- 4. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 4.1. Сущность управляемых объектов
- 4.2. Свойства и структура управляемых объектов
- 4.3. Социальный механизм формирования и реализации государственного управления
- 5. Системные характеристики государственного управления
- 5.1. Система государственного управления
- 5.2. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- 5.3. Типичное и уникальное в государственном управлении
- 5.4. Многообразие — условие устойчивости и динамизма системы государственного управления
- Раздел II. Организация государственного управления
- 6. "Древо" целей и функциональная структура государственного управления
- 6.1. Формирование "древа" целей государственного управления
- 6.2. Юридическое и иное ресурсное обеспечение целей государственного управления
- 6.3. Понятие и виды функций государственного управления
- 6.4. Функциональная структура государственного управления и ее юридическое оформление
- 7. Организационная структура государственного управления
- 7.1. Сущностные черты организационной структуры государственного управления
- 7.2. Построение организационной структуры государственного управления
- 7.3. Орган, звено, подсистема субъекта государственного управления
- 7.4. Организация государственного органа
- 8. Формы государственного устройства и государственное управление
- 8.1. Особенности федеративного устройства государства
- 8.2. Государственный суверенитет
- 8.3. Национальный компонент в государственном строительстве и организации общества
- 8.4. Гражданин государства
- 9. Структура управленческой деятельности
- 9.1. Общие черты управленческой деятельности
- 9.2. Формы управленческой деятельности1
- 9.3. Методы управленческой деятельности
- 9.4. Стадии управленческой деятельности
- 9.5. Понятие управленческой технологии
- 10. Принципы государственного управления
- 10.1. Понятие принципа государственного управления
- 10.2. Основания систематизации принципов государственного управления
- 10.3. Виды принципов государственного управления
- 10.4. Применение принципов государственного управления
- Раздел III.Обеспечение государственного управления
- 11. Правовое регулирование государственного управления
- 11.1. Сущность правового регулирования
- 11.2. Предмет и метод правового регулирования государственного управления
- 11.3. Формы правового регулирования государственного управления
- 11.4. Структура правового регулирования государственного управления
- 12. Законность в государственном управлении
- 12.1. Смысл законности в государственном управлении
- 1 Мамардашвили м. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 117 — 118.
- 12.2. Обеспечение законности в государственном управлении
- 12.3. Законность, рациональность и правопорядок в государственном управлении
- 12.4. Дисциплина в государственном управлении
- 13. Информационное обеспечение государственного управления
- 13.1. Информация как основа государственного управления
- 13.2. Информационные качества управленческих решений
- 13.3. Организация информации в системе государственного управления
- 13.4. Информационная система f государственного управления
- 14. Человеческий потенциал государственного управления
- 14.1. Персонал государственного управления: структура, содержание и уровни качеств
- 14.2. Правовое и организационное обеспечение государственной службы
- 14.3. Управленческая культура граждан
- 14.4. Педагогические аспекты государственного управления
- 15. Демократия и бюрократия в государственном управлении
- 15.1. Понятие политического режима. Власть и народ
- 15.3. Бюрократизм: сущность и формы проявления
- 15.4. Демократизация политического режима
- Раздел IV. Рационализация государственного управления
- 16. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 16.1. Особенности свободы в управлении
- 16.2. Свобода, самостоятельность и законность
- 16.3. Ответственность как общественное отношение
- 16.4. Виды и процедуры юридической ответственности в государственном управлении
- 17. Совершенствование стиля государственного управления
- 17.1. Элементы и свойства стиля государственного управления
- 17.2. Распределение и регламентация управленческой деятельности
- 17.3. Усиление организованности управленческих процессов
- 17.4. Резервы рационализации стиля государственного управления
- 18. Объективация государственного управление
- 18.1. Смысл объективации государственного управления
- 18.2. Комплексный характер результатов государственного управления
- 18.3. Виды эффектов управления
- 18.4. Актуальные аспекты объективации государственного управления
- 19. Измерение эффективности государственного управления
- 19.1. Общая социальная эффективность государственного управления
- 19.2. Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления
- 19.3. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц
- 19.4. Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения
- 20. Развитие и освоение возможностей государственного управления
- 20.1. Государственное управление перед грядущим
- 20.2. Новые знания, технологии и государственное управление
- 20.3. Понятие "опережающее состояние" государственного управления
- 20.4. Процесс совершенствования государственного управления
- Послесловие
- Список актуальных отечественных работ по теории государственного управления
- Список основных публикаций зарубежных авторов по проблемам государственного управления, изданных на русском языке
- Список некоторых публикаций автора по проблемам государственного управления
- 6) Статьи в журналах, газетах, главы в книгах
- Введение в теорию . 3