5.1. Система государственного управления
Для государственного управления, как уже отмечалось, системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение. От того, чтопонимается под системой государственного управления, какие и в какомпорядке включаются в нее управленческие проявления, какони соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие, зависит почти все, что ассоциируется с государственным управлением. Следует выделить три логические схемы, посредством которых раскрываются различные аспекты системы государственного управления.
Прежде всего имеется в виду взаимосвязь субъекта государственного управления (государства) с управляемой общественной системой (управляемыми объектами). Однозначно можно сказать, что субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов и только в совокупности они могут образовывать систему государственного управления. Последняя призвана обязательно охватывать: а) организацию и функционирование субъекта управления — управляющую систему; б) структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой — управляемыми объектами; в) компоненты общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно-управляющие воздействия либо участвуют в их формировании.
Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного управления, из-за чего система субъектно-объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова. В широкомсмысле: субъект управления(государство как управляющая подсистема) — взаимодействия(подсистема прямых и обратных связей) — общественная система(подсистема компонентов общества, подверженных государственному управлению). В такой системе субъект управления (государство) определяет государственно-властный характер
и преимущественно правовую формувзаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон. Общественная система формирует главным образом содержаниевзаимодействия, которое выступает диалектическим сочетанием закономерностей, потребностей и интересов общественной системы и возможностей (организующе-регулирующих потенций) субъекта управления. Здесь особая роль отводится закономерностям, потребностям и интересам общественной жизнедеятельности.
В узкомсмысле, как уже непосредственно реализуемое, практически осуществляемое управление, система субъектно-объектных зависимостей включает в себя: субъект управления — воздействия — управляемые объекты,где преимущество находится на стороне субъекта управления, а управляемые объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их в процессе собственного функционирования. В данной схеме воздействия вычленяются из взаимодействий и берутся в "готовом", сформированном виде; в общественной системе также выделяются только те ее стороны, проявления, которые подлежат государственно-управляющим воздействиям.
Кстати, с точки зрения взаимосвязей в системе субъектно-объектных зависимостей, само государственно-управляющее воздействиеможно охарактеризовать как общественную потребность, интерес и цель в управлении (организации общественных связей), осознанные субъектом управления (его компонентами), юридически нормативно выраженные и практически осуществленные в его решениях и действиях.
Система субъектно-объектных зависимостей в указанных аспектах проявляет себя не только при формировании и реализации управления как определенной целостности: в каждом управленческом акте, действии, отношении она объективно обусловливает и предполагает присутствие трех элементов:субъекта управления или его отдельного управляющего компонента (государственного органа, должностного лица, участника управления); создаваемого и реализуемого им управляющего воздействия; объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности организаций, учреждений, предприятий, отдельных граждан (в том числе и входящих в состав субъекта управления).
В предыдущих темах подчеркивалось, что определяющей доминантой элементов государственного управления является его общественно-политическая природа.Именно она воспринимает объективные основы и субъективный фактор государственного управления, непосредственно связана с управляемыми объектами и в свою очередь влияет на элементы государственного управления (цели, функции, организацию и т.д) как напрямую,
придавая им формационные качества, так и косвенно, через внутренние взаимозависимости самих элементов. В результате в государственном управлении создается устойчивый и достаточно крепкий "каркас", несущий на себе все динамические элементы. Его можно представить в следующей логической схеме: "природа -> цели -> функции -> структура -> процесс -> (принципы)". "Принципы" взяты в скобки потому, что в отличие от других элементов управления они олицетворяют научные положения, определенные теоретические выводы. Остальные элементы "материализированы" в управлении.
В названной системе онтологических элементов государственного управлениясуществует последовательная и жесткая детерминация. Это значит, что если изменяется, обновляется, наполняется чем-то новым один элемент, то он непременно должен отражаться в других, вызывать в них адекватные ему преобразования. И начинать здесь надо с анализа изменений в природе, а затем в целях государственного управления, а не наоборот, не с элементов управленческого процесса, что распространено на практике. В рационально поставленном государственном управлении каждый последующий элемент должен подчиняться предыдущему и обслуживать его.
При описании системных связей государственного управления в таком "срезе" надо учитывать, что перечисленные элементы сами обладают сложной, многоуровневой и иерархической организацией, проявляют себя в виде определенных подсистем: подсистема целей, функциональная структура, организационная структура, подсистема управленческой деятельности и, конечно, подсистема принципов. Поэтому во всем многообразии ее трудно изобразить схематически, но каждый, кто теоретически или практически связан с управлением, должен отчетливо представлять, что с каким бы единичным элементом управления он ни имел дело — компетенцией государственного органа, формами и методами его деятельности, его решениями или организационными мероприятиями — этот элемент вписанчерез группу однозначных элементов в систему онтологических элементов государственного управления.
Данную систему с известной долей условности можно назвать статичной,и ее надо уметь строить я преобразовывать, правильно располагать элементы по горизонтали и по вертикали, содержательно,а не формально сочленять между собой. Эта система, разумеется, существует не сама по себе и не для поддержания собственного функционирования (хотя в российском государственном управлении слишком много сил и времени уходит как раз на это), — она постоянно взаимодействует с обществом и
поддерживает соответствующие взаимосвязи посредством динамических,т.е. постоянно и активно изменяющихся элементов.
Государственное управление — это явление субъективное. Значит, "погружаясь" в объективное, стремясь своими возможностями способствовать его развитию, субъект управления использует для этого множество элементов, которые являются продуктом сознания людей. К ним можно отнести: информацию, знания, организационные и нормативные ресурсы, идеи (модели), экспертные оценки, решения (управляющие воздействия), действия государственных служащих и других участников управленческих процессов, субъективные результаты управления, которые характеризуют не только объективное осуществление потребностей и интересов, но и отражение всего этого в мыслях и чувствах людей. Все такие субъективные элементы проявляют себя в управлении тоже не в хаотическом, сумбурном виде, а как определенная система,выразить которую целесообразно следующим образом: "информация -» знания -> ресурсы -> идеи (модели) —> экспертные оценки —> решения —> действия —> результаты".
В этой системе гносеологических элементов государственного управлениясодержится важная логика управленческой деятельности, понимание и соблюдение которой помогает при решении конкретных управленческих задач. Ведь в зависимости от информации, служащей импульсом(толчком) для определенного управленческого цикла, приходится изыскивать соответствующие знания, ориентироваться на правовые нормы и процедуры, имеющиеся материальные и финансовые ресурсы, организационные формы, обосновывать предложения, различные варианты решения вопроса, выверять их через экспертизу и воплощать в решениях, вызывающих нужные действия. И так каждый раз по бесчисленному количеству проблем, выдвигаемых общественной и личной жизнью людей.
Думается, что в совокупности и взаимосвязи система субъектно-объектных зависимостей, система онтологических элементов государственного управления, система гносеологических элементов государственного управления в сочетании с социальным механизмом формирования и реализации государственного управления создают достаточно полное представление о системном строении государственного управления. Одновременно эти системы и механизмы служат методологической основойего анализа, использования возможностей и совершенствования.
Системное "видение" государственного управления предполагает четкое усвоение той истины,что среди его элементов нет ни одного, который мог бы сам по себе содержать сущность го-
сударственного управления и решать какую-либо управленческую задачу. Чтобы понять (и практически использовать) управленческий смысл любого элемента государственного управления, следует изучить, с одной стороны, те элементы, которые ему предшествуют, на него влияют и которые он как бы "вбирает" в себя и передает по цепи элементов, а, с другой, те, которые идут следом за ним и в которые он "вкладывает" свои возможности.
Причем, имеются в виду не только собственно управленческие (онтологические) характеристики элементов государственного управления, но и их отражение в сознании участников управленческих процессов (гносеологические аспекты). Последнее особо актуально, поскольку по причине все еще низкой политической и управленческой культуры очень многих лиц, как в государственном аппарате, так и за его пределами, ограниченной управленческой информации и т.д. распространено непонимание содержания и назначения различных элементов государственного управления, а иногда и превратное, извращенное их понимание. В результате не всегда используются те элементы, которые пригодны для решения соответствующих управленческих задач, а если и используются, то не в самом рациональном сочетании. Не случайно в управлении требуется органическое единство знаний, искусства и опыта.
Тем самым, необходимым методологическим требованием при описании любой подсистемы государственного управления (и любого ее звена) — от управляемого объекта (предприятия, организации, учреждения и т.д.) и до высшего уровня государственной власти выступает "схватывание"всего многообразия взаимодействующих элементов и представление их в виде единой взаимообусловленной конструкции (объективной системы).
- 67.99(2)1 A92
- Isbn 5-7260-0843-х
- Введение в теорию
- 1Зеньковский в.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991. С. 16.
- Раздел I. Государственное управление системное общественное явление
- 1. Понятие государственного управления
- 1.1. Управление — общественный институт
- 1.2. Сущность управляющего воздействия
- 1.3. Многогранность управления
- 1.4. Специфика государственного управления
- 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Основные характеристики государства
- 2.2.Типология государств
- 2.3. Общественные функции государства
- 2.4. Государственная политика в гражданском обществе
- 3. Объективные основы и субъективный фактор государственного управления
- 3.1. Природа и структура объективных условий
- 3.2. Объективная детерминация государственного управления
- 3.3. Состав и развитость субъективного фактора
- 3.4. Организованность субъективного фактора и государственное управление
- 4. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 4.1. Сущность управляемых объектов
- 4.2. Свойства и структура управляемых объектов
- 4.3. Социальный механизм формирования и реализации государственного управления
- 5. Системные характеристики государственного управления
- 5.1. Система государственного управления
- 5.2. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- 5.3. Типичное и уникальное в государственном управлении
- 5.4. Многообразие — условие устойчивости и динамизма системы государственного управления
- Раздел II. Организация государственного управления
- 6. "Древо" целей и функциональная структура государственного управления
- 6.1. Формирование "древа" целей государственного управления
- 6.2. Юридическое и иное ресурсное обеспечение целей государственного управления
- 6.3. Понятие и виды функций государственного управления
- 6.4. Функциональная структура государственного управления и ее юридическое оформление
- 7. Организационная структура государственного управления
- 7.1. Сущностные черты организационной структуры государственного управления
- 7.2. Построение организационной структуры государственного управления
- 7.3. Орган, звено, подсистема субъекта государственного управления
- 7.4. Организация государственного органа
- 8. Формы государственного устройства и государственное управление
- 8.1. Особенности федеративного устройства государства
- 8.2. Государственный суверенитет
- 8.3. Национальный компонент в государственном строительстве и организации общества
- 8.4. Гражданин государства
- 9. Структура управленческой деятельности
- 9.1. Общие черты управленческой деятельности
- 9.2. Формы управленческой деятельности1
- 9.3. Методы управленческой деятельности
- 9.4. Стадии управленческой деятельности
- 9.5. Понятие управленческой технологии
- 10. Принципы государственного управления
- 10.1. Понятие принципа государственного управления
- 10.2. Основания систематизации принципов государственного управления
- 10.3. Виды принципов государственного управления
- 10.4. Применение принципов государственного управления
- Раздел III.Обеспечение государственного управления
- 11. Правовое регулирование государственного управления
- 11.1. Сущность правового регулирования
- 11.2. Предмет и метод правового регулирования государственного управления
- 11.3. Формы правового регулирования государственного управления
- 11.4. Структура правового регулирования государственного управления
- 12. Законность в государственном управлении
- 12.1. Смысл законности в государственном управлении
- 1 Мамардашвили м. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 117 — 118.
- 12.2. Обеспечение законности в государственном управлении
- 12.3. Законность, рациональность и правопорядок в государственном управлении
- 12.4. Дисциплина в государственном управлении
- 13. Информационное обеспечение государственного управления
- 13.1. Информация как основа государственного управления
- 13.2. Информационные качества управленческих решений
- 13.3. Организация информации в системе государственного управления
- 13.4. Информационная система f государственного управления
- 14. Человеческий потенциал государственного управления
- 14.1. Персонал государственного управления: структура, содержание и уровни качеств
- 14.2. Правовое и организационное обеспечение государственной службы
- 14.3. Управленческая культура граждан
- 14.4. Педагогические аспекты государственного управления
- 15. Демократия и бюрократия в государственном управлении
- 15.1. Понятие политического режима. Власть и народ
- 15.3. Бюрократизм: сущность и формы проявления
- 15.4. Демократизация политического режима
- Раздел IV. Рационализация государственного управления
- 16. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 16.1. Особенности свободы в управлении
- 16.2. Свобода, самостоятельность и законность
- 16.3. Ответственность как общественное отношение
- 16.4. Виды и процедуры юридической ответственности в государственном управлении
- 17. Совершенствование стиля государственного управления
- 17.1. Элементы и свойства стиля государственного управления
- 17.2. Распределение и регламентация управленческой деятельности
- 17.3. Усиление организованности управленческих процессов
- 17.4. Резервы рационализации стиля государственного управления
- 18. Объективация государственного управление
- 18.1. Смысл объективации государственного управления
- 18.2. Комплексный характер результатов государственного управления
- 18.3. Виды эффектов управления
- 18.4. Актуальные аспекты объективации государственного управления
- 19. Измерение эффективности государственного управления
- 19.1. Общая социальная эффективность государственного управления
- 19.2. Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления
- 19.3. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц
- 19.4. Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения
- 20. Развитие и освоение возможностей государственного управления
- 20.1. Государственное управление перед грядущим
- 20.2. Новые знания, технологии и государственное управление
- 20.3. Понятие "опережающее состояние" государственного управления
- 20.4. Процесс совершенствования государственного управления
- Послесловие
- Список актуальных отечественных работ по теории государственного управления
- Список основных публикаций зарубежных авторов по проблемам государственного управления, изданных на русском языке
- Список некоторых публикаций автора по проблемам государственного управления
- 6) Статьи в журналах, газетах, главы в книгах
- Введение в теорию . 3