3.3. Состав и развитость субъективного фактора
В теории государственного управления обращение к субъективному фактору имеет двоякий смысл; во-первых, государственное управление само составляет часть субъективного фактора
и тем самым во многом определяется его состоянием, во-вторых, место и роль, другие проявления государственного управления зависят от уровня развития и организованности субъективного фактора. Без ориентации на субъективный фактор и его влияние на управленческие процессы трудно понимать практически любой вопрос государственного управления.
Субъективный факторолицетворяет собой (что важно подчеркнуть) сознание в действии, определенное слияние мыслительного и практического процессов. Именно воплощение сознания в деятельности, его "материализация", объективное закрепление и представление позволяют судить о содержании, возможностях и силе сознания. Даже библейское: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" — и так другие творения Бога (см. Бытие, гл. I, п. 3 — 29) говорят о связи сознания и его практического результата, слова и дела. Между тем наблюдается, особенно в интеллигентствующих кругах, разрыв мышления и практики, упование лишь на слово, все новую фразу и их магические свойства. Говорится много, да мало делается.
Оба связанных между собой элемента субъективного фактора — сознание и деятельность — имеют многогранный характер и сложную структуру. Они исследуются в философской, социологической и психологической науках и сказанное здесь является лишь выводом из них и то применительно к запросам теории государственного управления. Сознание отличается разными уровнями — общественное, обыденное, массовое, коллективное, индивидуальное, выступает во многих формах — мифологическое, религиозное, научное, художественное, историческое и т.д., имеет разные социально-психологические параметры.
Определяющимидля государственного управления являются противоречивость, неустойчивость, пластичность и разнообразие сознания. Тут — источник многих проблем. Люди с разным сознанием действуют в иерархии государственных органов и должностей. Одни и те же решения они интерпретируют различно, исходя из собственного понимания. Так же они относятся к управляемым объектам и условиям их функционирования. Люди, занятые в управляемых объектах, тоже руководствуются своим сознанием, которое может весьма отличаться от того, в соответствии с которым принимались те или иные управленческие решения. В результате и государственное управление, его управляющие воздействия, и их восприятие управляемыми объектами состоят из множества разнокачественных элементов сознания, создающих сложнейшие условия для управленческих процессов. Отсюда неопределенность, вероятностность как в содержании
3·
управленческих решений, его толковании и аутентичности понимания, так и в надежности его реализации.
Деятельностьтакже представляет собой многомерное явление, выражающее в совокупности сущностные стороны и свойства человека и различные общественные взаимосвязи. Она служит моментом перехода, "превращения" сознания в материальность, вследствие чего сформированные в сознании идеи, сюжеты, представления, образы, логические конструкций (проекты) и т.д. приобретают соответствующую предметность. В то же время это способ реализации сущности человека и механизм его взаимодействия с другими людьми (обмен деятельностью), основной канал его социализации. Деятельность — единственный способ воспроизводства людьми материальных и духовных продуктов и социальных условий своей жизни, определяющий фактор развития сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, непременное, неотъемлемое и главное основание личности.
На психологическомуровне деятельность рассматривается в системе "сознание — деятельность — объективный мир", когда раскрываются сложные механизмы отражения потребностей в сознании человека, выработки целей и мотивов поведения, формирования установок как факторов стабилизации деятельности, обеспечения ее устойчивости и непрерывности. На социологическомуровне исследуются общественный и частный характер деятельности, ее обусловленность социальными факторами, роль общественных отношений в развитии деятельности, преобразования в деятельности в процессе исторического развития и иные аспекты. На праксеологическом и эргономическомуровнях внимание сосредоточивается на конкретных приемах, способах деятельности, на связи человека с орудиями труда, принципах коллективно организованной деятельности, механизма овладения человеком современной техникой, технологией, информацией и т.д.
Все уровни и аспекты деятельности важны для государственного управления, ибо его главный общественный смысл состоит в активизации и организации деятельности.К сожалению, в российской истопии почти всегда вопросы рациональности, совершенства и эффективности деятельности находились на низком уровне. Здесь проявляется какой-то никем еще не раскрытый парадокс: за последние два века Россия произвела огромную интеллектуальную продукцию, которой может гордиться любая страна. Созданы уникальные механизмы, конструкции, технологии, по многим показателям опережающие зарубежные аналоги. Но все это в единичных образцах, для узкого круга потребителей. От "высоких" технологий и современных механизмов и конструкций нет продвижения вниз — к массовому освоению и
тиражированию. В сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг, образовании, здравоохранении, даже в самом государственном управлении преобладают технические средства, технологии, приемы и формы деятельности, отстающие от передовых стран на тридцать—сорок лет. Господствует рутинная деятельность, ориентированная на мускульную силу человека. Естественно, что состояние деятельности в стране не создает предпосылок для роста благосостояния людей и цивилизованного (как принято говорить) обустройства жизни (жилье, транспорт, услуги и т.д.).
Можно констатировать следующие посылки, актуальные для понимания многих процессов в области государственного управления: а) субъективный фактор в своем составе имеет элементы различногоуровня развития потенциала, по-разному соотносящихся и взаимодействующих между собой (это совокупность самых многообразных проявлений сознания и деятельности миллионов людей); б) развитие субъективного фактора представляет собой сложный процесс, в котором все элементы и свойства преобразовываются неравномерно,при противоречивом подчас влиянии друг на друга; они по-разному и в неодинаковой мере отражают объективную действительность, по-разному поддаются ее влиянию и столь же различны их собственная устойчивость, самостоятельность, способность к изменениям (одни элементы более адаптивны, другие, наоборот, более консервативны); в) различные элементы и свойства субъективного фактора с разной силой, целенаправленностью и рациональностью влияютна объективную действительность (мера соотношения сознательности и стихийности в них весьма различна); последствия влияния их на объективную действительность также многообразны — от конструктивных, созидательных до негативных, разрушительных.
Развитие общественного сознания и одновременная его дифференциация (по формам, содержанию, освоению индивидуальным сознанием и т.д.), усложнение общественной деятельности в целом и в связи с этим углубление специализации индивидуальной (подчас коллективной) деятельности определяют остроту вопроса о рациональном сочленении единичных и коллективных элементов сознания и деятельности. Существует предел специализации деятельности,за которым она теряет всякий интерес для человека. Многие отрицательные моменты имеет чрезмерная "специализация" ("сужение") сознания. Не случайно современная жизнь создала проблему освоения "стыков" наук. "Специализация" сознания и деятельности отдельной личности — про-
блема не только психологическая, но и социально-психологическая, даже физиологическая, основывающаяся на комплексности и многогранности человека. Вместе с тем специализация производства (а на его основе и определенная "специализация" (профессионализация) сознания и деятельности) — объективный факт, предполагающий умелое, эффективное кооперирование единичных, "специализированных" проявлений субъективного фактора.
Для государственного управления имеют значение все процессы, свойства и возможности субъективного фактора. Здесь обнаруживаются самые жесткие коррелятивные зависимости,которые либо способствуют управленческим процессам, либо их тормозят, деформируют и разрушают. В наш менталитет глубоко вошел ложный стереотип, состоящий в том, что, мол, то, что было замыслено и решено в государственном управлении, непременно должно получиться и на практике. На самом деле не все так просто и однозначно и многое зависит от того, насколько, к примеру, регулятивные элементы субъективного фактора и государственного управления совпадают, поддерживают развитие общества.
Прежде всего речь идет о соотношенииинтересов и целей субъективного фактора и интересов и целей, реализуемых государственным управлением. Сложная структура субъективного фактора приводит к тому, что часто индивидуальные, а также и групповые (коллективные) интересы и цели весьма отличаются от всеобщих интересов и целей, объективно стоящих в поле зрения государственного управления. Возможна и обратная ситуация, при которой эгоизм и некомпетентность властей предержащих превращают интересы и цели государственного управления в нечто, противоречащее всеобщим интересам и целям субъективного фактора. Необходима подлинно демократическая организация государственного управления, обеспечивающая согласованность, взаиморазвитие и актуальность интересов и целей субъективного фактора и государственного управления.
Важное значение принадлежит "наложению" и взаимодействиюсоциальных норм, которые признаны субъективным фактором, с одной стороны, и которыми руководствуется государственное управление — с другой. Ведь субъективный фактор исторически сформировался и поддерживается очень многообразной совокупностью религиозных, моральных, эстетических, правовых и других норм, традициями и обычаями, которые необходимо знать и использовать в управленческих процессах. Государственное управление по замыслу должно формироваться и реализовываться в соответствии с духом и буквой закона, которые, в
свою очередь, должны отвечать представлениям о праве. Часто между требованиями различных социальных норм, в том числе и законов, существуют противоречия, и люди сами делают среди них выбор; поведение, моделированное в социальной норме, и реальное поведение тоже весьма различаются; результаты, предполагаемые от следования социальным нормам и полученные на практике, не совпадают.
Поэтому государственное управление призвано исходить из реального состояния нормативной урегулированное™ субъективного фактора, объективно оценивать место и роль различных видов социальных норм и лишь на этой основе вырабатывать и осуществлять свои управляющие воздействия.
Следует, наконец, принимать во внимание связанностьмотивов и стимулов поведения людей в личной и общественной жизни и, соответственно, в процессах государственного управления. Весьма часто "должное" и "сущее" в поведении и деятельности людей дистанцируются далеко друг от друга. Проповедуется и утверждается одно, делается совсем другое и это другое получает свою мотивацию в сознании многих людей. Широко наблюдается несовпадение мотивов и стимулов, по причине чего стимулы, особенно содержащиеся в государственном управлении, не срабатывают. Несмотря на то, что вроде бы давно проблема стимулов исследуется, до сих пор в государственном управлении система стимулов не представлена в реально действующем виде. Из-за этого реализуемость государственного управления оставляет желать лучшего.
Тем самым вырисовывается сложная система элементов субъективного фактора "потребности — интересы — цели — воля — нормы — мотивы (установки) — стимулы",в рамках которой формируется и реализуется государственное управление. Ее развитость и организованность во многом определяют возможности государственного управления и характер его взаимоотношений с обществом.
- 67.99(2)1 A92
- Isbn 5-7260-0843-х
- Введение в теорию
- 1Зеньковский в.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991. С. 16.
- Раздел I. Государственное управление системное общественное явление
- 1. Понятие государственного управления
- 1.1. Управление — общественный институт
- 1.2. Сущность управляющего воздействия
- 1.3. Многогранность управления
- 1.4. Специфика государственного управления
- 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Основные характеристики государства
- 2.2.Типология государств
- 2.3. Общественные функции государства
- 2.4. Государственная политика в гражданском обществе
- 3. Объективные основы и субъективный фактор государственного управления
- 3.1. Природа и структура объективных условий
- 3.2. Объективная детерминация государственного управления
- 3.3. Состав и развитость субъективного фактора
- 3.4. Организованность субъективного фактора и государственное управление
- 4. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 4.1. Сущность управляемых объектов
- 4.2. Свойства и структура управляемых объектов
- 4.3. Социальный механизм формирования и реализации государственного управления
- 5. Системные характеристики государственного управления
- 5.1. Система государственного управления
- 5.2. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- 5.3. Типичное и уникальное в государственном управлении
- 5.4. Многообразие — условие устойчивости и динамизма системы государственного управления
- Раздел II. Организация государственного управления
- 6. "Древо" целей и функциональная структура государственного управления
- 6.1. Формирование "древа" целей государственного управления
- 6.2. Юридическое и иное ресурсное обеспечение целей государственного управления
- 6.3. Понятие и виды функций государственного управления
- 6.4. Функциональная структура государственного управления и ее юридическое оформление
- 7. Организационная структура государственного управления
- 7.1. Сущностные черты организационной структуры государственного управления
- 7.2. Построение организационной структуры государственного управления
- 7.3. Орган, звено, подсистема субъекта государственного управления
- 7.4. Организация государственного органа
- 8. Формы государственного устройства и государственное управление
- 8.1. Особенности федеративного устройства государства
- 8.2. Государственный суверенитет
- 8.3. Национальный компонент в государственном строительстве и организации общества
- 8.4. Гражданин государства
- 9. Структура управленческой деятельности
- 9.1. Общие черты управленческой деятельности
- 9.2. Формы управленческой деятельности1
- 9.3. Методы управленческой деятельности
- 9.4. Стадии управленческой деятельности
- 9.5. Понятие управленческой технологии
- 10. Принципы государственного управления
- 10.1. Понятие принципа государственного управления
- 10.2. Основания систематизации принципов государственного управления
- 10.3. Виды принципов государственного управления
- 10.4. Применение принципов государственного управления
- Раздел III.Обеспечение государственного управления
- 11. Правовое регулирование государственного управления
- 11.1. Сущность правового регулирования
- 11.2. Предмет и метод правового регулирования государственного управления
- 11.3. Формы правового регулирования государственного управления
- 11.4. Структура правового регулирования государственного управления
- 12. Законность в государственном управлении
- 12.1. Смысл законности в государственном управлении
- 1 Мамардашвили м. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 117 — 118.
- 12.2. Обеспечение законности в государственном управлении
- 12.3. Законность, рациональность и правопорядок в государственном управлении
- 12.4. Дисциплина в государственном управлении
- 13. Информационное обеспечение государственного управления
- 13.1. Информация как основа государственного управления
- 13.2. Информационные качества управленческих решений
- 13.3. Организация информации в системе государственного управления
- 13.4. Информационная система f государственного управления
- 14. Человеческий потенциал государственного управления
- 14.1. Персонал государственного управления: структура, содержание и уровни качеств
- 14.2. Правовое и организационное обеспечение государственной службы
- 14.3. Управленческая культура граждан
- 14.4. Педагогические аспекты государственного управления
- 15. Демократия и бюрократия в государственном управлении
- 15.1. Понятие политического режима. Власть и народ
- 15.3. Бюрократизм: сущность и формы проявления
- 15.4. Демократизация политического режима
- Раздел IV. Рационализация государственного управления
- 16. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 16.1. Особенности свободы в управлении
- 16.2. Свобода, самостоятельность и законность
- 16.3. Ответственность как общественное отношение
- 16.4. Виды и процедуры юридической ответственности в государственном управлении
- 17. Совершенствование стиля государственного управления
- 17.1. Элементы и свойства стиля государственного управления
- 17.2. Распределение и регламентация управленческой деятельности
- 17.3. Усиление организованности управленческих процессов
- 17.4. Резервы рационализации стиля государственного управления
- 18. Объективация государственного управление
- 18.1. Смысл объективации государственного управления
- 18.2. Комплексный характер результатов государственного управления
- 18.3. Виды эффектов управления
- 18.4. Актуальные аспекты объективации государственного управления
- 19. Измерение эффективности государственного управления
- 19.1. Общая социальная эффективность государственного управления
- 19.2. Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления
- 19.3. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц
- 19.4. Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения
- 20. Развитие и освоение возможностей государственного управления
- 20.1. Государственное управление перед грядущим
- 20.2. Новые знания, технологии и государственное управление
- 20.3. Понятие "опережающее состояние" государственного управления
- 20.4. Процесс совершенствования государственного управления
- Послесловие
- Список актуальных отечественных работ по теории государственного управления
- Список основных публикаций зарубежных авторов по проблемам государственного управления, изданных на русском языке
- Список некоторых публикаций автора по проблемам государственного управления
- 6) Статьи в журналах, газетах, главы в книгах
- Введение в теорию . 3