logo search
ответы1-80

14 Организационная структура: понятие, сущность, типология.

Организация- сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения поставленной цели.

Структура организации определяет, как должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы модели взаимодействия.

Организационная структура— совокупность подразделений организации и их взаимосвязей, в рамках которой между подразделениями распределяются управленческие задачи, определяются полномочия и ответственность руководителей и должностных лиц.

Организационная структура отображается в виде — графической схемы, элементамикоторой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, отделы и т.д.).

Основные типы структур организации:

Линейная организационная структура. Должностные обязанности распределены так, чтобы каждый работник был нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия – прямые (линейные), идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ – ответственность, четкое распределение обязанностей и полномочий; возможность поддерживать необходимую дисциплину. Использовалась до начала ХХ в. В настоящее время в чистом виде линейная структура управления нигде не используется. Основной недостаток - невозможность использовать труд узких функциональных специалистов.

Линейно-функциональна организационная структурапостроена на принципах привлечения к управлению высококвалифицированных профессионалов, имеющих узкую специализацию, т.е. управление осуществляется как линейными (руководитель организации, мастер участка), так и функциональными руководителями ( технолог, бухгалтер и т. д.). Понятие и принципы построения линейно-функциональной организационной структуры управления были предложены Ф. Тейлором. Основные недостатки: нарушение принципа единоначалия; трудности принятия и реализации согласованных управленческих решений, сложность подбора руководителей высших уровней управления.

Линейно-штабная структура организации, (преобладала на Западе до 1950‑х гг., а в России вплоть до начала 1990‑х гг) оптимальна для крупных производственных организаций, работающих в режиме закрытых систем со стабильной средой и технологией. Принципы построения были сформулированы Х. Эмерсоном и А. Файолем. В России пропагандистами такой структуры в 1920–30‑е гг. был Н.А. Витке. Данная структура выступает в виде комбинации линейной и функциональных структур, в высших эшелонах функциональных служб формируется специальный консультативный орган – штаб. Главный недостаток – неприспособленность для работы в условиях динамичного рынка.

Матричная структура организации– субструктура формальной организации, созданная на постоянно-временной основе для управления проектами. В нашей стране применяется с 1970‑х гг. Матричная структура организации соответствует матричной форме: одна сторона «матрицы» представляет собой совокупность людей и ресурсов, выделенных для осуществления инновационной деятельности на постоянной основе, а другая – людей и ресурсов, временно выделенных функционирующими подразделениями под реализацию конкретного проекта. По завершении проекта структура, созданная на временной основе, распускается, и выделенный персонал возвращается в свои подразделения. Недостаток - усложнение формальных отношений, возникновение двойного подчинения работника.

Дивизиональные структуры. Решение стоящих перед организацией задач возлагается на специально формируемые для этого отделы – проектные (рабочие) группы (выделяются из состава организации, им предоставляется самостоятельность, достаточная для осуществления оперативного управления). Управление организаций в целом, остается в ведении центрального аппарата управления. Главный недостаток - проблема распределения ресурсов (в том числе, кадровых) между проектами.

Сетевые структуры принцип: отказ от жесткой вертикальной иерархии и в переход к управлению по проектам. При этом один и тот же менеджер может быть одновременно руководителем одного проекта, экспертом другого и одним из исполнителей третьего. Главный принцип – максимальное соответствие квалификации. Сетевые типы практически не подвержены опасности бюрократизации, гибки и восприимчивы к инновациям, способны к саморазвитию. Недостатки: зависимость результатов от кадрового состава, рост рисков, связанных с текучестью кадров.

15 Организационная культура: понятие, сущность и содержание.\

Организационная культура (оргкультура) – система формальных и неформальных норм и правил деятельности, ценностей, ожиданий, поведенческих ритуалов и особенностей поведения, существующих на предприятии. Включает: стиль управления, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, методы мотивации сотрудников, установленные стандарты качества выпускаемой продукции, имидж организации, даже манеру одеваться и т. д.

Культура организации призвана мобилизовать энергию ее членов и направить на достижение целей предприятия.

Понятие «организационая культура» было введено в конце 1970‑х гг. в связи с попытками американских ученых(У. Оучи) осмыслить успехи японской экономики.

У. Оучи (Для японских предприятий характерны: пожизненный наем, медленное поэтапное продвижение работников по ступеням иерархии, неспециализированная карьера, коллективные механизмы принятия решений и ответственность, неявные формы контроля, рассмотрение всех возникающих проблем через призму целого; для американских – краткосрочный наем, быстрое продвижение по службе, специализированная карьера, явные формы контроля, ориентация на индивидуальные решения и ответственность, установка на разрешение частных проблем. Он рассмотрел возможность переноса методов управления, применяемых в Японии, в американские организации и их деятельность в результате использования данных методов. Стиль управления подобными предприятиями был обозначен им как концепция «Z».) пришел к выводу о том, что особенности национальной организационной культуры обусловливают тип, принципы и методы управления.

Сферы, которые в совокупности характеризуют тип организационной культуры: взаимоотношения со средой; повседневная жизнь; природа человека; деятельность; человеческие взаимоотношения, способность к инновационным изменениям.

Основные компоненты (содержание) организационной культуры:

Основные  признаки оргкультуры:

Основные функции оргкультуры:

Об оргкультуре можно говорить в: