1. Понятие гражданства, принципы гражданства
Конституция и Закон о гражданстве устанавливает прежде всего те общие принципы, которые определяют сущность черты отношения гражданства. Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологической свойствами, как представителя живого мира.
Индивид - это биологическое свойство человека быть отличным от себе подобных (постоянное свойство).
Человек как личность - это индивид, имеющий определенную обусловленную (в том числе исторически) систему потребностей, интересов и ценностей.
Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны как осознающего себя, своё место и роль в обществе, ответственность перед ним.
Личность - социальное свойство человека, которое является приобретенным в процессе социализации и появляется в процессе общения со себе подобными. (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).
Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Гражданин - это правовое свойство человека, которое проявляется во взаимосвязи с конкретным государством и в наличии взаимных прав и обязанностей между человеком и государством.
Только небольшая часть людей сочетает в себе все эти качества.
Нормативной базой данного вопроса является Конституция Российской Федерации и Федеральный Закон «о гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №62 ФЗ, который содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения связанные с гражданством РФ, а также определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, а также некоторые другие правовые акты (в том числе указ Президента РФ, который утверждает положение о порядке решения вопросов о гражданстве). Совокупность всех этих норм образует институт гражданства.
Гражданство - это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда, когда он находится за пределами страны или постоянно проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно жить в России, но они не связаны с ней отношениям гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям. Такие требования в разных странах неодинаковы. Например, во многих мусульманских странах для этого нужно принять ислам. Российское законодательство также устанавливает определенные основания для приобретения и утраты гражданства.
Наряду с обычным состоянием гражданства в Росси возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ с согласия того лица, которому оно предоставляется.
История знает не только гражданство как правовую связь человека с государством, но и такой вид правовой связи, как подданство. В конституционном праве различных стран мира это два близких понятия. Подданство характеризует личную связь человека (подданного) с главой государства - монархом, верность ему. Правда, в демократических государствах - монархиях (Великобритания, Бельгия, Дания, Япония и др.) содержание термина «подданство» не отличается от понятия «гражданство», и оно все более вытесняется последним, а в некоторых странах (Испания и др.) совсем не употребляется.
В Российской империи, например, установилось подданство по отношению к государству. Подданство отличается от гражданства главным образом превалирующей ролью государства в отношениях личности и государства. Гражданство является более демократичным институтом по сравнению с подданством. При подданстве личность обладала ограниченным количеством прав и в основном лишь несла по отношению к государству ряд обязанностей. Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство - принадлежность лица к государству.
При определении правового статуса человека в расчет принимаются два критерия:
- международный статус личности;
- государственный статус гражданства.
Гражданство служит предпосылкой и основной правового статуса гражданина. Государство, предоставляя человеку гражданство, в то же время берет на себя обязательство обеспечить реализацию в полном объеме его прав и свобод, защиту и покровительство российским гражданам обязаны оказывать все государственные органы, в первую очередь дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в иностранных государствах.
Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, которые ограничивают права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Если гражданин РФ проживает за ее пределами, это не прекращает его гражданства Российской Федерации.
Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Гражданами Российской Федерации являются:
- лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу ФЗ «О гражданстве РФ»;
- лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О гражданстве РФ».
Согласно конституции РФ гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (П. 1 ст. 61 Конституции РФ). Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статус гражданина определяется внутренним законодательством государства и, как правило, отличен от статуса лиц, не являющихся гражданами государства.
В отношении лиц, не являющихся гражданами государства (иностранных граждан и апатридов), по общему правилу действует национальный режим, т.е. они наделяются всей совокупностью прав человека. Однако предоставление национального режима для иностранцев и лиц без гражданства не означает распространения на них статуса граждан.
По ряду вопросов объем прав граждан или не граждан определенного государства не совпадает. Иностранные граждане, например, ограничены в политических правах на территории РФ: не в праве занимать государственные должности, участвовать в выборных органах РФ и т.д.
Под гражданством понимается правовая принадлежность человека к определенному государству, защитой и покровительством которого он пользуется. К основным характеристикам гражданства относится то, что:
1. Гражданство - правовое состояние, которое выражается с одной стороны в общем правовом нормировании - наличии законодательного оформления, а с другой - в индивидуальном документальном определении гражданства каждого гражданина.
2. Существует устойчивый характер отношений гражданина и государства, которые существуют постоянно, как правило, от рождения и до смерти гражданина и имеющие общий порядок прекращения и не допускающие односторонний порядок гражданства.
3. Также имеется двусторонняя связь между человеком и государством, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей и основана на признании достоинства основных прав и свобод человека.
4. На гражданина распространяется суверенитет власти государства, как внутри страны, так и за ее пределами.
Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Принципами гражданства РФ являются:
1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип является важнейшим и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства РФ. В статье 2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в е составе, являются одновременно гражданами этой республики.
2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения.
Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и другими способами приобретения гражданства. Не имеет и правого назначения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер.
Оно выражается в том, что в РФ каждый человек имеет право на Гражданство, в наличии такой формы приобретения гражданства как прием. РФ стремится к сокращению лиц без гражданства - ст. 7 Закона «О гражданстве» так и называется «Сокращение безгражданства».
Россия поощряет приобретение гражданства и не препятствует Приобретению ими другого гражданства. В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является ее гражданином. Свободный характер гражданства России выражается и в том, что Конституция и Закон закрепляют право граждан изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.
4. Гражданин РФ не может лишен своего гражданства.
Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одном порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.
5. Гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62). Это - новая норма в законодательстве о гражданстве. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появления у российского гражданина иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего этих лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В ст. 3 Закона указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не предусмотрено международным договором России. Граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.
6. Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами (ст. 27 - свободы избирать место жительства, свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться).
7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом.
Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признака брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования супруга гражданству другого супруга. В равной мере брак, заключенный гражданином России с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.
8. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, Федерация гарантирует защиту и покровительство.
Этот принцип закреплен в Конституции (ст. 61) и в Законе «О Гражданстве. В ст. 5 Закона предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания. Конституция устанавливает, что гражданин РФ не может быть выслан за е пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит ответственности по законам своей страны.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел 1. История государственного управления в России.
- 5.Государственное управление в России в 1991-1993 годы
- Раздел 2. Теория управления.
- 6.Научные школы управления.
- Содержание управления персоналом[править | править исходный текст]
- 8.Законы и принципы управления.
- 9.Общая характеристика моделей управления.
- 10. Понятие и характеристика функций управления.
- 2. Первичные функции управления
- Раздел 3. Теория организации.
- 11 Организация как объект управления.
- 12 Общие и специфические законы организации. Законы организации Социальные законы и закономерности
- Законы и закономерности организации, их роль
- 13. Внутренняя и внешняя среды организации.
- 14 Организационная структура: понятие, сущность, типология.
- Раздел 4. Разработка управленческих решений.
- 16 Управленческие решения: понятие, содержание, типология.
- 17 Управленческое решение как процесс, особенности и этапы принятия.
- 2. Составление плана решения.
- Контроль, качество и эффективность принимаемых управленческих решений
- 20. Государственные решения: понятие, содержание, типология.
- Раздел 5. Управление персоналом.
- 21 Персонал как объект управления
- 22. Управление персоналом: понятие и сущность
- 23.Субъекты и объекты управления персоналом
- 24.Концепции управления персоналом: понятие и содержание
- 25.Кадровая политика организации и стратегия управления персоналом
- Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
- 1. Понятие информационной системы
- Основные профессиональные роли специалиста по персоналу
- 30.Общая характеристика технологий управления персоналом
- 33Содержание, формы и методы оценки персонала.
- 38Профессиональное обучение и развитие работников. Управление карьерой.
- Раздел 6. Система государственного и муниципального управления.
- 40. Государственное управление как система. Формы и функции государства.
- 46. Система исполнительной власти в Российской Федерации.
- 52 Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.
- 53 Законодательные (представительные) органы власти субъектов рф – порядок формирования, правой статус функции и роль в государственном управлении.
- 54. Органы исполнительной власти субъектов рф: правовой статус, структура, функции.
- 58 Муниципальная служба в рф: общая характеристика правовое закрепление, классификация должностей, порядок их замещения.
- 59Аттестация государственных и муниципальных служащих.
- 60Муниципальное управление: понятия, содержание, цель и задачи.
- Раздел 7. Управление общественными отношениями.
- 62Общественные отношения в современном российском обществе.
- 63Общественное мнение как структурный элемент общественных отношений. Общественные отношения в политике, бизнесе, органах власти.
- 64 Связи с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
- Раздел 8. Региональная экономика и управление.
- 66.Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
- 67 Территориальная организация общества. Территория как объект управления.
- 68. Межрегиональные связи. Отраслевая структура размещения экономики.
- 69. Региональная структура управления в рф.
- Раздел 9. Правовые основы государственного и муниципального управления.
- 1. Понятие гражданства, принципы гражданства
- 2. Порядок приобретения и прекращения гражданства России
- 74.Правовые акты управления: понятие, типология.
- 75.Юридические лица как субъекты гражданского права, их виды.
- 76.Административная и уголовная ответственности в сфере управления.
- 2.2. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений в сфере экономики
- 77.Трудовое правоотношение: понятие, субъекты, содержание.
- 78Порядок приема работника на работу. Перевод и увольнение.
- Перевод персонала Повышение в должности
- Перемещение «по горизонтали»
- Перевод на другую работу (перемещение)
- Увольнение персонала
- 79Трудовой договор: понятие, содержание и виды.
- 80.Трудовые споры и порядок их разрешения.