Раздел 6. Система государственного и муниципального управления.
39. Государственное управление: понятия, содержание, цель и задачи. Российские научные школы государственного управления.
Раскрывая содержание, цели, функции и другие особенности государственного управления, необходимо, прежде всего, остановиться на самих понятиях "управление" и "социальное управление". Термин "управление" стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей1. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Сущностью управления является достижение результата путем целенаправленного воздействия. С точки зрения общенаучного понимания "управление общественными процессами выступает как целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом и на ее отдельные звенья на основе познания и использования присущих ей объективных закономерностей в интересах обеспечения ее оптимального функционирования и развития, достижения поставленных целей"2. Один из ведущих исследователей в области государственного управления Г.В. Атаманчук определил управление как "целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы
Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: - законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; - исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; - правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. В узком смысле слова государственное управление - это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.
Главная цель государственного управления определяется сущностью, понятием, а именно - совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессами, происходящими в отношениях субъекта и объекта управления. Цели - это то, на что направлена деятельность органов государственного управления. Цели государственного управления конкретизируются в зависимости от предлагаемых исследователями критериев классификации. Выбрав главным критерием общее и специфическое содержание управленческой деятельности, предлагается выделять следующие цели государственного управления: социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений; политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека; обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния; организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.
В функциях проявляются сущность, содержание, цели и задачи управления. Некоторые ученые считают, что функции управления вытекают из задач, стоящих перед государственным органом1. К общим функциям управления, как правило, относят: 1) сбор и обработка (анализ) социальной информации; 2) прогнозирование, т.е. научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки; 3) планирование, т.е. определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей; 4) организация, т.е. формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.; 5) регулирование или распорядительство, т.е. установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.; 6) координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления; 7) контроль и учет, состоящие в том, чтобы установить, соответствует или не соответствует фактическое состояние объекта управления заданному состоянию.
Российская школа административно-государственного управления сегодня находится только в процессе своего становления. Но основные научные подходы к решению проблем государственного администрирования уже обозначились. Прежде всего сформирована общая концепция государственной службы как социально-ориентированного государственно-правового института. При этом подходе статус, функции государственной службы формируются исходя из их производности от интересов, целей и задач объединенного в государство сообщества людей, а не первородности целей и функций государства. И это на мой взгляд очень важно. По вопросу о научных основаниях системы административно-государственного управления в нашей стране мнения ученых на сегодня разделились. Одни подчеркивают своеобразие форм российской государственности и полагают, что опыт западных стран не может не служить основой для формирования национальной концепции государственной службы. Они предполагают опираться на исторический опыт России в области административно-государственного управления, использовать преимущественно национальные формы и традиции. Но нельзя как мне кажется взять ушедшие в историю формы административно-государственного управления и применить их сегодня. Можно и нужно использовать национальный опыт, понять его, выявить в нем самое существенное. Но это совсем иное, чем прямой перенос имевшихся когда-то национальных форм и моделей. Другая точка зрения абсолютирует значение зарубежного опыта в области административно-государственного управления. Некоторые ученые полагают, что необходимо использовать уже отработанные эффективные современные общественные формы, сложившиеся в западных странах, и перенести их в нашу жизнь. Разногласия среди этих ученых существуют лишь по поводу того, какую модель лучше использовать. Однако, изучая зарубежный опыт, очень легко перенять внешние формы и атрибуты государства, но очень сложно обеспечить эффективное функционирование соответствующих институтов. Поэтому России сегодня недостаточно ориентироваться на очевидные формальные свойства демократических институтов административно-государственного управления, важнее искать варианты приспособления этих институтов и их функций к нуждам российского народа. Формирующаяся российская школа административно-государственного управления должна делать акцент не на имитацию и перенос западного опыта управления, а на адаптацию к нему и самостоятельное открытие даже известных решений по организации государственного администрирования. Говоря о перспективе развития российской государственности, следует подчеркнуть, что исторические традиции России предполагают сохранение в стране федерального типа управления с сильными централистскими тенденциями, которые следует развивать и поддерживать. Особенностью нашего времени является своеобразная конвергенция двух систем административно-государственного управления – федеральной и унитарной.[40] Анализ современного опыта административно-государственного управления в странах Запада показывает также, что демократическое государство может эффективно функционировать лишь в том случае, если в нем однозначно разделены: сферы частного права и публичного права; сферы политики и исполнения законов; службы федеральные и региональные, а те и другие отделены от служб местного самоуправления. Представляется, что именно эта концепция должна быть положена в основу создания новой системы административно-государственного управления в России. Для того, чтобы ускорить развитие российской научной школы государственного управления представляется возможным сблизить науку публичного администрирования и науку управления предприятиями. Некоторые западные ученые полагают, что в будущем эти две отрасли могут слиться в одну науку. Для России это сегодня особенно важно подчеркнуть, поскольку в теории управления предприятиями имеются более солидные разработки отечественных ученых, которые можно и должно использовать в государственном администрировании.[41] И еще раз хочется подчеркнуть, что, создавая научную концепцию российской государственной службы, мы должны внимательно анализировать, изучать и отбирать все самое лучшее и передовое, накопленное мировой наукой в области административно-государственного управления, но обязательно с учетом национальных традиций в этой сложной области человеческой деятельности. И главное запомнить – ни в одной стране мира пока не создано совершенной системы государственного менеджмента!
Между мировыми системами государственной службы существуют достаточно значительные различия, которые во многом определяются спецификой исторического развития. В одних государствах доминируют традиции централизма и строгой административной иерархии (Германия, Франция). Другие системы государственного управления и государственной службы значительно учитывают принципы коммунального самоуправления (США), в третьих странах государственная служба находится на этапе кардинального трансформирования при значительной децентрализации административной деятельности (Великобритания). В настоящее время во многих государствах активно идет процесс реформирования государственной службы. Традиционная иерархичность хотя и сохраняется, но играет меньшую роль, количество административных ступеней уменьшается, расширяются возможности альтернативных путей выдвижения на высокие государственные посты. Внедряются принципы «нового менеджеризма», дискутируются вопросы внедрения в систему государственной службы «деловой философии». Постоянно идут поиски путей, методов, технологий повышения эффективности государственной службы, открытости деятельности служащих, подотчетности и подконтрольности институтам гражданского общества. В России на протяжении исторического развития существовали различные системы государственной службы. Петр I при реформировании государственной власти многое использовал из зарубежного опыта европейских стран, с ведением в 1772 году «Табели о рангах» принцип «значения рода» был вытеснен принципом выслуги, но не заменен им полностью. После 1917 года главенствующим был принцип номенклатуры и партийности.[42] Я считаю, что в целях повышения эффективности российской государственной службы значимым представляется использование позитивных элементов и технологий государственно-служебной деятельности служащих стран Запада. Внедрение принципа «прозрачности» служебной деятельности ведет к тому, что государственная служба в демократическом обществе становится институтом, открытым для общественного контроля. Граждане должны иметь доступ к нормативным материалам, участвовать в той или иной степени в процессе выработки решений, затрагивающих интересы граждан. Это должно быть обеспечено правовыми средствами, и в целом, является необходимым элементом публичной службы. Особое внимание в современных системах государственной службы уделяется требованиям этичности поведения, значение имеют морально-нравственные качества работников, служебная этика государственного служащего. Главным методологическим принципом при использовании зарубежного опыта организации и функционирования государственной службы является опора на исторические государственные традиции при творческом использовании эффективных технологий и принципов служебной деятельности служащих.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1. История государственного управления в России.
- 5.Государственное управление в России в 1991-1993 годы
- Раздел 2. Теория управления.
- 6.Научные школы управления.
- Содержание управления персоналом[править | править исходный текст]
- 8.Законы и принципы управления.
- 9.Общая характеристика моделей управления.
- 10. Понятие и характеристика функций управления.
- 2. Первичные функции управления
- Раздел 3. Теория организации.
- 11 Организация как объект управления.
- 12 Общие и специфические законы организации. Законы организации Социальные законы и закономерности
- Законы и закономерности организации, их роль
- 13. Внутренняя и внешняя среды организации.
- 14 Организационная структура: понятие, сущность, типология.
- Раздел 4. Разработка управленческих решений.
- 16 Управленческие решения: понятие, содержание, типология.
- 17 Управленческое решение как процесс, особенности и этапы принятия.
- 2. Составление плана решения.
- Контроль, качество и эффективность принимаемых управленческих решений
- 20. Государственные решения: понятие, содержание, типология.
- Раздел 5. Управление персоналом.
- 21 Персонал как объект управления
- 22. Управление персоналом: понятие и сущность
- 23.Субъекты и объекты управления персоналом
- 24.Концепции управления персоналом: понятие и содержание
- 25.Кадровая политика организации и стратегия управления персоналом
- Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
- 1. Понятие информационной системы
- Основные профессиональные роли специалиста по персоналу
- 30.Общая характеристика технологий управления персоналом
- 33Содержание, формы и методы оценки персонала.
- 38Профессиональное обучение и развитие работников. Управление карьерой.
- Раздел 6. Система государственного и муниципального управления.
- 40. Государственное управление как система. Формы и функции государства.
- 46. Система исполнительной власти в Российской Федерации.
- 52 Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.
- 53 Законодательные (представительные) органы власти субъектов рф – порядок формирования, правой статус функции и роль в государственном управлении.
- 54. Органы исполнительной власти субъектов рф: правовой статус, структура, функции.
- 58 Муниципальная служба в рф: общая характеристика правовое закрепление, классификация должностей, порядок их замещения.
- 59Аттестация государственных и муниципальных служащих.
- 60Муниципальное управление: понятия, содержание, цель и задачи.
- Раздел 7. Управление общественными отношениями.
- 62Общественные отношения в современном российском обществе.
- 63Общественное мнение как структурный элемент общественных отношений. Общественные отношения в политике, бизнесе, органах власти.
- 64 Связи с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
- Раздел 8. Региональная экономика и управление.
- 66.Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
- 67 Территориальная организация общества. Территория как объект управления.
- 68. Межрегиональные связи. Отраслевая структура размещения экономики.
- 69. Региональная структура управления в рф.
- Раздел 9. Правовые основы государственного и муниципального управления.
- 1. Понятие гражданства, принципы гражданства
- 2. Порядок приобретения и прекращения гражданства России
- 74.Правовые акты управления: понятие, типология.
- 75.Юридические лица как субъекты гражданского права, их виды.
- 76.Административная и уголовная ответственности в сфере управления.
- 2.2. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений в сфере экономики
- 77.Трудовое правоотношение: понятие, субъекты, содержание.
- 78Порядок приема работника на работу. Перевод и увольнение.
- Перевод персонала Повышение в должности
- Перемещение «по горизонтали»
- Перевод на другую работу (перемещение)
- Увольнение персонала
- 79Трудовой договор: понятие, содержание и виды.
- 80.Трудовые споры и порядок их разрешения.