Законы и закономерности организации, их роль
Под законами организации понимают необходимое и устойчивое отношение между организационными явлениями и процессами, которое обладает неизбежной повторяемостью в сходных условиях функционирования организации.
Существуют как общие, так и специфические законы организации. Общие законы действуют во всех материальных системах, то есть свойственны биологическим, техническим, социальным, производственным, экономическим системам, пожалуй, только проявляются они по разному. Специфические законы проявляются только в конкретных ситуациях, в определенных видах деятельности, применимо к некоторым организациям.
С точки зрения теории организации (а именно ее мы сейчас и рассматриваем) роль законов заключается в следующем: они образуют теоретическую основу для дальнейшего развития науки, подтверждают ее самостоятельность (так как работают на самом деле) в практическом плане, кроме того, объясняют взаимосвязь количественных и качественных сторон организационных процессов, чем способствуют повышению эффективности управленческой деятельности.
Рассмотрим законы, согласно их дифференциации. Итак, общие законы организации:
1) Закон наименьших
Данный закон гласит, что устойчивость организованного целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент. Согласно этому закону, развитие организации (как прогрессивное, так и регрессивное) зависит от наиболее отстающей части.
2) Закон расхождения
Его сущность в утверждении, что комплексы (системы) расходятся, то есть различаются между собой из-за первичной неоднородности их внутренних составляющих, а также воздействия происходящих изменений.
3) Закон синергии (синергия - взаимодействие)
Этот закон утверждает, что сумма свойств организованного целого отличается от арифметической суммы свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого, отдельного элемента. На примере, действие закона может выглядеть так: ресурсы, которые привлекаются в организацию могут либо дополнять, либо ослаблять друг друга, в итоге потенциал организации в целом становится или больше или меньше, чем сумма потенциалов всех ресурсов, но никак не равен ей.
В данном контексте потенциалом можно назвать источники чего-либо, возможности, средства, ресурсы, запасы, информация, которые могут быть приведены в действие или использованы для решения конкретной задачи. Также важно знать, что потенциал включает в себя подпотенциалы, которые можно разделить на экономический, социальный, технологический, инновационный, экологический и управляющий.
4) Закон самосохранения
Любая организация стремится сохранить свою целостность и эффективность, для чего использует весь возможный потенциал. Соответственно, если стоит задача самосохранения, то потенциалы развития, созидания должны преобладать над потенциалами разрушения. Конечно перед организацией не стоит вопрос простого сохранения целостности и дееспособности, поэтому сумма потенциалов развития должна значительно превышать сумму потенциалов разрушения, иначе организация не будет эффективной.
5) Закон единства анализа и синтеза
Закон гласит, что все организации стараются настроиться на максимально экономичный режим функционирования за счет постоянных адаптаций (изменений структуры, дополнения функций, переориентация). Следовательно, скорость изменения (как и результат), находится в зависимости от размаха и скорости преобразования внешней и внутренней среды.
Общих законов немного больше, но вышеперечисленные считаются основополагающими и определяющими, поэтому их знать нужно любому руководителю.
Теперь перейдем к рассмотрению специфических законов организации:
1. Закон своеобразия (индивидуальности)
Каждая организация функционирует только в соответствии с оптимальной для нее и присущей только ей организационной и управленческой структурой. Невозможно найти две абсолютно одинаковые организации, любая организация уникальна и неповторима.
2. Закон состязательности
В любой организации, между организациями, между подразделениями организации существует стремление работников опередить других, стать лучшим в своей сфере, отделе, профессии и т.д. Данный закон основан на стремлении личности к индивидуальности и достижению первенства где-бы то ни было. Грамотный управленец не должен перебороть данное стремление, но должен держать его в определенных рамках, дабы не допустить возникновения конфликтов.
3. Закон социальной гармонии
Развитие социальной сферы внутри организации приведет к повышению уровня эмоциональной удовлетворенности работников, следовательно активизируется трудовая деятельность и повысится производительность труда. Управляю данным законом, также важно не допускать выхода последствий развития за рамки рабочей обстановки в рабочее время.
4. Закон эффективного восприятия и запоминания информации
Процессы восприятия информации работником должны быть максимально приближены к естественному процессу его мышления.
5. Закон оптимальной нагрузки
Для каждого работника существуют свои оптимальные нормы рабочей нагрузки, при соблюдении которых он будет работать с максимальной эффективностью.
6. Закон эффективного осмысления
Если работник будет обладать большим объемом знаний по конкретной тематике, то сможет наиболее эффективно осмыслить и применить новые знания на пользу организации
7. Закон устойчивость информации
Более устойчивое запоминание информации происходит в момент первого знакомства работника с данной информацией. Следовательно, желательно преподносить информацию сразу в понятной, полной и доступной форме.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1. История государственного управления в России.
- 5.Государственное управление в России в 1991-1993 годы
- Раздел 2. Теория управления.
- 6.Научные школы управления.
- Содержание управления персоналом[править | править исходный текст]
- 8.Законы и принципы управления.
- 9.Общая характеристика моделей управления.
- 10. Понятие и характеристика функций управления.
- 2. Первичные функции управления
- Раздел 3. Теория организации.
- 11 Организация как объект управления.
- 12 Общие и специфические законы организации. Законы организации Социальные законы и закономерности
- Законы и закономерности организации, их роль
- 13. Внутренняя и внешняя среды организации.
- 14 Организационная структура: понятие, сущность, типология.
- Раздел 4. Разработка управленческих решений.
- 16 Управленческие решения: понятие, содержание, типология.
- 17 Управленческое решение как процесс, особенности и этапы принятия.
- 2. Составление плана решения.
- Контроль, качество и эффективность принимаемых управленческих решений
- 20. Государственные решения: понятие, содержание, типология.
- Раздел 5. Управление персоналом.
- 21 Персонал как объект управления
- 22. Управление персоналом: понятие и сущность
- 23.Субъекты и объекты управления персоналом
- 24.Концепции управления персоналом: понятие и содержание
- 25.Кадровая политика организации и стратегия управления персоналом
- Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
- 1. Понятие информационной системы
- Основные профессиональные роли специалиста по персоналу
- 30.Общая характеристика технологий управления персоналом
- 33Содержание, формы и методы оценки персонала.
- 38Профессиональное обучение и развитие работников. Управление карьерой.
- Раздел 6. Система государственного и муниципального управления.
- 40. Государственное управление как система. Формы и функции государства.
- 46. Система исполнительной власти в Российской Федерации.
- 52 Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.
- 53 Законодательные (представительные) органы власти субъектов рф – порядок формирования, правой статус функции и роль в государственном управлении.
- 54. Органы исполнительной власти субъектов рф: правовой статус, структура, функции.
- 58 Муниципальная служба в рф: общая характеристика правовое закрепление, классификация должностей, порядок их замещения.
- 59Аттестация государственных и муниципальных служащих.
- 60Муниципальное управление: понятия, содержание, цель и задачи.
- Раздел 7. Управление общественными отношениями.
- 62Общественные отношения в современном российском обществе.
- 63Общественное мнение как структурный элемент общественных отношений. Общественные отношения в политике, бизнесе, органах власти.
- 64 Связи с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
- Раздел 8. Региональная экономика и управление.
- 66.Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
- 67 Территориальная организация общества. Территория как объект управления.
- 68. Межрегиональные связи. Отраслевая структура размещения экономики.
- 69. Региональная структура управления в рф.
- Раздел 9. Правовые основы государственного и муниципального управления.
- 1. Понятие гражданства, принципы гражданства
- 2. Порядок приобретения и прекращения гражданства России
- 74.Правовые акты управления: понятие, типология.
- 75.Юридические лица как субъекты гражданского права, их виды.
- 76.Административная и уголовная ответственности в сфере управления.
- 2.2. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений в сфере экономики
- 77.Трудовое правоотношение: понятие, субъекты, содержание.
- 78Порядок приема работника на работу. Перевод и увольнение.
- Перевод персонала Повышение в должности
- Перемещение «по горизонтали»
- Перевод на другую работу (перемещение)
- Увольнение персонала
- 79Трудовой договор: понятие, содержание и виды.
- 80.Трудовые споры и порядок их разрешения.