logo search
ИГПЗС2

Установление фашистской диктатуры в Италии.

На фоне ожесточенной политической борьбы в Италии возникает фашистское движение. Членами движения в основном были шовинистически настроенные бывшие офицеры и солдаты, безработные, разорившиеся мелкие буржуа.Программа фашистов представляла собой набор демагогических лозунгов. Итальянские фашисты исповедовали расистскую идеологию, антисемитизм и антикоммунизм. В области внешней политики лидер фашистов Б. Муссолини выступал с откровенно шовинистических и расистских позиций, выдвинув лозунг «Великая Италия», создание которой должно было осуществляться за счет территориальных приобретений у средиземноморских стран. Выступая с демагогическими лозунгами и спекулируя на экономических трудностях страны, фашисты стремились к созданию политического режима, который мог бы прийти на смену традиционному буржуазному государству. Фашистская пропаганда оказала серьезное воздействие на средние слои итальянского общества и на значительную часть рабочих и крестьян. Вместе с тем постепенно подлинными руководителями и вдохновителями фашистского движения стали представители крупной буржуазии и латифундистов. В конце октября 1922 г. вооруженные отряды фашистов при попустительстве королевского правительства, армии и Ватикана предприняли так называемый поход на Рим, завершившийся ноябре 1922 г. захватом власти Б. Муссолини, которого король назначил премьер-министром.Приход к власти фашистов вызвал дальнейшее ухудшение социально-экономического положения в стране: прежним владельцам возвращались земельные участки, захваченные ранее крестьянами, увеличивалась продолжительность рабочей недели, были повышены налоги на заработную плату и т. п.Государственное оформление фашистского режима. Муссолини, которого уже называли дуче (вождь), приступает к созданию нового политического режима. Он вынужден был использовать старые институты — монархию и Конституцию 1948 г. Их роль была декоративной. Как говорили итальянцы, монархия была лишь на почтовых открытках. Принимаются законодательные акты, предоставлявшие Муссолини огромные полномочия как главе правительства. Так, в 1925 г. по закону «О правомочиях и прерогативах главы правительства» вся исполнительная власть сосредоточилась в руках премьер-министра, который назначался королем и отвечал перед ним за деятельность правительства, а министры назначались и смещались его властью. Помимо поста главы правительства дуче в течение своего правления занимал по 5—7 министерских постов. Закон исключал принцип ответственности правительства перед парламентом, тем самым лишив последний права отстранять правительство от власти путем выражения ему недоверия. В то же время законом устанавливалась зависимость парламента от главы правительства, так как повестку дня парламента определял дуче. Последующими законодательными актами главе правительства были предоставлены и законотворческие функции.Радикально изменилось положение парламента в системе органов государства. Его правовой статус и состав определялись реформой политического представительства, которая была проведена в 1928 г. Согласно этой реформе кандидаты в депутаты выдвигались фашистскими профсоюзами, из которых Большой фашистский совет (БФС) отбирал 400 человек. Кандидаты считались избранными, если не менее половины голосов участвовавших в голосовании было подано за этот список. В 1939 г. с принятием соответствующего закона парламентская система была полностью разрушена, что окончательно изменило государственное устройство Италии. Вместо палаты депутатов была создана палата фашей и корпораций, превращенная в партийно-государственный орган. Совместно с Сенатом (члены которого по-прежнему назначались королем) новая палата (назначаемая в свою очередь дуче) стала высшим законодательным органом страны. Депутаты, уволенные со своих государственных или партийных постов, автоматически переставали быть и членами парламента.Органы местного самоуправления распускались, а власть на местах передавалась префектам и старостам, назначаемым из членов фашистской партии.Муссолини ликвидировал традиционные либерально-демократические институты, чтобы на их месте создать институты тоталитарного фашистского государства. Среди них следует назвать прежде всего Большой фашистский совет (БФС), созданный 15 декабря 1922 г., в состав которого вошли руководители фашистской партии и министры-фашисты.Не имея законодательной власти, БФС тем не менее выполнял законотворческие функции. Он контролировал разработку декретов и законов для представления их в парламент; мог выступать с законодательной инициативой; в ряде случаев санкционировал декреты и даже разрабатывал акты конституционного характера, например Хартию труда, положившую начало созданию корпоративной системы в Италии; контролировал деятельность правительства (причем Муссолини был одновременно руководителем БФС и правительства).Сам факт создания БФС свидетельствовал о сращивании партийного и государственного аппарата. Законом от 9 декабря 1928 г. за БФС признавались и законотворческие функции; он провозглашался «верховным органом... сосредоточивающим в себе всю активность режима».Еще одним шагом на пути разрушения буржуазно-демократического государства была ликвидация многопартийной системы. Законом 1926—1927 гг. «О защите государства» запрещались все политические партии, кроме фашистской, аннулировались мандаты депутатов от оппозиционных партий, закрывались все оппозиционные газеты и журналы, члены оппозиционных партий и движений преследовались, отменялась выборность в органы власти, в том числе местного самоуправления. Фашистская партия стала опорой режима личной власти. Во главе партии стоял несменяемый вождь (дуче) Муссолини. Партийные органы подразделялись на единоличные и коллегиальные, выполняющие совещательные функции. Партия превратилась в бюрократический военизированный государственный орган со строгой централизацией. Изменился и социальный состав руководства партии, на место представителей мелкой и средней буржуазии встали лица, связанные с крупной буржуазией. Постепенно на государственные посты начали назначать только членов фашистской партии. Вместе с тем рядовые члены партии были безгласны и не участвовали в решении партийных вопросов.Коренным изменениям подверглась и избирательная система. Избирательным законом 1923 г. страна объявлялась единым избирательным округом. Партия, кандидаты которой получали не менее четверти поданных голосов, получала две трети мест в парламенте. По избирательному закону 1928 г. принцип всеобщего равного голосования и пропорционального представительства (закон 1919 г.) был заменен выдвижением кандидатов фашистскими профсоюзами с обязательным их одобрением БФС.Участие в выборах могли принимать итальянцы, достигшие 21 года, если они вложили определенную сумму денег в фашистские профсоюзы, или обладали духовным званием, или платили не менее 100 лир прямого налога. Уничтожение избирательной системы завершилось окончательной ликвидацией парламента и местного самоуправления. Фашистскими идеологами была выдвинута идея «национальной солидарности», т. е. классового сотрудничества посредством создания особых институтов — корпораций, призванных ликвидировать классовые противоречия и содействовать развитию производства.