Тема №10 Государственное регулирование антимонопольной деятельности
Цель: создание концепций рыночной среды государственного регулирования. Существует Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, дающая возможность оказывать решающее влияние на условие обращения товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующей признается такая ситуация, когда доля товара на рынке выпускаемых хозяйствующих субъектов составляет более 65%.
Также доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет меньше 65%, но антимонопольный орган исходя из ограниченности доступа новых конкурентов все таки признает наличие доминирующего положения. Однозначно не может быть признана доминирующим положением хозяйствующего субъекта доля, которая на рынке определенного товара не превышает 35%.
Монополистическая деятельность – это противоречащая антимонопольному законодательству деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции.
Прямые методы государственного регулирования антимонопольной деятельности:
1. Формирование государственных, региональных и муниципальных программ демонополизации экономики и развития конкуренции.
Федеральная программа должна разрабатываться для рынков общенационального масштаба. Соответственно региональные программы должны разрабатываться для рынков регионального масштаба (например, производство молока). Муниципальные программы разрабатываются для рынков муниципального масштаба (в основном это скоропортящиеся продукты).
2. Формирование целевых программ в поддержке малого бизнеса – это тоже важное средство демонополизации.
Задачи и функции полномочий федерального органа:
содействие формирования рыночных отношений, на основе развития конкуренции и предпринимательства;
предупреждение ограничения и пересечение недобросовестной конкуренции;
государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Полномочия регулирования антимонопольной деятельности:
Этот орган имеет право давать хоз. субъектам обязательства для исполнения предписания о прекращении и добросовести конкуренции, о принудительном разделении предприятий – монополистов, или выделений структурного подразделения из их состава;
Этот орган имеет право давать органу исполнительной власти всех уровней обязательства для исполнения предписания об отмене принятых ими неправомерных актов о расторжении или изменении заключения ими соглашения противоречащих антимонопольному законодательству;
Имеет право принимать решение о положении штрафов на предприятии и административных взысканий на их руководителей, на граждан, в том числе предпринимателей, и на органов должностных лиц органов управления всех уровней;
Этот орган имеет право обращаться в суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства;
Имеет право направлять правоохранительные органы, материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;
Имеет право устанавливать наличие доминирующего положения предприятия о товарных рынках.
Все предприятия обязаны предоставлять информацию в органы управления для осуществления своих функций, прежде всего информацию об объеме производства той или иной продукции.
Косвенные методы – налоговые льготы для открытия новых предприятий. Это льготы по кредитам для поддержки деятельности новых предприятий.
Регулирование деятельности естественных монополий
Существует производство, которое по определению называется естественная монополия (например, трубопроводный транспорт).
Арсенал методов: установление цен и тарифов на продукцию, услуги для тех сфер и отраслей к которым они относятся. А для того чтобы это можно осуществлять необходимо уметь грамотно проводить аудит издержек предприятий – монополистов.
Особенности государственного регулирования на рынке финансовых и банковских услуг:
Доминирующим положением кредитных организаций на рынке банковских услуг не может быть признано такое положение, при котором ее доля на федеральном рынке составляет менее 10 %, а на региональном – менее 20%, так как если банк действует на территории страны по доле банковских услуг менее 20%, то не может быть признан монополистом.
- Теория возникновения и развития государства.
- Реформы в России: цели и результаты.
- Основные теории государственного регулирования экономики.
- Формы и методы государственного регулирования на базе кейнсианской теории.
- Стратегический антикризисный маневр по восстановлению уровня жизни на основе активизации отечественного производства
- Государственное управление общественным развитием и порядок стратегического планирования
- Стадии стратегического планирования
- 0 Стадия (Исходная стадия): Модель общества и базовые принципы общественного прогресса
- 1 Стадия: Стадия разработки концепции социально-экономического развития
- 2 Стадия: Обоснование основных макропропорций
- 3 Стадия: Целевые программы и порядок их разработки
- Структурная политика и механизм ее реализации
- Государственные регулирования малого бизнеса предпринимательства
- История возникновения и развития предпринимательства
- Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- 1. История возникновения и развития предпринимательства
- 2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- Тема №10 Государственное регулирование антимонопольной деятельности
- Тема№11 Государственное регулирование ценообразования
- Тема№12 Государственное регулирование агропромышленного производства
- Тема№13 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Тема№14 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Тема№15 Государственное регулирование развития социальной сферы
- Тема№16 Государственное регулирование занятости населения в рф
- Тема№17 Зарубежный опыт государственного регулирования