logo
ГРЭ_Лекции _Садков_Старикова

3 Стадия: Целевые программы и порядок их разработки

Целевые программы (ЦП) – это директивный и адресный документ, направленный на решение наиболее актуальных проблем, достижение конечных целей, увязанных по срокам, исполнителям и сбалансированных по ресурсам.

Рисунок 4 – Место ЦП в системе стратегического планирования

где K – концепция или модель общества;

ОМ – определение основных макропропорций;

СЦ – стратегические цели;

Р – ресурсы;

КЦП – комплексная целевая программа;

ЦП1, ЦП2, …, ЦПk – система взаимосвязанных целевых программ.

Целевая программа обеспечивает увязку целей и ресурсов на основе предварительного обоснования приоритетов цели. ЦП должна быть направлена на решение важных проблем. Существует подход к обоснованию степени необходимости целевых программ:

Рисунок 5 – Изменение целевого показателя во времени

где – целевой показатель;

– нормативное значение целевого показателя за период T;

– отчетное (фактическое) значение целевого показателя за период T;

Тогда

(11)

где Hp – это напряженность проблемы.

Этапы формирования ЦП:

  1. анализ исходного состояния, оценки тенденций и прогнозирования проблем (другими словами, прежде чем принимать решение о формировании ЦП, необходимо посмотреть состояние и динамику рассматриваемого объекта в прошлом и в будущем, т.е. использовать принцип «прогнозирование с предвидением»);

  2. оценка напряженности проблем и отбор для программного решения тех проблем, для которых требуется формирование ЦП;

  3. формирование системы конечных целей требуемого развития объекта или процесса и использование целевых нормативов;

Целевые нормативы – это относительные величины, раскрывающие или характеризующие стандарты (эталоны) того или иного процесса (например, целевой норматив обеспечения населения г. Орла объектами социальной инфраструктуры);

  1. формирование системы программных заданий и мероприятий в разрезе исполнителей и увязанных по срокам их реализации (по существу, этот этап может завершаться формированием сетевой модели – сетевого графика);

  2. расчеты потребности в ресурсах для реализации программы и достижения конечных целей требуемого развития.

Эти расчеты могут выполняться несколькими способами:

а) укрупненный способ с использованием нормативов удельного потребления ресурсов на единицу какого-то целевого показателя

б) более детальный способ расчета потребности в ресурсах с использованием проектно-сметной документации по выполнению тех или иных заданий или мероприятий

  1. оценка дефицитов ресурсов;

  2. очевидно, что все цели недостижимы. Следовательно, необходимо обоснование приоритетов (значимости целей), т.е. ранжирование целей;

  3. согласование системы целей требуемого развития и ресурсов с использованием методов оптимизации. На этом этапе, в основном, могут использоваться экономико-математические методы.

Реально, очень эффективен метод, основанный на «модели целевого программирования»:

(12)

где πi – приоритет цели;

N – все множество целей;

– искомое значение целей, сбалансированных по ресурсам;

– нормативное (требуемое) значение цели, т.е. то, которое мы обосновали на предшествующих этапах;

Следовательно, задача состоит в том, чтобы найти наилучшее приближение искомых целей к нормативному значению одновременно по всему спектру целей.

Конечно, должны быть введены и ограничения по ресурсам:

(13)

где rij – удельное потребление ресурсов вида j на единицу i;

Rj – ограничение (лимит) по ресурсам вида j;

Сложность заключается в том, что существует очень много целей (но в рыночных условиях основным ограничением является недостаток финансовых ресурсов).

  1. создание эффективной организационной структуры реализации целевой программы (в жизни достаточно эффективными являются матричная структура, обеспечивающая сочетание линейной структуры и программно-целевой структуры).

  2. разработка экономических механизмов, стимулирующих реализацию целевых программ (речь идет о создании, с одной стороны, системы стимулирования и одновременно, с другой – создание системы наказания).

  3. этап расчета эффективности программ подразделяется на 3 взаимосвязанных стадии:

Под эффективностью в широком смысле понимают:

Часто в качестве затрат используются приведенные затраты – это затраты, которые как бы одновременно учитывают и капитальные и текущие затраты:

(14)

где Ki – разовые капитальные затраты;

Ci – текущие затраты;

Eн – коэффициент эффективности,

(15)

Tок – срок окупаемости;

Приведенная схема используется для сравнения разных вариантов.

  1. э тап утверждения целевых программ (в зависимости от статуса программ они должны утверждаться на разных уровнях)

Следовательно, и ресурсное обеспечение разное: если это федеральная программа, то денежные средства берутся из федерального и других источников, если региональная – то из региональных.

Можно выделить набор типовых ЦП, которые должны разрабатываться и иметься:

    1. программа структурной перестройки и демонополизации экономики;

    2. программа развития малого бизнеса;

    3. программа занятости населения;

Все эти программы взаимосвязаны.

    1. целевая программа агропромышленных районов (для с/х работников);

    2. целевая экологическая программа;

    3. целевая инвестиционная программа и т.п.

Взаимосвязь между концепцией социально-экономического развития и этими программами очевидна. Сначала разрабатывается концепция, потом постепенно система политик трансформируется в целевые программы.

Также очевидно, что в зависимости от специфики объектов управления, состав программ меняется.

ТЕМА №8