3 Стадия: Целевые программы и порядок их разработки
Целевые программы (ЦП) – это директивный и адресный документ, направленный на решение наиболее актуальных проблем, достижение конечных целей, увязанных по срокам, исполнителям и сбалансированных по ресурсам.
Рисунок 4 – Место ЦП в системе стратегического планирования
где K – концепция или модель общества;
ОМ – определение основных макропропорций;
СЦ – стратегические цели;
Р – ресурсы;
КЦП – комплексная целевая программа;
ЦП1, ЦП2, …, ЦПk – система взаимосвязанных целевых программ.
Целевая программа обеспечивает увязку целей и ресурсов на основе предварительного обоснования приоритетов цели. ЦП должна быть направлена на решение важных проблем. Существует подход к обоснованию степени необходимости целевых программ:
Рисунок 5 – Изменение целевого показателя во времени
где – целевой показатель;
– нормативное значение целевого показателя за период T;
– отчетное (фактическое) значение целевого показателя за период T;
Тогда
(11)
где Hp – это напряженность проблемы.
Этапы формирования ЦП:
анализ исходного состояния, оценки тенденций и прогнозирования проблем (другими словами, прежде чем принимать решение о формировании ЦП, необходимо посмотреть состояние и динамику рассматриваемого объекта в прошлом и в будущем, т.е. использовать принцип «прогнозирование с предвидением»);
оценка напряженности проблем и отбор для программного решения тех проблем, для которых требуется формирование ЦП;
формирование системы конечных целей требуемого развития объекта или процесса и использование целевых нормативов;
Целевые нормативы – это относительные величины, раскрывающие или характеризующие стандарты (эталоны) того или иного процесса (например, целевой норматив обеспечения населения г. Орла объектами социальной инфраструктуры);
формирование системы программных заданий и мероприятий в разрезе исполнителей и увязанных по срокам их реализации (по существу, этот этап может завершаться формированием сетевой модели – сетевого графика);
расчеты потребности в ресурсах для реализации программы и достижения конечных целей требуемого развития.
Эти расчеты могут выполняться несколькими способами:
а) укрупненный способ с использованием нормативов удельного потребления ресурсов на единицу какого-то целевого показателя
б) более детальный способ расчета потребности в ресурсах с использованием проектно-сметной документации по выполнению тех или иных заданий или мероприятий
оценка дефицитов ресурсов;
очевидно, что все цели недостижимы. Следовательно, необходимо обоснование приоритетов (значимости целей), т.е. ранжирование целей;
согласование системы целей требуемого развития и ресурсов с использованием методов оптимизации. На этом этапе, в основном, могут использоваться экономико-математические методы.
Реально, очень эффективен метод, основанный на «модели целевого программирования»:
(12)
где πi – приоритет цели;
N – все множество целей;
– искомое значение целей, сбалансированных по ресурсам;
– нормативное (требуемое) значение цели, т.е. то, которое мы обосновали на предшествующих этапах;
Следовательно, задача состоит в том, чтобы найти наилучшее приближение искомых целей к нормативному значению одновременно по всему спектру целей.
Конечно, должны быть введены и ограничения по ресурсам:
(13)
где rij – удельное потребление ресурсов вида j на единицу i;
Rj – ограничение (лимит) по ресурсам вида j;
Сложность заключается в том, что существует очень много целей (но в рыночных условиях основным ограничением является недостаток финансовых ресурсов).
создание эффективной организационной структуры реализации целевой программы (в жизни достаточно эффективными являются матричная структура, обеспечивающая сочетание линейной структуры и программно-целевой структуры).
разработка экономических механизмов, стимулирующих реализацию целевых программ (речь идет о создании, с одной стороны, системы стимулирования и одновременно, с другой – создание системы наказания).
этап расчета эффективности программ подразделяется на 3 взаимосвязанных стадии:
чисто экономическая эффективность;
социальна эффективность;
экологическая эффективность.
Под эффективностью в широком смысле понимают:
Часто в качестве затрат используются приведенные затраты – это затраты, которые как бы одновременно учитывают и капитальные и текущие затраты:
(14)
где Ki – разовые капитальные затраты;
Ci – текущие затраты;
Eн – коэффициент эффективности,
(15)
Tок – срок окупаемости;
Приведенная схема используется для сравнения разных вариантов.
э тап утверждения целевых программ (в зависимости от статуса программ они должны утверждаться на разных уровнях)
Следовательно, и ресурсное обеспечение разное: если это федеральная программа, то денежные средства берутся из федерального и других источников, если региональная – то из региональных.
Можно выделить набор типовых ЦП, которые должны разрабатываться и иметься:
программа структурной перестройки и демонополизации экономики;
программа развития малого бизнеса;
программа занятости населения;
Все эти программы взаимосвязаны.
целевая программа агропромышленных районов (для с/х работников);
целевая экологическая программа;
целевая инвестиционная программа и т.п.
Взаимосвязь между концепцией социально-экономического развития и этими программами очевидна. Сначала разрабатывается концепция, потом постепенно система политик трансформируется в целевые программы.
Также очевидно, что в зависимости от специфики объектов управления, состав программ меняется.
ТЕМА №8
- Теория возникновения и развития государства.
- Реформы в России: цели и результаты.
- Основные теории государственного регулирования экономики.
- Формы и методы государственного регулирования на базе кейнсианской теории.
- Стратегический антикризисный маневр по восстановлению уровня жизни на основе активизации отечественного производства
- Государственное управление общественным развитием и порядок стратегического планирования
- Стадии стратегического планирования
- 0 Стадия (Исходная стадия): Модель общества и базовые принципы общественного прогресса
- 1 Стадия: Стадия разработки концепции социально-экономического развития
- 2 Стадия: Обоснование основных макропропорций
- 3 Стадия: Целевые программы и порядок их разработки
- Структурная политика и механизм ее реализации
- Государственные регулирования малого бизнеса предпринимательства
- История возникновения и развития предпринимательства
- Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- 1. История возникновения и развития предпринимательства
- 2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- Тема №10 Государственное регулирование антимонопольной деятельности
- Тема№11 Государственное регулирование ценообразования
- Тема№12 Государственное регулирование агропромышленного производства
- Тема№13 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Тема№14 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Тема№15 Государственное регулирование развития социальной сферы
- Тема№16 Государственное регулирование занятости населения в рф
- Тема№17 Зарубежный опыт государственного регулирования