Формы и методы государственного регулирования на базе кейнсианской теории.
На практике используется 2 формы государственного регулирования и соответственно 2 группы методов:
1 ФОРМА – прямое (административное) регулирование – группа методов государственно – административного воздействия на производство товаров, услуг, или формы требования государства, обязательные для исполнения всеми товаропроизводителями.
2 ФОРМА – косвенная форма государственного регулирования. – методы, предполагающие создание условий для заинтересованности товаропроизводителей и потребителей в реализации намеченных обществом и государством целей.
Прямые методы государственного регулирования включают следующие элементы:
А – собственно государственный бюджет – баланс доходов и расходов государства.
1 – Функциональная классификация – классификация расходов бюджета по функциям: социальная, экономическая, экологическая, оборонная и другие макрофункции каждую макрофункцию можно разделить на подфункции.
РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА | |||||||||||
Социальная сфера | экономическая | экологическая | Оборонная | ||||||||
Ф1 | Ф2 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ФN |
Бюджет развития | |||||||||||
Бюджет текущих расходов |
Ф1- ФN – подфункции.
Государственный бюджет должен предполагать установления приоритетов расходования средств по отдельным функциям.
2 – Кроме функциональной существует воспроизводственная (экономическая) классификация расходов бюджета. Она предполагает выделение расходной части бюджета двух частей: бюджет текущих расходов и бюджет развития.
Бюджет текущих расходов предполагает выделение денежных средств на повседневную деятельность (оплата труда работников бюджетной сферы, оплата тепла, электроэнергии и т. д.)
Бюджет развития предполагает выделение денежных средств на инновационные и инвестиционные цели, то есть на расширенное производство.
Важно, чтобы размер бюджета развития был необходимым и достаточным для расширенного воспроизводства. Если он будет мал, то воспроизводство обеспечиваться не будет, а следовательно, эффективность экономики будет падать. Минимальная нижняя граница размеров бюджета развития в процентах к общему бюджету считается около 20%.
3 - Ведомственная классификация расходов бюджета. Она фиксирует расходы бюджета по министерствам и ведомствам.
Б – Формирование целевых программ и выделение субвенций для их реализации.
Субвенции для реализации целевых программ должны выделяться, прежде всего, из бюджета развития. Сейчас в Российской Федерации целевые программы выделяются в приложениях к государственному бюджету.
В – дотации как метод прямого регулирования
Г – нормирование и стандартизация. Стандарты должны обеспечиваться в рыночной экономике всеми хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности.
Д – Квотирование, т.е. установление лимитов на что-либо.
Выделяются:
- импортные квоты – лимит ввоза товаров и услуг в страну;
- экспортные квоты – лимит вывоза товаров и услуг из страны.
Е – лицензирование, т.е, предоставление лицензий государством на осуществление какой-либо деятельности свободным товаопроизводителям. Например, лицензии на внешнеэкономическую деятельность.
Ж – административные методы демонополизации экономики.
Если предприятие занимает более 35% рынка сбыта, предприятие считается монополией на рынке. Государство проводит принудительное разделение на несколько конкурирующих между собой фирм и компаний.
З – государственное ценообразование, т.е, установление государством цен на часть продукции и услуг.
Во всех странах с рыночной экономикой государство занимается регулированием ценообразования по двум направлениям:
- установление цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий;
- установление цен и тарифов на отдельные социально значимые товары.
Косвенные методы государственного регулирования:
А – налоговая система, налоговые ставки и налоговые льготы.
Б – ставки по кредитам, в том числе учетная ставка ЦБРФ
В – инвестиционный налоговый кредит. Он предполагает освобождение предприятия на определенный период времени от некоторых налогов, но впоследствии эта часть должна быть возвращена как правило по льготной или беспроцентной ставке.
Г – гарантии государства по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам, предприятиям, деятельность которых важна для государства, региона или муниципалитета.
Д – таможенные пошлины. Это в первую очередь метод регулирования внешнеэкономической деятельности.
Выделяют:
- импортные таможенные пошлины;
- экспортные таможенные пошлины.
Таможенная пошлина – это в первую очередь наценка товара ( средняя таможенная пошлина по всем товарам в России – 10% в цене товара)
Е – косвенные методы демонополизации экономики, т.е, создание условий для конкуренции.
Ж – метод «налоговые каникулы». Он часто используется в свободных экономических зонах.
ТЕМА №5
- Теория возникновения и развития государства.
- Реформы в России: цели и результаты.
- Основные теории государственного регулирования экономики.
- Формы и методы государственного регулирования на базе кейнсианской теории.
- Стратегический антикризисный маневр по восстановлению уровня жизни на основе активизации отечественного производства
- Государственное управление общественным развитием и порядок стратегического планирования
- Стадии стратегического планирования
- 0 Стадия (Исходная стадия): Модель общества и базовые принципы общественного прогресса
- 1 Стадия: Стадия разработки концепции социально-экономического развития
- 2 Стадия: Обоснование основных макропропорций
- 3 Стадия: Целевые программы и порядок их разработки
- Структурная политика и механизм ее реализации
- Государственные регулирования малого бизнеса предпринимательства
- История возникновения и развития предпринимательства
- Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- 1. История возникновения и развития предпринимательства
- 2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- Тема №10 Государственное регулирование антимонопольной деятельности
- Тема№11 Государственное регулирование ценообразования
- Тема№12 Государственное регулирование агропромышленного производства
- Тема№13 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Тема№14 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Тема№15 Государственное регулирование развития социальной сферы
- Тема№16 Государственное регулирование занятости населения в рф
- Тема№17 Зарубежный опыт государственного регулирования