0 Стадия (Исходная стадия): Модель общества и базовые принципы общественного прогресса
Как уже говорилось ранее, необходима новая парадигма общественного устройства, которая должна быть включена в модель общества. Она должна состоять из двух частей:
Образ общества в виде ключевых принципов общественного развития;
Система механизмов и общественных программ, т.е. методов и средств.
I часть в свою очередь должна включать два блока:
Социальный прогресс
Базовыми принципами которого являются:
Каждому из граждан – обеспечение надежности будущего и уверенности в завтрашнем дне при блокировании иждивенчества на основе тезиса: «Государство для интересов граждан, а не граждане для нужд государства» (принцип личностного императива; императив – это безусловность, обязательность выполнения чего-либо)
В СССР этот принцип не реализовывался: люди являлись «винтиками» в государственном механизме
Каждому гражданину – максимум простора, возможностей и свобод для самореализации при создании обществом и государством системы выдвижения творческих и достойных лидеров во всех сферах и отраслях (принцип свободного саморазвития)
Существует масса примеров, когда этого не происходило: например, Калашников, который завоевал весь мир своим изобретением, а только недавно получил 3-х комнатную квартиру. В то же время в США создатели винтовки M-16 уже давно стали миллиардерами.
Каждому из граждан – максимум возможностей для обеспечения своего качества жизни на уровне первой пятерки стран лидеров. При этом обеспечение высокого качества жизни должно происходить не через благотворительность, а именно, через создание возможностей.
Каждому гражданину – уровень доходов по результатам творчества, созидания и труда в соответствии с мотивационной шкалой общественной значимости видов деятельности при одновременном предотвращении эксплуатации (принцип оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости).
Таким образом, согласно этому принципу, необходима достаточная дифференциация доходов, но при этом не должно быть больших разрывов; ориентир: 10 к 1 между доходами 10 % самых богатых и 10 % самых бедных.
Каждому из граждан – обеспечение его безопасности (и от внешней агрессии, и от внутренней преступности) на основе необходимой оборонной достаточности.
При этом необходимо помнить, что все принципы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Экологический прогресс
Базовые принципы:
Категорическое обеспечение приоритета экологических ценностей над производственно-экономическими интересами (принцип экологического императива)
Категорическое обеспечение гармонического развития и устойчивого равновесия антропогенных и экологических систем (принцип эколого-антропогенного равновесия)
Категорическое обеспечение предотвращения и сокращение загрязнения окружающей среды и нарушения стандартов природопользования (принцип экологического упреждающего природопользования)
Категорическое обеспечение расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов (принцип экологического расширенного воспроизводства)
Все эти принципы опять же взаимосвязаны между собой.
Таким образом, модель современного общества можно представить как социально-экологическое по целям и рыночно демократическое по политическому устройству.
При этом надо уметь измерять, т.е. использовать критерии. И на этой базе выводить интегральный критерий (Индекс развития человеческого потенциала таковым сейчас не является, т.к. рассматривает в основном экономические соотношения). Зная критерии, можно смотреть: куда движется общество? есть прогресс или идет регресс?
II часть, т.е. методы и средства в свою очередь могут быть сгруппированы:
экономическая сфера;
политическая сфера;
государственно-правовая сфера.
При этом система базовых принципов-механизмов, обеспечивающих эффективное продвижение общества по магистрали общественного прогресса, имеют вид:
Сочетание стратегического планирования ключевых общегосударственных целей и пропорций с рыночным регулированием (не планирование «тысячи мелочей», а стратегическое планирование);
Сочетание централизации развития и функционирования социально-экономической системы с экономической самостоятельностью субъектов федерации при адекватном разграничении функций и ресурсов по уровням (система: государство должно быть единым и целостным, но с другой стороны – необходима система органов, которые должны быть самостоятельными в принятии своих решений).
У нас же все наоборот: федеральный бюджет пытается стянуть ресурсы к себе не обеспечивая федерализма субъектов. А чтобы этого избежать, необходимо грамотно разграничить функции и иметь для этих функций финансово-ресурсный потенциал.
Обеспечение многообразия и сочетания различных форм собственности, активизирующих социально-экономическое развитие (пример: раньше у нас критиковали частную собственность, сейчас – другая крайность: критикуют государственную собственность);
В этой связи уместно привести высказывание Дэн Сяо Пина: «Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она хорошо ловила мышей». Другими словами, главное не название, а то, чтобы процесс был эффективным;
Переориентация структурной политики на обеспечение пропорций, обеспечивающих рациональное потребление товаров и услуг населением при обеспечении необходимой оборонной достаточности (экономика должна работать на конечного потребителя, при этом важно, чтобы не атрофировался ВПК);
Переориентация инвестиционной политики для обеспечения перелива капиталов в приоритетные сферы и отрасли;
Обеспечение диверсификации экономики на основе сочетания крупных, средних и малых предприятий, обеспечивающих возможность гибкого реагирования на изменение потребностей рынка (т.е. необходимо избавляться от «гигантомании» и «монстризма» в экономике);
Демонополизация экономики и стимулирование развития малых и средних предприятий, реализующих идеи и проекты авторов инноваций (т.е. необходимо создание инновационной экономики на основе нововведений и интеллектуальной собственности);
Переориентация системы ценообразования на оптимальное сочетание планово-централизованного (по отдельным сферам и товарам) с рыночным ценообразованием (т.е. сочетание государственного и рыночного ценообразования);
Реструктуризация финансово-бюджетной системы для обеспечения оптимального сочетания централизации и децентрализации финансовых ресурсов (принцип бюджетного федерализма);
Обеспечение целенаправленного и комплексного социально-экономического развития регионов и муниципальных образований на принципах самоуправления и самофинансирования;
Создание системы налогообложения граждан и предприятий, стимулирующей трудовую, творческую и предпринимательскую активность, включая инвестиционную активность граждан и предприятий (эффективная система налогообложения должна оптимально сочетать фискальную, стимулирующую и регулирующую функции, чтобы не было перекосов, как сейчас в сторону фискальной функции).
При этом базовыми принципами-механизмами в политической сфере должны являться следующие:
Закрепление развития и обеспечение политических прав и свобод граждан на уровне международных стандартов (Основным документом в этой сфере является «Декларация прав человека и гражданина»)
Политический плюрализм и возможность многопартийности для получения властных полномочий парламентским путем
Развитие избирательной системы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при создании возможностей конкуренции претендентов с их конструктивными программами и проектами
Постоянный и всесторонний учет общественного мнения, включая активное использование референдумов как формы непосредственного народовластия
Развитие местного самоуправления на основе укрепления правовой и финансово-экономической базы в рамках необходимых функций и полномочий
Обновление межгосударственных отношений (главным образом в СНГ) на основе союзного договора при создании условий «в составе союза экономически и политически выгоднее, чем вне него»
Коренная реформа и обновление партий в направлении резкого усиления творческого потенциала, личной порядочности и ответственности партий перед гражданами.
Эта система базовых принципов в совокупности и обеспечивает эффективное продвижение на пути к прогрессу.
Система базовых принципов в государственно-правовой сфере:
Последовательное разделение властных функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;
Обеспечение реального равенства государственно-правовых и экономических прав субъектов федерации;
Развитие системы правосудия и охраны общественного порядка с целью императивного (безусловного) соблюдения законов всеми государственными органами, общественными организациями, предприятиями, должностными лицами и отдельными гражданами;
Неотвратимость наказаний за нарушение законов адекватно правонарушениям в размере, необходимом и достаточном для предотвращения нарушений закона в будущем (принцип предупреждающей строгости наказания). На базе этого принципа должно совершенствоваться и уголовное, и гражданское законодательство. Фактически, этот принцип у нас не реализуется, но тогда не может быть и речи об адекватности ответственности.
Обновление СНГ на основе договорного принципа и добровольной передачи общесоюзным органам (центру) четко определенных функций и ресурсов. До сих пор в рамках СНГ четкости в разграничении функций, особенно ресурсной базы, нет. Следовательно, о централизации пока говорить рано.
Это основные принципы, которые должны быть использованы для эффективной реализации целей и задач экономики.
- Теория возникновения и развития государства.
- Реформы в России: цели и результаты.
- Основные теории государственного регулирования экономики.
- Формы и методы государственного регулирования на базе кейнсианской теории.
- Стратегический антикризисный маневр по восстановлению уровня жизни на основе активизации отечественного производства
- Государственное управление общественным развитием и порядок стратегического планирования
- Стадии стратегического планирования
- 0 Стадия (Исходная стадия): Модель общества и базовые принципы общественного прогресса
- 1 Стадия: Стадия разработки концепции социально-экономического развития
- 2 Стадия: Обоснование основных макропропорций
- 3 Стадия: Целевые программы и порядок их разработки
- Структурная политика и механизм ее реализации
- Государственные регулирования малого бизнеса предпринимательства
- История возникновения и развития предпринимательства
- Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- 1. История возникновения и развития предпринимательства
- 2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- Тема №10 Государственное регулирование антимонопольной деятельности
- Тема№11 Государственное регулирование ценообразования
- Тема№12 Государственное регулирование агропромышленного производства
- Тема№13 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Тема№14 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Тема№15 Государственное регулирование развития социальной сферы
- Тема№16 Государственное регулирование занятости населения в рф
- Тема№17 Зарубежный опыт государственного регулирования