logo
ГРЭ_Лекции _Садков_Старикова

0 Стадия (Исходная стадия): Модель общества и базовые принципы общественного прогресса

Как уже говорилось ранее, необходима новая парадигма общественного устройства, которая должна быть включена в модель общества. Она должна состоять из двух частей:

  1. Образ общества в виде ключевых принципов общественного развития;

  2. Система механизмов и общественных программ, т.е. методов и средств.

I часть в свою очередь должна включать два блока:

Базовыми принципами которого являются:

В СССР этот принцип не реализовывался: люди являлись «винтиками» в государственном механизме

Существует масса примеров, когда этого не происходило: например, Калашников, который завоевал весь мир своим изобретением, а только недавно получил 3-х комнатную квартиру. В то же время в США создатели винтовки M-16 уже давно стали миллиардерами.

Таким образом, согласно этому принципу, необходима достаточная дифференциация доходов, но при этом не должно быть больших разрывов; ориентир: 10 к 1 между доходами 10 % самых богатых и 10 % самых бедных.

При этом необходимо помнить, что все принципы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Базовые принципы:

Все эти принципы опять же взаимосвязаны между собой.

Таким образом, модель современного общества можно представить как социально-экологическое по целям и рыночно демократическое по политическому устройству.

При этом надо уметь измерять, т.е. использовать критерии. И на этой базе выводить интегральный критерий (Индекс развития человеческого потенциала таковым сейчас не является, т.к. рассматривает в основном экономические соотношения). Зная критерии, можно смотреть: куда движется общество? есть прогресс или идет регресс?

II часть, т.е. методы и средства в свою очередь могут быть сгруппированы:

  1. экономическая сфера;

  2. политическая сфера;

  3. государственно-правовая сфера.

При этом система базовых принципов-механизмов, обеспечивающих эффективное продвижение общества по магистрали общественного прогресса, имеют вид:

У нас же все наоборот: федеральный бюджет пытается стянуть ресурсы к себе не обеспечивая федерализма субъектов. А чтобы этого избежать, необходимо грамотно разграничить функции и иметь для этих функций финансово-ресурсный потенциал.

В этой связи уместно привести высказывание Дэн Сяо Пина: «Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она хорошо ловила мышей». Другими словами, главное не название, а то, чтобы процесс был эффективным;

При этом базовыми принципами-механизмами в политической сфере должны являться следующие:

  1. Закрепление развития и обеспечение политических прав и свобод граждан на уровне международных стандартов (Основным документом в этой сфере является «Декларация прав человека и гражданина»)

  2. Политический плюрализм и возможность многопартийности для получения властных полномочий парламентским путем

  3. Развитие избирательной системы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при создании возможностей конкуренции претендентов с их конструктивными программами и проектами

  4. Постоянный и всесторонний учет общественного мнения, включая активное использование референдумов как формы непосредственного народовластия

  5. Развитие местного самоуправления на основе укрепления правовой и финансово-экономической базы в рамках необходимых функций и полномочий

  6. Обновление межгосударственных отношений (главным образом в СНГ) на основе союзного договора при создании условий «в составе союза экономически и политически выгоднее, чем вне него»

  7. Коренная реформа и обновление партий в направлении резкого усиления творческого потенциала, личной порядочности и ответственности партий перед гражданами.

Эта система базовых принципов в совокупности и обеспечивает эффективное продвижение на пути к прогрессу.

Система базовых принципов в государственно-правовой сфере:

  1. Последовательное разделение властных функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;

  2. Обеспечение реального равенства государственно-правовых и экономических прав субъектов федерации;

  3. Развитие системы правосудия и охраны общественного порядка с целью императивного (безусловного) соблюдения законов всеми государственными органами, общественными организациями, предприятиями, должностными лицами и отдельными гражданами;

  4. Неотвратимость наказаний за нарушение законов адекватно правонарушениям в размере, необходимом и достаточном для предотвращения нарушений закона в будущем (принцип предупреждающей строгости наказания). На базе этого принципа должно совершенствоваться и уголовное, и гражданское законодательство. Фактически, этот принцип у нас не реализуется, но тогда не может быть и речи об адекватности ответственности.

  5. Обновление СНГ на основе договорного принципа и добровольной передачи общесоюзным органам (центру) четко определенных функций и ресурсов. До сих пор в рамках СНГ четкости в разграничении функций, особенно ресурсной базы, нет. Следовательно, о централизации пока говорить рано.

Это основные принципы, которые должны быть использованы для эффективной реализации целей и задач экономики.