Государственное управление общественным развитием и порядок стратегического планирования
Управление (в общем виде) – это любая целесообразная деятельность, которая включает в себя две стадии:
формирование цели
достижение (реализация) цели
У C2
П P УВЭ УВИ C1 OC
Рисунок 1 – Взаимоотношение объекта управления и системы управления
Система управления и объект управления, как правило, это многоуровневые структуры, уровни которых взаимодействуют между собой для реализации целей. Цели могут формироваться либо самой системой (C1), либо цели могут задаваться внешней средой (C2). В то же время объект управления (предприятие, банк, рынок в целом) производит конечный продукт (П).
Обратная связь (OC) – съем информации выполненных объектом заданий и сравнение результатов с поставленными целями. Потом осуществляется проверка, и на основе ее итогов вырабатывается управляющее воздействие.
Выделяют 2 типа управляющего воздействия:
управляющее воздействие экстенсивного типа (УВЭ): предполагает вовлечение дополнительных ресурсов для развития объекта;
управляющее воздействие интенсивного типа (УВИ): поступает непосредственно на объект управления и предполагает лучшее использование техники, применение новых технологий, лучшее использование трудовых ресурсов, мотивацию персонала и т.п. (интенсификация).
Все это возможно в инновационной экономике – экономике, предполагающей интенсивный рост (пока Россия, к сожалению, к этому типу не относится).
В данном случае, государственное управление общественным развитием должно включать:
во-первых, государственное стратегическое планирование;
во-вторых, системную организацию государственной власти;
в -третьих, государственное регулирование общественного развития
Рисунок 2 – Схема государственного управления общественным развитием
где:
ГУОР – государственное управление общественным развитием;
ГСП – государственное стратегическое планирование;
СОГВ – система организации государственной власти;
ГРОР – государственное регулирование общественным развитием;
Государственное управление включает, по крайней мере, три макронаправления:
социальное развитие (ГУСР)
экономическое развитие (ГУЭКР)
экологическое развитие (ГУЭЛР)
Причем, экономическое развитие должно обеспечивать социальное развитие и одновременно при этом не нарушать экологического равновесия, то есть обеспечивать расширенное экологическое воспроизводство.
Каков же порядок стратегического планирования? В литературе можно встретить точку зрения, что в свое время (в дорыночной среде) планирование у нас являлось планированием «тысячи мелочей». Поэтому с переходом к рынку возникло мнение об отказе от такого планирования.
Но планирование в рыночной экономике – это имманентно присущая вещь, т.е. неотъемлемый атрибут деятельности на любом уровне (так, например, без формирования стратегического планирования предприятия в рыночной экономике «умирают»). Поэтому полностью от планирования отказываться нельзя, но и планировать «все и вся», как это у нас делалось раньше, неразумно.
Безусловно, планирование на разных уровнях различается.
Можно выделить несколько стадий стратегического планирования на макроуровне:
Исходная стадия (не привязана ко времени) – стадия обоснования модели общества, того общества, которое живущее поколение должно для себя представлять и формировать.
Все мы живем на одной планете, следовательно, всем нам необходимо расширенное воспроизводство. Поэтому, конечными, магистральными направлениями развития общества должны являться:
социальное направление;
экологическое направление;
Отсюда, общественный прогресс, который представляет собой развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию, включает в себя 2 основных блока:
с оциальный прогресс
это целевые направления
экологический прогресс
А вот, экономический прогресс, как отмечалось выше, лишь средство для достижения социального и экологического прогресса.
Эти два направления (социальный и экологический прогресс) должны определять магистраль общественного прогресса в виде общих принципов. Далее на этой базе (на базе принципов) должна формироваться система критериев и показателей общественного прогресса. Поэтому модель общества должна включать две взаимосвязанные составные части:
образ общества в виде магистрали общественного прогресса, задаваемой системой ключевых принципов общественного прогресса;
вторая часть должна включать систему механизмов и институтов обеспечения эффективного развития общества по магистрали общественного прогресса.
Определив эту модель общества, она должна быть законодательно регламентирована в основном законе, т.е. в Конституции Р.Ф. На базе основного закона должна вырабатываться система взаимосвязанных федеральных законов, регламентирующих систему средств и механизмов, институтов эффективного развития общества. Далее должны вступить в работу исполнительные органы государственной власти (Правительство), которые должны реализовать целенаправленное и эффективное продвижение общества по установленной магистрали общественного прогресса.
Стадия формирования концепции социально-экономического развития общества на 10 лет (эта стратегическая концепция, в отличие от исходной концепции, привязана к горизонту планирования).
Стадия обоснования основных макропропорций общественного развития.
Завершающая стадия стратегического планирования – стадия формирования системы взаимосвязанных целевых программ.
Эти документы должны разрабатываться по «скользящей шкале»: каждые 5 лет на 10 лет вперед.
Рисунок 3 – Схема разработки документов по скользящей шкале
Использование такого метода позволяет обеспечить принцип непрерывности и преемственности планирования.
Причем, эта система документов должна разрабатываться для разных уровней: и для общенационального, и для регионального, и для муниципального уровней. Конечно, с учетом особенностей и разграничения полномочий на уровнях.
ТЕМА №7
- Теория возникновения и развития государства.
- Реформы в России: цели и результаты.
- Основные теории государственного регулирования экономики.
- Формы и методы государственного регулирования на базе кейнсианской теории.
- Стратегический антикризисный маневр по восстановлению уровня жизни на основе активизации отечественного производства
- Государственное управление общественным развитием и порядок стратегического планирования
- Стадии стратегического планирования
- 0 Стадия (Исходная стадия): Модель общества и базовые принципы общественного прогресса
- 1 Стадия: Стадия разработки концепции социально-экономического развития
- 2 Стадия: Обоснование основных макропропорций
- 3 Стадия: Целевые программы и порядок их разработки
- Структурная политика и механизм ее реализации
- Государственные регулирования малого бизнеса предпринимательства
- История возникновения и развития предпринимательства
- Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- 1. История возникновения и развития предпринимательства
- 2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- Тема №10 Государственное регулирование антимонопольной деятельности
- Тема№11 Государственное регулирование ценообразования
- Тема№12 Государственное регулирование агропромышленного производства
- Тема№13 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Тема№14 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Тема№15 Государственное регулирование развития социальной сферы
- Тема№16 Государственное регулирование занятости населения в рф
- Тема№17 Зарубежный опыт государственного регулирования