logo
ГРЭ_Лекции _Садков_Старикова

Государственное управление общественным развитием и порядок стратегического планирования

Управление (в общем виде) – это любая целесообразная деятельность, которая включает в себя две стадии:

  1. формирование цели

  2. достижение (реализация) цели

У

C2

правление, с точки зрения системного подхода и кибернетики, это целенаправленная деятельность по формированию и эффективной реализации целей систем разного уровня.

П

P

УВЭ

УВИ

C1

OC

Рисунок 1 – Взаимоотношение объекта управления и системы управления

Система управления и объект управления, как правило, это многоуровневые структуры, уровни которых взаимодействуют между собой для реализации целей. Цели могут формироваться либо самой системой (C1), либо цели могут задаваться внешней средой (C2). В то же время объект управления (предприятие, банк, рынок в целом) производит конечный продукт (П).

Обратная связь (OC) – съем информации выполненных объектом заданий и сравнение результатов с поставленными целями. Потом осуществляется проверка, и на основе ее итогов вырабатывается управляющее воздействие.

Выделяют 2 типа управляющего воздействия:

  1. управляющее воздействие экстенсивного типа (УВЭ): предполагает вовлечение дополнительных ресурсов для развития объекта;

  2. управляющее воздействие интенсивного типа (УВИ): поступает непосредственно на объект управления и предполагает лучшее использование техники, применение новых технологий, лучшее использование трудовых ресурсов, мотивацию персонала и т.п. (интенсификация).

Все это возможно в инновационной экономике – экономике, предполагающей интенсивный рост (пока Россия, к сожалению, к этому типу не относится).

В данном случае, государственное управление общественным развитием должно включать:

Рисунок 2 – Схема государственного управления общественным развитием

где:

ГУОР – государственное управление общественным развитием;

ГСП – государственное стратегическое планирование;

СОГВ – система организации государственной власти;

ГРОР – государственное регулирование общественным развитием;

Государственное управление включает, по крайней мере, три макронаправления:

  1. социальное развитие (ГУСР)

  2. экономическое развитие (ГУЭКР)

  3. экологическое развитие (ГУЭЛР)

Причем, экономическое развитие должно обеспечивать социальное развитие и одновременно при этом не нарушать экологического равновесия, то есть обеспечивать расширенное экологическое воспроизводство.

Каков же порядок стратегического планирования? В литературе можно встретить точку зрения, что в свое время (в дорыночной среде) планирование у нас являлось планированием «тысячи мелочей». Поэтому с переходом к рынку возникло мнение об отказе от такого планирования.

Но планирование в рыночной экономике – это имманентно присущая вещь, т.е. неотъемлемый атрибут деятельности на любом уровне (так, например, без формирования стратегического планирования предприятия в рыночной экономике «умирают»). Поэтому полностью от планирования отказываться нельзя, но и планировать «все и вся», как это у нас делалось раньше, неразумно.

Безусловно, планирование на разных уровнях различается.

Можно выделить несколько стадий стратегического планирования на макроуровне:

    1. Исходная стадия (не привязана ко времени) – стадия обоснования модели общества, того общества, которое живущее поколение должно для себя представлять и формировать.

Все мы живем на одной планете, следовательно, всем нам необходимо расширенное воспроизводство. Поэтому, конечными, магистральными направлениями развития общества должны являться:

Отсюда, общественный прогресс, который представляет собой развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию, включает в себя 2 основных блока:

  1. с оциальный прогресс

это целевые направления

  1. экологический прогресс

А вот, экономический прогресс, как отмечалось выше, лишь средство для достижения социального и экологического прогресса.

Эти два направления (социальный и экологический прогресс) должны определять магистраль общественного прогресса в виде общих принципов. Далее на этой базе (на базе принципов) должна формироваться система критериев и показателей общественного прогресса. Поэтому модель общества должна включать две взаимосвязанные составные части:

Определив эту модель общества, она должна быть законодательно регламентирована в основном законе, т.е. в Конституции Р.Ф. На базе основного закона должна вырабатываться система взаимосвязанных федеральных законов, регламентирующих систему средств и механизмов, институтов эффективного развития общества. Далее должны вступить в работу исполнительные органы государственной власти (Правительство), которые должны реализовать целенаправленное и эффективное продвижение общества по установленной магистрали общественного прогресса.

  1. Стадия формирования концепции социально-экономического развития общества на 10 лет (эта стратегическая концепция, в отличие от исходной концепции, привязана к горизонту планирования).

  2. Стадия обоснования основных макропропорций общественного развития.

  3. Завершающая стадия стратегического планирования – стадия формирования системы взаимосвязанных целевых программ.

Эти документы должны разрабатываться по «скользящей шкале»: каждые 5 лет на 10 лет вперед.

Рисунок 3 – Схема разработки документов по скользящей шкале

Использование такого метода позволяет обеспечить принцип непрерывности и преемственности планирования.

Причем, эта система документов должна разрабатываться для разных уровней: и для общенационального, и для регионального, и для муниципального уровней. Конечно, с учетом особенностей и разграничения полномочий на уровнях.

ТЕМА №7