Основные теории государственного регулирования экономики.
В мировой экономике и в научной литературе накоплен богатый опыт, характеризующий особенности развития рыночной экономики и ее регулирования со стороны общества и государства.
Обычно выделяют несколько основных направлений, раскрывающих теоретические положения и методы государственного регулирования рыночной экономики.
Существуют три основных теории:
классическая экономическая теория;
монетаристская теория регулирования экономики;
кейнсианская теория регулирования.
Все три направления признают, что конкурентная рыночная экономика может функционировать и развиваться в относительно автономном режиме от государства на основе заложенных в ней функций саморегулирования и саморазвития, однако границы саморегулирования каждая теория определяет по-разному.
Классическая экономическая теория была разработана на стадии становления капитализма. Она абсолютизирует способность рыночной экономики к саморегулированию и саморазвитию. Таким образом, эта теория отрицает необходимость какого-либо вмешательства в экономику, если это не обусловлено внешнеэкономическими факторами.
В теории сформулирован классический закон Сея. Считается, что процесс производства товаров создает доходы работников на основе сбалансированности спроса и предложения, равных стоимости произведенных товаров и услуг, а возможные сбережения работников используют в качестве инвестиционных ресурсов.
Особенно наглядно недостатки классической теории проявились в годы великой депрессии. Экономисты вынуждены были искать другие направления государственного регулирования экономики.
Монетаристская теория предполагает, что вмешательство государства в экономику необходимо, но за счет регулирования денежной массы, выпускаемой государством в обращение. Главная задача государства в соответствии с монетаристской теорией состоит в обеспечении стабильной сбалансированности спроса на деньги и предложения денежной массы.
Существует «основное уравнение обмена» то есть денежная масса (М), находящаяся в обращении умножается на скорость оборота денег (V)и равна товарной массе (Q), умноженной на цену товара (P):
M*V=P*Q
Денежная масса может быть представлена денежными агрегатами.
Структура денежной массы:
М0=наличные деньги, находящиеся в обращении.
М1= М0+(депозиты населения и предприятий в банках до востребования и средства на расчетных счетах предприятия).
М1 могут быть быстро превращены в наличные деньги
М2= М1+(срочные депозиты населения и предприятий в банках).
М3= М2+(ценные бумаги государства и финансово-кредитных структур разного рода).
Для того, чтобы оценивать величину денежной массы, необходимую для нормального функционирования экономики, используется агрегат М2
C сначала 2000 года и в настоящее время М2= М0+(безналичные средства на счетах в коммерческих банках).
Чтобы правильно определить величину денежной массы, необходимо посмотреть величину изменения цен, величину изменения объема товаров и скорость обращения денег. При этом условии стартовое равенство (M*V=P*Q) должно обеспечиваться.
Проблема заключается в том, что сейчас в России баланса не наблюдается. Для нынешней ситуации характерно следующее неравенство: M*V<P*Q. Неравенство обеспечивается за счет импортных поставок. Для того. Чтобы определить обеспечиваемость денежной массой, надо знать какой сейчас коэффициент монетизации.
Коэффициент монетизации – коэффициент, показывающий долю денег (объем денежной массы), рассчитанный по агрегату М2 в ВВП.
КМ= М2/ВВП*100%
Коэффициент монетаризации по странам с развитой рыночной экономикой на 2002 год:
Германия – 102%,
Япония – 124%,
США – 60-70%,
Испания – 90%,
Франция – 74%,
Австрия – 108,
Великобритания – 113%.
В России на протяжении последних лет коэффициент монетизации растет: в 2005 году он достиг 28%, а в 2006г. равен 30%. Цифры подтверждают то, что денежной массы в обращении явно недостаточно для нормального функционирования рыночной экономики.
Сейчас в России имеет место прирост денежной массы, но объем денежной массы увеличивается сравнительно медленно. Возникает платежный кризис, происходят занижение заработной платы, прежде всего в бюджетной сфере, сильная дифференциация заработной платы в производственной сфере.
На интервале 55-60% наступает насыщение (то есть особого прироста ВВП при увеличении денежной массы не происходит. Для России достаточно вывести коэффициент монетизации до 60%для нормального функционирования экономики. При этом необходимо ставить вопрос об инфляции. Но есть возможность насыщения рынка денежной массы способами, блокирующими инфляцию, но это уже становится не монетаристским подходом.
Следует рассмотреть Кейнсианскую теорию, авторство которой принадлежит Дж. Кейнсу. Суть кейнсианской теории государственного регулирования экономики заключается в том, что государственное регулирование должно оптимально сочетаться с методами саморегулирования рынка и должно включать в себя действие саморегуляторов двух типов:
1 регуляторы прямого действия,
2 регуляторы косвенного воздействия.
Соответственно выделяют две формы государственного регулирования экономики: прямая и косвенная формы.
Макроравновесие экономики может быть достигнуто только на основе оптимального сочетания саморегулирования и государственного регулирования. При этом государственное регулирование должно осуществляться как при уже свершившихся нарушениях равновесия, так и для предупреждения нарушений, причем это наиболее эффективное направление. Появление проблем стоит прогнозировать и заранее блокировать, предупреждать их развитие (так как самое эффективное управление – это управление с предвидением).
Таким образом, кейнсианская теория подтверждает необходимость участия государства в социально-экономических процессах по следующим направлениям.
1. государство в рыночной экономике должно создать условия или выступать как равноправный партнер на рынке (в виде государственных предприятий), обеспечивающее удовлетворение общественных потребностей, которые не могут быть удовлетворены свободными товаропроизводителями рыночным образом.
Классификация благ и потребностей:
-частные,
- общественные,
- насущные.
Благо является частным, если будучи потребленным одним лицом оно не может одновременно использоваться другими лицами (например, продукты питания)
Благо является общественным, если будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления другими лицами (например, чистая окружающая среда, транспортная коммуникация) такие блага в определенной степени могут трансформироваться в частный способ обеспечения этими благами. Однако практика функционирования рыночной экономики показывает, что большая часть общественных благ не обеспечивается для всего населения рыночным путем и доступными ценами.
Насущные блага – такие блага, которые по мнению общества, граждане должны получать и потреблять вне зависимости от их доходов (например, базовый набор медицинских услуг, базовое образование).
2. Государство должно участвовать в регулировании макроструктуры производства, так как только при рыночном саморегулировании макроструктура экономики неизбежно деформируется в сторону обеспечения потребностей наиболее платежеспособных слоев населения. Тем самым без государственного регулирования малоимущие слои населения еще более обедняются, усиливая социальное расслоение и следовательно социальное напряжение в стране.
3. государство в рыночной экономике должно участвовать в формировании конкурентной рыночной среды, поскольку без конкуренции рынок не существует.
4. государство в рыночной экономике должно заниматься поддержкой занятости населения с целью минимизации безработицы.
В 1936 году Кейнсом была опубликована книга «Общая теория занятости, процента и денег». Все экономисты до Кейнса не говорили об обеспечении со стороны государства занятости. Занятость предполагает выплату заработной платы, а она в свою очередь является доходом работников, который стимулирует спрос на товары и услуги других предприятий. Занятость носит не только социально-экономический характер. С точки зрения Кейнса в обществе необходимы общественные работы, приводящие к выплатам заработной платы
5. государство в рыночной экономике должно стимулировать спрос на :
а) товары и услуги со стороны населения;
б) на инвестиции.
Стимулирование спроса в рыночной экономике происходит за счет увеличения минимального размера оплаты труда.
6. поддержка малообеспеченных граждан и прекращение обнищания населения. Государство должно предоставить населению насущные блага.
Таким образом кейнсианская теория предполагает обоснование весьма существенной роли государства в регулировании социальных и экономических процессов. Для стран с переходной экономикой, для стран с нестабильной экономикой, прежде всего, должны применяться именно положения кейнсианской теории, а монетаристская теория должна использоваться в качестве дополняющей.
Российские реформы начинались в 1992 году с применения монетаристской теории и только несколько лет назад осознали, что необходимо ориентироваться на Кейнсианскую теорию.
ТЕМА №4
- Теория возникновения и развития государства.
- Реформы в России: цели и результаты.
- Основные теории государственного регулирования экономики.
- Формы и методы государственного регулирования на базе кейнсианской теории.
- Стратегический антикризисный маневр по восстановлению уровня жизни на основе активизации отечественного производства
- Государственное управление общественным развитием и порядок стратегического планирования
- Стадии стратегического планирования
- 0 Стадия (Исходная стадия): Модель общества и базовые принципы общественного прогресса
- 1 Стадия: Стадия разработки концепции социально-экономического развития
- 2 Стадия: Обоснование основных макропропорций
- 3 Стадия: Целевые программы и порядок их разработки
- Структурная политика и механизм ее реализации
- Государственные регулирования малого бизнеса предпринимательства
- История возникновения и развития предпринимательства
- Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- 1. История возникновения и развития предпринимательства
- 2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- Тема №10 Государственное регулирование антимонопольной деятельности
- Тема№11 Государственное регулирование ценообразования
- Тема№12 Государственное регулирование агропромышленного производства
- Тема№13 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Тема№14 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Тема№15 Государственное регулирование развития социальной сферы
- Тема№16 Государственное регулирование занятости населения в рф
- Тема№17 Зарубежный опыт государственного регулирования