2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
Одной из основных проблем современного предпринимательства в России является созданное организационно хозяйственный механизм. Это прежде всего способ ведения хозяйства предпринимательского типа, организация предпринимательского воспроизводства с помощью научно – обоснованной системой экономических и организационных форм, методов и рычагов. Этот механизм включает два блока:
рыночную систему самоорганизации и самоуправления;
система государственного регулирования.
Современная ситуации в России характеризуется большим количеством законодательных и нормативных актов, декларирующих поддержку предпринимательства и отсутствием механизмов этой поддержки, а также слабой координацией направлений экономических реформ и развитие малого бизнеса.
Кризис в развитии малого предпринимательства обусловлен следующими причинами:
Ужесточение стартовых условий;
Отсутствие доступа к относительно дешевым источникам денежных средств;
Ужесточение контроля за деятельностью малых предприятий со стороны фискальных и ведомственных контролирующих органов;
Слабая развитость инфраструктуры по реализации продукций и услуг предприятий малого бизнеса;
Неграмотное проведение приватизации вследствие чего, рынок недвижимости остается недоступным для малого предпринимательства;
Отсутствие устойчивых каналов реализации;
Социальная защищенность потенциальных участников малого бизнеса остается ниже уровня допустимого риска (Не заключаются договоры, только устные соглашения. В большинстве малые предприятия не оплачивают больничные. Дают малые отпуска, нарушается принцип трудового законодательства. Государство не вмешивается в эти предприятия);
Методическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства следует признать неудовлетворительно.
Выделяют три типа предпринимательства:
Статичный (использует сложившиеся условия, конвентуру рынка);
Случайный (Это основа российского бизнеса, когда человек воле судьбы попал в бизнес, решившись на получение прибыли идти любым способом.);
Подлинный (когда предпринимательская деятельность развивается на основе инновационного производства).
В нелегальном функционировании малого бизнеса заинтересованы многие структуры, в том числе крупный бизнес и государственные органы. Поэтому процессы первоначального накопления капитала в современном бизнесе оказывают угнетающее воздействие на малый бизнес и стимулируют его развитие в теневой сфере.
Сложившаяся ситуация заставляет искать новые подходы к решению этих проблем:
Использование преимуществ малого бизнеса для преодоления критических процессов в сфере снижения социальной напряженности, реструктуризации предприятий, поступления платежей в бюджет и обеспечения занятости активного населения;
Стимулирование увеличения численности малых предприятий на равных условиях, способных конкурировать и сотрудничать с крупным бизнесом.
Реализация прозрачных и легальных процедур реструктуризации крупных предприятий, холдинги.
Повышение экономической заинтересованности банка в борьбе за потенциальный рынок клиентов в сфере малого бизнеса.
Легализация и включение в себестоимость крупных компаний расходов по оплате услуг малого бизнеса.
Для реализации этих задач необходимо использовать комплекс инструментов государственного регулирования, который включает:
Определение критериев малого предпринимательства;
Разграничение функций тех органов, которые являются ответственными за государственную политику в сфере предпринимательства;
Разработка государственных программ развития малого предпринимательства страны;
Использование финансовых механизмов в поддержке малого предпринимательства;
Совершенствование налогового законодательства.
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические и физические лица, внесенные в соответствующий государственный реестр, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
Так же есть дополнительный критерий отнесения лица к малому и среднему предпринимательству, а именно: выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Это предельное значение будет устанавливаться один раз в 5 лет.
Основными принципами поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления являются:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
5) открытость процедур оказания поддержки.
- Теория возникновения и развития государства.
- Реформы в России: цели и результаты.
- Основные теории государственного регулирования экономики.
- Формы и методы государственного регулирования на базе кейнсианской теории.
- Стратегический антикризисный маневр по восстановлению уровня жизни на основе активизации отечественного производства
- Государственное управление общественным развитием и порядок стратегического планирования
- Стадии стратегического планирования
- 0 Стадия (Исходная стадия): Модель общества и базовые принципы общественного прогресса
- 1 Стадия: Стадия разработки концепции социально-экономического развития
- 2 Стадия: Обоснование основных макропропорций
- 3 Стадия: Целевые программы и порядок их разработки
- Структурная политика и механизм ее реализации
- Государственные регулирования малого бизнеса предпринимательства
- История возникновения и развития предпринимательства
- Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- 1. История возникновения и развития предпринимательства
- 2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы
- Тема №10 Государственное регулирование антимонопольной деятельности
- Тема№11 Государственное регулирование ценообразования
- Тема№12 Государственное регулирование агропромышленного производства
- Тема№13 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Тема№14 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Тема№15 Государственное регулирование развития социальной сферы
- Тема№16 Государственное регулирование занятости населения в рф
- Тема№17 Зарубежный опыт государственного регулирования