logo
ГРЭ_Лекции _Садков_Старикова

2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования этой сферы

Одной из основных проблем современного предпринимательства в России является созданное организационно хозяйственный механизм. Это прежде всего способ ведения хозяйства предпринимательского типа, организация предпринимательского воспроизводства с помощью научно – обоснованной системой экономических и организационных форм, методов и рычагов. Этот механизм включает два блока:

  1. рыночную систему самоорганизации и самоуправления;

  2. система государственного регулирования.

Современная ситуации в России характеризуется большим количеством законодательных и нормативных актов, декларирующих поддержку предпринимательства и отсутствием механизмов этой поддержки, а также слабой координацией направлений экономических реформ и развитие малого бизнеса.

Кризис в развитии малого предпринимательства обусловлен следующими причинами:

  1. Ужесточение стартовых условий;

  2. Отсутствие доступа к относительно дешевым источникам денежных средств;

  3. Ужесточение контроля за деятельностью малых предприятий со стороны фискальных и ведомственных контролирующих органов;

  4. Слабая развитость инфраструктуры по реализации продукций и услуг предприятий малого бизнеса;

  5. Неграмотное проведение приватизации вследствие чего, рынок недвижимости остается недоступным для малого предпринимательства;

  6. Отсутствие устойчивых каналов реализации;

  7. Социальная защищенность потенциальных участников малого бизнеса остается ниже уровня допустимого риска (Не заключаются договоры, только устные соглашения. В большинстве малые предприятия не оплачивают больничные. Дают малые отпуска, нарушается принцип трудового законодательства. Государство не вмешивается в эти предприятия);

  8. Методическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства следует признать неудовлетворительно.

Выделяют три типа предпринимательства:

В нелегальном функционировании малого бизнеса заинтересованы многие структуры, в том числе крупный бизнес и государственные органы. Поэтому процессы первоначального накопления капитала в современном бизнесе оказывают угнетающее воздействие на малый бизнес и стимулируют его развитие в теневой сфере.

Сложившаяся ситуация заставляет искать новые подходы к решению этих проблем:

  1. Использование преимуществ малого бизнеса для преодоления критических процессов в сфере снижения социальной напряженности, реструктуризации предприятий, поступления платежей в бюджет и обеспечения занятости активного населения;

  2. Стимулирование увеличения численности малых предприятий на равных условиях, способных конкурировать и сотрудничать с крупным бизнесом.

  3. Реализация прозрачных и легальных процедур реструктуризации крупных предприятий, холдинги.

  4. Повышение экономической заинтересованности банка в борьбе за потенциальный рынок клиентов в сфере малого бизнеса.

  5. Легализация и включение в себестоимость крупных компаний расходов по оплате услуг малого бизнеса.

Для реализации этих задач необходимо использовать комплекс инструментов государственного регулирования, который включает:

  1. Определение критериев малого предпринимательства;

  2. Разграничение функций тех органов, которые являются ответственными за государственную политику в сфере предпринимательства;

  3. Разработка государственных программ развития малого предпринимательства страны;

  4. Использование финансовых механизмов в поддержке малого предпринимательства;

  5. Совершенствование налогового законодательства.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические и физические лица, внесенные в соответствующий государственный реестр, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

Так же есть дополнительный критерий отнесения лица к малому и среднему предпринимательству, а именно: выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Это предельное значение будет устанавливаться один раз в 5 лет.

Основными принципами поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.