logo search
LEKorgbiz

1. Сущность и цели бизнеса

Бизнес — это совокупность деловых отношений предприим­чивых людей в целях удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли.

Бизнес может осуществляться частными лицами, предпри­ятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказа­нию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги.

Начать свое дело может как отдельное лицо, так и группа людей (коллективное предпринимательство).

Иными словами, бизнес означает любое занятие, дело, приносящее до­ход. Человек, занимающийся бизнесом, является бизнесменом.

С понятием "бизнес" тесно связано "предпринимательство". Нередко их употребляют как синонимы, однако содержание этих понятий имеет существенное различие.

Для предпринимательства характерны нахождение новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, постоянная самообновляемость. Предприниматель — это чело­век поиска и реализации новых возможностей для разработки и освоения товаров, услуг, нахождения лучших способов обслу­живания потребителей, новых форм приложения капитала.

Характерно определение предпринимателя, данное извест­ным экономистом Й. Шумпетером: "Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". Следовательно, предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска.

Хотя до­вольно часто и наиболее успешно бизнес осуществляется именно на основе предпринима­тельства и предполагает предпринимательский подход в органи­зации дела. Преуспеть в бизнесе может только тот, для кого предприни­мательство — определенный образ жизни, мышления, способ взаимодействия с людьми, организациями, финансами, информацией и т. д.

Таким образом, понятие "бизнес" шире понятия "предпри­нимательство" и не только по своему содержанию, но и по со­ставу участников, ибо он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только бизнесменов, но и потребителей, наемных работников, государственных структур.

Цели бизнеса — это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности на протяжении достаточно длительного времени. Цели бизнеса в зависимости от его характера, степени развития и состояния могут быть раз­личными. Важнейшие из них следующие:

получение прибыли;

накопление необходимых средств для развития бизнеса;

предоставление необходимых обществу товаров и услуг;

достижение передовых позиций на рынке, в отрасли;

оптимальное удовлетворение спроса потребителей;

предоставление возможностей своим сотрудникам реали­зовать себя;

повышение уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе.

Таким образом, цели подразделяются на социальные и экономические и формируются по следующим направлениям:

- прибыльность,

- положение на рынке (доля, объем продаж)

- производительность (трудоемкость работ, издержки на ед. оказываемых услуг)

- финансовые ресурсы

- мощности организации

- разработка, производство продукта, обновление

- изменения в организации и управлении (повышение квалификации, снижение текучести кадров )

- работа с покупателями (жалобы, скорость и качество обслуживания)

- оказание помощи обществу

Исходя из целей бизнеса осуществляется постановка задач. Они тесно взаимосвязаны. Если цель определяет то или иное конкретное направление деятельности, то задача — это количе­ственное, качественное и временное определение данной цели. Например, цель бизнеса — определение безубыточной работы и получение прибыли, задача — добиться к концу первого года работы 10%-ного уровня рентабельности. Формулирование це­лей, постановка задач позволяют лучше мобилизовать силы и средства предприятия, действовать более согласованно и ре­зультативно.