2.2. Характер взаимодействия религии и политики
Свойственность религии регулятивной, коммуникативной и интег-ративной функций, позволяющих ей регулировать поведение людей, устанавливать и поддерживать между ними связи, укреплять их общность и способствовать сохранению существующей системы общественных отношений делает ее в условиях обострения социально-политических противоречий, усиливающихся в связи с глобализацией, серьезным объектом интереса политики и политиков.
И политика и религия используют как моральные стимулы для реализации этих функций, так и меры наказания. У политики меры социального принуждения более зримы. У религии больше наличествует нравственное осуждение или наказание, которое обещается преимущественно после окончания земного существования.
3 НГ-Религии, 28 марта 2001 г. С 2. 40
И у религии и у политики есть своя идеология, свой ритуал, своя символика. Элементы религиозной идеологии, религиозного ритуала и религиозной символики используются политикой и это характерно не только для далекого прошлого. В сегодняшних гербах Москвы и России, некоторых государственных наградах использована христианская религиозная символика, что, впрочем, вызывает нарекания со стороны мусульман, буддистов, и иудаистов, а также со стороны многих нерелигиозных граждан. «Государственная российская символика должна сплотить сознание всех россиян, в том числе мусульман - говорит президент Центра оценок и политики «Вспышка» Института сравнительной политологии РАН профессор А.А. Громыко. - Двуглавый орел и даже Георгий Победоносец - не самая удачная государственная символика федеративного государства. С помощью чисто христианских символов, как это ни парадоксально, будут набирать силу этнонационализм и сепаратизм, а объединенная российская нация так и останется миражом».4
То же самое можно сказать о политическом ритуале. В него нередко вводится религиозный элемент дабы придать политическим событиям и действующим в них лицам привлекательность, возвысить их. Во многих странах вступающий в должность глава государства клянется на Библии или Коране. В нашей стране при инаугурации первого Президента Российской Федерации для благословения был приглашен патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предпринимаются попытки перенести этот опыт в субъекты Федерации. В Курской области вновь избранный глава Администрации А.В. Руцкой сразу после оглашения результатов голосования поехал в монастырь и там дал клятву на Библии. Аналогичным образом поступили губернатор Красноярского края А.И. Лебедь и губернатор Московской области Б.В. Громов.
Общественность регионов компактного проживания мусульман (Татарстана, Башкортостана, Дагестана, Ингушетии) неоднократно выступала с требованиями, чтобы аналогичным образом поступали главы республик, давая клятву на Коране. Есть опасность, что такая практика может привести к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений.
Религия и ее институты не являются субъектами политики, т.к. они созданы не для борьбы за власть и не для выполнения функций политической власти. Тем не менее религиозные организации и их лидеры не-
выступление А А. Громыко в дискуссии «Россия и мир ислама» //НГ- Сценарии. - 1998. - №1. - С 5.
41
редко выполняют политические функции. Как акт политического муже, ства было воспринято общественностью нашей страны решение патрц, арха Московского и всея Руси Алексия II подвергнуть анафеме всех вц> новников кровопролития в октябрьские дни 1993 года в Москве. Как ъщ, ный политический акт расценили в Германии, и не только в ней, покая, ние принесенное Алексием 11 немецкому народу «за насаждение тота. литарного режима в ГДР».
Можно по разному относиться к инициативе службы изучения обще, ственного мнения «Vox populi» и редакции «Независимой газеты», вклю. чивших Алексия II в список 100 наиболее влиятельных российских полити-ков. Но вот уже на протяжении многих лет патриарх Московский и все? Руси Алексий II входит по результатам опроса экспертов в первую двадцатку политических иерархов страны.
По итогам же 1999 года он возглавил список десяти государственных и общественных деятелей, оказавших максимально позитивное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны, оставив позади и В.В, Путина, и Е.М. Примакова, и СВ. Степашина и всех других.5 Таким образом, глава Русской православной церкви в общественном мнении уже прочно вошел в политикоформирующую элиту российского государства. Иногда в списке влиятельных политиков России появляются муфтии Р, Гайнутдин и Т. Таджуддин.
В соответствии с определением Макса Вебера любой человек, в силу процесса политической социализации и жизненных обстоятельств, может стать «политиком по случаю», «политиком по совместительству» или «политиком по профессии». И хотя о патриархе Московском и всея Руси Алексии II, можно сказать, что он является «политиком по совместительству», однако по оценкам экспертов, его влияние на развитие событий в стране намного заметнее, чем влияние многих известных «политиков по профессии», занимающих весьма высокие государственные посты.
В условиях переходного периода, социально-политической нестабильности, обострения различного рода общественных противоречий роль религии в социуме возрастает в значительной мере в силу того, что противоборствующие политические группы стремятся с максимальной пользой для себя использовать возможности конфессий. Такая практика способствует обострению межконфессиональных и межэтнических про-
5 КомозинА. 100 ведущих политиков России в 1999 году ШГ- Сценарии. -2ОО0 - 12 января. - С. 1.
вОречий, что еще более активизирует процесс вовлечения религиоз-
ь1х институтов в политику. Но это вовсе не означает, что стабилизация
бщественных отношений и устойчивость социально-политического
язвития изменят положение в сторону ослабления роли религии. В ста-
бильных демократических обществах роль методов политического уре-
гуЛИрования общественных отношений постепенно идет к понижению.
Возрастает авторитет нравственных и религиозных норм. Да и в самом
политическом процессе усиливается влияние религиозного фактора.
Особенно наглядно это можно видеть в ходе избирательных кампаний
(проходящих в наше время в странах Запада).
Соотношение политики и религии многомерно. Оно может проявляться, как мы уже отмечали, в виде взаимодействия в их социальных функциях в процессе регулирования поведения больших масс людей, в процессе управления обществом. Очень часто религия транслирует политические решения власти. Но бывает и противоположное, когда религия осуждает такие решения.
Вместе с тем, политика и религия могут оказать друг на друга взаимное влияние. Регулируя общественную жизнь, политика влияет и на религию, формируя законные рамки для ее функционирования, регулируя правовое положение религиозных организаций, защищая права граждан на свободу совести, создавая климат взаимной терпимости и уважения между конфессиональными общностями. В свою очередь развитие политического процесса определяется как соотношением политических сил и характером политической структуры, так и сложившимися в обществе духовными принципами и идеалами. А эти последние во многом обусловлены доминирующими в обществе религиозными учениями.
Составным элементом общественно-политической жизни является политическая культура. В ее формировании важную роль играет религия. Исследователи выделяют три уровня политической культуры: мировоз-3Ренческий, гражданский и собственно политический. Мировоззренческий уровень обладает фундаментальным характером для формирования позиций субъектов политических отношений. Он представляет собой са-чый устойчивый слой политической культуры. Его истоки восходят к религиозным верованиям.
Влияние религии на формировании мировоззрения человека в исто-
ческом плане хотя и уменьшается, но остается существенным. Выбор
и Или иной политической позиции у религиозного человека может за-Но отличаться от позиции занимаемой человеком нерелигиозным, у Ульманина по сравнению с христианином, у православного по срав-
42
43
нению с протестантом или буддистом. Протестанты более активны ь политической жизни поскольку их религиозные объединения по суще, ству представляют, по мнению некоторых западных ученых, «миниатюр, ные политические системы со своими лидерами и комитетами, конф. ликтами и консенсусом». Развитая у них религиозная культура участия облегчает развитие политической культуры участия.
Но религия оказывает влияние не только на политическую культуру а следовательно политическое поведение конкретного религиозного индивида. Являясь частью национальной и исторической традиций того или иного народа, играя важную роль в становлении и развитии его ду. ховности и культуры, она оставляет глубокий след в его ментальности и в силу этого отражается на особенностях его политической культуры. Религия может способствовать как интеграции общества, так и его дезинтеграции. Она может содействовать примирению воюющих сторон, но может сыграть и противоположную роль.
Религии и их институты сыграли существенную роль в развертывании национально-освободительного движения народов колоний и зависимых стран. Наиболее впечатляющей в наше время стала антиимпери-алистичесая исламская революция в Иране, вновь продемонстрировавшая мощный социальный потенциал самой молодой мировой религии и давшая импульс для усиления исламского фундаментализма в мировом масштабе. Отголоски этой революции способствовали активизации исламского движения на территории Советского Союза, приблизившего час падения коммунистического режима.
Выступления политического протеста, межнациональные конфликты под религиозными знаменами характерны не только для прошлого. События последнего времени в Ливане, Индии, Северной Ирландии, Шри Ланке, да и на Кавказе красноречиво свидетельствуют об этом.
Средства воздействия друг на друга у религии и политики различны. Политика может воздействовать на религию разнообразными видами государственного поощрения, командования (распоряжениями, декретами и т.п.) и принуждения (включая применение насилия). Яркими примерами таких действий являются факты из недавнего прошлого нашей страны. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» устанавливало чрезвычайно усложненный регистрационный принцип создания религиозных объединений; район деятельности служителей религий ограничивался местонахождением молитвенного помещения; религиозным объединениям запрещалось про' водить благотворительную, миссионерскую деятельность, организовЫ'
44
ть собрания по обучению религии. Фактически этот правовой доку-В нт был направлен на вытеснение религии как из общественной жиз-так и из личной жизни граждан. В 1937 году по произвольному рению властей был арестован весь состав Центрального духовного управления мусульман.
В арсенале религии иные средства воздействия на политику и поли-иков, по преимуществу это - увещевания, моральная оценка политики, проводимой властью и оппозицией. Примерами таких действий могут быть: а) уже упомянутое предание анафеме всех виновных в октябрьских кровопролитиях 1993 года в Москве, осуществленное руководством Русской православной церкви; б) осуждение войны 1994-1996 гг. в Чечне православными, мусульманскими, иудаистскими, католическими и другими религиозными организациями России.
В переходные периоды общественного развития, когда политический режим непрочен и очень нуждается в поддержке, религиозные организации и их лидеры в целях оказания влияния на политику могут переходить от увещеваний к угрозам. Именно так расценила общественность заявление патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сделанное после того как президент России Б.Н. Ельцин отказался подписать проект закона о свободе совести и религиозных объединениях, принятый Федеральным собранием летом 1997 года. Тогда патриарх сказал, что окончательное отклонение закона «может вызвать в России напряжение между властью и большинством народа». А один из видных иерархов РПЦ к этому добавил, как отмечалось в печати, что Московской Патриархии известны имена юристов, которые пробивали вето президента Российской Федерации, и она предпримет по отношению к ним определенные контрдействия. Угрозы возымели действие. Закон «О свободе совести и 0 религиозных объединениях» был принят в редакции, одобренной Московской патриархией, хотя он, по общему признанию, противоречит целому ряду положений Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу страны, и против принятия его в таком виде возражали многие религиозные центры России.
Нельзя не коснуться двух специфических способов влияния религии На ПОлитику. Это - участие в легитимации власти и внесение религиоз-Ыми организациями конкретных предложений на стадии принятия поэтических решений. Примеры использования первого способа уже при-°ДИлись. Примером использования второго способа может служить °слание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла от 8 Ля 1996 года в Государственную Думу, в котором он, ссылаясь на «по-
45
желания десятков миллионов верующих» предложил исключить из прОч екта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Зако^ РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятого Государственной Д^ мой в первом чтении, следующее положение: «Установление каких-либо преимуществ или ограничений для одной или нескольких религиозны^ организаций не допускается». И надо сказать, добился своего.
Для привлечения на свою сторону религиозных организаций полц. тики предпринимают многочисленные, подчас экстравагантные шаги Особый интерес у них вызывают религиозные организации доминирую, щей в обществе конфессии. О том, как политический режим России стре-мится ублажить Русскую православную церковь написано немало. Не-которые авторы даже делают вывод об инициировании политическим руководством страны тенденций к православной клерикализации рос-сийского государства.
Не дремлет и оппозиция. Достаточно в этой связи сослаться на про-ект федерального закона «О восстановлении статуса государственной религии Российской Федерации на основе Русской православной церкви», который внесла в Совет Государственной Думы в апреле 1995 года группа депутатов от ЛДПР.
Проект предусматривал введение представителей РПЦ в наблюдательные советы всех государственных и негосударственных средств массовой информации, в коллегии (советы) всех министерств и ведомств в структуры правительства, администрации Президента Российской Федерации, а также в соответствующие структуры государственных органов республик, краев и областей страны. Кроме того, предлагалось создать Священный Синод в составе правительства РФ из иерархов РПЦ «для оценки морально-нравственных качеств и благословения кандидатов на высокие государственные должности».
Опыт истории свидетельствует о том, что любая религиозная (конфессиональная) общность пока пребывает в меньшинстве или подавляется государством, выступает за равенство религий, сотрудничество их последователей в самых различных областях и на самых различных уровнях. Однако освободившись от засилия власти, а тем более превратившись в большинство, да еще такое, в которой власть нуждается, она отказывается от былых призывов к обеспечению равенства конфессий, не желает сотрудничать с другими религиозными общностями на паритетных началах, что вызывает негативные настроения в среде конфессиональных меньшинств.
46
Доминирующая религиозная общность этим не ограничивается. Ее ы СТремятся использовать возможности политической власти для лИ пЛения своих позиций в ущерб правам других конфессиональных '"'бшностей. Параллельно возрастает соблазн усиления религиозного вли-° ия на различные стороны общественной жизни, не исключая и поли-Я ки- В таких случаях нередко и политика идет навстречу религии, стре-
сь использовать ее мощный мобилизационный потенциал в своих ин-оесах. В результате, появляется угроза политизации религии и клери-лизации политики, что чревато резким обострением социально-поли-ических и межнациональных противоречий.
Принимая во внимание подобную закономерность человечество выработало добротное противоядие: сначала была разработана концепция отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом, а затем последовало и ее юридическое оформление. В ряде стран такие нормы закреплены в конституциях. Так сделано и в современной России. Дело за немногим: обеспечить, что бы эти положения неукоснительно претворялись в жизнь.
Опасность клерикализации политики как раз и состоит в том, что, вместо прагматизма, достаточно определенно ориентирующего участников политического процесса на достижение успеха с помощью минимальных потерь и, следовательно, не исключающего возможности пойти на выгодный компромисс с политическими оппонентами, вносится идеологическое начало, требующее рассматривать этих оппонентов как воплощение мирового зла, борьба с которыми должна вестись не на жизнь, а на смерть.
Исключительные возможности для включения религиозного фактора в политический процесс возникают в полиэтничном и поликонфессиональном обществе, особенно если в нем наличествуют острые противоречия. Тесная связь религии и этноса приводит к тому, что принадлежность противостоящих сторон в этноконфликтной ситуации к различным конфессиональным культурам создает много шансов для ее развития в полномасштабный, затяжной, а нередко и насильственный конфликт.
Межнациональные противоречия и конфликты не обошли стороной °ссию. Они серьезно беспокоят население страны. В них обществен-е мнение усматривает одну из самых больших угроз сохранению це-л°стности Российской Федерации.
Игнорирование мощного мобилизационного потенциала, которым асполагают религии, слабое знание или незнание этнической психоло-
47
гии, путей и методов влияния религий на формирование этнонациональ. ного самосознания и межнациональных установок, характерные дд,, многих политиков регионального и даже федерального масштаба, np^N водят к принятию неверных решений в сфере государственно-конфесси. ональных отношений, которые крайне отрицательно сказываются на эт. нонациональных контактах, способствуя обострению межэтнических противоречий.
Насколько активно, по каким проблемам и каким образом взаимодействуют сегодня религия и политика на международной арене, можно видеть из интервью, данного в июне 2003 года в Москве генеральным секретарем Всемирного совета церквей (ВСЦ) Конрадом Райзером. За последние десять лет решение политических вопросов составляло главную повестку дня Всемирного совета церквей, - заявил К. Райзер. Принимая во внимание нравственную традицию христианства, ВСЦ не может не быть борцом за социальную справедливость. Церкви-члены Совета видят свою цель в том, чтобы финансовые институты служили обществу, а не наоборот. Мы хотим встать на защиту тех, кто не имеет никакой возможности повлиять на процесс принятия решений в экономической жизни общества.
Всемирный совет церквей стремится защитить те принципы международного права, которые выражены в решениях Совета Безопасности ООН, Согласно этим принципам, присутствие Израиля на палестинских территориях является оккупацией. Всемирный совет церквей всегда выступал за равные права для Израиля и Палестинской автономии для того, чтобы построить прочные и стабильные фаницы и обеспечить безопасность всех территорий в регионе. ВСЦ не поддерживает ту или иную сторону, его цель -найти возможный выход из ближневосточного конфликта.
Отвечая на вопрос об эффективности попыток мирного разрешения различных международных конфликтов со стороны религиозных организаций, генеральный секретарь ВСЦ заявил: "Политическая эффективность в данном случае не является верным критерием. Мне кажется задача ВСЦ и других экуменических организаций состоит в том, чтобы призывать к миру, а не находить какие-то молниеносные политические решения, способные разрядить обстановку. Кроме того, политическая эффективность иногда становится очевидной лишь спустя долгое вр£' мя, но бывают исключения: усилия ВСЦ по разрешению конфликта в Судане увенчались успехом уже спустя несколько недель. Другой прИ' мер - это Македония. Вмешательство ВСЦ позволило заморозить конФ' ликт в этой стране, не дать ему перерасти в гражданскую войну".
48
Отмечая важность объединения миротворческих усилий различных елигиозных объединений К. Райзер заявил: "В наши дни ни одно обще-тво не живет изолированно. Любое политическое или социальное событие имеет интернациональный характер. Поэтому различным Церк-ам сейчас необходимо высказывать консолидированную позицию по различным событиям международной жизни. Например, во время войны в Ираке ВСЦ сделал заявления, в которых выражена негативная реакция различных Церквей на действия американо-британской коалиции".6
Особенно ярко взаимосвязь религии и политики проявляется в деятельности конфессионально ориентированных политических партий и движений, влияние которых на общественную жизнь в различных регионах земли растет. Большого подъема эти движения добились после окончания II мировой войны.
В настоящее время в мире функционирует более 50 христианско-де-мократических партий. Особенно влиятельны они в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах, в ряде стран Латинской Америки. Наряду с региональными объединениями христианских демократов (Европейский союз христианских демократов, христианско-демократическая организация Америки), создан и общепланетарный координационный центр - Всемирный союз христианских демократов. Ряд христианско-демократических партий в течение длительного времени стояли у власти, например в Германии. Их представители во многих странах широко представлены в парламентах.
Во II половине XX века открылись широкие перспективы для участия в политической жизни христианских демократов и в Латинской Америке. Это, как уже сказано, единственный регион земли, где подавляющее большинство населения составляют католики. После окончания II мировой войны во многих странах региона христианская демократия оформилась в политические партии, но в период господства военных Режимов для активизации ее политического участия создавались огромные препятствия.
Однако с усилением влияния «теологии освобождения» на массы и
активизацией движения «народной церкви» началась тотальная эрозия
Оенных диктатур. В результате в регионе возникли условия для перехода
гражданским буржуазно-демократическим формам правления. И уже с
конца 70-х годов официальный статус «правящих партий» получили хри-
стианские демократы Венесуэлы, Эквадора, Чили, Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Доминиканской республики. В последующие годы в странах Латинской Америки конфигурация политических сил менялась многократно, однако специалисты по проблемам Латинской Америки не сомневаются в том, что христианской демократии суждено сыграть весьма важную роль в модернизации капиталистических отношений в регионе.7
Конфессионально ориентированные политические партии оказывают серьезное влияние на развитие политического процесса во многих странах мусульманского мира. Достаточно в этой связи напомнить о деятельности исламских политических партий в Пакистане, Бангладеш, Индонезии, Ливане, Афганистане, Таджикистане.
В постсоветской России возникали различные христианские и мусульманские партии и общественно-политические движения. Среди них: Российское христианско-демократическое движение. Российский христианс-ко-демократический союз - Новая демократия, Христианско-Демократический союз России, Российская христианско-демократическая партия, «Союз мусульман России», «Мусульмане России», «Hyp» («Свет») и другие. Что же касается Общероссийского политического общественного движения «Рефах» («Благоденствие»), то ему удалось в союзе с движением «Единство» в ходе избирательной кампании 1999 года провести в Государственную Думу РФ несколько депутатов-мусульман.
В интересах упрочения консолидации общества и ослабления межнациональных и межконфессиональных противоречий федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 года запрещено создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
Известны наиболее часто встречающиеся в истории 4 варианта взаимодействия религии и политики: 1) единство, нераздельность религии и политики; 2) подчинение религией политики; 3) подчинение политикой религии; 4) отделение религии от политики, их автономность по отношению друг к другу.
Разумеется, в абсолютно чистом виде эти варианты едва ли возможны. Религия и политика действовали сообща, когда необходимо было противостоять внешней угрозе или бороться против активных действий
протеста внутри страны. Вместе с тем постоянно обнаруживались противоречия
во взаимоотношениях между ними. Шла постоянная, то от-
крытая, то скрытая борьба за расширение влияния на различные сторо-ЯЫ общественной жизни. На протяжении человеческой истории во взаимоотношениях религии и политики складывались различные ситуации. 3 одних условиях определяющим фактором выступала религия, в других такую роль выполняла политика. Несмотря на то, что религия очень часто использовала политику в целях укрепления своих позиций, а политика опиралась на религию в интересах достижения своих целей, между ними продолжали существовать противоречия, а часто даже шла борьба за роль определяющего фактора в этих взаимоотношениях.
Одна из главных причин отсутствия гармоничных отношений между религией и политикой, как раз коренится в этом «вечном» соперничестве. Другой важной причиной противоречий между политикой и религией является их неодинаковая реакция на изменения, происходящие в общественной жизни. Религия по самой своей природе явление консервативное. Деятельность ее институтов, оценка ими происходящих событий осуществляется, опираясь на древние каноны, которые побуждают быть неспешными в решениях и действиях. Отсюда естественное отставание от течения быстротекущей жизни. Политике же по определению свойствен динамизм, быстрый отклик на происходящие изменения, пересмотр собственных позиций с учетом трансформации ситуации. Потребности политики при таких обстоятельствах нередко приходят в столкновение с платформой, защищаемой религиозными организациями.
Наглядный пример такой нестыковки позиций политики и религии мы наблюдали в отношении к проблеме захоронения останков бывшего последнего императора России Николая II и его семьи летом 1998 года. Государственная власть, решив использовать акт захоронения в политических целях, остро нуждалась в поддержке этой акции со стороны Русской православной церкви. Однако церковь, ссылаясь на древние традиции и некоторые обстоятельства, связанные с идентификацией останков приняла решение, противоречащее воле Президента и Правительства Рос-сийской Федерации. Произошло это, как сообщалось в печати, несмотря На сильное давление, испытанное лидерами Московской патриархии.
Одна из причин противоречий между религией и политикой заклю-
ается в том, что у них разные методы регулирования поведения людей,
есХожие подходы к оценке их действий. Политика часто руководству-
ется принципом целесообразности, в то время как религия требует руко-
Дствоваться нравственными заповедями, зафиксированными в священ-
HbIх текстах.
51
Возможность возникновения серьезных противоречий между религией и политикой обусловлена также необходимостью регулирования правового положения религиозных организаций со стороны государства. Эта возможность особенно реальна в поликонфессиональном обществе, таком как Россия.
Многие причины побуждают политику обращаться к религии и ее институтам. Важнейшими среди них актуализировавшимися в последнее время, являются религиозно-политический экстремизм, тесно переплетающийся с международным терроризмом, и взбудоражившиеся этно-политические процессы в мире.
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве:
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный фактор укреления мира и международной безопасности...................................................153
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России.......................................................................................................182
- Глава 10. Религиозная ситуация в современной России.....................215
- Глава 12. Религия и национализм в современной России...................251
- Глава 13. Цивилизованные межконфессиональные отношения
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России.........................................................284
- Часть 1. Религия в мировом политическом процессе
- Глава 1. Место и роль религии в политической истории человечества
- 1.3. Конфессиональный фактор в международной политике
- Глава 2. Религия и политика в современном мире
- 2.2. Характер взаимодействия религии и политики
- Глава 3. Католическая церковь - важный субъект мирового политического процесса
- Глава 4. Исламский фактор в международной
- Глава 5. Религиозный фактор в этнонациональных
- Глава 6. Религиозно-политический экстремизм
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России
- Глава 11. Государственная вероисповедная политика Российской Федерации
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России