logo search
Нуруллаев

2.2. Характер взаимодействия религии и политики

Свойственность религии регулятивной, коммуникативной и интег-ративной функций, позволяющих ей регулировать поведение людей, ус­танавливать и поддерживать между ними связи, укреплять их общность и способствовать сохранению существующей системы общественных отношений делает ее в условиях обострения социально-политических противоречий, усиливающихся в связи с глобализацией, серьезным объек­том интереса политики и политиков.

И политика и религия используют как моральные стимулы для реа­лизации этих функций, так и меры наказания. У политики меры соци­ального принуждения более зримы. У религии больше наличествует нрав­ственное осуждение или наказание, которое обещается преимуществен­но после окончания земного существования.

3 НГ-Религии, 28 марта 2001 г. С 2. 40

И у религии и у политики есть своя идеология, свой ритуал, своя сим­волика. Элементы религиозной идеологии, религиозного ритуала и ре­лигиозной символики используются политикой и это характерно не только для далекого прошлого. В сегодняшних гербах Москвы и России, неко­торых государственных наградах использована христианская религиоз­ная символика, что, впрочем, вызывает нарекания со стороны мусуль­ман, буддистов, и иудаистов, а также со стороны многих нерелигиозных граждан. «Государственная российская символика должна сплотить со­знание всех россиян, в том числе мусульман - говорит президент Цент­ра оценок и политики «Вспышка» Института сравнительной политоло­гии РАН профессор А.А. Громыко. - Двуглавый орел и даже Георгий Победоносец - не самая удачная государственная символика федератив­ного государства. С помощью чисто христианских символов, как это ни парадоксально, будут набирать силу этнонационализм и сепаратизм, а объединенная российская нация так и останется миражом».4

То же самое можно сказать о политическом ритуале. В него нередко вводится религиозный элемент дабы придать политическим событиям и действующим в них лицам привлекательность, возвысить их. Во мно­гих странах вступающий в должность глава государства клянется на Библии или Коране. В нашей стране при инаугурации первого Прези­дента Российской Федерации для благословения был приглашен патри­арх Московский и всея Руси Алексий II. Предпринимаются попытки пе­ренести этот опыт в субъекты Федерации. В Курской области вновь изб­ранный глава Администрации А.В. Руцкой сразу после оглашения ре­зультатов голосования поехал в монастырь и там дал клятву на Библии. Аналогичным образом поступили губернатор Красноярского края А.И. Лебедь и губернатор Московской области Б.В. Громов.

Общественность регионов компактного проживания мусульман (Та­тарстана, Башкортостана, Дагестана, Ингушетии) неоднократно высту­пала с требованиями, чтобы аналогичным образом поступали главы рес­публик, давая клятву на Коране. Есть опасность, что такая практика мо­жет привести к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений.

Религия и ее институты не являются субъектами политики, т.к. они созданы не для борьбы за власть и не для выполнения функций полити­ческой власти. Тем не менее религиозные организации и их лидеры не-

выступление А А. Громыко в дискуссии «Россия и мир ислама» //НГ- Сцена­рии. - 1998. - №1. - С 5.

41

редко выполняют политические функции. Как акт политического муже, ства было воспринято общественностью нашей страны решение патрц, арха Московского и всея Руси Алексия II подвергнуть анафеме всех вц> новников кровопролития в октябрьские дни 1993 года в Москве. Как ъщ, ный политический акт расценили в Германии, и не только в ней, покая, ние принесенное Алексием 11 немецкому народу «за насаждение тота. литарного режима в ГДР».

Можно по разному относиться к инициативе службы изучения обще, ственного мнения «Vox populi» и редакции «Независимой газеты», вклю. чивших Алексия II в список 100 наиболее влиятельных российских полити-ков. Но вот уже на протяжении многих лет патриарх Московский и все? Руси Алексий II входит по результатам опроса экспертов в первую двадцат­ку политических иерархов страны.

По итогам же 1999 года он возглавил список десяти государственных и общественных деятелей, оказавших максимально позитивное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны, оставив позади и В.В, Путина, и Е.М. Примакова, и СВ. Степашина и всех других.5 Таким об­разом, глава Русской православной церкви в общественном мнении уже прочно вошел в политикоформирующую элиту российского государства. Иногда в списке влиятельных политиков России появляются муфтии Р, Гайнутдин и Т. Таджуддин.

В соответствии с определением Макса Вебера любой человек, в силу процесса политической социализации и жизненных обстоятельств, мо­жет стать «политиком по случаю», «политиком по совместительству» или «политиком по профессии». И хотя о патриархе Московском и всея Руси Алексии II, можно сказать, что он является «политиком по совмес­тительству», однако по оценкам экспертов, его влияние на развитие со­бытий в стране намного заметнее, чем влияние многих известных «по­литиков по профессии», занимающих весьма высокие государственные посты.

В условиях переходного периода, социально-политической нестабиль­ности, обострения различного рода общественных противоречий роль религии в социуме возрастает в значительной мере в силу того, что про­тивоборствующие политические группы стремятся с максимальной пользой для себя использовать возможности конфессий. Такая практика способствует обострению межконфессиональных и межэтнических про-

5 КомозинА. 100 ведущих политиков России в 1999 году ШГ- Сценарии. -2ОО0 - 12 января. - С. 1.

вОречий, что еще более активизирует процесс вовлечения религиоз-

ь1х институтов в политику. Но это вовсе не означает, что стабилизация

бщественных отношений и устойчивость социально-политического

язвития изменят положение в сторону ослабления роли религии. В ста-

бильных демократических обществах роль методов политического уре-

гуЛИрования общественных отношений постепенно идет к понижению.

Возрастает авторитет нравственных и религиозных норм. Да и в самом

политическом процессе усиливается влияние религиозного фактора.

Особенно наглядно это можно видеть в ходе избирательных кампаний

(проходящих в наше время в странах Запада).

Соотношение политики и религии многомерно. Оно может прояв­ляться, как мы уже отмечали, в виде взаимодействия в их социальных функциях в процессе регулирования поведения больших масс людей, в процессе управления обществом. Очень часто религия транслирует по­литические решения власти. Но бывает и противоположное, когда рели­гия осуждает такие решения.

Вместе с тем, политика и религия могут оказать друг на друга взаим­ное влияние. Регулируя общественную жизнь, политика влияет и на ре­лигию, формируя законные рамки для ее функционирования, регулируя правовое положение религиозных организаций, защищая права граждан на свободу совести, создавая климат взаимной терпимости и уважения между конфессиональными общностями. В свою очередь развитие по­литического процесса определяется как соотношением политических сил и характером политической структуры, так и сложившимися в обществе духовными принципами и идеалами. А эти последние во многом обус­ловлены доминирующими в обществе религиозными учениями.

Составным элементом общественно-политической жизни является политическая культура. В ее формировании важную роль играет религия. Исследователи выделяют три уровня политической культуры: мировоз-3Ренческий, гражданский и собственно политический. Мировоззренчес­кий уровень обладает фундаментальным характером для формирования позиций субъектов политических отношений. Он представляет собой са-чый устойчивый слой политической культуры. Его истоки восходят к ре­лигиозным верованиям.

Влияние религии на формировании мировоззрения человека в исто-

ческом плане хотя и уменьшается, но остается существенным. Выбор

и Или иной политической позиции у религиозного человека может за-Но отличаться от позиции занимаемой человеком нерелигиозным, у Ульманина по сравнению с христианином, у православного по срав-

42

43

нению с протестантом или буддистом. Протестанты более активны ь политической жизни поскольку их религиозные объединения по суще, ству представляют, по мнению некоторых западных ученых, «миниатюр, ные политические системы со своими лидерами и комитетами, конф. ликтами и консенсусом». Развитая у них религиозная культура участия облегчает развитие политической культуры участия.

Но религия оказывает влияние не только на политическую культуру а следовательно политическое поведение конкретного религиозного ин­дивида. Являясь частью национальной и исторической традиций того или иного народа, играя важную роль в становлении и развитии его ду. ховности и культуры, она оставляет глубокий след в его ментальности и в силу этого отражается на особенностях его политической культуры. Религия может способствовать как интеграции общества, так и его де­зинтеграции. Она может содействовать примирению воюющих сторон, но может сыграть и противоположную роль.

Религии и их институты сыграли существенную роль в развертыва­нии национально-освободительного движения народов колоний и зави­симых стран. Наиболее впечатляющей в наше время стала антиимпери-алистичесая исламская революция в Иране, вновь продемонстрировав­шая мощный социальный потенциал самой молодой мировой религии и давшая импульс для усиления исламского фундаментализма в мировом масштабе. Отголоски этой революции способствовали активизации ис­ламского движения на территории Советского Союза, приблизившего час падения коммунистического режима.

Выступления политического протеста, межнациональные конфлик­ты под религиозными знаменами характерны не только для прошлого. События последнего времени в Ливане, Индии, Северной Ирландии, Шри Ланке, да и на Кавказе красноречиво свидетельствуют об этом.

Средства воздействия друг на друга у религии и политики различны. Политика может воздействовать на религию разнообразными видами государственного поощрения, командования (распоряжениями, декрета­ми и т.п.) и принуждения (включая применение насилия). Яркими при­мерами таких действий являются факты из недавнего прошлого нашей страны. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» устанавливало чрезвычайно усложненный регистрационный принцип создания религиозных объединений; район деятельности служителей религий ограничивался местонахождением мо­литвенного помещения; религиозным объединениям запрещалось про' водить благотворительную, миссионерскую деятельность, организовЫ'

44

ть собрания по обучению религии. Фактически этот правовой доку-В нт был направлен на вытеснение религии как из общественной жиз-так и из личной жизни граждан. В 1937 году по произвольному ре­нию властей был арестован весь состав Центрального духовного уп­равления мусульман.

В арсенале религии иные средства воздействия на политику и поли-иков, по преимуществу это - увещевания, моральная оценка политики, проводимой властью и оппозицией. Примерами таких действий могут быть: а) уже упомянутое предание анафеме всех виновных в октябрьс­ких кровопролитиях 1993 года в Москве, осуществленное руководством Русской православной церкви; б) осуждение войны 1994-1996 гг. в Чеч­не православными, мусульманскими, иудаистскими, католическими и другими религиозными организациями России.

В переходные периоды общественного развития, когда политичес­кий режим непрочен и очень нуждается в поддержке, религиозные орга­низации и их лидеры в целях оказания влияния на политику могут пере­ходить от увещеваний к угрозам. Именно так расценила общественность заявление патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сделанное после того как президент России Б.Н. Ельцин отказался подписать проект за­кона о свободе совести и религиозных объединениях, принятый Феде­ральным собранием летом 1997 года. Тогда патриарх сказал, что оконча­тельное отклонение закона «может вызвать в России напряжение между властью и большинством народа». А один из видных иерархов РПЦ к этому добавил, как отмечалось в печати, что Московской Патриархии известны имена юристов, которые пробивали вето президента Российс­кой Федерации, и она предпримет по отношению к ним определенные контрдействия. Угрозы возымели действие. Закон «О свободе совести и 0 религиозных объединениях» был принят в редакции, одобренной Мос­ковской патриархией, хотя он, по общему признанию, противоречит це­лому ряду положений Конституции Российской Федерации и Гражданс­кому кодексу страны, и против принятия его в таком виде возражали многие религиозные центры России.

Нельзя не коснуться двух специфических способов влияния религии На ПОлитику. Это - участие в легитимации власти и внесение религиоз-Ыми организациями конкретных предложений на стадии принятия по­этических решений. Примеры использования первого способа уже при-°ДИлись. Примером использования второго способа может служить °слание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла от 8 Ля 1996 года в Государственную Думу, в котором он, ссылаясь на «по-

45

желания десятков миллионов верующих» предложил исключить из прОч екта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Зако^ РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятого Государственной Д^ мой в первом чтении, следующее положение: «Установление каких-либо преимуществ или ограничений для одной или нескольких религиозны^ организаций не допускается». И надо сказать, добился своего.

Для привлечения на свою сторону религиозных организаций полц. тики предпринимают многочисленные, подчас экстравагантные шаги Особый интерес у них вызывают религиозные организации доминирую, щей в обществе конфессии. О том, как политический режим России стре-мится ублажить Русскую православную церковь написано немало. Не-которые авторы даже делают вывод об инициировании политическим руководством страны тенденций к православной клерикализации рос-сийского государства.

Не дремлет и оппозиция. Достаточно в этой связи сослаться на про-ект федерального закона «О восстановлении статуса государственной религии Российской Федерации на основе Русской православной церк­ви», который внесла в Совет Государственной Думы в апреле 1995 года группа депутатов от ЛДПР.

Проект предусматривал введение представителей РПЦ в наблюда­тельные советы всех государственных и негосударственных средств мас­совой информации, в коллегии (советы) всех министерств и ведомств в структуры правительства, администрации Президента Российской Фе­дерации, а также в соответствующие структуры государственных орга­нов республик, краев и областей страны. Кроме того, предлагалось со­здать Священный Синод в составе правительства РФ из иерархов РПЦ «для оценки морально-нравственных качеств и благословения кандида­тов на высокие государственные должности».

Опыт истории свидетельствует о том, что любая религиозная (кон­фессиональная) общность пока пребывает в меньшинстве или подавля­ется государством, выступает за равенство религий, сотрудничество их последователей в самых различных областях и на самых различных уров­нях. Однако освободившись от засилия власти, а тем более превратив­шись в большинство, да еще такое, в которой власть нуждается, она от­казывается от былых призывов к обеспечению равенства конфессий, не желает сотрудничать с другими религиозными общностями на паритет­ных началах, что вызывает негативные настроения в среде конфессио­нальных меньшинств.

46

Доминирующая религиозная общность этим не ограничивается. Ее ы СТремятся использовать возможности политической власти для лИ пЛения своих позиций в ущерб правам других конфессиональных '"'бшностей. Параллельно возрастает соблазн усиления религиозного вли-° ия на различные стороны общественной жизни, не исключая и поли-Я ки- В таких случаях нередко и политика идет навстречу религии, стре-

сь использовать ее мощный мобилизационный потенциал в своих ин-оесах. В результате, появляется угроза политизации религии и клери-лизации политики, что чревато резким обострением социально-поли-ических и межнациональных противоречий.

Принимая во внимание подобную закономерность человечество вы­работало добротное противоядие: сначала была разработана концепция отделения религиозных объединений от государства и их равенства пе­ред законом, а затем последовало и ее юридическое оформление. В ряде стран такие нормы закреплены в конституциях. Так сделано и в совре­менной России. Дело за немногим: обеспечить, что бы эти положения неукоснительно претворялись в жизнь.

Опасность клерикализации политики как раз и состоит в том, что, вместо прагматизма, достаточно определенно ориентирующего участ­ников политического процесса на достижение успеха с помощью мини­мальных потерь и, следовательно, не исключающего возможности пой­ти на выгодный компромисс с политическими оппонентами, вносится идеологическое начало, требующее рассматривать этих оппонентов как воплощение мирового зла, борьба с которыми должна вестись не на жизнь, а на смерть.

Исключительные возможности для включения религиозного факто­ра в политический процесс возникают в полиэтничном и поликонфесси­ональном обществе, особенно если в нем наличествуют острые проти­воречия. Тесная связь религии и этноса приводит к тому, что принад­лежность противостоящих сторон в этноконфликтной ситуации к раз­личным конфессиональным культурам создает много шансов для ее раз­вития в полномасштабный, затяжной, а нередко и насильственный кон­фликт.

Межнациональные противоречия и конфликты не обошли стороной °ссию. Они серьезно беспокоят население страны. В них обществен-е мнение усматривает одну из самых больших угроз сохранению це-л°стности Российской Федерации.

Игнорирование мощного мобилизационного потенциала, которым асполагают религии, слабое знание или незнание этнической психоло-

47

гии, путей и методов влияния религий на формирование этнонациональ. ного самосознания и межнациональных установок, характерные дд,, многих политиков регионального и даже федерального масштаба, np^N водят к принятию неверных решений в сфере государственно-конфесси. ональных отношений, которые крайне отрицательно сказываются на эт. нонациональных контактах, способствуя обострению межэтнических противоречий.

Насколько активно, по каким проблемам и каким образом взаимо­действуют сегодня религия и политика на международной арене, можно видеть из интервью, данного в июне 2003 года в Москве генеральным секретарем Всемирного совета церквей (ВСЦ) Конрадом Райзером. За последние десять лет решение политических вопросов составляло глав­ную повестку дня Всемирного совета церквей, - заявил К. Райзер. При­нимая во внимание нравственную традицию христианства, ВСЦ не мо­жет не быть борцом за социальную справедливость. Церкви-члены Со­вета видят свою цель в том, чтобы финансовые институты служили об­ществу, а не наоборот. Мы хотим встать на защиту тех, кто не имеет никакой возможности повлиять на процесс принятия решений в эконо­мической жизни общества.

Всемирный совет церквей стремится защитить те принципы междуна­родного права, которые выражены в решениях Совета Безопасности ООН, Согласно этим принципам, присутствие Израиля на палестинских террито­риях является оккупацией. Всемирный совет церквей всегда выступал за равные права для Израиля и Палестинской автономии для того, чтобы пост­роить прочные и стабильные фаницы и обеспечить безопасность всех тер­риторий в регионе. ВСЦ не поддерживает ту или иную сторону, его цель -найти возможный выход из ближневосточного конфликта.

Отвечая на вопрос об эффективности попыток мирного разрешения различных международных конфликтов со стороны религиозных орга­низаций, генеральный секретарь ВСЦ заявил: "Политическая эффектив­ность в данном случае не является верным критерием. Мне кажется за­дача ВСЦ и других экуменических организаций состоит в том, чтобы призывать к миру, а не находить какие-то молниеносные политические решения, способные разрядить обстановку. Кроме того, политическая эффективность иногда становится очевидной лишь спустя долгое вр£' мя, но бывают исключения: усилия ВСЦ по разрешению конфликта в Судане увенчались успехом уже спустя несколько недель. Другой прИ' мер - это Македония. Вмешательство ВСЦ позволило заморозить конФ' ликт в этой стране, не дать ему перерасти в гражданскую войну".

48

Отмечая важность объединения миротворческих усилий различных елигиозных объединений К. Райзер заявил: "В наши дни ни одно обще-тво не живет изолированно. Любое политическое или социальное со­бытие имеет интернациональный характер. Поэтому различным Церк-ам сейчас необходимо высказывать консолидированную позицию по различным событиям международной жизни. Например, во время вой­ны в Ираке ВСЦ сделал заявления, в которых выражена негативная ре­акция различных Церквей на действия американо-британской коали­ции".6

Особенно ярко взаимосвязь религии и политики проявляется в дея­тельности конфессионально ориентированных политических партий и движений, влияние которых на общественную жизнь в различных реги­онах земли растет. Большого подъема эти движения добились после окон­чания II мировой войны.

В настоящее время в мире функционирует более 50 христианско-де-мократических партий. Особенно влиятельны они в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах, в ряде стран Латинской Америки. Наряду с реги­ональными объединениями христианских демократов (Европейский союз христианских демократов, христианско-демократическая организация Америки), создан и общепланетарный координационный центр - Все­мирный союз христианских демократов. Ряд христианско-демократичес­ких партий в течение длительного времени стояли у власти, например в Германии. Их представители во многих странах широко представлены в парламентах.

Во II половине XX века открылись широкие перспективы для учас­тия в политической жизни христианских демократов и в Латинской Аме­рике. Это, как уже сказано, единственный регион земли, где подавляю­щее большинство населения составляют католики. После окончания II мировой войны во многих странах региона христианская демократия оформилась в политические партии, но в период господства военных Режимов для активизации ее политического участия создавались огром­ные препятствия.

Однако с усилением влияния «теологии освобождения» на массы и

активизацией движения «народной церкви» началась тотальная эрозия

Оенных диктатур. В результате в регионе возникли условия для перехода

гражданским буржуазно-демократическим формам правления. И уже с

конца 70-х годов официальный статус «правящих партий» получили хри-

стианские демократы Венесуэлы, Эквадора, Чили, Коста-Рики, Сальвадо­ра, Гватемалы, Доминиканской республики. В последующие годы в стра­нах Латинской Америки конфигурация политических сил менялась мно­гократно, однако специалисты по проблемам Латинской Америки не со­мневаются в том, что христианской демократии суждено сыграть весьма важную роль в модернизации капиталистических отношений в регионе.7

Конфессионально ориентированные политические партии оказывают серьезное влияние на развитие политического процесса во многих стра­нах мусульманского мира. Достаточно в этой связи напомнить о деятель­ности исламских политических партий в Пакистане, Бангладеш, Индоне­зии, Ливане, Афганистане, Таджикистане.

В постсоветской России возникали различные христианские и мусуль­манские партии и общественно-политические движения. Среди них: Рос­сийское христианско-демократическое движение. Российский христианс-ко-демократический союз - Новая демократия, Христианско-Демократи­ческий союз России, Российская христианско-демократическая партия, «Союз мусульман России», «Мусульмане России», «Hyp» («Свет») и дру­гие. Что же касается Общероссийского политического общественного дви­жения «Рефах» («Благоденствие»), то ему удалось в союзе с движением «Единство» в ходе избирательной кампании 1999 года провести в Госу­дарственную Думу РФ несколько депутатов-мусульман.

В интересах упрочения консолидации общества и ослабления межнаци­ональных и межконфессиональных противоречий федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 года запрещено создание полити­ческих партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Известны наиболее часто встречающиеся в истории 4 варианта взаи­модействия религии и политики: 1) единство, нераздельность религии и политики; 2) подчинение религией политики; 3) подчинение политикой религии; 4) отделение религии от политики, их автономность по отно­шению друг к другу.

Разумеется, в абсолютно чистом виде эти варианты едва ли возмож­ны. Религия и политика действовали сообща, когда необходимо было противостоять внешней угрозе или бороться против активных действий

протеста внутри страны. Вместе с тем постоянно обнаруживались противоречия

во взаимоотношениях между ними. Шла постоянная, то от-

крытая, то скрытая борьба за расширение влияния на различные сторо-ЯЫ общественной жизни. На протяжении человеческой истории во взаи­моотношениях религии и политики складывались различные ситуации. 3 одних условиях определяющим фактором выступала религия, в дру­гих такую роль выполняла политика. Несмотря на то, что религия очень часто использовала политику в целях укрепления своих позиций, а по­литика опиралась на религию в интересах достижения своих целей, меж­ду ними продолжали существовать противоречия, а часто даже шла борь­ба за роль определяющего фактора в этих взаимоотношениях.

Одна из главных причин отсутствия гармоничных отношений между религией и политикой, как раз коренится в этом «вечном» соперниче­стве. Другой важной причиной противоречий между политикой и рели­гией является их неодинаковая реакция на изменения, происходящие в общественной жизни. Религия по самой своей природе явление консер­вативное. Деятельность ее институтов, оценка ими происходящих собы­тий осуществляется, опираясь на древние каноны, которые побуждают быть неспешными в решениях и действиях. Отсюда естественное отста­вание от течения быстротекущей жизни. Политике же по определению свойствен динамизм, быстрый отклик на происходящие изменения, пе­ресмотр собственных позиций с учетом трансформации ситуации. По­требности политики при таких обстоятельствах нередко приходят в стол­кновение с платформой, защищаемой религиозными организациями.

Наглядный пример такой нестыковки позиций политики и религии мы наблюдали в отношении к проблеме захоронения останков бывшего последнего императора России Николая II и его семьи летом 1998 года. Государственная власть, решив использовать акт захоронения в полити­ческих целях, остро нуждалась в поддержке этой акции со стороны Рус­ской православной церкви. Однако церковь, ссылаясь на древние тради­ции и некоторые обстоятельства, связанные с идентификацией останков приняла решение, противоречащее воле Президента и Правительства Рос-сийской Федерации. Произошло это, как сообщалось в печати, несмотря На сильное давление, испытанное лидерами Московской патриархии.

Одна из причин противоречий между религией и политикой заклю-

ается в том, что у них разные методы регулирования поведения людей,

есХожие подходы к оценке их действий. Политика часто руководству-

ется принципом целесообразности, в то время как религия требует руко-

Дствоваться нравственными заповедями, зафиксированными в священ-

HbIх текстах.

51

Возможность возникновения серьезных противоречий между рели­гией и политикой обусловлена также необходимостью регулирования правового положения религиозных организаций со стороны государства. Эта возможность особенно реальна в поликонфессиональном обществе, таком как Россия.

Многие причины побуждают политику обращаться к религии и ее институтам. Важнейшими среди них актуализировавшимися в последнее время, являются религиозно-политический экстремизм, тесно перепле­тающийся с международным терроризмом, и взбудоражившиеся этно-политические процессы в мире.