Глава 11. Государственная вероисповедная политика Российской Федерации
Политика любого государства имеет много направлений. Среди них важное место занимает политика, которую в литературе называют по-разному: «религиозная политика», «церковная политика», «политика в сфере государственно-церковных отношений», «политика в сфере государственно-конфессиональных отношений», «политика в сфере отношений с религиозными объединениями». Она затрагивает интересы практически всех жителей любой страны, поскольку касается важнейших прав и обязанностей, как верующих, так и неверующих. Особенности такой политики государства зависят от его характера: является ли оно светским или клерикальным. Серьезное влияние на нее оказывают также конфессиональная структура населения, типы религиозных объединений, существующих в стране, исторически сложившиеся традиции взаимоотношений государства и религиозных объединений, глубина се-куляризационных процессов.
Ни одно из упомянутых понятий не в состоянии адекватно отразить сущность государственной политики, охватывающей проблемы свободы совести и вероисповедания, взаимоотношений государства и религиозных организаций, регулирование деятельности образовательных учреждений, правоохранительных и фискальных органов, связанную с функционированием конфессиональных общностей и многие другие вопросы.
Представляется весьма интересным обоснование целесообразности использования понятия «государственная политика в сфере свободы совести», предложенное известным российским религиоведом профессором М.И. Одинцовым. «Светское государство свою политику по отношению к гражданскому обществу, в которое включены и религиозные организации, строит на признании и защите мировоззренческого плюрализма, отстаивании интересов верующих и неверующих, религиозных организаций и объединений, создающихся на принципах атеизма или свободомыслия, - пишет он. - Иными словами, для государства основным, определяющим является принцип гражданственности, а не вероисповедная принадлежность его граждан».' Именно поэтому упомянутая политика государства должна характеризоваться как политика в сфере свободы совести, считает ученый. Она обращена в первую очередь к гражданам, исповедующим те или иные убеждения, к обеспечению их прав и свобод, а затем уже к тем объединениям, которые ими созданы. Она имеет два вектора. Первый — вероисповедный, имеющий отношение к верующим и создаваемым ими религиозным организациям. Второй - имеющий, отношение к нерелигиозным людям и созданным ими организациям, деятельность которых основана на нерелигиозных убеждениях.
Для светского государства оба вектора политики равнозначны, ибо в обоих случаях речь идет об обеспечении и защите прав граждан, имеющих одинаковые права, независимо от их отношениях к религии. Равноправными перед государством являются и общественные объединения, создаваемые равноправными гражданами. Но и это понятие, вполне приемлемое для характеристики политики светского государства не может быть использовано как отражающее сущность всевозможной государственной политики в отмеченных сферах, т.к. в условиях клерикального государства трудно говорить о свободе совести. Учитывая все это, для краткости, в данной работе будем пользоваться термином «вероисповедная политика».
11.1. Понятие и сущность вероисповедной политики
Вероисповедная политика государства в самом общем виде является частью его внутренней и внешней политики, которая направлена на определение его отношения к последователям различных вероисповеданий и нерелигиозным членам общества, к существующим религиям, конфессиям, на установление взаимоотношений с религиозными объединениями и регулирования деятельности последних в интересах сохранения и упрочения социально-политической стабильности.
Основы вероисповедной политики закрепляются обычно в Конституции страны, специальных законодательных актах, посвященных государственно-конфессиональным отношениям и регулированию вне-культовой деятельности религиозных объединений. Вероисповедная политика находит свое отражение также в других законодательных актах (таких, как гражданский кодекс, трудовой кодекс, закон об образовании и др.) и подзаконных актах, в которых могут содержаться нормы, регулирующие деятельность религиозных объединений, связанную с соответствующими сферами общественной жизни. Государство и его институты нередко заключают соглашения с религиозными объедине-
232
ниями, в которых содержатся нормы, определяющие положение и права религиозных объединений или сферы и характер взаимного сотрудничества.
В зависимости от своих особенностей государство избирает соответствующую модель вероисповедной политики: светское государство -светскую модель, клерикальное государство - модель клерикальную. Светским признается мировоззренчески нейтральное государство, в котором не существует государственной или официальной религии и как правило религиозные объединения отделены от государства, а общеобразовательная школа носит светский характер. Клерикальными являются государства, в которых религиозные объединения, через институты, установленные законодательством, оказывают определяющее влияние на государственную политику, а в общеобразовательных учреждениях в обязательном порядке изучается учение государственной или официальной религии.
На протяжении длительного периода истории человечества существовавшие государства были клерикальными и проводили соответствующую вероисповедную политику. В древнем Израиле в V-I вв. до н. э. государство носило теократический характер. Оно управлялось верховным жрецом. Теократическими государствами были халифаты Омейя-дов и Аббасидов. Теократическим является государство Ватикан, управляемое папой Римским. Россия вплоть до 1917 года была клерикальным государством, в котором православная религия была государственной религией, а православная церковь пользовалась большими привилегиями, ее учение господствовало в духовной жизни общества. Главой государства мог быть только православный человек. В наше время большинство государств мира носит светский характер.
Государственная власть призвана регулировать общественные отношения, разрешать, возникающие в социуме противоречия, чтобы они не дошли до «точки кипения», за которой может последовать социальный взрыв. Для успешного решения столь важной, в том числе для судеб самой этой власти, задачи, она нуждается в доверии, если не подавляющего большинства членов общества, то хотя бы значительной его части. В большей мере обеспечению доверия населения к государственной власти служит идеология, т.е. система идей и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы и идеалы сил, стоящих У руля государственного управления. С помощью идеологии власть не только объясняет свои цели и идеалы, но и мобилизует массы на их достижение.
233
В теории государства и права принято деление идеологии государственной власти на два главных вида: религиозную и светскую.2 Религиозная идеология стремится придать власти сакральных характер, внушает мысль о ее божественном происхождении и предназначении. На протяжении многих веков в различных странах в том числе и в России, именно такой была государственная идеология. Светская государственная идеология обычно опирается на господствующие в обществе политические теории и концепции Она нацелена на достижение определенных идеалов, нередко мифических идеалов.
Религиозная идеология представляет интерес не только в плане историческом: и в наше время на планете существует немало стран, в которых идеологией государственной власти является религиозная идеология. Да и в нашей стране немало политиков и религиозных деятелей, выступающих за то, чтобы религиозную (точнее: православную) идеологию государственная власть взяла на свое вооружение.3
В основу политики государства в сфере прав человека может быть положен либо разрешительный, либо регистрационный подход. Все зависит от того какую цель ставит перед собой государство. Поскольку целью вероисповедной политики советского государства было устранение религии из всех сфер жизни общества то, понятно, что оно использовало разрешительный подход. Для реализации права на исповедание своей религии верующие граждане должны были испросить разрешение (и не одно) на создание религиозного объединения, на аренду или строительство молитвенного помещения, на приглашение служителя. Без получения государственного разрешения на деятельность религиозного объединения проводить богослужения было запрещено. Разрешения же давались только выборочно и только в исключительных случаях.
В Российской империи, как и во многих других клерикальных государствах, проводилась клерикальная вероисповедная политика. Все религии были разделены на государственную, господствующую (каковой было признано русское православие), «терпимые» и «нетерпимые». В зависимости от такого деления и распределялись права религиозных объединений и верующих. Для последователей «нетерпимых» конфессий существовал полный запрет на организацию богослужений. Что касается последователей «терпимых» религий (к которым в числе других относились ислам, иудаизм), на протяжении столетий во многих регионах страны для организации богослужений (а во многих случаях и для проживания), практиковался разрешительный подход.
Для такого поликонфессионального и многонационального общества как современное российское общество оптимальной является светская модель вероисповедной политики, исходящая из равноправия граждан независимо от отношения к религии и конфессиональной принадлежности, а также из равноправия всех религиозных объединений и объединений нерелигиозных граждан, действующих на законом основании.
Государственная вероисповедная политика должна служить формированию цивилизованных межконфессиональных отношений, от состояния которых в значительной мере зависит характер межнациональных отношений, а следовательно и социально-политическая стабильность общества. Светский вариант государственно-конфессиональных отношений создает благоприятные возможности для решения этой задачи.
На 1 января 2006 года, как уже отмечалось, в стране действовало более 21 тысячи зарегистрированных религиозных организаций, принадлежащих почти к 70 религиям, религиозным течениям и направлениям. В их рядах десятки миллионов людей. Численность верующих примерно равна численности неверующих или несколько превышает ее. Мировоззренческие и ценностные ориентации верующих и неверующих далеко не совпадают. Да и среди различных конфессиональных общностей такие ориентации настолько различны, особенно между православными, мусульманскими, буддийскими и протестантскими общностями, что речь идет о соответствующих политических субкультурах, существенно отличающихся друг от друга.
Взаимоотношения между конфессиональными общностями России во многом зависят от того, как решается в обществе проблема свободы совести. Пути же ее решения определяются вероисповедной политикой (политикой в сфере свободы совести).
11.2. Цели и задачи, принципы и методы осуществления вероисповедной политики Российской Федерации
Под вероисповедной политикой Российской Федерации понимается система действий государства и его органов по обеспечению свободы
совести и свободы вероисповедания человека и гражданина, регулированию деятельности религиозных объединений в той части, которая выходит за рамки канонического устройства и культовой практики, осуществлению сотрудничества с ними в решении социально значимых проблем, формированию и поддержанию климата терпимости и уважения между верующими различных исповеданий, а также между верующими и неверующими.
Целью вероисповедной политики Российского государства является создание условий для свободного духовного, мировоззренческого самоопределения каждого жителя страны, содействие консолидации и социально-политической стабильности общества, его духовному возрождению.
Приоритет духовной и мировоззренческой свободы человека при определении цели вероисповедной политики государства вытекает из всего духа Конституции Российской Федерации, во 2 статье, которой сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
- обязанность государства». Статья 18 Основного закона развивает это положение. Она устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, т.к. в правовой системе государства они являются приоритетными. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Создание реальных возможностей для духовного самоопределения человека, свободного выбора им мировоззренческой позиции создает комфортные условия для его духовной жизни, что содействует формированию и развитию толерантных отношений между людьми и служит залогом сплочения общества.
Достижение названной цели вероисповедной политики Российского государства предполагает решение следующих задач:
- обеспечение гарантий свободы совести и равенства прав и свобод человека независимо от его отношения к религии и конфессиональной принадлежности;
- обеспечение гарантий свободной деятельности религиозных объединений и их правового равенства;
- содействие формированию и поддержанию климата толерантности в отношениях между последователями различных вероисповеданий, между конфессиональными общностями, а также между верующими и людьми нерелигиозными;
- сохранение моральных ценностей общества и культурно-национальных традиций народов России;
- противодействие пропаганде насилия, нетерпимости и вражды;
- решительная борьба против всех форм экстремизма.
Среди основных принципов вероисповедной политики Российской федерации особое место занимает принцип приоритета обеспечения права человека на свободу совести, свободу вероисповедания. В Российской федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации на законном основании пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации.
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено лишь федеральным законом и только в той мере, в какой они диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Другим важнейшим принципом вероисповедной политики Российской Федерации является принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям. Он предполагает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от того является он приверженцем какого-либо вероисповедания, безразлично относится к религии или же является атеистом.
Для формулирования и осуществления вероисповедной политики постсоветской России исключительную роль играет принцип отделения религиозных объединений от государства (принцип светского характера государства). Он предполагает реализацию следующих условий:
а) никакая религиозная или атеистическая идеология не устанавливается в качестве государственной или обязательной; государство не оказывает поддержку пропаганде религиозных или атеистических идей и учений;
б) государство не финансирует деятельность религиозных объединений. Оно может оказывать содействие развитию благотворительной, культурно-просветительной и иной социально-значимой деятельности религиоз-
237
ных организаций; государство может предоставлять религиозным организациям налоговые и другие льготы, оказывать финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании;
г) государство не вмешивается в содержание вероучений, канонических
установлений и обрядов, а также во внутреннее самоуправление религиозных объединений, за исключением случаев нарушения ими российского законодательства;
д) обеспечивается светский характер деятельности государственных и муниципальных образовательных и воспитательных учреждений. Администрация государственных и муниципальных образовательных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления может по просьбе родителей учащихся предоставлять возможность религиозным организация обучать детей религии вне рамок образовательной программы;
е) деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными
обрядами и церемониями.
Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Следующим важным принципом вероисповедной политики является принцип равенства религиозных объединений перед законом. Он предполагает, что государство и его органы обязаны обеспечить полное равноправие религиозных организаций независимо от их конфессиональной принадлежности, количества последователей или времени существования. Ни одна религиозная организация не пользуется никакими преимуществами и не может быть подвергнута никаким ограничениям по сравнению с другими. Государственно-конфессиональные отношения носят правовой характер.
Наконец, нельзя не назвать еще два основных принципа вероисповедной политики Российской Федерации, вытекающих из ее Основного закона: - это - принцип строгого контроля за соблюдением законодательства о
свободе совести всеми государственными органами, органами местно-
238
го самоуправления, должностными лицами всех уровней, религиозными объединениями и гражданами, предполагающий, что незамедлительно принимаются государственные меры для: а) отмены любых нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству о свободе совести; б) устранения нарушений федерального законодательства о свободе совести кем бы они ни были допущены, - и принцип судебного рассмотрения спорных вопросов, возникающих в сфере свободы совести и государственно-конфессиональных отношений. Уже из характеристики основных принципов вероисповедной политики Российской Федерации можно сделать вывод о их тесной связи друг с другом. Взятые вместе они отражают демократизм этой политики, ее направленность на создание условий для комфортного самочувствия людей самых различных мировоззренческих ориентации.
О методах и средствах осуществления вероисповедной политики Российского государства достаточно емко и кратко сказано в «Концептуальных основах государственно-церковных отношений в Российской Федерации», подготовленных кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации».3 Поскольку политика государства в первую очередь реализуется посредством права, то вполне естественно, важнейшим методом осуществления вероисповедной политики Российского государства является неукоснительное проведение в жизнь положений Основного Закона Российской Федерации, других федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права, добиваясь единообразного их применения на всей территории страны. И здесь важнейшую роль призваны играть органы Прокуратуры Российской Федерации, на которые законодательством возложен надзор за исполнением законодательства о свободе совести.
Насколько серьезное значение для осуществления вероисповедной политики имеет строгий контроль за соблюдением законодательства о свободе совести показывают события, происшедшие в Дагестане в конце 90-х годов. В селениях Карамахи и Чабанмахи религиозные авторитеты начали с призывов, обращенных к населению, «жить по исламу». Люди, недостаточно полно, выполняющие этот призыв стали подвергаться достаточно острой публичной критике. Фактически, это было проявление морального насилия нарушения принципа свободы совести. Власти не остановили не в меру ретивых сторонников насаждения определенного образа жизни общеобязательного для всех.
Когда моральное давление не дало должных результатов, - так как немало граждан считали, что соблюдение религиозных предписаний -личное дело каждого, было решено создать суд старейшин, фактически шариатский суд. Наряду с вопросами отступления от нравственных норм и семейно-брачных отношений этот суд постепенно стал рассматривать и уголовные дела, а затем и выносить смертные приговоры. Позднее эти села были провозглашены «зоной исламского правления». Оказалось, что от нарушения права человека на духовное (мировоззренческое) самоопределение до провозглашения «исламской республики» дистанция совсем небольшого размера.
Последовательный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести не только создает благоприятные условия для свободного духовного самоопределения человека и для его жизни в соответствии со своими убеждениями, но и приучает людей решать конфессиональные противоречия в рамках закона, путем равноправного диалога, не поддаваясь экстремизму.
Другим важнейшим методом осуществления вероисповедной политики Российского государства является совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей государственно-конфессиональные отношения. Его необходимость диктуется целым рядом обстоятельств:
а) объективным процессом дальнейшей демократизации общественной жизни и расширением поля индивидуальной свободы;
б) возрастанием роли религии в жизни общества;
в) наличием противоречий между федеральными законодательными актами и нормативными актами субъектов федерации;
г) потребностью учета правотворческих достижений международных институтов.
Среди методов проведения государственной вероисповедной политики не последнее место занимают регулярные контакты представителей государственных органов с руководителями религиозных организаций, практика привлечения их к участию в рассмотрении органами власти вопросов, затрагивающих интересы религиозных объединений. Государственная поддержка социально значимых направлений деятельности религиозных объединений, также как и выбор форм и областей сотрудничества государства с ними является еще одним из методов реализации вероисповедной политики.
Наконец, нельзя не сказать о координации усилий различных институтов политической системы, религиозных объединений и других сегментов гражданского общества по формированию установок толерант-
240
ного сознания у последователей различных религий и гуманизации межконфессиональных отношений.
Для эффективного проведения единой государственной вероисповедной политики, обеспечения четкого контроля за единообразным применением законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания необходим эффективно действующий государственный механизм. Его пока в стране нет. Без хорошо отлаженной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных служащих, призванных осуществлять на деле вероисповедную политику надеяться на ее эффективность трудно. Трудно рассчитывать на действенность такой политики и без специальной поддержки научных исследований, ведущих разработку теоретической базы совершенствования государственно-конфессиональных отношений.
11.3. Проблемы совершенствования государственно-конфессиональных отношений в России
Одним из крупнейших демократических завоеваний, достигнутых народами России в результате многовековой борьбы за свободное духовное самоопределение стало право на свободу совести, зафиксированное в Конституции Российской Федерации. Его составной частью является религиозный (конфессиональный) плюрализм и равенство прав последователей любых религий и людей нерелигиозных во всех областях общественной и личной жизни.
Важнейшими принципами, гарантирующими свободу совести гражданина России, как отмечалось, являются светский характер государства, отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом. Принимая во внимание исключительную значимость этих принципов для обеспечения политической стабильности, консолидации общества, они закреплены в главе Конституции, содержащей основы конституционного строя России. Основам конституционного строя не может противоречить ни одна правовая норма, включая положения самой Конституции, содержащиеся в других главах.
Между тем, в последнее время эти демократические принципы подвергаются усиленным нападкам определенных групп политиков, ученых и религиозных деятелей, предлагающих разделить бытующие в стране религии и религиозные объединения, а, следовательно, и их приверженцев на более привилегированные и менее привилегированные. Нередко при этом используется весьма благозвучное оформление. В одних случа-ях речь ведется о том, что привилегии необходимо распределять между религиями в зависимости от количества приверженцев, в других - в зависимости от укорененности в обществе. Иные из сторонников такой идеи ссылаются на опыт ряда стран Европы, в которых сохранились некоторые анахронизмы, противоречащие демократическим принципам европейского сообщества, наподобие существования государственной религии. При этом такая аргументация подается, чуть ли не как продиктованная стремлением ускорить принятие Россией европейских стандартов.
Но европейские стандарты состоят не в предоставлении государством преимуществ религиозным объединениям большинства, а, как это записано в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.), в создании государством «условий для поощрения» «этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств». Придавая исключительную важность поощрению и защите прав национальных и религиозных меньшинств, Генеральная Ассамблея ООН в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.) специально подчеркнула, что такая деятельность «способствует политической и социальной стабильности государств», «укреплению дружбы и сотрудничества между народами и государствами».
Из этого следует, что люди, предлагающие, вопреки конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом, установить порядок, в соответствии, с которым государство должно иметь приоритетные отношения с религиозными организациями большинства, давать им привилегии, руководствуются не соображениями содействия укреплению социально-политической стабильности и консолидации общества, а какими-то иными побудительными мотивами.
Являясь прямым или косвенным выражением религиозной и национальной нетерпимости, предложения, направленные против конституционного принципа равенства религиозных объединений перед законом провоцируют все новые и новые группы людей вступать на путь этнорелигиозной конфронтации, хотя уже и в настоящее время накал страстей достаточно высок.
В период президентства Б.Н. Ельцина, во многих сферах жизни общества при поощрении политического руководства страны действовал принцип «Наше общество переходное, законы не действуют, поэтому каждый поступает по своему усмотрению, лишь бы его действия не вели к реставрации коммунистического режима». Апофеозом такого подхода стало известное изречение Б.Н. Ельцина, обращенное к лидерам рес-
242
публик в составе Российской Федерации: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Руководствуясь подобными установками, субъекты федерации напринимали тысячи разных законов, противоречащих Конституции российского государства, многие из них имели нормы, ущемляющие права национальных и конфессиональных меньшинств.
В.В. Путин, став президентом Российской Федерации, взял курс на решительное изменение таких порядков, который получил название «курса на укрепление вертикали власти». В этих целях был создан институт полномочных представителей президента в федеральных округах. За короткий срок они многого добились по приведению законов субъектов федерации в соответствие с федеральными законами, и, прежде всего, с Основным законом страны. Эти усилия положительно сказались на многих сферах жизни общества. Одним из исключений стала сфера государственно-конфессиональных отношений.
Общественность выражала надежду на то, что полпреды президента Российской Федерации используют предоставленные им достаточно широкие полномочия, в том числе для приближения времени, когда конституционные принципы отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом будут неукоснительно соблюдаться, т.к. многочисленные нарушения этих принципов весьма отрицательно сказываются на межконфессиональных и межнациональных отношениях, создавая угрозу национальной безопасности России. Однако эти надежды не оправдались.
В последние годы еще более усилилась тенденция поддержки чиновниками общественных сил, которые ищут пути подрыва названных конституционных принципов. Как-то газета «Время московских новостей» обратила внимание читателей на начало функционирования при полномочном представителе президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе двух комиссий: по православному образованию и православному воспитанию. Подобные шаги предпринимаются и в других федеральных округах, - говорилось в публикации. И дальше был сделан вывод: «Все это заставляет сомневаться в том, что церковь в России отделена от государства».4
В самом деле, если орган федеральной администрации, призванный обеспечить соответствие правовых актов субъектов федерации Конституции Российской Федерации (в том числе и записанным на ее страни-
цах принципам отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом), считает необходимым заниматься вопросами, входящими в компетенцию церковных кругов одной конфессиональной общности, демонстрируя тем самым свои приоритеты, то, как должны поступать нижестоящие органы государственной власти и органы местного самоуправления?!
О настроениях части руководителей субъектов федерации можно судить по фактам, публикуемым в средствах массовой информации. Приведем один из них. Губернатор Саратовской области Д. Аяцков предложил внести в областной бюджет на 2003 год отдельной строкой финансирование местной епархии Русской православной церкви. «Выделяемые средства могут быть направлены на развитие духовного образования, в частности на финансирование Духовной семинарии, а также на строительство и восстановление православных храмов. Только тогда, когда будут объединены усилия власти и церкви, мы сможем создать условия для духовного возрождения россиян»5 - заявил губернатор (теперь уже бывший).
Работники органов местного самоуправления действуют еще более своеобразно. В целом ряде районов страны, в том числе в некоторых населенных пунктах Подмосковья, возрождена, осужденная еще Екатериной II, практика испрашивания согласия представителей духовенства Русской православной церкви на строительство молитвенных помещений конфессиональными меньшинствами.
Комментируя факты отказа властями ряда городов в представлении земельных участков для строительства мечетей ссылками на отрицательное мнение деятелей Русской православной церкви, председатель Совета муфтиев России Р. Гайнутдин заявил : «Чиновники не хотят ссориться с Церковью. Но возникает вопрос: неужели власти и Церковь может поссорить желание исламской общины действовать официально? Неужели власти хотят, чтобы мусульмане собирались где-то подпольно для отправления своих религиозных обрядов».6
Политика, нацеленная на упрочение конституционного строя, которую проводит президент Российской Федерации В.В. Путин может быть
результативной лишь в том случае, если она носит сбалансированный характер. Если же по одним направлениям принимаются достаточно жесткие и последовательные меры, имеющие целью обеспечение верховенства норм и принципов Основного закона, а по другим поощряется их подрыв, то рассчитывать на успех не приходится. Такая практика чревата разрушением правового порядка, что несет серьезную угрозу демократическим устоям общественной жизни и существенно мешает формированию установок толерантного сознания у граждан.
Многие негативные моменты, наблюдающиеся в религиозной жизни и деятельности конфессиональных организаций стали возможны в результате резкого ослабления государственной власти в целом и отсутствия эффективной системы государственного контроля за исполнением законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания. Прокуратура России, на которую возложена эта задача, увы, с нею не справляется.
Для характеристики отношения общественности к анализу вероисповедной политики современной России и состояния законности в сфере государственно-конфессиональных отношений небезынтересно привести отрывки из некоторых выступлений, прозвучавших в ходе дискуссии на международной конференции «Свобода совести - важное условие гражданского мира и межнационального согласия. К 10-летию Российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы», состоявшейся 27-28 ноября 2002 года в Москве. Выступая на этой конференции профессор МГИМО, член Синодальной рабочей группы по выработке социальной концепции Русской православной церкви А.Б. Зубов утверждал, что «реставрация прошлого, тяга к дореволюционному прошлому - это ныне обычная вещь». А отсюда сделан вывод о том, что вполне «естественным» является «соединение Российского государства с государствообразующей конфессией».7
Своеобразным ответом на такие суждения прозвучали цитаты из ряда документов предоктябрьского (1917 г.) периода в том числе слова бывшего главы царского правительства СЮ. Витте: «Можно без преувеличения сказать, что вся Россия пришла в смуту и что общий лозунг заключается в крике души: «Так жить дальше нельзя». Другими словами, с существующим режимом нужно покончить».8 Эти и другие подобные свидетельства были дополнены сообщением о результатах всероссийского опроса населения, проведенного в 2000 и 2001 годах. На вопрос анкеты: «Хотели бы вы, чтобы общественная жизнь строилась на основе предписаний церкви?», даже среди православных лишь 5% опрошенных ответили положительно.9
Достаточно определенной была позиция многих других участников дискуссии, как и пастора Евангелическо-лютеранской церкви Д.Р. Лото-ва: «Нашу озабоченность вызывают попытки слияния церкви (в лице РПЦ) и государства и превращения православия в государственную религию, - говорил пастор. - На словах это всячески отрицается. На деле же при активном содействии политических деятелей различных партий происходит активное разыгрывание православной карты (в некоторых регионах - исламской). Одно из самых ярких тому свидетельств - обсуждение возможности преподавания основ религии в государственных общеобразовательных средних школах. Сочувственное или пассивно-выжидательное отношение россиян к этой теме заставляет всерьез задуматься над вопросом достижимости в нашей стране подлинной свободы совести.»10
В Итоговом документе конференции были отмечены большие положительные изменения, происшедшие в сфере свободы совести в результате становления и развития демократии в Российской Федерации. Вместе с тем отмечены и серьезные недостатки в реализации конституционных норм, слабость контроля за исполнением законодательства о свободе совести. Участники конференции сформулировали рекомендации, касающиеся устранения имеющихся недостатков и укрепления законности. Среди этих рекомендаций центральное место занимают предложения о доработке «Закона о свободе совести и о религиозных объединениях», о создании федерального государственного органа по вопросам религиозных объединений. Остро поднимался на конференции вопрос о необходимости иметь в стране, утвержденную на высшем уровне концепцию государственной политики в сфере свободы совести, чтобы она стала надежным ориентиром для государственных органов различного уровня и должностных лиц при проведении в жизнь конституционных принципов свободы совести, светскости государства и равенства религиозных объединений перед законом.
О совершенствовании законодательства о свободе совести. Усилению межрелигиозных противоречий в России способствовало выделение в федеральном законе «О религиозных объединениях и о свободе совести» четырех, так называемых, «традиционных религий». В связи с этим участились факты отказа должностных лиц органов местного самоуправления и региональных органов государственной власти в предоставлении земельных участков для строительства молитвенных помещений под предлогом того, что то или иное религиозное объединение для данной местности является «нетрадиционным». Ссылками на «нетрадиционность» той или иной конфессии должностные лица лишают возможности религиозные объединения арендовать помещения для богослужений.
Такая практика является не только грубым нарушением конституционного принципа равенства религиозных объединений перед законом, она еще и способствует углублению раскола общества, увеличению числа недовольных, озлобленных людей, пополняющих социальную базу религиозно-политического экстремизма.
Поэтому совершенствование законодатльства о свободе совести, очевидно, необходимо начинать с приведения преамбулы закона «О свободе совести и свободе вероисповедания» в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Другое предложение, касающееся совершенствования закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», имеет отношение к конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом. Многочисленные нарушения этого принципа и откровенные нападки на него, ведущие к обострению межконфессиональных и межнациональных отношений, диктуют необходимость подробного его раскрытия в законе. В статье 4 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» достаточно подробно конкретизируется конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства, детально прописан порядок его реализации как государством, так и религиозными объединениями. Логично было ожидать такого же отношения депутатского корпуса к конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом, тем более, что, пусть небольшой, но оправдавший себя, опыт такого законотворческого подхода уже имелся. В статье 10 закона «О свободе вероисповеданий» (1990 г.) было записано: «Все религии и религиозные объединения равны перед законами государства. Ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнутц никаким
247
ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии».
В условиях многонациональной и поликонфессиональной страны, где те или иные религии (конфессии) сыграли огромную роль в формировании и сохранении национальных традиций, культур, характеров различных народов, которые и по сей день воспринимаются ими как неотъемлемые части их исторического наследия, равенство религий и религиозных объединений перед законом имеет важное значение для обеспечения межнационального согласия. Поэтому, при совершенствовании законодательства о свободе совести, необходимо заполнить этот пробел не в меньшей мере, чем это было сделано в упомянутом законе «О свободе вероисповеданий».
Нуждаются в совершенствовании и нормы законодательства, касающиеся установок, препятствующих политизации религии и клерикали-зации политики. Кое-что в этом направлении сделано в последнее время. Федеральный закон «О политических партиях» (от 11 июля 2001 г.) запрещает создание политических партий по признакам религиозной принадлежности (статья 9, п. 3) и не допускает пожертвования политическим партиям и их региональным отделениям от религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций, в том числе благотвори-тельых (статья 30, п. 3). Однако этим не исчерпывается проблема.
Учитывая наличие сильной тенденции к использованию религиозного фактора в политической борьбе, в ходе подготовки к выборам в Государственную Думу четвертого созыва по данной теме специально высказался министр Российской Федерации, занимающийся национальными и конфессиональными проблемами В.Ю. Зорин. «Конечно же, необходимо совершенстовать законодательство в плане профилактики попыток политизации религии, - говорил он. - В первую очередь речь идет о законе «О свободе совести и о религиозных объединениях, принятом в 1997 году. С тех пор многое изменилось, поэтому в данный закон необходимо внести некотоырые уточнения».11
Круг занятий воспитателей и политиков в многонациональном и поликонфессиональном обществе и в прошлом требовал от них хотя бы самых общих этнологических и религиоведческих познаний. Новая, су-
щественно осложнившаяся, этнорелигиозная ситуация в стране намного усиливает эту потребность. И она распространяется в наше время не только на тех, чьей профессиональной обязанностью является обучение, воспитание и управление.
Современная этнорелигиозная ситуация требует от государственных органов и общественных организаций активизации работы по религиоведческому и этнологическому просвещению широких слоев населения. И кое-какой опыт такой деятельности уже накоплен. Но если говорить о работе на перспективу, необходимо безотлагательно решить вопрос об обязательном преподавании религиоведения и этнологии в средней школе и высших учебных заведениях. Что же касается подготовки специалистов в области политологии, юриспруденции, журналистики и международных отношений, то здесь трудно обойтись без чтения им в вузах курса «Религия и политика».
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве:
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный фактор укреления мира и международной безопасности...................................................153
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России.......................................................................................................182
- Глава 10. Религиозная ситуация в современной России.....................215
- Глава 12. Религия и национализм в современной России...................251
- Глава 13. Цивилизованные межконфессиональные отношения
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России.........................................................284
- Часть 1. Религия в мировом политическом процессе
- Глава 1. Место и роль религии в политической истории человечества
- 1.3. Конфессиональный фактор в международной политике
- Глава 2. Религия и политика в современном мире
- 2.2. Характер взаимодействия религии и политики
- Глава 3. Католическая церковь - важный субъект мирового политического процесса
- Глава 4. Исламский фактор в международной
- Глава 5. Религиозный фактор в этнонациональных
- Глава 6. Религиозно-политический экстремизм
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России
- Глава 11. Государственная вероисповедная политика Российской Федерации
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России