Глава 4. Исламский фактор в международной
политике
4.1. Учение об исламской солидарности и современное его
истолкование
Со времен первоначального ислама, вошедшая в главную вероучи-тельную книгу мусульман - Коран - идея о единстве и братстве всех мусульман, то несколько ослабевая, то возрождаясь вновь, вдохновляет правоверных на проявление взаимной поддержки и солидарности. Она привлекает внимание мусульманских теологов и политиков к мысли о возможности объединения последователей ислама в едином исламском государстве. В 70-х годах XIX века ее разработкой был занят турецкий просветитель Намык Кемаль. После того, как его идеи получили дальнейшее развитие в трудах исламского реформатора Джамал ад-дина аль-Афгани, она получила название «панисламизм».
Афгани полагал, что для успешной борьбы против колониализма мусульмане мира должны выступать единым фронтом. Их сплочению в большой мере может способствовать «праведный» правитель, - считал Афгани. Другие сторонники панисламизма последовательно выступали за создание единого исламского государства, противостоящего западным державам. Лозунги панисламизма способствовали активизации национально-освободительного движения народов Индии, Индонезии, Судана, и других стран.
Победа октябрьской революции (1917 г.) в России стимулировала практику использования идей панисламизма для борьбы против коммунистической экспансии. В свою очередь лозунги борьбы против панисламизма стали своеобразным предлогом - оправданием крупномасштабных репрессий, осуществленных сталинским режимом против мусульманских религиозных деятелей, руководящих кадров и интеллигенции восточных республик СССР.
По окончании II мировой войны лозунги единства мусульман были задействованы в ходе безуспешных попыток создания ряда военно-политических блоков исламских стран, отвечающих интересам колониальных держав.
После краха колониальной системы на основе идей панисламизма создается более умеренная и более гибкая концепция единения мусульман земли - концепция исламской солидарности. Она включает в себя
69
как идеи общественно-политической интеграции мусульман, так и идеи исламизации мусульманского общества. Движение исламской солидарности, охватившее многие страны мусульманского мира, одной из своих задач ставит поддержку богатыми нефтедобывающими государствами бедных государств. Поскольку лидером движения является Организация Исламская конференция (ОИК), то многие уставные цели и задачи этой организации стали своеобразными целями-лозунгами движения. Среди них: координация действий мусульманских государств в международных организациях и защита достоинства, независимости и национальных прав всех мусульманских народов, в том числе проживающих за пределами исламских государств.
Созданные под эгидой ОИК многочисленные международные мусульманские банковские, научно-технические, исследовательские, образовательные, информационные учреждения способствуют реализации задач движения исламской солидарности. Участниками движения разработаны проекты формирования исламского общего рынка и организации объединенных исламских наций со своим советом безопасности.
Главными идеологическими и пропагандистскими центрами движения исламской солидарности являются Всемирная исламская лига (со штаб-квартирой в Мекке) и Всемирный исламский конгресс (со штаб-квартирой в Карачи). В их средствах массовой информации публикуется немало материалов, развивающих идеи «единой исламской нации», «единого исламского государства», «исламского халифата», «Соединенных штатов ислама» и т.д. и т.п. Их авторам будущее мусульманского сообщества (уммы) видится сплоченным в едином исламском государстве или в конфедерации мусульманских государств. Надежными шагами на пути к этой цели рассматриваются предпринятые в последние два десятилетия меры по укреплению позиций ислама в различных странах мира, такие, как введение мусульманских законов в Пакистане, Иране, Афганистане, подготовка к осуществлению аналогичных акций в ряде других стран, широкий размах строительства исламских центров, мечетей, мусульманских учебных заведений в странах Азии, Африки, Европы и Америки, бурное возрождение ислама в России. Как исламские религиозно-политические движения умеренного толка, так и радикальные течения таких движений, подобные экстремистскому крылу организации «Братья-мусульмане», обращаются к идеям исламской солидарности.
Вместе с тем в мусульманской среде все чаще раздаются скептические голоса в отношении сплочения всемирной мусульманской уммы, а тем более в отношении возможности возрождения халифата. Весьма харак-
70
терным в этом плане является заявление руководителя Ливии Муаммара Каддафи. «Мы не приемлем нового Халифата и будем бороться против него всеми силами, - заявил ливийский лидер. - Больше мы не склоним свои головы перед новым Халифом, который будет говорить, что он правит от имени Аллаха, хотя на деле Бог не велел ему это. Мы больше не наивные и не простаки, чтобы верить, что Халиф правит от имени Аллаха».1
В сознании многих идеологов исламской солидарности, последняя сочетается с духом концепции мусульманского фундаментализма - исламского религиозно-политического течения, идущего путем возврата в «золотой век исламской цивилизации», на основе неукоснительного выполнения всеми членами общества предписаний Корана и Сунны. Его называют также мусульманским возрожденчеством. Сторонники мусульманского фундаментализма предлагают очистить ислам от всевозможных нововведений и восстановить его в первозданном виде. В своей очистительной деятельности они вдохновляются изречением пророка Мухаммада, который согласно преданию сказал в свое время, что в каждое столетие Аллах будет возвышать таких людей, которые станут обновителями - восстановителями религии. Их позиция заметно отличается от позиции мусульманского традиционализма, представители которого считают, что ни в области религии, ни в общественной жизни ничего не следует менять, а должно руководствоваться тем исламским учением, которое сложилось к нашему времени.
Идеальное исламское общество, в представлении фундаменталистов -это общество торжества социальной справедливости, подлинного братства его обитателей, неустанной заботы государства о благосостоянии каждого мусульманина и его семьи. Образцом такого общества является исламская община времен пророка Мухаммада и четырех праведных халифов. К возрождению порядков той эпохи и зовут идеологи мусульманского фундаментализма своих сторонников. В этих целях правительствам мусульманских стран предлагается проводить политику ислами-зации, т.е. предпринимать необходимые усилия для введения предписаний Корана и Сунны в качестве норм современной общественно-политической жизни. Исламизации предполагается подвергнуть образование, культуру, науку, экономику, политику. Важное значение придается также
широкому распространению исламского учения в немусульманских странах. По мнению сторонников мусульманского фундаментализма учение Корана и Сунны самодостаточно. На его основе могут быть решены все сегодняшние и будущие проблемы человеческого общества и мусульмане не нуждаются ни в каких заимствованиях. Мусульманский фундаментализм решительно выступает против попыток согласовать ислам с какими-либо другими учениями («любыми измами»).
Активизацию мусульманского фундаментализма в конце XX века способствовал целый ряд факторов. Среди них: ускоренная модернизация ряда мусульманских стран, приведшая к появлению десятков миллионов обездоленных, выбитых из привычной жизненной колеи и потерявших всякую надежду на будущее, разочарование в некапиталистическом пути развития («пути социалистической ориентации») и неприятие капиталистического пути, который ассоциируется с алкоголизмом, наркоманией, аморализмом; усиление глобализационных процессов, с особой яркостью показавших все возрастающий разрыв в экономическом развитии стран «золотого миллиарда» и большинства мусульманских стран; культурная экспансия Запада, которая по мнению журнала «Тайм» в некоторых отношениях является «даже более травмирующей для мусульманского мира, чем колониализм».2
В средствах массовой информации нередко исламский фундаментализм полностью отождествляется с экстремизмом. Между тем он имеет, по крайней мере два крыла: умеренное и радикальное. Сторонники радикального крыла мусульманского фундаментализма выражают готовность действовать и действуют, опираясь на силу, считая насилие чуть ли не единственным средством осуществления планов строительства «чистого исламского общества», в котором должны реализоваться принципы социальной справедливости. Они полагают, что власти большинства мусульманских стран не выполняют предначертаний Всевышнего, чем и объясняются все беды исламского мира. Выход из сложившейся ситуации видится им в незамедлительном насаждении исламской системы правления. Сторонники этого течения обуреваемы страстью любыми способами «помочь» мусульманам немусульманских стран также встать на исламский путь развития, что угрожает стабильности многих государств. Умеренное крыло мусульманского фундаментализма выступает за мирные, политические способы деятельности и прежде всего пропаганду, исламское просвещение, сотрудничество с правящими кругами мусульманских стран,
способствуя тому, чтобы они постепенно стали на путь исламизации различных сторон общественной жизни. Насилие как средство внедрения исламского образа жизни и шариатских норм отвергается его сторонниками.
4.2. Организация Исламская конференция - субъект международных отношений
Среди международных мусульманских организаций своим потенциалом, влиянием и активностью выделяется Организация Исламская конференция (ОИК), созданная на конференции глав государств мусульманских стран, состоявшейся в Рабате (Марокко) в 1969 году. ОИК - межгосударственная организация, объединяющая 57 стран. Ее высшим органом является Конференция глав государств и правительств стран-членов (созывается раз в 3 года), Исполнительным органом - конференция министров иностранных дел (созывается ежегодно и по мере необходимости). Руководство текущими делами осуществляет Генеральный секретариат с штаб-квартирой в г. Джидда (Саудовская Аравия).
В соответствии с уставом ОИК преследует следующие цели: поощрять мусульманскую солидарность; укреплять сотрудничество государств-членов в экономической, социальной, культурной, научной и других важнейших областях; проводить консультации между ними в международных организациях; содействовать ликвидации расовой дискриминации и искоренению колониализма во всех его формах; принимать меры для поддержания международного мира и безопасности, поддерживать борьбу народа Палестины за восстановление его прав и освобождение его земель; координировать усилия по сохранению исламских святых мест и пр. Решениями ОИК созданы Исламский банк развития, Исламский фонд солидарности, Исламский фонд научно-технического развития, Исламский центр развития торговли, Международное информационное исламское агентство, Исламский центр профессионально-технического обучения и исследований, Научно-исследовательский центр исламской истории, искусства, культуры и многие другие.
Проводя линию на расширение разностороннего сотрудничества мусульманских стран, поддерживая борьбу арабского народа Палестины за создание собственного государства, ОИК стремится играть более активную роль в международных делах, далеко выходящих за пределы исламского мира, в том числе в деятельности Организации Объединенных Наций. С 1975 года она имеет статус наблюдателя при ООН. В после-
73
дние годы каждая сессия Генеральной Ассамблеи ООН принимает специальный документ о взаимодействии между ООН и ОИК. Аналогичные документы принимает и ОИК. На VIII Конференции глав государств и правительств стран-членов ОИК (Тегеран, декабрь 1997 г.) поднимался вопрос о необходимости добиваться предоставления организации статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Большой интерес для изучения представляет, принятая XIX Исламской конференцией министров иностранных дел (сессия Мир, Взаимопонимание и Развитие), состоявшейся 31 июля-5 августа 1990 года в Каире, Каирская декларация по правам человека в исламе.
Кроме широкой и разносторонней деятельности по укреплению мира и развертыванию экономического сотрудничества между мусульманскими странами, ОИК вносит весомый вклад в разработку проблем всеобщей безопасности, участвует в международных усилиях по поддержанию режима нераспространения ядерного оружия. ОИК проделала большую работу, связанную с организацией борьбы с международным терроризмом. Еще в декабре 1994 года VII Конференция ОИК на высшем уровне приняла «кодекс поведения стран-членов Организации Исламская конференция в борьбе с международным терроризмом».
В 1 статье кодекса говорится: что члены ОИК заявляют, что «терроризм не может быть оправдан ни при каких обстоятельствах, а тем самым безоговорочно осуждают все действия, методы и практику терроризма, независимо от его происхождения, причин и целей».
В последующих статьях предусмотрены различные «твердые и эффективные двусторонние и коллективные шаги для предотвращения актов терроризма во всех его формах», включая меры, обеспечивающие такое положение, чтобы «их территории не использовались для планирования, организации, инициирования любой террористической деятельности или участия в ней».
На XXVI Конференции министров иностранных дел государств-членов ОИК в июле 1999 года была принята Конвенция Организации исламская конференция по борьбе с международным терроризмом. А после событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Чрезвычайная конференция министров иностранных дел стран-членов ОИК (апрель 2002г.) приняла Декларацию по международному терроризму. Одновременно был учрежден бессрочный Комитет по международному терроризму в составе 13 членов на уровне министров, которому предоставлены полномочия давать рекомендации по следующим вопросам: меры по усилению сотрудничества и координации между государствами-членами ОИК
74
по борьбе с международным терроризмом; меры по защите истинного представления об исламе; меры по укреплению и развитию диалога и взаимопонимания между различными цивилизациями, культурами и вероисповеданиями; другие меры, которые могут оказаться необходимыми в соответствии с Уставом ОИК в ответ на развитие событий, затрагивающих мусульман и ислам, в связи с действиями по борьбе с терроризмом.3
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что именно ОИК (когда в ней председательствовал Иран) проявила инициативу по постановке вопроса о провозглашении 2001 года Годом диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций.
В последние годы в состав ОИК вошли молодые независимые государства - бывшие республики СССР Азербайджан, Казахстан, Кыргыз-стан,Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. За вступление в члены организации Российской Федерации активно высказываются ряд мусульманских религиозных и политических деятелей нашей страны. В 2003 году, выступая на саммите глав государств и правительств стран-членов ОИК, идею о возможности вступления России в ОИК в качестве наблюдателя выразил В.В. Путин. «Россия видит свою роль в том, чтобы стать мостом между христианским Западом и мусульманским Востоком, - заявил Президент РФ. - Российское руководство считает ислам великой мировой религией, которая является фактором глобального политического и экономического развития».4 В 2005 году Российская Федерация получила такой статус.
В 1999 году на встрече глав парламентов 40 государств, состоявшейся в Тегеране была создана Межпарламентская ассамблея исламских государств. В приветственном послании участникам Ассамблеи лидер исламской революции аятолла Хаменеи очень высоко оценил цели и задачи новой международной организации исламских государств. «Залогом эффективности, устойчивости и прогресса этой организации станет рассмотрение проблем исламского мира, поиск практических путей решения проблем и указание на такие пути для исламских правительств, с одной стороны, и направление деятельности Организации Исламская конференция, с другой, - писал аятолла Хаменеи. - Ведь решение сложных проблем исламского мира возможно только посредством активного уча-
стия в этой деятельности каждой из исламских стран, а также в рамках коллективных международных усилий на специальных мусульманских форумах, подобных ОИК». В заключение своего послания аятолла Ха-менеи выразил надежду на то, что «когда-нибудь в исламском мире будет создан общий парламент депутатов всей уммы...»5
4.3. Неправительственные исламские организации на международной арене
На международной арене функционирует множество исламских организаций. Одни из них действуют в рамках международных норм, имея целью формирование и укрепление единства мусульманского сообщества (уммы) на основе учения ислама, другие стремятся различными, в том числе и силовыми методами, навязывать свою политическую волю правительствам и народам с целью установления «исламских порядков», как они их понимают. Среди первых наиболее известными и авторитетными в исламском мире являются Всемирная исламская лига (ВИЛ) (в литературе иногда именуется Лигой исламского мира). Основана на богословской конференции в Мекке (Саудовская Аравия) в мае 1962 года. Высший руководящий орган ВИЛ - учредительный совет состоящий из религиозных деятелей, представляющих мусульман различных стран мира. Фактическим руководителем является генеральный секретарь, обычно избираемый из числа богословов и правоведов Саудовской Аравии. Решения Лиги носят рекомендательный характер. ВИЛ имеет консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН и при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
В соответствии с уставом главной целью Лиги является «распространение исламского учения во всем мире». Она выпускает и распространяет в различных уголках планеты большое количество исламской литературы, аудио- и видеоматериалов, ведет широкую миссионерскую деятельность, финансирует строительство мечетей и исламских центров как в мусульманских странах, так и за их пределами. Руководители ВИЛ выступают за превращение ислама в самостоятельную политическую силу, проявляют большую активность в целях исламизации законов в мусульманских странах.
В 1975 году по инициативе Лиги был создан Всемирный высший совет по делам мечетей. Он функционирует как подразделение ВИЛ, стимулирующее активизацию деятельности мечетей во всем мире и добивающееся превращения их из мест удовлетворения религиозных потребностей верующих в центры религиозной, культурной и социально-политической жизни мусульман. В 1980 году по инициативе ВИЛ создан Верховный Совет мусульманских средств массовой информации. В его задачи входит разработка и определение генеральной линии мусульманских средств массовой информации, распространение литературы, аудио-и видеоматериалов, кинофильмов на языках народов мира, содействие созданию редакций, типографий, клубов, кинотеатров, теле- и радиоцентров, мусульманских информационных агентств и т.д.
Старейшей международной исламской организацией является Всемирный исламский конгресс (ВИК), основанный в 1926 г. в Мекке. Его филиалы функционируют более, чем в 60 странах мира. Имеет статус неправительственной консультативной организации при ООН и статус наблюдателя в ОИК. Большое место в деятельности ВИК занимает подготовка теологических обоснований важнейших направлений деятельности исламских межправительственных организаций, разработка концепций исламского миропорядка, исламской солидарности, исламского государства, исламской экономики и т.д. Занимается широкой пропагандой результатов исследований. ВИК неоднократно выступал с инициативами создания особых организаций для межгосударственного сотрудничества мусульманских стран.
Наряду с перечисленными мусульманскими организациями большую работу по пропаганде исламских идей ведут многие другие международные организации - Всемирная федерация исламских миссий (штаб-квартира - в Карачи), «Исламский призыв» (штаб-квартира - в Триполи), Исламский совет Европы (штаб-квартира - в Лондоне) и другие.
Среди исламских международных движений, участники которых готовы к использованию в борьбе за достижение своих политических целей силовые методы, старейшей является движение братьев-мусульман. Религиозно-политическая организация «Ассоциация Братьев-мусульман», была создана в 1928 году в Египте школьным учителем Хасаном эль-Банной, который до самой смерти в 1949 году (застрелен при выходе из здания ассоциации молодых мусульман) был ее «верховным наставником».
Разработанная аль-Банной, Саидом Кутбом, Мухаммадоа аль-Газа-ли, Мустафой ас-Сибаи идеология братьев-мусульман включает в себя
концепции джихада, «исламского государства», «национализма ислама,, «исламского социализма», панисламизма. Конечная цель бРатьев;му^ь/ ман - построение в мусульманских странах общества «исламской«справедливости», к которому ведет «исламский путь развития»^включаю щий сочетание опоры на нравственные и правовые ценности ислама с освоением научно-технических достижений Запада. Идеологи^братьев-мусульман полагали, что особенность этого пути - в ^ольетва^Щ». имущеегв социализма и капитализма». Уже в период, преД*"™^* Второй мировой войне и особенно во время войны ассоциация из чисто просветительской и благотворительной организации стала превращаться в набирающую силу политическую организацию с ^низи^ванны-ми формированиями и зарубежными филиалами, прицеливающимися охватить своей деятельностью самые различные страны исламского мира. С ней вынуждены были считаться власти Египта. Организация «свободных офицеров», одним из лидеров которой стал Г.А. Насер, искала пути сотрудничества и даже планировала совместную акцию с целью свержения короля Фарука.
После убийства аль-Банны в Ассоциации произошел раскол, а попытка покушения на жизнь президента Египта Г.А. Насера в 1954 году привела к полному ее разгрому. Как единая централизованная организация она перестала существовать. Филиалы Ассоциации в различных странах стали действовать самостоятельно. Теперь каждый из них свои программные цели и способы деятельности определяет с учетом особенностей того общества, в котором функционирует. Время от времени проходят встречи их лидеров для обсуждения проблем координации деятельности с учетом происходящих социально-политических событии. Совокупность этих организаций принято называть «Движением братьев-мусульман». В нем выделяется несколько направлений: 1) «Центристское» (умеренное) - использующее традиционные, неэкстремистские методы политической борьбы, пропаганду, просвещение, благотворительность во имя создания исламского государства. Участники достаточно лояльно относятся к властям; 2) «Правое» (радикальное), которому характерны экстремистские, террористические методы борьбы; по учению ее видного идеолога Сайда Кутба, вооруженная борьба «истинных мусульман» должна продолжаться до полной и окончательной победы ислама во всем мире; 3) «Демократическое» (левое) выступает за реализацию буржуазно-либеральных реформ, осуществление идей «исламской демократии» и даже идей «исламского социализма», (надежные пути для построения которого, по мнению его идеологов следующие: строгое вы-
78
I
полнение установок Корана о ежегодной упдате очистительного пожертвования — закята, о запрете ростовщичества и о праве наследования имущества мусульманина широким кругом родственников). В психологическом портрете «брата-мусульманина» исламские исследователи подчеркивают наличие таких черт как стремление любыми путями защищать исламские принципы, как он их понимает, нетерпимость к иным точкам зрения, готовность прибегнуть к насилию, если это необходимо для достижения целей, которые он считает благородными.
В последнее десятилетие достаточно заметно дают о себе знать, распространившиеся по различным регионам планеты, особенно на постсоветском пространстве последователи "чистого ислама", которых в средствах массовой информации называют ваххабитами. Это явление едва ли можно назвать организованным движением, но, что его сторонники действуют весьма активно и решительно свидетельствуют многочисленные факты в том числе в виде террористических актов, совершенных на Северном Кавказе. Краткая история ваххабизма такова.
Ваххабизм - это религиозно-политическое течение в суннитской ветви ислама, возникшее на Аравийском полуострове в середине XVIII в. Названо по имени основателя теолога Мухаммада ибн абд ал-Ваххаба. В учении ваххабизма нашли возрождение и развитие богословско-право-вые взгляды Ибн Таймии, являвшегося приверженцем ханбалитского толка. Неустанная борьба с «недозволенными новшествами», под которыми в первую очередь разумелся культ святых, широко практиковавшийся в то время в Аравии, и проповедь строгого единобожия (таухид) легли в основу ваххабизма.
В социально-политической сфере ваххабизм исходит из нерасторжимого единства религии и государства, сочетания идей братства всех мусульман с требованием быть терпеливыми и беспрекословно повиноваться обладателям власти. Во имя обеспечения социальной гармонии имущие призываются проявлять заботу о подчиненных и неимущих. Этому же служит проповедь эгалитаристских идей. Главную причину всеобщего падения нравов, экономических потрясений, непрекращающейся междоусобной кровопролитной борьбы ваххабизм видел в отходе мусульман от чистого ислама. Это учение стало вызовом всей религиозной системе Аравии того времени.
Противникам ваххабизма, а ими были признаны все несогласные с ним, был объявлен джихад. Борьба за «чистый» ислам была провозглашена обязанностью каждого истинного мусульманина. Необходимостью такой борьбы обосновывалась военная экспансия, приведшая в конечном счете
79
к объединению в начале XIX в. многочисленных небольших княжеств Аравии в единое централизованное исламское государство Саудидов. В настоящее время ваххабизм является основой государственной идеологии Саудовской Аравии, имеет последователей в ряде стран Азии и Африки. Появление сторонников учения в последние годы в ряде регионов России (особенно на Северном Кавказе) и других стран СНГ, их выступления против культа святых и других проявлений суфизма, имеющих широкое распространение у местных мусульман, вносит напряженность в религиозную жизнь, приводит к столкновениям верующих.
Можно по - разному относиться к ваххабизму. Одни называют его «агрессивной, экстремистской формой ислама», другие «нормальным исламским течением» (ответвлением) в рамках одного из четырех классических суннитских мазхабов - ханбализма. Однако бесспорным является тот факт, что привнесенный из-за рубежа в российскую мусульманскую среду, имеющую многовековые традиции исповедования ханафит-ской и шафиитской (на Северном Кавказе) ветвей ислама, да еще насаждаемый методами нравственного и силового давления, людьми, объявляющими неваххабитов отступниками от «чистого ислама», он явился фактором, вносящим в религиозную жизнь последователей ислама семена раздора, раскалывающим их общины, несущим угрозу единству мусульманской уммы России.
Поэтому неудивительно, что основная масса мусульман нашей страны отвергла поползновения сторонников "ваххабизма", заклеймила их как воинственных разрушителей единства мусульманского сообщества. Вторжение в Дагестан осенью 1999 года бандитских формирований, руководимых людьми, насаждавшими в чеченской республике идеи и практику ваххабизма, еще более обострило ситуацию: сам термин «ваххабит» стал восприниматься российскими мусульманами (и обществом в целом) как равнозначный слову «преступник».
В связи с этим не только в печати и храмовой проповеди «ваххабизм» стал решительно осуждаться как враждебное российским мусульманам явление. В Республике Дагестан был принят специальный закон, запрещающий пропаганду идей «ваххабизма». Перед руководством Государственной Думы Российской Федерации был поставлен вопрос о необходимости разработки и принятия федерального закона «запрещающего ваххабизм по всей России». Однако эта инициатива не нашла поддержки.
Среди неправительственных мусульманских экстремистских организаций своей преступной террористической деятельностью отличаются, созданные Бен Ладеном, «Всемирный исламский фронт борьбы против
80
евреев и крестоносцев» (объединивший целый ряд террористических организаций), «Аль-Каида», а также активно действующая в Центральной Азии «Хизб-ут-Тахрир». О последней следующим образом высказался на саммите Шанхайской организации сотрудничества (в нее входят Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), состоявшейся в мае 2003 года в Москве, президент Узбекистана И. Каримов: «Она опасна поскольку выступает против светского характера государства и вынашивает бредовые идеи исламского халифата в Центральной Азии».6
Есть данные, свидетельствующие об активизации Исламского движения Узбекистана (ИДУ), который по мнению государственного департамента США «является террористической организацией, поддерживающей тесные связи с «Аль-Каидой», планирующей «проведение серии терактов против американских граждан и американских объектов на территории Киргизии».7
В условиях активизации различных исламских религиозно-политических движений возросла востребованность учения о джихаде. Само слово «джихад» в переводе означает старание, напряжение усилий. Возможность широкого толкования идеи джихада создает условия для ее использования в самых различных, часто противоположных, целях.
Первоначально джихад означал борьбу за распространение ислама и его защиту, как мирным, так и военным путем. Впоследствии в исламском учении закрепились разработанные богословами-законоведами расширительные толкования джихада. Среди них: «джихад сердца», означающий борьбу с собственными дурными наклонностями; «джихад языка» - повеление одобряемого и запрещение порицаемого; «джихад руки» - принятие мер в отношении преступников и нарушителей общепринятых норм; «джихад меча» - вооруженная борьба с неверными.
Столь многоплановый характер концепции джихада позволяет использовать его идеи (или лозунг) для решения политических, экономических, культурных задач. В эпоху подъема национально-освободительных движений идеи джихада использовались для мобилизации масс на борьбу против колониальной и полуколониальной зависимости народов мусульманских стран. Участие в строительстве знаменитой Ассу-анской плотины на Ниле во времена президента Насера также было признано как участие в джихаде.
В современных условиях отношение к джихаду у разных групп исламских религиозно-политических деятелей различно. Умеренное крыло исламского движения, следует за предшественниками, которые опираясь на суждение пророка Мухаммада, сказавшего однажды, согласно преданию, «мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому», полагали, что война с неверными -это малый джихад, а духовное самосовершенствование есть джихад великий. Они рассматривают его как проявление активности и рвения в борьбе за просвещение народа, подъем его культуры, за укрепление экономического и оборонного могущества мусульманских стран.
Мусульманские деятели, стоящие на правоэкстремистских позициях, предельно жестко трактуют учение о джихаде. Так, в соответствии с концепцией Сайда Кутба, одного из идеологов движения «Братьев-мусульман», это учение прошло четыре стадии. На первой стадии, когда пророк Мухаммад жил в Мекке мусульмане должны были удерживаться от священной войны с неверными. После переселения Мухаммада из Мекки в Медину (в 622 году) началась вторая стадия, когда такая война стала дозволенной для мусульман. На третьей стадии сражение мусульман против тех, кто отвергает ислам, становится обязанностью правоверных. На четвертой стадии война против неверных, независимо оттого выступают они против ислама или нет, является священным долгом всех мусульман. Четвертая стадия, по его мнению будет продолжаться до дня Страшного суда. Все, кто не стал истинным мусульманином или будучи не мусульманином не признал господство ислама и его власти, являются врагами ислама, с которыми и должна вестись священная война до полной и окончательной победы ислама во всем мире.
4.4. Исламский мир: ответ на вызовы глобализации
Видимо, начать следует с понятий. Имеется очень много определений обоих терминов, включенных в название параграфа. В литературе встречается слишком расширительное толкование понятия «исламский мир». Некоторые авторы даже всю Россию провозглашают частью исламского мира.8 В данном пособии будем исходить из того, что к исламскому миру относятся мусульманские страны, мусульманские общины в немусульманских странах, национальные, региональные и международные исламские организации (межгосударственные и неправительственные) типа Организации Исламская конференция (ОИК) и Всемирной исламской лиги (ВИЛ) или Всемирного исламского конгресса (ВИК).
Что же касается глобализации, то о ее сущности очень хорошо сказано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 13 ноября 2000 года «Год диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций»: «Глобализация характеризуется укреплением взаимосвязи между людьми и расширением взаимодействия между культурами и цивилизациями, - говорится в этом документе, - .. .глобализация является не только экономическим, финансовым и технологическим процессом, который может принести большую пользу, но и представляет собой глубоко гуманитарную проблему, побуждающую нас признать взаимозависимость человечества и его огромное культурное многообразие».
Развернувшийся на планете процесс глобализации имеет не только положительную сторону. Он противоречив и несет определенные опасности. Главная из них заключается в том, что многими ее позитивными результатами пользуются лишь наиболее экономически развитые страны, а негативные последствия достаются странам далеким от преуспевания, чья зависимость от первых в результате глобализации еще более возрастает, мешая созданию достойных условий существования их народов, что стимулирует недовольство, стремление любыми путями изменить ситуацию. Другая опасность - это опасность унифицирующей вестернизации, способной нанести серьезный ущерб национальным культурам незападных стран.
Негативные аспекты глобализации в последнее время стали критиковать многие ученые Запада. Они указывают на чрезмерный размах спекулятивных переливов капитала, растущую неустойчивость экономических процессов, рост нелегальных операций, быстрое перенесение отрицательных явлений из страны в страну, катастрофическое увеличение задолженности периферийных стран и т.д. Даже журнал «Бизнес уик» вынужден был признать: «Головокружительные дни глобализации прошли. Если некогда считалось, что простое распространение рынка уничтожит бедность, распустит диктатуры и объединит разные культуры, то сегодня одно упоминание глобализации вызывает озлобление, разногласия и упреки... Отчаяние вытесняет эйфорию, оборона сменяет триумф. Две волны протеста свидетельствуют о растущих сомнениях в способности глобализации творить добро».9
Глобализация отмечена мощным воздействием Запада на остальное социокультурное пространство. Отношение к этому вызову в различных регионах различно. По мнению некоторых ученых одни страны (Япония, Китай, Индия) многое перенимают у Запада, но стремятся сохранить свою цивилизационную «самость», другие (Мексика, Аргентина) предпринимают попытки «американизировать» комплекс своих базовых культурных ценностей, а исламский мир, - по их мнению реагирует на воздействие глобализации взрывами религиозного фундаментализма.10 Следуя устаревшим стереотипам другие авторы, утверждают, что исламский мир финансирует международный терроризм, что в течение месяца после 11 сентября 2001 года Бен Ладен стал вождем миллиарда мусульман.
На вызовы глобализации в исламском мире (как, впрочем, и в других «мирах»), по существу есть два принципиальных ответа. Они во многом противоположны. Один исходит из традиционных, многократно повторенных подходов: вернуться к первоначальному исламу и его социальным институтам, изолироваться от остального мира и противостоять ему чуть ли ни во всем, отвергать глобализацию и бороться с ней. Другой подход: принять глобализацию как данность, как объективный процесс, постараться вместе с другими заинтересованными силами добиваться перехода глобализации на другую модель, более справедливую и контролируемую международным сообществом.
Анализ ситуации в исламском мире показывает, что будущее за теми, кто исходит из второго подхода. Эволюционные процессы, свидетельствуют о том, что на смену тем, в элите исламского мира, кто разделяет первый подход, приходят люди дальновидные, понимающие, что такой подход - это очередное издание «хантингтоновской концепции столкновения цивилизаций», реализация которой может нанести непоправимый ущерб в первую очередь народам исламского мира, но не только им. Они отдают отчет в том, что на новые вызовы нельзя давать архаичные ответы и ищут методы действий, соответствующие требованиям современной эпохи.
Многие западные исследователи оптимистично оценивают процессы, протекающие в исламском мире. Так, известный французский учёный Жиль Кепель приходит к следующему выводу: «Сегодня... мусуль-
манские общества видят свое будущее в открытости внешнему миру и установлении демократии, альтернативы которой не существует».11
Тема активного участия исламского мира в глобализационных процессах звучала, например, на 9-ой конференции глав государств и правительств Организации Исламская конференция (ОИК), состоявшейся в Дохе осенью 2000 года: «Нам не нужно бояться глобализации, - говорил председатель ОИК эмир Катара Хамид бин Халифа. - Лучше подготовиться к ней и научиться вести дела в ее рамках, чтобы стать партнерами, вносящими свой вклад в ее формирование, получающими выгоду от ее положительного исхода и могущими в то же время предотвращать ее негативные стороны. Наш успех в достижении этого изменит соотношение сил в мире, высветит светлый лик Ислама, который ошибочно ассо-цииируют с отсталостью, неустойчивостью и фанатизмом».12
Вполне очевидно, что необходимо предпринимать разнообразные усилия к тому, чтобы объективно развивающийся процесс глобализации не приносил преимущества лишь одной части мира, а другая часть его была лишена этих преимуществ. Организация Объединенных Наций и ее подразделения работают над этим вопросом.
Как свидетельствуют факты различные страны, население которых не входит в «золотой миллиард», предпринимают индивидуальные и коллективные усилия, чтобы глобализация перестала быть «улицей с односторонним движением».
Главной проблемой, которая обсуждалась лидерами мусульманской «восьмерки» - руководителями государств Азии и Африки в Каире в феврале 2001 года, также была проблема более деятельного «встраивания» этих стран в глобализационные процессы. Остро ставился на встрече и вопрос о преодолении негативных аспектов современной глобализации.
Бесперспективность и даже вредоносность контрглобализационной политики осознается все более и более широкими кругами мусульманской общественности. В этом отношении весьма показательна линия поведения руководства Исламской Республики Иран, познавшей после Исламской революции все тяжкие последствия изоляционистской политики.
Одна из наиболее продвинутых стран в смысле введения исламских Порядков, вкусившая после Исламской революции все «прелести» самоизоляции - Иран - в последние годы постепенно переходит к общемиро-
вым методам хозяйствования, используя позитивные стороны глобализации в своих интересах, одновременно предпринимая немалые и эффективные усилия для защиты своей национальной культуры и национальных традиций от разрушительного влияния вестернизации.13 Параллельно исламские духовные деятели Ирана ведут многолетний межрелигиозный диалог, как с представителями Римско-католической церкви так и с посланцами Русской православной церкви.
Определяя и подчеркивая последовательность этой позиции руководства своей страны, президент Исламской Республики Иран Мохаммад Хатами внес на обсуждение мирового сообщества предложение о провозглашении 2001 года - Годом диалога цивилизаций, которое было принято Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.
Полемизируя с противниками такого курса, президент ИРИ писал: «В то время, когда политические и академические круги обсуждают предложение о проведении диалога между цивилизациями и спорят по этому поводу между собой, этот диалог становится социальной реальностью нашей сегодняшней жизни. В экономике, политике и культуре найдется мало проблем чисто местного свойства. Сейчас мы широко используем социальный, культурный и духовный опыт друг друга. Влияние восточных религий и философий на Запад. Влияние западных политических, культурных и экономических явлений на Восток и - в наибольшей степени - все большее развитие международных коммуникаций и электронных средств связи, - все это превратило диалог между культурами и цивилизациями в неоспоримую реальность общественной жизни».14
Одним из важнейших путей получения преимуществ экономической глобализации признается объединение на региональном уровне, имеющее возможность вкладывать большие ресурсы в современные технологии. Именно тесная интеграция мира ислама имеющего огромные ресурсы (человеческие и материальные) и емкий рынок, умело использующая возможности глобализации (как это делают многие страны Юго-Восточной Азии) может позволить народам мусульманских стран добиться прорыва в экономической сфере, не отказываясь от своих национальных ценностей и самобытной культуры. И эти соображения высказывались на упомянутой встрече «Исламской восьмерки».
Некоторые исследователи и, в частности Н.М.Мамедова из Инситута Востоковедения РАН, полагают, что появление понятия «исламская экономика» является реакцией национальных экономик на процесс глобализации, а саму концепцию исламской экономики можно рассматривать не только как фактор, препятствующий процессам глобализации, но и как фактор дающий возможность освоить более гибкие инструменты взаимосвязей исламского мира с мировым хозяйством.15
Идея усиления регионального сотрудничества достаточно активно обсуждается и такими членами Организации Исламская Конференция как Азербайджан, Казахстан, Киргизия,Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. Как говорил совсем недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, страны СНГ должны «найти правильную стратегию для принципиального изменения ситуации, прийти к модели, схожей с Европейским союзом. Мы многое можем потерять без сотрудничества во внешней политике, в области обороны, культуры, информации. В наших руках крупнейший в мире земельный, водный, сырьевой, энергетический и транзитный ресурс. Если мы всем этим сообща и скоординированно будем управлять, проводить единую политику, то с нами будут считаться. И добиться наших целей мы сможем только вместе».16
Итак, элита исламского мира не выступает против глобализации. Она - за активное участие в ней, она - за ее совершенствование, за ее демократизацию.
Как отмечал А.С. Панарин, «Демократически понятая глобализация означает демонополизацию прежних систем и подключение новых участников принятия решений. Эти новые участники привнесут в копилку глобального мира свою инициативу и свои ресурсы и тем самым сделают его более гибким и динамичным, и более оснащенным". Одновременно будут созданы «антимонопольные механизмы и процедуры, исключающие возможность присвоения преимуществ глобализации теми, кто сегодня самоутверждается в роли гегемонов».17
В составе новых участников принятия решений достойное место могут и должны занять страны исламского мира. Тем более, что среди
наиболее дальновидных представителей элиты этого мира уже созрели предложения, направленные на то, чтобы глобализация трансформировалась в «конструктивное взаимодействие цивилизаций».
И здесь уместно отметить, что исламский мир не без оснований начинает позиционировать себя как влиятельную силу, с которой нужно считаться сегодня и уж совсем нельзя будет не считаться завтра. В самом деле, этот мир имеет не менее одного триллиона долларовых вложений на Западе. Экономика многих стран «золотого миллиарда», в известном смысле, сидит на его «нефтяной игле». У него огромные все увеличивающиеся людские ресурсы и очень важное геополитическое положение. Все возастающие островки исламского мира, оказываются включенными в состав населения стран Запада. Одним из проявлений такого позиционирования является предложение о включении в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН представителя Организации Исламская Конференция. Кстати, многие политологи и политики признают правомерность такой постановки вопроса и указывают на возможную ее пользу для деятельности мирового сообщества.
Лидеры западных стран в свое время сделали правильные выводы: чтобы сохранить капиталистический строй нужно проявить заботу об уязвимых слоях общества. Было решено от разговоров о социальном государстве постепенно переходить к практическим делам в этом направлении. Одним из сильнейших факторов, способствовавших таким переменам были революционные волны, прокатившиеся по европейскому континенту в начале XX века, приведшие к гибели капитализма в России. Однако упомянутый вывод был сделан применительно к конкретным странам. Он не был распространен на всю планету Земля.
Современная глобализация, еще более увеличившая разрыв в экономическом развитии и жизненном уровне населения между странами «золотого миллиарда» и многими странами Азии и Африки, вызвавшая мощное антиглобалистское движение, побудила лидеров большой «восьмерки» всерьез задуматься над проблемами бедности и отсталости, над проблемами более справедливого мирового порядка к чему многократно, но безуспешно призывал Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.
Сторонники чисто силового варианта «умиротворения» уязвимых групп населения планеты слышат достаточно внятные протесты в свой адрес не только со стороны исламского мира, но и из рядов своих ближайших союзников - лидеров Франции, Германии, Великобритании.
События последних лет убеждают, что исламский мир осторожно, но неуклонно движется по пути поиска взаимопонимания с миром христи-
88
анства. По крайней мере, на уровне политических элит. Наглядным свидетельством чему является позиция Организации Исламская Конференция (ОИК), объединяющей 56 государств и ООП с населением, превышающим 1 миллиард человек. Весьма характерными фактами, отражающими этот процесс является избрание на пост председателя ОИК в 1997 году Ирана, начавшего движение в сторону позитивных преобразований и предложившего провозгласить 2001 год Международным годом диалога между цивилизациями, а вслед за ним, с 2000 года на этот высокий пост был избран Катар, эмир которого Хамид бин Халифа не только осуществил немало демократических реформ в своей стране, но и решительно выступил на международной арене с целым рядом инициатив, направленных на укрепление мира и взаимопонимание между народами и государствами, а также призвавшего мусульманские страны, включиться в процесс глобализации, вести дела в его рамках, получая предоставляемые им преимущества и борясь против его негативных сторон.
На очередном саммите глав государств и правительств - членов ОИК, состоявшемся в октябре 2003 года председателем организации избрана Малайзия, добившаяся больших успехов в своем экономическом развитии благодаря тесному сотрудничеству с Западом, предоставившим ему инвестиции и современные технологии.
Не менее четкой является и позиция руководства Иорадании. Выступая в феврале 2001 года король Иордании Абдалла П подчеркнул, что лидеры арабских стран «нового поколения», к которым он отнес глав Марокко, Бахрейна, Сирии и себя, «не являющиеся заложниками прошлого», понимают, что мусульмане «не должны оставаться в стороне от мировой экономической интеграции и глобализации».18
В исламском мире среди ученых, общественных деятелей и политиков усиливается реалистическая тенденция, исходящая из того, что в области прав человека, как и в международных отношениях мусульманские страны должны руководствоваться общепринятыми международными нормами, адаптируя их к нормам шариата. Важным свидетельством эволюции подхода к правам человека в направлении стандартов признанных мировым сообществом является Каирская декларация по правам человека в исламе, принятая в августе 1990 г. XIX Исламской конференцией министров иностранных дел государств-членов ОИК. В ней закреплены все основные международно-признанные права и свободы человека.
Независимая газета, 13 апреля 2001 г. Сб.
То обстоятельство, что в Декларации существуют оговорки (отражающие специфику исламской концепции права), предусматривающие необходимость при применении ее положений согласовывать с нормами шариата, не противоречат мировой практике. Как подчеркивает профессор Л.Р. Сюкияйнен, «несмотря на эти оговорки практически ни одно положение данного документа (Декларации прав человека в исламе -А.Н.) не вступает в противоречие с международно-правовыми актами по правам человека, которые не только не исключают, а, наоборот, предполагают специфику осуществления этих прав с учетом национальных и религиозных особенностей разных стран. Единые в своей основе стандарты прав человека могут быть реализованы по-разному. Причем культурно-цивилизованные различия лишь обогащают современный взгляд на эту проблему».19
Изменения, направленные на демократизацию общественной жизни происходят во многих мусульманских странах. К примеру, в Индонезии, в стране с наибольшим по численности мусульманским населением, после прихода к власти дочери А. Сукарно Мегавати Сукарнопутри, серьезные дополнения внесены в действующую конституцию страны. В соответствии с ними прекращает существование институт назначаемых членов высшего законодательного органа - Народного консультативного конгресса (НКК), который при Сухарто был надежным инструментом реализации интересов авторитарной власти. Изменен и порядок избрания президента и вице-президента страны. Если раньше они избирались членами НКК, то теперь это будет происходить в ходе всеобщих прямых выборов в два тура.
Вместе с тем высший законодательный орган Индонезии отклонил предложение лидеров исламских партий о введении в конституцию нормы об обязателетльном соблюдении индонезийскими мусульманами законов шариата. Обосновывалось такое решение опасениями, что подобная поправка будет способствовать дальнейшему обострению межрели-гиозных противоречии в стране.
Можно посмотреть на отношения мусульманских стран к такой болезненной глобальной проблеме как международный терроризм. Еще за
десять лет до печальных событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, в своей Дакарской декларации (1991 года) Организация Исламская конференция решительно осудила международный терроризм. «Мы еще раз подтверждаем наше решительное осуждение феномена терроризма, как идущего в разрез с учением исламской религии, ценностями, нормами и традициями наших стран, где относятся к жизни человека с уважением и достоинством, - говорится в этом документе. - Мы подтверждаем нашу решимость искренне сотрудничать с мировым сообществом в его борьбе с международным терроризма во всех его формах и проявлениях в рамках закона и уважения принципов международного права».
Не менее последовательной является антитеррористическая позиция и другой влиятельнейшей международной организации, объединяющей главным образом мусульманские страны - Лиги арабских государств (ЛАГ). Еще в 1998 году было заключено общеарабское соглашение о борьбе с терроризмом, подтверждающее «единую арабскую позицию против международного терроризма». Внеочередное заседание Совета Лиги арабских государств, состоявшееся после террактов в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001 года, выразило солидарность с американским народом и подтвердило свою приверженность упомянутому выше общеарабскому соглашению по борьбе с международным терроризмом.21
Лидеры десятков мусульманских стран решительно осудили международный терроризм, высказали готовность оказать содействие США в поиске и наказании преступников, поддержали инициативу создания международной антитеррористической коалиции. Многие государства-члены ОИК пошли гораздо дальше. Например, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан дали согласие разместить военные базы антитеррористической коалиции на своих территориях, а Казахстан выделил два крупных аэродрома для приема американских боевых самолетов на дозаправку.
Со специальным заявлением, осуждающим террористические акты, совершенные в Нью-Йорке и Вашингтоне выступило руководство Всемирной Исламской Лиги. Оно призвало глав мусульманских стран и исламских духовных лидеров вести неустанную борьбу против терроризма. Одновременно высказана рекомендация во всех мечетях мира провести соответствующую разъяснительную работу. И такая работа была проведена.
См. Независимая газета. 18 сентября 2001 г. Сб.
91
Что же касается позиции США в отношении борьбы с международным терроризмом, то о ней, небезынтересное мнение высказано в статье директора межрелигиозной секции Межрелигиозной межнациональной федерации за мир во всем мире Франка Кофмана. «Если бы не террористический акт 11 сентября, США так и остались бы в стороне от борьбы с терроризмом»22, —пишет он.
Так это или не так, можно долго дискутировать. Но, что, появившиеся, после развертывания руководством США антитеррористической кампании, надежды на то, что оно примет эффективные меры для урегулирования палестинской проблемы, нерешенность которой питает терроризм, не оправдались, является фактом.
Лидеры мусульманских стран многократно обращались к правительствам западных держав и к мировой общественности с призывами содействовать урегулированию палестино-израильского конфликта, акцентируя внимание на том, что без решения этой задачи, без осуществления резолюций Организации Объединенных Наций о создании суверенного арабского палестинского государства трудно решить проблему международного терроризма.
Они выдвигали и продолжают выдвигать реалистические предложения, направленные на справедливое решение этой острой проблемы, опираясь на неоднократные решения мирового сообщества. Однако противодействие руководителей Израиля и поддерживающих их определенных кругов на Западе, неизменно срывают реализацию таких предложений. В результате, ситуация провоцирующая рост рядов мусульман, готовых к самопожертвованию во имя решения проблемы Палестины, продолжает не только сохраняться, но и обостряться.
Говоря о мерах, принимаемых мусульманами в целях содействия взаимопониманию между исламским и христианским мирами можно упомянуть менее масштабные, но достаточно убедительные неординарные шаги, такие, как:
- обращение лидера Ливийской Джамахирии М. Каддафи ко всем «исламским сепаратистам» от Филиппин до Чечни прекратить свою деятельность и прийти к мирным соглашениям;
- международный коллоквиум, посвященный Блаженному Августину, проведенный в Алжире под патронажем президента страны в апреле 2001 года, о чем французская «Монд» писала, что «Алжир Бутефлики реабилитирует Блаженного Августина»;
- приглашение Иоанна Павла П посетить историческую мечеть Омея-дов в Сирии, а патриарха Московского и всея Руси Алексия П посетить известную мечеть в Баку;
. день открытых дверей, проведенный в более, чем тысяче мечетей Германии в октябре 2001 года, в котором участвовало более 1 миллиона 200 тысяч немцев;
. приглашение президента Франции Ж. Ширака для выступления в главной мечете Парижа;
- попытка президента Татарстана М. Шаймиева и главы мусульман республики муфтия Г. Исхакова содействовать примирению Русской православной церкви с Римско-католической церковью (проект с приглашением Иоанна-Павла П на торжества по случаю тысячелетия Казани с знаменитой иконой Казанской Божьей Матери для вручения представителям Русской православной церкви).
В свете изложенного, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что глобализация, в ее современном виде, вызывает стихийное сопротивление уязвимых слоев населения, активизируя националистические, изоляционистские и фундаменталистские настроения, политической элите стран Запада, думается, можно было бы проявить больше чувствительности к национальному и религиозному сознанию народов исламского мира.
Таким образом, можно констатировать, что политическая элита исламского мира предпринимает немалые усилия, направленные на то, чтобы исламская цивилизация вошла на равных в складывающуюся, пусть и с трудом, общемировую систему сосуществования различных культурно-исторических типов. В этой связи многие трезвомыслящие европейские политики и ученые активнее стали поднимать вопрос о необходимости более тесного сотрудничества Запада с мусульманскими странами. И это знамение времени.
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве:
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный фактор укреления мира и международной безопасности...................................................153
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России.......................................................................................................182
- Глава 10. Религиозная ситуация в современной России.....................215
- Глава 12. Религия и национализм в современной России...................251
- Глава 13. Цивилизованные межконфессиональные отношения
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России.........................................................284
- Часть 1. Религия в мировом политическом процессе
- Глава 1. Место и роль религии в политической истории человечества
- 1.3. Конфессиональный фактор в международной политике
- Глава 2. Религия и политика в современном мире
- 2.2. Характер взаимодействия религии и политики
- Глава 3. Католическая церковь - важный субъект мирового политического процесса
- Глава 4. Исламский фактор в международной
- Глава 5. Религиозный фактор в этнонациональных
- Глава 6. Религиозно-политический экстремизм
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России
- Глава 11. Государственная вероисповедная политика Российской Федерации
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России