Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России
Политическая история России теснейшим образом связана с религией, а если точнее, с православной ветвью христианства. Уже на раннем этапе формирования русской государственности - Киевской Руси, ее руководители ощущали недостаточную эффективность, исповедовавшихся массами, языческих верований для сплочения многоплеменного общества и упрочения княжеской власти. Доминирование язычества создавало известные препятствия также развитию международных связей со странами, в которых укрепились позиции монотеизма, выступавшего решительно против язычества.
9.1. Социально-политические последствия крещения Киевской Руси
Поиски новой, объединительной идеологии привели князя Владимира к убеждению, что наиболее приемлемой ее формой для Киевской Руси может стать только христианство, воспринятое из Византии. Во-первых, восточная ветвь христианства в большей мере, чем его западная ветвь, была расположена выполнять роль помощницы светской власти. Во-вторых, в отличие от западной ветви христианства, где строго реализовался принцип отправления культа только на латыни, восточное христианство допускало отправление культа на языках исповедующих его народов. В-третьих, ко времени прихода к власти князя Владимира в Киевской Руси уже довольно заметно распространено было восточное христианство. Есть даже сведения о том, что среди дружинников князя были последователи именно этой ветви христианства.
Не последнюю роль в выборе князя Владимира сыграло, очевидно, и то, что его бабушка княгиня Ольга в свое время приняла христианство от византийцев и ее крестным отцом был сам император Константин Багрянородный.
Политические соображения побуждали князя Владимира, избирая для своей страны религиозную веру, одновременно добиваться получения себе в жены сестры императора Византии - Анны. Такая акция была
182
оговорена в соглашении, заключенном между Владимиром и византийским императором Василием П, оказавшемся в сложном положении. Князь Владимир обязался содействовать разгрому мятежа Варды Фоки, блокировавшего Константинополь, провозгласившим себя императором. За это Василий П обещал выдать ему в #ены свою сестру. Когда же мятеж был подавлен, Василий П не выполнял своего обещания. Стремясь сделать императора сговорчивее, Владимир организовал поход на сей раз уже против византийских владений.. Отвоевав форпост Византии в Крыму г. Сорсунь, князь Владимир, привез из похода, присланную императором Шну, ставшую теперь княгиней, а также большую группу константино-■юльского духовенства, которая помогла крестить киевлян и жителей других городов. Для строительства молитвенных помещений государство выделяло необходимые средства. Несколько позже для нужд церкви стала передаваться десятина - десятая часть доходов князя от собираемой дани, торговых и судебных пошлин и т.д.
Социально-политические последствия принятия Киевской Русью христианства были огромны и судьбоносны. Принятие христианства привело к консолидации общества. Единые ритуалы и обряды, общая вера содействовали сплочению разных племен в единый этнос, упрочению политической стабильности- Фактически церковь стала духовным оплотом власти, активной участницей политической социализации населения. Она учила, что государственная власть носит богоустановлен-ный характер. А члены церкви - подданные князя, обязанные в силу религиозного долга неукоснительно выполнять его повеления.
Проповедь божественного установления политической власти и ее богоподобия имела для православной церкви и обратную сторону. Как писал известный историк русской церкви А.В. Карташов, «такой проповедью церковь сама воспитывала опекуна над собой, с которой ей впоследствии пришлось считаться».'
Исторические документы свидетельствуют о том, что в Древнерусском государстве православные иерархи достаточно активно участвовали в политическом процессе: мирили враждовавших между собой князей, содействовали усмирению выступлений недовольных масс, церковной печатью скрепляли договоры, заключенные между князьями... Епископы также осуществляли судебные функции по семейно-брачным отношениям.
Принятие христианства привело к тому, что Киевская Русь превратилась в составную часть христианского мира. Она стала вровень с развитыми феодальными монархиями того времени. Ее международное положение существенно укрепилось. Открылись новые возможности для расширения разнообразных связей с христианскими странами. В этой связи исследователи обращают внимание, в частности, на большой интерес властителей европейских стран к династическим бракам с представителями княжеской семьи. Как уже упоминалось, князь Владимир добывал достойную жену силой оружия. Его сын - Ярослав был женат на дочери короля Швеции, сестра Ярослава стала королевой Польши, три дочери стали соответственно королевами Венгрии, Норвегии и Франции, сын был женат на сестре короля Польши, внук - на дочери короля Англии, внучка стала женой короля Германии. «Это ли не признак международного авторитета древнерусского государства как передовой и мощной державы?! Она возникла из конгломерата «варварских» племен на глазах изумленной Европы за время жизни двух поколений!»- восхищенно восклицал известный советский ученый Б.В. Раушенбах.2
9.2. Взаимосвязь религии и политики в условиях Золотоордынского господства
Монгольское нашествие было большим испытанием для русского народа и русской церкви. Отношение золотоордынекой власти к христианским религиозным организациям на завоеванных землях разными авторами оценивается по разному. Однако, не подверженные эмоциональному подходу к вопросу ученые склонны разделять точку зрения последнего обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода Российской империи, бывшего министра исповеданий Временного правительства А.В. Карташева, ставшего впоследствии профессором Свято-Сергиевской духовной академии в Париже.
Тщательное изучение проблемы привело А.В. Карташева к выводу, что монголо-татарские завоеватели «... имея полную возможность, как победители, стеснить свободу русской церкви, не сделали этого по своим принципам. Церковь осталась свободной, т.е. получила возможность пользоваться всеми духовно присущими ей правами». А что касается гражданских прав, то «монгольские ханы были настолько щедры в данном отношении, что не только утвердили весь status quo ante, но и даровали от себя церкви еще больше гражданских прав, чем власть прежняя, национальная»3 - писал А.В. Карташев.
Почему так произошло? Пришедшие из монгольских степей завоеватели не были монотеистами. Как и многие другие приверженцы родо-племенных культов, они исповедовали принцип: «У нашего племени своя религия, у вашего - своя» и не ставили перед собой цели обращать кого бы то ни было в свою веру. Уже чингизхановская Яса брала под свое покровительство православную церковь. Не ущемлялись и мусульмане, жившие на завоеванных территориях.
Известный арабский исследователь Джувейни в книге «История завоевателя мира» писал: «Поскольку Чингисхан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. Наоборот, ученых и отшельников всех толков он почитал, любил и чтил, считая их посредниками перед Господом Богом, и как на мусульман взирал он с почтением, так и христиан и идолопоклонников миловал. Дети и внуки его по нескольку человек выбрали себе одну из вер по своему влечению...».
И после того, как властители Золотой Орды приняли ислам и провозгласили его государственной религией, они продолжали практически придерживаться терпимого отношения к различным религиям и их последователям, руководствуясь соответствующими положениями Корана. В главной вероучительной книге ислама, немало мест, которые ориентируют мусульман именно к такому поведению. «Кто хочет, пусть верует, кто хочет пусть не верует» (18,28) - гласит одно из них.4 В Коране говорится, что Аллах создал различные народы и племена, чтобы они узнавали друг друга и взаимодействовали между собой (49, 12), христиане и иудеи названы «людьми Писания», мусульмане призваны почитать как пророков и Моисея и Христа.
В соответствии с этими принципиальными положениями Корана, уже в 4 году мусульманского летоисчисления пророк Мухаммад издал указ, Уравнивающий в основных правах христиан, проживающих в пределах
мусульманских владений, с последователями ислама. Он повелел охранять законы христиан, защищать их от врагов, обеспечить защитой их церкви и другие места богослужений, жилища монахов.5
Линия на мирное сосуществование монотеистических религий была реализована в арабо-мусульманском Халифате. Констатируя этот факт, известный австрийский востоковед Адам Мец писал, что для исламской цивилизации времен ее расцвета была присуща, «неизвестная средневековой Европе, веротерпимость».6 В другом месте он подчеркивал: «Неслыханная для средневековья веротерпимость в совместной жизни с христианами и иудеями принесла мусульманской теологии отнюдь не средневековый придаток - сравнительное богословие».7
Золотоордынская политическая элита, после принятия ислама в целом следовала упомянутым установкам. В результате, в то время, как на Западе шли религиозные войны и организовывались крестовые походы, на землях нынешней России ничего подобного не происходило. Здесь доминировали отношения межрелигиозного сотрудничества. Был установлен порядок выдачи ярлыков (грамот). Для князей - это были грамоты на право княжения, для митрополитов - грамоты на право руководства церковными делами. В соответствии с ярлыком хана Узбека, провозгласившего ислам государственной религией Золотой Орды, оскорбивший христианскую церковь, монастырь, часовню, поднявший руку на церковное имущество подлежал смертной казни. Православное духовенство освобождалось от дани и постоев, церковный суд признавался независимым.
Автор обстоятельного исследования «Русские люди в Золотой Орде» (М., 1978) Полубояринова М.Д. пишет на этот счет следующее: «Пока «татаро-монгольское иго» сохраняло свою мощь, русские князья мирились с исключительным положением церкви, но когда позиции завоевателей ослабели, княжеская власть сама начала предъявлять претензии на церковное имущество».8
Такое поведение русских князей побуждало ханов Золотой Орды в соответствующих ярлыках призывать их поддерживать привилегии, предоставленные русской церкви. Система выдач православным иерархам отдельных ярлыков ханами Золотой Орды, предоставление им возмож-
ности отстаивать интересы церкви независимо от княжеской власти, а иногда и против нее, создавала прецедент: церковные лидеры как бы становились самостоятельными участниками политического процесса. Подобное ощущение усиливалось в связи с тем, что православным иерархам нередко поручалось выполнение дипломатических поручений ханов в сношениях Орды с Византией.
Небезынтересен вывод, сделанный известным русским философом Н.А. Бердяевым в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» (М., 1990, с. 10). «Лучший период в истории русской церкви был в период татарского ига, тогда она была наиболее духовно независима и в ней был сильный социальный элемент».
Религиозная терпимость ордынцев распространялась не только на православных, но и на католиков. В 1315 году в столице Золотой Орды Сарае было учреждено католическое епископство и первым епископом был францисканец Стефан, что совершенно не случайно: к этому времени в Золотой Орде насчитывалось 12 францисканских монастырей9. Папа Римский Бенедикт ХП в письмах к хану Узбеку, хану Джанибеку и его жене Тайдуле тепло благодарил их за заботу о католиках, проживающих в Золотой Орде и выражал надежду на то, что вся ханская семья примет католичество.
Факты свидетельствуют о том, что правители мусульманской Золотой Орды нередко политические интересы ставили значительно выше принципов исламской солидарности. Скажем, тот же хан Узбек в борьбе с мусульманским Египтом и Сирией стремился опереться на католический мир.10 Политическими соображениями руководствовался он выдавая свою дочь Кончаку за сына московского князя Даниила Юрия, и соглашаясь на ее крещение (после чего она получила имя Агафья). Те же политические интересы укрепления ордынской власти и целостности государства были побудительными мотивами организации ханом Узбеком в 1324 году похода русских князей против Литвы, чтобы помешать Гедимину принять католичество, и его помощи русским князьям в 1340 голу в их борьбе против польского короля Казимира за сохранение свободы православных обрядов.
Евразийцы выдвинули, обосновали и отстаивали тезис о том, что Московское царство было наследником Золотой Орды. «Великое счастье Руси, писал П. Савицкий, - что в момент, когда в силу внутреннего разложения она должна была пасть, она досталась татарам и никому другому». И еще: «Без татарщины не было бы и России»."
Продолжая эту мысль, современные российские политологи Ю.С. Пивоваров и А.И. Фурсов пишут: « ...В ХШ веке возник новый Царь-град - Сарай, причем в буквальном смысле: это был город царя. Того царя, за которого с 1265 года молились в русских церквах. Того царя, который, не будучи русским и православным, тем не менее стал первым русским царем и был им почти 200 лет. Ордынские цари были царями русских всего лишь на столетие меньше Романовых».12
Золотая Орда была наглядным примером этнического и религиозного плюрализма. Уважительное отношение власти исламских предводителей к традициям и верованиям христиан способствовало тесному сотрудничеству между народами, широкому обмену культурными ценностями. Да и саму высокую религиозную терпимость русский народ в значительной мере воспринял от мусульманской Золотой Орды. Вот мнение на этот счет видного деятеля Русской православной церкви: «Мусульманская культура обогатила русский народ и во многом способствовала воспитанию в нем религиозной терпимости, которая не была свойственна до последнего времени соседним европейским народам,»13- говорит митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
9.3. Роль Церкви в образовании Русского централизованного
государства
Несмотря на то, что ордынская власть несколько сдерживала соперничество русских князей, междоусобная борьба продолжалась. В интересах сохранения и укрепления своих позиций, Церковь все чаще становилась на сторону сильнейшего из русских князей, помогая ему сохранить предоставленные привилегии и полномочия. До 1328 года это были тверские князья, получавшие право на великое княжение у ханов Золо-
той Орды. Но хан Узбек отобрал у них такое право в наказание за их вражду к ханским чиновникам. Титул «великого князя» получил московский князь Иван I Калита. Этот же хан выделял воинские формирования в помощь Ивану I, чтобы в борьбе с соперниками он мог добиваться расширения территории и укрепления своего влияния. Князь же стремился использовать возможности церкви в своих политических интересах. Золотоордынские власти поддерживали начинания великого князя и в этом. Они не препятствовали переносу резиденции митрополита Киевского из Владимира в Москву и вывозу туда же соборного колокола.
Иначе говоря, мусульманская Золотая Орда содействовала возвышению Москвы и превращению ее не только в политический, но и религиозный центр. О том, что могло бы случиться с Русью, если не было бы этого содействия, весьма ярко писал российский историк С Ф Платонов: «Удельные князья монгольского периода, если бы были предоставлены сами себе, разнесли бы свою Русь».
Что касается православной церкви, то ее положение в период Золотой Орды известный русский философ Г.П. Федотов оценивал как период наибольшей самостоятельности. Авторитетный историк православной церкви А.В. Карташев отмечал, что в ордынский период Русская церковь в политическом отношении представляла собой силу, превосходящую значение великокняжеской власти, которая еще не могла удерживать под своим влиянием все части раздробленной Руси, тогда как русская митрополия стягивала их в одно целое.14
Следует подчеркнуть, что церковь «стягивала» Русь в одно целое не только силою своего авторитета, но нередко и карая тех, кто выступал против объединительных усилий московских князей. Так, когда один из главных соперников Москвы Тверской князь Александр Михайлович бежал во Псков и был принят там горожанами, митрополит Феогност отлучил весь Псков от церкви и запретил там богослужения. Тверскому князю пришлось бежать в Литву. Позднее, в 1340- годы тот же митрополит карал Новгород за то, что там произошло выступление против великого князя.15 А в 1365 году великий князь направил авторитетного церковного деятеля Сергия Радонежского для переговоров с князьями Нижнего Новгорода. Стремясь добиться удовлетворения московских требований Сергий Радонежский закрыл церкви в этом городе.
Сотрудничество церкви с великокняжеской властью в вопросах собирания земель носило весьма противоречивый характер. И та и другая сторона искали своей выгоды. Светская власть стремилась полностью подчинить себе церковь, церковь же добивалась сохранения своей самостоятельности и притязала на завоевание руководящего влияния на государственные дела. Через борьбу и компромиссы пробивала себе дорогу необходимость централизации Руси, тем более, что Золотая Орда все более слабела.
Возможно наиболее ярко взаимодействие церкви и великокняжеской власти сказалось в борьбе за сокрушение Новгородской феодальной республики. Благо этому способствовали обстоятельства. После смерти новгородского архиепископа Ионы в 1469 году на его место был избран Феофил. Просьба о его утверждении была направлена не митрополиту, а великому князю Ивану Ш, который одобрил избрание. Но решил продемонстрировать зависимость Новгорода от Москвы. Он назвал Новгород исконным владением «бывших всех великих князей». В Новгороде такой подход вызвал негодование и его представители выехали к польскому королю и великому князю Литовскому Казимиру IV с просьбой, чтобы их епископ был поставлен обособленной в то время западно-русской митрополией. Реализация такой просьбы привела бы к отделению новгородской церкви от общерусской.
Проблема была решена военным походом Ивана III на Новгород. Митрополит Филипп не только благословил князя на этот поход, но и в специальной грамоте, направленной новгородцам, обвинил их в отступлении от православия к «латинству». В 1478 году Новгород был покорен, Новгородская республика - ликвидирована. (Правда, новгородская вольница в проявлении церковной жизни еще долго давала о себе знать. Лишенные права избирать себе архиепископа, новгородцы недружелюбно относились к владыкам, поставляемым Москвой. Первый поставленный Москвой архиепископ Сергий сошел с ума, ко второму - Геннадию - псковичи настолько неприязненно отнеслись, что запретили своим священникам служить вместе с владыкой, а просфирням - печь для него просфоры. Третьего архиепископа, Серапиона, в 1509 году великий князь лишил епископства и в наказание на 17 лет оставил новгородцев без владыки).
Несколько раньше перестали существовать Ярославское и Ростовское княжества. В 1485 году к Московскому княжеству присоединилась Тверь. Затем последовали Псков, Смоленск и Рязань.
В Европе возникло крупное Московское государство, церковные круги которого стали помышлять о том, что Москва должна стать центром все-
190
го православия. Они выдвинули концепцию, получившую название «Москва-третий Рим». Три, далеко не равных по значимости, события спо-"собствовали этому.
В 1453 году под ударами войск турецкого султана пала Византийская империя, считавшаяся центром православного мира. В 1472 году великий московский князь Иван Ш женился на Софье Палеолог - племяннице последнего византийского императора Константина XI. В 1518 году папа Римский Лев X выдвинул предложение об учреждении в Москве патриархии вместо константинопольской, коронации великого князя ( в «царя всея Руси») и принятия русской церковью условий Флорентийской унии (фактического ее подчинения католической церкви).
Выступая против подобных предложений, церковные деятели стали усиленно распространять суждения о том, что власть великих московс-IX князей носит божественный характер, а сами эти князья происходят
римских императоров, что первый и второй Рим (Константинополь) тали ввиду отхода от «истинного христианства» и что православная Москва «избрана Богом» как единственная подлинная наследница Рима до самого «конца света». Эти идеи в обработке игумена псковского монастыря Филофея были доведены до великого московского князя Василия Ш - сына Ивана Ш от Софьи Палеолог.16
В утверждении идеи о Московском государстве как центре всего православия приняли достаточно активное участие и зарубежные религиозные деятели. Так, например, константинопольский патриарх именует Василия III «наивысшим и кротчайшим царем и великия Кралем всея право-славныя земли и Великая Руси». А патриарх Иосаф II в специальном послании объявляет Ивана IV «царем и государем православных христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана». Что же касается иноков афонского сербского Хилеандарского монастыря, то они в 1548 голу величали Ивана Грозного «самодержавным великим царем московским, единым правым государем, белым царем восточных и северных стран, кото-эый всем православным христианам царь и государь...».
Мессианская концепция «Москва - третий Рим» способствовала объе-янению усилий великокняжеской власти и церкви по дальнейшему соби-эанию русских земель и упрочению позиций Московского государства на международной арене. Однако совместная деятельность по возвышению
Московского княжества не устранила противоречий между властью светской и властью религиозной, что не могло, не отразится на государственно-церковных отношениях. Как и в прошлые периоды истории Руси, во времена долгого царствования Ивана IV Грозного, они были непростыми.
На начальном этапе юный властитель, венчанный на царствование умудренным опытом митрополитом Макарием, бывшим ранее архиепископом Новгородским, не проявлял особого стремления подчинить себе церковь. Сказывалась молодость царя и расчетливая проповедь митрополита, направленная на его возвеличивание.
Провозглашая царя «боговенчанным», митрополит и другие церковные деятели не только стремились способствовать повышению и укреплению его авторитета в глазах народа. Они хотели тем самым еще, и добиться усиления влияния церкви на государственные дела. «Боговен-чанный» царь в идеале должен был выполнять религиозные предписания, действовать в соответствии с учением церкви. Решение вопроса о том, насколько верно выполняются предписания оставалось за церковным руководством, что позволяло во многих случаях вести торг с политической властью с пользой для интересов церкви.
Пользуясь своим положением, митрополит Макарий многое сделал для укрепления позиций церкви, ее централизации. Большое число местных святых было переведено в ранг общерусских, канонизация новых святых стала прерогативой митрополита и церковного собора, были унифицированы религиозные обряды, усилен контроль за деятельностью низшего духовенства, приняты меры по укреплению дисциплины среди монашествующих. Секуляризационные поползновения светской власти на монастырские владения удалось оставить неудовлетворенными.
Отмечая выдающуюся роль митрополита Макария по централизации русской церкви, А.В. Карташев не без оснований замечает, что благодаря его усилиям была решена задача, продиктованная фактом политического объединения Руси. «Как прежде раздробленная на уделы Русь жила под патронатом местных святынь, которые служили символами местной самобытности, так теперь, объединенная в цельное государство, она побуждала тем церковь точно также объединить и централизовать свое внутреннее и внешнее бытовое содержание. И митрополит Макарий в данном случае, в параллель князьям «собирателям» Руси, может быть назван «собирателем» русской церкви.17
17 Карташев А.В. Собрание сочинений в 2 т. Т. 1: Очерки истории русской церкви -М, 1992. С. 433
192
Иначе сложились отношения между светской властью и властью духовной после смерти митрополита Макария (в 1563 г.). Введенная царем опричнина, сочетавшаяся со страшной жестокостью, ударила не только по боярам. Не будучи согласен с такой политикой Ивана Грозного уходит добровольно с кафедры преемник Макария митрополит Афанасий. Пришедшего ему на смену по настоянию царя, митрополита Германа, Иван Грозный изгоняет через несколько дней после избрания церковным собором.
Избранный митрополитом бывший игумен Соловецкого монастыря Филипп, выходец из боярской семьи Колычевых, также решительно выступил против опричнины, введенной царем. Как отмечают исследователи «главное, что побудило митрополита столь настойчиво противоборствовать опричнине, - это сопротивление руководства церкви цент-рализаторской политике правительства Ивана IV, посягнувшего на церковные богатства и привилегии».18 Уже через два года после избрания, по повелению царя митрополит был лишен сана, сослан в Тверской монастырь, где был удушен Малютой Скуратовым. За этим последовала серьезная «чистка» высших церковных кругов, еще более усилившая зависимость церкви от государства.
В расправах своих над руководителями русской церкви Иван Грозный не был оригинален. Его предшественники также не были слишком щепетильны. Так, Василий Ш изгнал, ставшего неугодным, митрополита Варлаама с поста и отправил его в ссылку в Каменный монастырь (1521 г.). Фактический правитель Русского государства Иван Шуйский согнал с поста митрополита Даниила и сослал его в монастырь (1539 г.). Избранный им на пост митрополита Иосаф, через три года также был изгнана светской властью и заточен в Кириллов Белозерский монастырь.
Практика порабощения церкви государством, точнее, правительством несколько смягчалась пока русская церковь находилась в юрисдикции Вселенской патриархии (митрополиты на Русь направлялись Константинополем) и пока существовало ордынское господство (и русские князья и русские митрополиты действовали в соответствии с ярлыками ханов).
Церковным деятелям приходилось лавировать. С одной стороны они были заинтересованы в приобретении независимости от Константинополя, но с другой - они понимали, что такая независимость может достаточно сильно ударить по позициям церкви внутри страны, ослабив их
Русское православие: вехи, истории/научн. Ред. А.И. Юмбанов. - М., 1989, С. 134.
13 — 4194
193
в противостоянии светской власти князей. Зависимость от Константинополя одновременно была и опорой в отстаивании интересов церкви.
Далеко неоднозначной была и поддержка церковными кругами возвышения Московского княжества. Помогая этому процессу, как способствующему сплочению русского народа и подготовляющую время освобождения от ордынского владычества, они вместе с тем понимали, что укрепление Москвы может обернуться еще большей зависимостью церкви от усиливающейся великокняжеской власти.
Освобождение Руси от ордынской зависимости, практически совпавшее по времени с произвольным выходом русской церкви из юрисдикции Константинополя, открыло новый период в ее истории - период возрастания зависимости от национальной светской власти.
Однако российским государям фактического осуществления власти над архиереями было недостаточно. Они добивались международно признанного права царя на окончательное утверждение главы русской церкви. Для этого нужно было узаконить самопровозглашенную автокефалию церкви. Благодаря стараниям Бориса Годунова и дорогим подаркам преподнесенным вселенскому патриарху Иеремии П , находившемуся с визитом в Москве в 1589 году эта задача была решена. Отныне Константинополь лишился права вмешиваться в дело поставления лидера русской церкви, а первым патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Иов, который впоследствии венчал Бориса Годунова на царство.
Наличие самостоятельной централизованной и достаточно мощной религиозной структуры во главе с патриархом, призванным венчать на царство очередного властителя, способствовало упрочению внутренней стабильности в стране, укреплению политического режима. Вместе с тем. при определенных обстоятельствах, существование в обществе наряду со светской властью духовного полновластия общепризнанного церковного лидера, имеющего патриаршее достоинство могла создавать опасную ситуацию противостояния двух этих сил. Что и произошло во времена нахождения на российском престоле «тишайшего» царя Алексея Михайловича, с которым вступил в противоборство амбициозный теократически настроенный патриарх Никон, добившийся на первых порах целого ряда привилегий для церкви, а для себя - право официально именоваться «великим государем». И только стойкость царя, поддержанного восточными патриархами, привела к лишению Никона патриаршего достоинства и стабилизации государственно-церковных отношений.
Однако патриарх Никон вошел в историю не только своим властолюбием и теократическими устремлениями. Его имя связано с церковной рефор-
194
мой, осуществленной с согласия царя. Она не затрагивала основ учения и порядка церковной жизни, а касалась лишь частностей обрядовой практики. Было введено трехперстное крестное знамение вместо двуперстного, получил признание четырехконечный крест (наряду с восьмиконечным), богослужебные книги были исправлены по византийским образцам, из них были изъяты вкрапления древней языческой народной культуры.
Никоновская реформа имела очень серьезные социально-политические последствия. Русская церковь раскололась. От нее отделились сторонники «старой веры». Официальная церковь предала их анафеме, светские власти подвергали жестоким репрессиям, что побудило их бежать в отдаленные районы Севера, юга России, Сибири. В знак протеста десятки тысяч старообрядцев подвергли себя самосожжению, многие участвовали в антиправительственных восстаниях последующих лет.
Необходимо отметить и другой аспект никоновской реформы. Она как бы устраняла национальную особенность Русской церкви. Сам Никон заявлял: «Я русский, сын русского, но мои убеждения и моя вера греческие». Реформа отвечала интересам и далеко идущим притязаниям Русской церкви и Российского государства. Она открывала возможность главе Русской церкви, как самой многочисленной по своим последователям православной церкви, претендовать на роль главы всего православного мира, а Русскому государству, как наиболее крупному славянскому государству, соответственно, возлагать надежду на объединение под властью своего царя всех народов, родственных по происхождению и по вероисповеданию. А сторонники «старой веры», оказывались как бы противниками таких притязаний.
Российские ученые придавали огромное значение последствиям реформы патриарха Никона. В.В Розанов еще в 1896 году оценивал церковный раскол, последовавший в результате этой реформы, как грозное явление в истории России. Он признавал раскол явлением более серьезным и глубоким, чем начатая Лютером Реформация и более значительным, чем события 1812 года, Н.А. Бердяев даже утверждал, что «русский раскол - основное явление русской истории».19 П.Н. Милюков полагал, что церковный раскол является «причиной разрыва между интеллигенцией и народом, который продолжается уже века».20
9.4. Церковная реформа Петра 1: возникновение государственной церкви
Начиная крупные новаторские преобразования в стране, Петр 1 понимал, что встретит серьезное сопротивление со стороны консервативных сил. В составе этих сил не последнее место занимало русское духовенство. К тому же исторический опыт, особенно опыт длительного противостояния между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном убеждал, что возможность возникновения аналогичной ситуации исключить нельзя, а это грозило серьезными осложнениями для начатого Петром 1 исторического дела.
Из этого следовало два вывода: во-первых, необходима реформа не только управления государством, но и управления церковью, чтобы она стала союзницей в осуществляемых преобразованиях; во-вторых, полагаться на поддержку высших слоев русского духовенства в деле реформирования церковного управления нельзя, необходимо искать другой выход. И царь нашел такой выход. Он решил опереться на украинских служителей церкви (с 1685 года Киевская митрополия была частью Русской церкви).
Еще в 1700 году Петр 1 издал указ о вызове малороссийских священников и многие из них достаточно быстро оказались на высоких постах митрополитов и епископов. Украинизация церковной иерархии продолжалась и после Петра 1. Среди 127 архиереев, занимавших епархиальные кафедры до 1762 года, украинцев и белорусов было 70, а русских - 47.21
Религиозные деятели - выходцы из Украины, особенно Феофан Про-копович и Феодосии Яновский, в большой степени содействовали реализации петровской церковной реформы. Именно Феофану Прокопови-чу царь поручил подготовить проект знаменитого «Духовного регламента», который, был призван решительным образом изменить систему управления православной церковью в России. В целях исключения серьезного сопротивления со стороны духовенства Петр I решил еще до вступления в силу этого эпохального документа заполучить под ним подписи архиереев и настоятелей крупнейших монастырей. Целый год шел сбор подписей. Большого противодействия не было. Архиереи были научены опытом восстановления ( в 1701 г.) Монастырского приказа, в чье ведение были переданы все церковные вотчины. Тогда в отношении недо-
вольных по указанию царя были применены серьезные репрессивные меры.
«Духовным регламентом» отменялось патриаршество. Функции управления церковными делами возлагались на Духовную коллегию, вскоре переименованную в «Святейший Правительствующий Синод». Он действовал от имени царя, обладавшего высшей властью в церкви.
В обоснование идеи о необходимости отказа от патриаршества и перехода к коллегиальной форме управления Православной церковью в «Духовном регламенте» говорилось: «... От Соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, как отличается власть духовная от самодержавной, но, дивясь великой чести и славе первоиерарха, помышляет, что таковой правитель есть второй государь, самодержцу равносильный или больший его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство... простые сердца мнением сим так развращаются, что и на самодержца своего начинают смотреть в иных делах не так, как на верховного пастыря.
А когда возникнет между самодержцем и первоиерархом какая-нибудь распря, то все - слепо и без раздумия - начинают более соглашаться с духовным лицом, нежели с мирским правителем, дерзать, бороться за него и бунтовать, обольщая себя окаянных тем, что они якобы за самого Бога борются и руки свои не оскверняют, а освящают, даже если стремятся к кровопролитию. Такому заблуждению народа умышленно способствуют коварные люди, враждующие со своим государем, ибо в случае ссоры государя с пастырем умело используют сей случай для того, чтобы выдать злобу свою за церковную ревность и поднять руку на Христа Господня. И к такому же беззаконию, как будто к делу Божию, подвигают простой народ. А что будет, если и сам пастырь надмевается о себе таковым же мнением и решит не остаться в стороне? Трудно изречь, какое отсюда бедствие бывает! Дай-то Бог, чтобы об этом можно было только размышлять, но - сие не вымыслы, но делами не раз во многих государствах явлено - взглянуть хотя бы в историю константинопольскую до Юстиниана! Да и Папа тем же самым способом не только государство Римское пресек и себе великую честь похитил, но и иные государства не раз до крайнего разорения доводил. Да не повторятся и у нас подобные замашки!».22
Хотя предусмотренный «Духовным регламентом» священный Правительствующий Синод состоял из служителей церкви, подобранных светской властью, фактически его работой руководил чиновник - обер-прокурор, назначавшийся императором и являвшийся «оком Государевым в Синоде».
Как функции обер-прокурора и Святейшего Синода, так и обязанности епископов и священников были тщательно расписаны. Обер-прокурор подписывал протоколы заседаний Синода, представлял императору доклады и отчеты о его деятельности, направлял работу всех синодальных учреждений - от канцелярии до хозяйственных служб. Епископам вменялось в обязанность руководство деятельностью церквей, монастырей и молитвенных домов, входящих во вверенные им епархии, следить за нравственным состоянием и политической лояльностью священников, монахов и мирян.
Были приняты меры к упорядочению штата священников и резкому сокращению количества монахов, большинство которых, как говорил Петр 1 «тунеядцы суть». Отныне на каждые 100-150 дворов полагался один священник. Все лишние священники, как теперь принято говорить в церкви, увольнялись «за штат». Священникам предписывалось нарушать тайну исповеди. Они обязывались незамедлительно сообщать «где надлежит» о замышляемых преступлениях, о которых им стало известно в ходе исповеди. Количество монастырей было решено существенно сократить, в том числе за счет слияния тех, в которых насчитывалось менее 30 обитателей, новых монахов «не постригать», а естественную убыль пополнять за счет отставных солдат. В именном указе императора Святейшему Правительствующему Синоду от 31 января 1724 года подробно расписывалось, какими общественнополезными делами должны заниматься монашествующие.
Таким образом, в соответствии с принятыми Петром I актами, Русская церковь полностью была подчинена светской власти, фактически превращена в часть государственной структуры. В своей книге «Русская идея» Н.А. Бердяев подчеркивал, что «неверен распространенный взгляд, что Петр I, создавший Священный Синод по немецкому лютеранскому образцу, поработил и ослабил церковь. Вернее сказать, что церковная реформа Петра была уже результатом ослабления церкви, невежества иерархии и потери ее нравственного авторитета».23
Государственные интересы побудили царя принять ряд принципиальных решений и в отношении других конфессий. В связи с присоединением к России земель, населенных финнами, эстонцами и латышами, исповедовавшими лютеранство, по указанию Петра I создается должность суперинтенданта - главы лютеранской церкви России. Еще раньше царь принимает личное участие в строительстве лютеранских храмов в Москве и Петербурге.
В 1695 голу впервые в России было дано разрешение на строительство деревянного католического храма. В 1705 году указом императора католикам предоставлялось право строить каменные храмы. В царствование Петра I было возведено в стране два католических каменных храма: в Москве и Астрахани.
Если отношение к лютеранам проявленное Петром I было своеобразным продолжением политики его предшественников, т.к. лютеранские храмы стали функционировать в стране еще со времен Ивана Грозного, то разрешение строить католические храмы на Руси было новаторским. Последователи противостоящего государственной церкви вероисповедания получали право открыто удовлетворять свои религиозные потребности.
9.5. Государственно-конфессиональная политика Екатерины II
Екатерина П была истинной продолжательницей петровских реформ в сфере государственно-церковных отношений. Прежде всего, это касалось секуляризационных начинаний, направленных на укрепление экономического могущества государства. Императрица решила воплотить в жизнь нереализованные планы Петра I, направленные на резкое сокращение количества монастырей, изъятие из их владения крестьян и земель. А изымать было что. К примеру, одна Троице-Сергиева лавра к 1752 году владела в 15 губерниях 92 450 душами крестьян мужского пола, дворами и подворьями в 47 городах. В монастырских вотчинах применялись те же формы эксплуатации, что и в помещичьих владениях: использовались и барщинные работы и оброк. Монастырям принадлежали такие крупные села, которые уже в ХУШ столетии стали городами, как Подол (Подольск), Егорьевск, Ковров и др.24
В соответствии с Манифестом императрицы от 26 февраля 1764 года, провозгласившим секуляризацию духовных владений и населяющих их крестьян, в ведение государства перешло около 1 миллиона крестьян
мужского пола, 8,5 миллиона десятин земли, более 1,5 миллиона рублей ежегодного дохода. Количество монастырей сократилось более чем в 2 раза: с 1072 до 452.25 Создание новых монастырей допускалось только с особого разрешения правительства. Позднее секуляризационная реформа была проведена и на Украине.
Не менее впечатляющими были решения императрицы, касающиеся других конфессий. Стремясь наладить эффективное управление страной, населенной многочисленными народами, исповедующими различные религии, императрица предпринимает меры к внедрению начал терпимости к инославным и иноверным исповеданиям. Осознавая, что такая линия далеко не всеми в составе правящей элиты будет понята и принята в Наказе, данном 30 июля 1767 года комиссии о сочинении проекта нового Уложения она разъясняет: «В том великом Государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами весьма бы для спокойствия и безопасности граждан был порок - запрещение или недозволение их различных вер... Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону измягчает и самые жес-токовыйные сердца и отводит их от замотерелого упорства, утишая споры их, противные тишине Государства и соединению граждан».26
В полном соответствии с такими установками, по указанию Екатерины II, Святейший Правительствующий Синод 17 июня 1773 года издал Указ «О терпимости всех вероисповеданий». В нем говорится: «отныне Преосвященным Архиереям в дела, касающиеся до всех иноверных исповеданий и до построения по их законам молитвенных домов, не вступать, а предоставлять оное все на рассмотрение светских команд. Преосвященные ж Архиереи, также как и светские команды, должны прилагать, в силу Государственных законов, старание, чтоб от того между подданными Ея Императорского Величества не могло быть никакого разногласия, а паче б между ими любовь, тишина и согласие царствовало».27
Указ появился на свет в связи с тем, что архиереи пожаловались на то, что в Казани по разрешению губернатора недалеко от места проживания крещенных татар были построены две каменные мечети. Жалобщики надеялись на поддержку императрицы, помня опыт Новокрещенской конторы, возглавлявшейся епископом Лукой Канашевичем, которая по повелению императрицы Елизаветы Петровны за короткий срок уничтожила в Казанской губернии 418 мечетей из 536 существовавших, в Сибирской губернии 98 из 133, в Астраханской губернии - 29 из 40.28 Мотив был тот же: мечети находились вблизи места жительства ново-крещенных татар.
Остановив произвол, творившийся в отношении последователей ислама, Екатерина П этим не ограничилась. Она принимает целый ряд мер, направленных на интеграцию мусульман в российское общество. В 1779 году издается указ, в соответствии с которым все мусульмане, имевшие благородное происхождение и показавшие себя преданными империи, получали право быть приравненными к русскому дворянству в правительственных привилегиях. Несколько позднее (1788 г.) выходит именной указ императрицы о создании Оренбургского Магометанского духовного собрания в Уфе, которому должны были подчиняться все мусульманские общины страны за исключением тех, которые размещались в Крыму.
Духовное собрание, после проведения необходимых испытаний на знание вероучения, утверждало избранных верующими имамов, вело запись актов гражданского состояния, рассматривало и решало дела о строительстве мечетей, выносило решения по некоторым гражданским делам на основе шариата (о заключении и расторжении брака, о частной собственности в случае споров, возникающих по завещаниям или по наследственным делам и др). Муфтий избирался мусульманами и по представлению министра внутренних дел утверждался «высочайшей властью». Ему было установлено государственное содержание в сумме 1500 рублей в год. Членам собрания в составе трех человек также устанавливалось государственное жалованье.
Также именным указом Екатерины II (от 15 июня 1792 года) были установлены крупные годовые оклады руководителю Таврического духовного управления мусульман и его помощникам, дабы они «имели надлежащее надзирание над всем Духовенством Магометанским Области Таврической».
Стремление способствовать консолидации разноплеменного российского общества были продиктованы и многие другие акты Екатерины
II. Коренным образом изменилось отношение к иудеям. Если императрица Елизавета Петровна в 1742 году издала указ об удалении евреев из пределов Российской империи, то манифестом Екатерины II, изданным в 1772 году в связи с присоединением Белоруссии к России евреям была предоставлена «совершеннейшая свобода в публичном отправлении их веры». Правда, ею же была установлена «черта оседлости» для евреев, что означало ограничение регионов их проживания сначала землями, отошедшими к России от Польши, а затем - Левобережной Украины, Новороссии и Крыма. В 1795 году официально было признано караимское вероисповедание, чьи последователи избавлялись от «черты оседлости».
В этом же ряду стоят манифесты императрицы от 4 декабря 1762 года и 22 июля 1763 года, в соответствии с которыми приглашаемые из-за рубежа на жительство в Россию иностранцы, а это были по преимуществу немцы-лютеране, получали право беспрепятственно исповедовать свою религию, строить молитвенные помещения и иметь необходимое количество священнослужителей. В 1773 году специальным указом создается Могилевское католическое епископство, а в 1782 году ее руководитель провозглашается главой всех католиков Российской империи с титулом митрополита. Небезинтересно вспомнить об этом в связи с серьезными баталиями, развернувшимися в начале XXI века между Московской патриархией и Ватиканом по поводу изменений, внесенных последним в порядок управления католическими общинами в России.
Говоря о католических религиозных организациях, которые функционировали во времена Екатерины II в России, нельзя не упомянуть о деятельности подразделений «Общества Иисуса» - ордена иезуитов. Когда под давлением католических держав, включая Францию и Испанию, папа Климент XIV был вынужден принять решение о роспуске ордена иезуитов (21 июля 1773 г.), Россия не последовала примеру европейских стран, изгонявших иезуитов со своих территорий. В ее населенных пунктах учреждения ордена продолжали беспрепятственно действовать. Более того, часть преследуемых иезуитов получила приют в России.
Таким образом, Екатерина II своей неординарной вероисповедной политикой внесла крупный вклад в дело превращения России в будущем в страну мирного сосуществования различных конфессиональных общностей.
Однако было бы ошибкой полагать, что императрица в своей вероисповедной политике руководствовалась высокими нравственными побуж-
202
дениями или заботой о религиозных чувствах верующих. Интересы сохранения и упрочения самодержавной монархии были главными движущими силами такой политики. В письме к Вольтеру Екатерина П называла себя главой церкви и добавляла, что «церковная власть должна подчиняться ей безусловно». Последующие властители России из дома Романовых в «религиозном вопросе» действовали в том же духе, правда, значительно менее талантливо и осмотрительно.
В наши дни некоторые религиозные деятели, ученые и политики ратуют за возрождение формулы графа С.С. Уварова «Православие, самодержавие, народность». Однако они забывают, что этот девиз был вызван к жизни стремлением «верхов» России сохранить порядок, когда религия находилась в услужении у политики, насаждая в народе веру в незыблемость царского режима, формируя в массах преданность престолу, призывая к безоговорочной поддержке его внутренней и внешней политики. Недобрые последствия такого курса РПЦ ощутила на себе в 1917 г. Как отмечал Б.С. Ерасов, формула Уварова «не только сковывала правоверие и не только привязывала патриотизм к самодержавию. Она нередко оказывалась обременительной для императорского правительства, сталкивавшегося с многотрудной задачей стабилизации государства, населенного многочисленными иноверцами. Реальная политика была направлена на преодоление антагонизма между православием и другими конфессиями.. .».29
9.6. Вероисповедная политика Временного правительства
России
Победа февральской революции (1917 г.) открыла широкие возможности для осуществления давно назревших вероисповедных реформ. Многонациональное и поликонфессиональное российское общество с огромным подъемом встретило постановление Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений (от 20 марта) и «О свободе совести» (от 14 июля). Эти акты устанавливали равенство граждан во всех областях общественной жизни независимо от их национальной и вероисповедной принадлежности; обеспечивали свободу совести; предоставляли право свободного перехода из одного вероисповедания в любое другое или признания себя не принадлежащим ни к какой вере; обеспечивали возможность беспрепятственной деятельности различных религиозных организаций.
Массы верующих, разбуженные революцией, требовали демократизации не только государственного, но и церковного управления. Их поддерживала часть духовенства, недовольная зависимым положением церкви от светской власти и чрезмерной централизацией ее управления. Демократические преобразования, начатые в политической сфере, стимулировали появление стихийных выступлений в аналогичном направлении внутри религиозных организаций. На местах стали создаваться комитеты из представителей духовенства и мирян, которые инициировали созыв епархиальных съездов в целях введения демократических начал в управление церковными делами. На съездах были поддержаны предложения о введении выборного порядка замещения духовных должностей и коллегиально представительного начала на различных ступенях церковного управления. По существу началась церковная реформа «снизу».
Желая направить процесс в управляемое русло, Временное правительство образовало новый состав Священного синода, который санкционировал введение выборного начала «во все доступные для него формы церковного правления».30 Решением правительства была ликвидирована, вызывавшая у духовенства аллергию, должность обер-прокурора Священного синода и создано Министерство исповеданий, в функции которого входило осуществление контроля за соблюдением религиозными организациями российского законодательства, касающегося их деятельности. Была начата подготовка к проведению Всероссийского Поместного Собора, на созыв которого царская администрация не давала разрешения в течение многих лет.
Поместный Собор открылся в Москве 15 августа 1917 года. Из 564 его членов 299 были мирянами и это не могло не сказаться на его решениях. Принятые Собором документы устанавливали выборность священников и епископов, соответственно - приходскими собраниями и епархиальными съездами. Каждый приход должен был посылать своих представителей на епархиальные съезды и в епархиальный совет. Предусматривалось создание советов при архиепископах и митрополитах. При Патриархе учреждался Синод в составе архиереев и Высший церковный совет из представителей белого духовенства и мирян. Оба учреждения
должны были работать на постоянной основе как органы высшего церковного управления.31
Собор восстановил патриаршество и избрал патриарха. Им стал митрополит Тихон (Булавин).
В специальном определении «О правовом положении православной Российской Церкви» Собор выдвинул положения, которые во многом отдавали дань прошлому и не очень соответствовали духу демократических требований масс. Прежде всего речь шла о «первенствующем среди других исповеданий публично-правовом положении» Русской церкви, которая «получает из государственного казначейства по особой смете... ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей».
Многие другие положения этого документа звучали как требования государственной церкви, обращенные к ослабленной светской власти. «Глава Российского Государства, министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными», - говорилось в статье 8. А вот как выглядела статья 19 этого определения: «Во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу православной Церкви, преподавание Закона Бо-жия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях, содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны».
Определение устанавливало, что все учебные заведения православной церкви - и общеобразовательные и богословские - пользуются всеми правами государственных учебных заведений; служащие церковных учреждений пользуются правами государственной служб; православный календарь признается государственным календарем; священнослужители, монашестсвующие и штатные псаломщики освобождаются от воинской службы.
Решения Собора не могли быть реализованы в связи с той политикой, которую стал проводить советский режим.
Известный историк Русской православной церкви профессор Университете Западного Онтарио (Канада) Д.В. Поспеловский говорит о Всероссийском Церковном соборе 1917-1918 годов: «... на том соборе были приняты ответственные глубоко продуманные эпохальные решения. Сегодня
31 Известный канадский специалист по Русской православной церкви Д. Поспеловский приводит мнение немецкого богослова и историка церкви Г. Шульца, который полагает, что решения Собора по вопросам внутрицерковной жизни во многом опережали весь христианский мир.
205
необходим именно подобный Собор, а если у сегодняшней Церкви для этого не хватает силенок, то следовало бы по крайней мере провести в жизнь современной Церкви прежние соборные определения, обновив те или иные детали в соответствии с требованиями сегодняшнего дня».32
Многие идеи, вошедшие в решения Всероссийского Поместного собора, касающиеся государственно-церковных отношений, в обновленном виде были использованы при подготовке «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденных Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году. Для реализации решений Всероссийского Поместного Собора в отношении демократизации внутри-церковной жизни, по мнению иерархов, условия еще не созрели.
В наше время широко обсуждается вопрос о воссоединении Русской православной церкви с Русской православной церковью за рубежом. Заинтересованность в таком событии выразил и президент России В.В. Путин. Однако насколько реальна возможность воссоединения, если Московская патриархия не готова осуществлять решения Поместного Собора 1917-1918 гг. в части демократизации церковной жизни, а руководство РПЦЗ является активным сторонникомреализации подобных преобразований?
В этом отношении весьма показательной является резолюция пастырского совещания Австралийской епархии РПЦЗ принятая 29 октября 2003 г. при участии главы церкви митрополита Лавра. «Мы считаем, что наступило время всем частям Российской Поместной Церкви для сближения и возвращения к принципам и духу Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. путем переговоров... и возвратиться к каноническим нормам соборной церковной жизни».33
В последние годы многие авторы, пишущие на «религиозные» темы имеют склонность идеализировать складывавшиеся в досоветской России государственно-конфессиональные отношения. В их изображении синодальный период выглядит как отклонение от благостных, чуть ли ни партнерских отношений между государством и церковью, будто бы существовавших до реформ Петра I.
В системе «церковь-государство» в России по большей части действовал принцип цезарепапизма, а не «симфонии» или папоцезаризма. «Церковь была подчинена государству не только со времен Петра Великого, но и в Московской России, - писал Н.А. Бердяев, - ибо уже там царь был признан наместником Бога на земле, ему принадлежали заботы не только об интересах царства, но и о спасении души. Церковные соборы созывались царем. Желание царя, особенно во времена Ивана Грозного было законом для архиереев в церковных делах. Божье воздавалось кесарю».34
9.7. Советская модель государственной политики в отношении религии и религиозных организаций
В основу политики Коммунистической партии и Советского государства в отношении религии и религиозных организаций были положены следующие ленинские идеи: религия - «враг культуры и прогресса», «все современные религии и церковь, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции», «марксист должен быть врагом религии», «в регионах с преобладанием феодальных и дофеодальных отношений надо в особенности иметь в виду необходимость борьбы с духовенством и панисламизмом».35
Хотя среди выдвинутых В.И. Лениным идей были и такие, как необходимость борьбы за равенство всех религий перед законом и относиться «с полным уважением ко всякому искреннему убеждению в делах веры»,36 однако уже после первых лет установления Советской власти, они были забыты. В значительной мере этому способствовал сугубо классовый подход руководства страны к религии и религиозным организациям, в результате чего реализация государственной политики по отношению к ним на длительный период оказалась в ведении Антирелигиозной комиссии Центрального Комитета Коммунистической партии и органов государственной безопасности.
Первым крупным документом Советской власти, регулировавшим отношения между государством и религиозными организациями стал, разработанный под руководством Ленина и подписанный им, декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 20 января (2 февраля) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» больше известный как декрет «Об отделении церкви от государства и школы от Церкви».
Декретом была провозглашена свобода совести: право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии; равенство прав и обязанностей верующих всех вероисповеданий и неверующих; недопустимость применения религиозными объединениями мер принуждения или наказания к их сочленам. Декретом было предусмотрена материальная гарантия свободы совести: молитвенные здания и культовое имущество, национализированные государством, предоставлялись религиозным обществам в бесплатное пользование. Было категорически запрещено издавать «любые местные законы и постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести». Декрет закрепил концепцию равенства всех религий перед законом, что отвечало чаяниям религиозных меньшинств России.
Важнейшим положением декрета являлось требование отделения церкви (религиозных организаций) от государства, что, в том числе, означало отстранение религиозных организаций от какого бы то ни было участия в государственных делах. Была отменена религиозная клятва или присяга. Деятельность государственных и общественных организаций отныне не должна была сопровождаться никакими религиозными обрядами и церемониями. Все акты гражданского состояния (регистрация рождения и смерти, бракосочетание, развод и др.) передавались в ведение государственных органов. Религиозные организации лишались права владеть собственностью.
Декрет провозгласил также отделение школы от церкви (религиозных организаций), подчеркнув тем самым светский характер образования в стране, исключающий влияние религии. Преподавание религиозных вероучений в государственных и общественных, а также частных учебных заведения, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускалось, обучаться религии можно было только в частном порядке.
Таким образом, с принятием декрета о свободе совести отношение человека к религии становилось его частным делом, а деятельность религиозных организаций ограничивалась лишь удовлетворением религиозных потребностей верующих.
Духовенство в массе своей не было в восторге от декрета. Его реализация, во многих случаях далекая от деликатности, вела к обострению государственно-церковных отношений, а начавшаяся гражданская война способствовала крайнему ужесточению противоборства. Множество религиозных деятелей было репрессировано.
После окончания гражданской войны государственно-конфессиональные отношения стали стабилизироваться. Ко второй половине 1920-
20-х годов большинство религиозных центров стало на лояльные позиции по отношению к советской власти. И именно в это время, 9 сентября 1927 года И.В. Сталин заявляет: «Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознание трудящихся. Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили, беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано».37 Фактически, это был сигнал к всеобщему наступлению против религиозных организаций. А 24 января 1929 года вышло постановление политбюро ЦК ВКП(б), в котором религиозные организации были объявлены единственными легально действующими контрреволюционными организациями, имеющими влияние на массы.
Решениями правительства служители религии были лишены права землепользования, а проживающие в сельской местности приравнены к кулакам. С февраля 1930 года местным органам власти было предоставлено право в районах сплошной коллективизации сельского хозяйства применять к кулакам и приравненным к ним лицам полную конфискацию имущества и выселение из пределов районов, краев и областей.
Кампания по административному закрытию молитвенных учреждений переплелась с кампанией по насильственной коллективизации сельского хозяйства. Дело не ограничивалось прекращением функционирования религиозных организаций, тысячи храмов были разрушены. Десятки тысяч религиозных деятелей были изгнаны из мест своего проживания. Под угрозой высылки крестьян загоняли в колхозы, вынуждая сдавать в них свои земли, скот и сельскохозяйственный инвентарь. Массовые волнения подавлялись силой оружия.
Лишь в годы Великой отечественной войны положение несколько изменилось. Верующим гражданам была предоставлена возможность, открыть несколько тысяч храмов, религиозным организациям разрешена умеренная благотворительная деятельность, снят запрет на паломничество к святым местам, возобновилась деятельность небольшого числа духовных учебных заведений и монастырей. Однако недолго длился этот «либеральный» курс.
Хрущевская «оттепель», способствовавшая демократизации некоторых сторон общественной жизни, для государственно-конфессиональных отношений обернулась откатом назад. За период с 1959 по 1965 год была прекращена деятельность более 6,5 тысяч религиозных обществ
(из 18,3 функционировавших).38 В связи с установками ХХП съезда КПСС на построение коммунистического общества за 20 лет, в котором, как считалось, не должна существовать религия, были предприняты разнообразные меры к ее искоренению. Среди них важное место заняло насилие.
В период правления Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.) коренных перемен в вероисповедной политике советского государства не произошло. В целом ряде постановлений ЦК КПСС по вопросам атеистического воспитания населения высказывались требования «последовательно осуществлять четкий классовый подход к оценке роли религии в истории и культуре народов», добиваться прекращения паломничества верующих к «святым местам», обеспечивать «формирование атеистического общественного мнения в каждом трудовом коллективе, населенном пункте». Оставались в силе требования постановления ВЦИК И СНГ РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» и аналогичных законодательных актов других союзных республик, действия которых приводило к тому, что жители многих десятков тысяч населенных пунктов не имели возможности даже похоронить умерших, не нарушив закон.
Упомянутыми законодательными актами была установлена норма, ограничивающая район деятельности служителя религии тем населенным пунктом, где находится зарегистрированное религиозное объединение. К чему это приводило можно видеть из следующего примера. В Дагестанской республике на законном основании действовало 27 мечетей, их служители в соответствии с законом могли совершать религиозные обряды лишь на территории этих 27 населенных пунктов. Что же касается мусульман, проживающих более чем в 1600 других населенных пунктах, они не нарушив закон, не имели права пригласить служителя для совершения отпевания, бракосочетания или другого религиозного обряда. Похожая картина наблюдалась во многих других регионах страны.
Политика советского государства по отношению к религии, религиозным объединениям и верующим имела еще одну особенность: возможность создания верующими религиозных объединений была крайне усложнена. Заявления верующих с просьбой разрешить создать религиозное объединение должно было рассматриваться в рай(гор) исполкоме. Если он не отказывал в просьбе, что было крайне редко, материалы на-
Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. - М, 2002. С. 161.
210
правлялись в обл(край) исполком или соответственно в Совет Министров республики. Если эти органы не отказывали, что было еще реже, материалы шли в Совет по делам религий при Совете Министров СССР для окончательного решения. Поскольку закон не предусматривал порядка рассмотрения жалоб верующих на решения об отказе в их просьбе, то понятно, что тысячи и тысячи их заявлений оставлялись без удовлетворения, вызывая у граждан недовольство и озлобление.
Власть изгнала религиозные организации из всех сфер общественной жизни и вместе с тем достаточно эффективно использовала их возможности на международной арене. Зарубежные исследователи, например, неоднократно отмечали, что мусульманские религиозные деятели Советского Союза для усиления его влияния в исламском мире сделали гораздо больше, чем министерство иностранных дел.
Положительные изменения в государственно-конфессиональных отношениях могли произойти лишь в связи с провозглашением в 1985 году «перестройки». Как рядовые верующие, так и руководители религиозных центров, поддержав политику «перестройки», надеялись, что она принесет расширения прав граждан, в том числе и права на свободу совести. И не ошиблись. Правда, перестройка государственно-конфессиональных отношений началась не в 1985 году. Тогда еще ни власти, ни общественное сознание к этому не были готовы. Только в апреле 1988 года, в связи с приближением 1000-летия крещения Руси, руководитель коммунистической партии и Советского государства М.С. Горбачев на встрече с главой Русской православной церкви патриархом Пименом заявил, что перестройка, демократизация, гласность имеют отношение и к верующим, сполна и без всяких ограничений, что верующие граждане страны «имеют полное право достойно выражать свои убеждения».39
Именно с этого времени более обстоятельно стали реализовываться новые подходы к государственно-конфессиональным отношениям. Началась широкая регистрация религиозных объединений, стали открываться новые храмы, монастыри, духовные учебные заведения, развернулась благотворительная деятельность религиозных организаций, ранее запрещенная законом. Получила ускорение подготовка нового законодательства о свободе совести.
Отражая изменения, происшедшие в обществе, Верховный Совет СССР, находившийся под контролем коммунистов, 1 октября 1990 года принял закон «О свободе совести и религиозных организациях». Он предоставил всем гражданам право свободно создавать религиозные общества, освободив их от обязательства даже уведомлять государственные органы об образовании этих обществ. Религиозным организациям было предоставлено право беспрепятственно строить храмы, открывать для религиозного обучения детей и взрослых учебные заведения, производить, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения, религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания, осуществлять благотворительную деятельность. Схожие положения были зафиксированы в законе РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятом 25 октября 1990 года. Это были последние законодательные акты советского режима, касающиеся религии. Они содействовали начавшемуся на территории бывшего СССР процессу религиозного возрождения.
Таким образом в политической истории России роль религии не однозначна. В одни периоды она способствовала сплочению общества и укреплению политического режима, в другие играла противоположную роль, многое здесь зависело от того, какие взаимоотношения складывались между Русской православной церковью и государством. До октября 1917 года они строились на различных принципах. Длительное время это были отношения сотрудничества, правда, далеко не равноправного, которое сменялось отношениями соперничества и борьбы, пока в петровские времена не произошло тотальное огосударствление церкви.
О значительном периоде взаимоотношений Русской православной церкви с российским государством ярко писал в 1909 году известный русский философ Владимир Соловьев «Сначала она (Русская церковь) при Никоне потянулась за государственной короной, потом крепко схватилась за государственный меч и, наконец, принуждена была надеть государственный мундир».
Достаточно интересной является оценка взаимоотношений Русской православной церкви и государства, данная профессором А.А. Красиковым. «Ни для кого не секрет, - говорил он, - что РПЦ никогда не жила в условиях взаимной независимости церкви и государства. На протяжении 1000 лет она всегда служила государству. И как бы кто-то ни пытался приукрасить эту реальность ссылками на «симфонию», якобы возникавшую в отдельные исторические периоды, на самом деле государство давило на церковь, заставляя ее служить собственным эгоистическим интересам. Другое дело, что заинтересованность друг в друге была взаимной - монархическое государство обеспечивало монополию церкви на духовную власть над русским народом, церковь же во все времена
оправдывала социальную несправедливость и любые повороты политики правительства»40.
Советская власть полностью отделила все религиозные объединения от государства и в течение многих десятилетий вела линию на окончательное вытеснение религии из жизни общества и из сознания граждан. Однако была вынуждена, в конце концов, отказаться от такой политики. Падение коммунистического режима открыло перспективы религиозного возрождения и установления подлинно партнерских отношений между религиозными объединениями и государством.
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве:
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный фактор укреления мира и международной безопасности...................................................153
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России.......................................................................................................182
- Глава 10. Религиозная ситуация в современной России.....................215
- Глава 12. Религия и национализм в современной России...................251
- Глава 13. Цивилизованные межконфессиональные отношения
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России.........................................................284
- Часть 1. Религия в мировом политическом процессе
- Глава 1. Место и роль религии в политической истории человечества
- 1.3. Конфессиональный фактор в международной политике
- Глава 2. Религия и политика в современном мире
- 2.2. Характер взаимодействия религии и политики
- Глава 3. Католическая церковь - важный субъект мирового политического процесса
- Глава 4. Исламский фактор в международной
- Глава 5. Религиозный фактор в этнонациональных
- Глава 6. Религиозно-политический экстремизм
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России
- Глава 11. Государственная вероисповедная политика Российской Федерации
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России