logo
Нуруллаев

Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России.........................................................284

14.1. Проблемы государственно-конфессиональных отношений ...285

14.2. Вопросы свободы совести.......................................................289

14.3. Этнонациональные и межконфессиональные отношения ....292

14.4. Проблемы войны и мира..........................................................295

Тесты для самоконтроля.........................................................................300

Приложение 1. Леонардо Бофф. И церковь становится народом.......314

Приложение 2. Рекомендация 1556 (2002) Парламентской ассамблеи совета Европы..........................................................................................319

Приложение 3. Кодекс поведения стран - членов ОИК в борьбе

с международнм терроризмом...............................................................323

Приложение 4. Динамика изменения религиозного состава

населения мира с 1900 по 2000 год........................................................326

Приложение 5. Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2005 г. ....328

Введение. Соотношение религии и политики

Обращение к учебным пособиям и словарям по политологии, издан­ным в нашей стране, показывает, что, анализируя взаимоотношения по­литики с другими общественными сферами, авторы, как правило, огра­ничиваются рассмотрением взаимодействия политики и экономики, по­литики и права, политики и морали. Соотношение религии и политики нередко остается вне поля зрения политологов.

Между тем, если определить политологию как «науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом», как это сделано в учебнике «Введение в политологию», подготовленном профессорами В.П. Пуга­чевым и А.И.Соловьевым (М., 2003, с.29), то можно сделать вывод о том, что проблема взаимодействия религии и политики должна занимать весьма заметное место в политологических исследованиях и в соответ­ствующих учебных курсах.

Большинство человечества остается религиозным и религиозное мировоззрение для него является господствующим. На языке религии верующие осознают и формулируют для себя социальные процессы и идеалы. Оценивая политические события, вырабатывая отношение к правящему режиму сотни миллионов людей руководствуются установ­ками исповедуемой религии. В свое время Ж.Ж Руссо заметил: «самый сильный никогда не является достаточно сильным, чтобы подчинять, если не преобразует силу в право и повиновение в долг». Если на протяжении столетий политика превращала силу в право, то религия, как раз, спо­собствовала преобразованию повиновения в долг.

Религия может быть использована и используется политикой как сред­ство сохранения власти. Из двух типов средств сохранения власти - фи­зическое принуждение, насилие или угроза насилием и манипулирова­ние сознанием людей - все большую роль приобретает второе. И здесь наряду с многочисленными светскими концепциями, призванными ори­ентировать сознание людей на поддержку того или иного политического режима, важное значение имеет религия, на протяжении веков учившая массы тому, что всякая власть от Бога. С другой же стороны в канони­ческих религиозных текстах можно найти немало идей, с помощью ко­торых можно оправдать выступления против наличной политической власти. Наконец, следует подчеркнуть, что религиозные идеи весьма эффективно могут быть использованы и используются для мобилизации на политические выступления той части общества, которая остается обыч­но вне политики.

Причин, которыми обусловлен недостаточный интерес политологов нашей страны к проблемам взаимосвязи религии и политики, немало. СреДи них можно выделить следующие. Во-первых, молодость россий­ской политологии, которая еще не имеет общепризнанных составных частей своего предмета.

Во-вторых, в течение почти 70 лет господства воинствующего атеиз­ма религии, их институты и служители, находившиеся под тотальным контролем государства, были отстранены от участия в политической жизни. Им дозволялось лишь выражать поддержку политики коммунис­тической партии и советского правительства.

В-третьих, определенную роль в выпадении проблемы взаимодей­ствия религии и политики из курса политологии играет, очевидно и тот факт, что во многих странах Европы и в США религиозные организации законодательно отделены от государства, что воспринимается многими как взаимная отстраненность религии и политики (что неверно и мы это увидим из последующего изложения). Подобные представления усили­ваются в связи с тем, что религиозные центры, в том числе и в особенно­сти, Ватикан и Московская патриархия многократно выступали с заяв­лениями об отказе Римско-католической церкви и Русской православ­ной церкви от вмешательства в государственные дела и что их важней­шей целью, является укрепление духовных оснований современного общества путем религиозно-нравственного воспитания его членов.

Вот и Архиерейский собор Русской православной церкви, состояв­шийся 18-23 февраля 1997 года вновь подчеркнул, что для РПЦ характе­рен «отказ от вовлеченности в политическую борьбу, от поддержки ка­ких-либо политических сил, от вмешательства в дела государства». Та­кая установка, говорилось на соборе, позволяет церкви давать самостоя­тельную нравственную оценку политики, проводимой различными об­щественными силами, в том числе и правительством. (Насколько выдер­живаются такого рода декларации мы увидим ниже). Однако историчес­кий опыт убеждает, что не только в прошлом религия оказывала сильное влияние на политику и сама испытывала на себе весьма существенное воздействие политики. Современная эпоха также представляет огром­ный материал, свидетельствующий о наличии разнообразных форм вза­имодействия религии и политики. И это вполне закономерно.

Известный американский социолог Нейл Смелзер, например, пишет: «Мы знаем, что в современной жизни религия утрачивает свою роль и Усиливается тенденция к секуляризации. Люди становятся все более рав­нодушными к религии, и уровень посещения церкви составляет в США

7

40%.В то же время возрастает стремление религиозных групп вмеши­ваться в решение политических и социальных вопросов, стоящих на по­вестке дня».1 К этому можно было бы добавить следующее: одновре­менно усиливается тенденция использования религии в политической борьбе. И не только в США.

Учитывая постоянное падение доверия общества к институтам госу­дарства, политики все чаще обращаются к религиозным ценностям в надежде заполучить поддержку религиозных центров, а возможно и об­рести симпатии верующих. Наиболее активно это делается в периоды избирательных кампаний. Подобный подход нашел отражение в ходе подготовки к выборам в Государственную Думу Федерального Собра­ния РФ 1999 года в манифесте Общероссийской политической обще­ственной организации «Отечество» «Мы верим, что есть нечто выше любой власти. Это Господь Бог, - говорится в этом документе. - Пора признать: многие наши беды оттого, что Россия забыла Бога. Будучи убеж­денными сторонниками свободы совести, мы при этом считаем, что без религиозного возрождения Россия спасена не будет. Традиционные ве­рования должны получить максимум льгот и благ. Мы надеемся, что ин­ституты и служители Веры станут нашими соратникам в деле возрожде­ния страны и объединения здоровых сил».2

Не менее активны в этом плане и лидеры КПРФ. Г.А. Зюганов в сво­ей брошюре «Вера и верность. Русское православие и проблемы воз­рождения России», изданной накануне выборов и разосланной по сви­детельству печати, по всем монастырям и епархиям РПЦ, призвал пра­вославных сплотиться с коммунистами во имя будущего процветания России.

Развитие событий на российской политической сцене свидетельствует

0 том, что подобная практика будет продолжена.

Привлечение патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 к учас­тию в церемонии передачи власти Б.Н. Ельциным исполняющему обя­занности Президента России В.В Путину (который принял благослове­ние патриарха) будет способствовать дальнейшему усилению взаимо­действия религии и политики. (Российской общественностью не остал­ся незамеченным и тот факт, что на церемонию не были приглашены ни председатель Государственной Думы, ни глава Совета Федерации Феде­рального собрания Российской Федерации). Эта акция может придать

импульс для активизации тех сил в Русской православной церкви, кото­рые выступают за восстановление того статуса, которым она обладала при царизме. Одновременно она будет стимулировать деятельность свет­ских сторонников православной клерикализации российской государ­ственности, которые в последние годы неоднократно входили в Государ­ственную Думу с законопроектами, предусматривающими фактическое превращение русского православия в государственную религию.

Что представляет собой политика? Рассмотрим два ее определения, данные российскими политологами. Профессор Ю.В. Ирхин пишет: «Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации, взглядов, коммуникационных связей между людьми по по­воду власти и управления обществом; определенными факторами поли­тики выступают социальные (этнические) группы, выражающие их ин­тересы политические организации, институты, движения и лидеры».3

Другое определение приведем из учебного пособия «Основы поли­тической науки», подготовленного под редакцией профессора В.П. Пу­гачева. Политика - это «область в основном целенаправленных отноше­ний между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно-значимых запросов и потребно­стей».4 *

Из таких определений следует, что структурными элементами поли­тики являются политические отношения, политическое сознание, поли­тическая организация.

Теперь приведем два определения религии. Первое взято из Фило­софского Энциклопедического словаря, изданного в Москве в 1989 году «Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т.е. такого начала, которое находится за чертой «естественного», недоступ­но пониманию человека».5 Оно принадлежит известному российскому религиоведу В.И. Гарадже.

Другое дает американский ученый Р.Л. Джонстоун: «Религией назы­вается система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священ-

ным».6 Это определение нашел «более подходящим» среди многих дру­гих, упомянутый американский социолог Нейл Смелзер, труд которого «Социология» издан в Москве и рекомендован в качестве учебного по­собия для студентов российских вузов.

Анализ религии приводит нас к убеждению, что ее составными эле­ментами являются религиозное сознание (обыденное и концептуальное, идеологическое), религиозная деятельность, (прежде всего культ), рели­гиозные отношения, религиозные организации.

Как видим, между составными элементами религии и политики мож­но провести определенную аналогию. В обоих случаях речь идет об от­ношениях, сознании и организации. Но не только структурные элемен­ты религии и политики схожи. Похожими являются и некоторые функ­ции этих общественных феноменов.

Две важнейшие функции, присущие политике - регулятивная и интег-ративная - присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный по­рядок, регулировать отношения между людьми и общественными группа­ми, сглаживать возникающие противоречия. Подобные функции выпол­няет и религия. Политика реализует названные функции нередко в инте­ресах определенных слоев населения или всего общества в целом. То же самое делает религия.

Отмечая большую роль религии в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного общества, некоторые ученые среди ее важных функций выделяют и политическую функцию.7 Другие авторы пишут об активном выполнении религией политических функций 8.

Религия продолжает оставаться и сегодня одной из важнейших сфер общественной жизни, оказывающей заметное влияние на формирова­ние мировоззренческой ориентации сотен миллионов людей, а через нее на их политическое сознание и политическое поведение. Сказывается влияние религии и на принимаемых государственной властью полити­ческих решениях. Велика роль религии и в этнополитических конфлик­тах, которыми так богата современная действительность. Неудивителен

пОэтому возрастающий интерес исследователей к проблемам влияния религии на жизнь общества.

Большое внимание уделяется религии в концепция столкновения цивилизаций. Иные ученые предсказывают, чуть ли ни неизбежность возникновения религиозных войн на планете. Так что большая теорети­ческая и практическая значимость темы «Религия и политика» не остав­ляет сомнений. Активизация религиозного фактора в различных облас­тях общественной жизни в последнее время лишь подчеркивает акту­альность названной проблемы.

Призвание настоящего учебного пособия - способствовать форми­рованию у студентов устойчивых представлений о механизмах взаимо­действия религии и политики как внутри России, так и на международ­ной арене; содействовать осознанию обучающимися зависимости вы­полнения религией роли фактора упрочения социально-политической стабильности или фактора дезинтеграции общества от характера веро­исповедной политики государства и позиций, занимаемых религиозны­ми центрами; оказать помощь в уяснении значимости межрелигиозного диалога для укрепления международной безопасности и формирования культуры мира