Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России
В 2000 году Архиерейский Собор Русской православной церкви утвердил «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Сделано это было впервые за тысячелетнюю историю ее существования. И это совершенно не случайно: церковь всегда учила, что государство заботится о земных нуждах человека, а церковь - о его душе. Православные религиозные деятели даже критиковали католиков и протестантов за «излишний» интерес к социальным проблемам, который по их мнению ведет к «обмирщению церкви» и даже нарушению «чистоты веры».
Как отмечают исследователи, такая позиция церкви привела к тому, что многие русские религиозные мыслители прошли в конце XIX века «школу марксизма». Среди них такие, получившие позже всемирную известность, как Н.А. Бердяев и С.Н. Булгаков.1
Религиозное возрождение, ставшее фактом после падения коммунистического режима, развал СССР (большой России), резкое ухудшение социально-экономической обстановки в стране, обострение межэтнических и межрелигиозных (межконфессиональных) противоречий поставили перед руководством церкви множество вопросов, требующих ответа. На некоторые вопросы были даны ответы в выступлениях патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в решениях Синода РПЦ, Архирейских соборов. Они не всегда однозначно высказывались в выступлениях различных богословов.
Жизнь требовала авторитетного соборного ответа церкви на вызовы времени. Поэтому Архиерейский собор РПЦ в декабре 1994 года принял решение о необходимости подготовки основательного, единого концептуального документа, отвечающего на проблемы, волнующие верующих, живущих на рубеже XX-XXI веков. Понадобилось 6 лет кропотливого труда Синодальной рабочей группы из 26 человек с привлечением экспертов в различных областях знаний, чтобы проект концепции был подготовлен. Затем последовало обсуждение проекта на Богословской конференции и специально, организованном широком симпозиуме. И только после этого документ был вынесен на обсуждение Архиерейского собора. Его приня-
тие стало крупным историческим событием в жизни Русской православной церкви и всего вселенского православного мира в целом.
Характеризуя «Основы...» и отметив, что это базовый документ, рассчитанный, по крайней мере, на ближайшие десятилетия, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл пишет: «Это долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви, не определяется более идеологией государственного атеизма как в предшествующие десятилетия. Но отнюдь не является и однородно-православным, как это было на протяжении долгих веков - большей части второго тысячелетия». Документ позволит членам Церкви занимать действительно общую позицию в диалоге с властью и обществом, будет способствовать объединению церковных сил.2
Появление «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» стало стимулом для разработки социальных концепций другими религиозными организациями страны.
14.1. Проблемы государственно-конфессиональных отношений
Одной из самых трудных для РПЦ является вопрос о взаимоотношениях церкви с государством. И в «Основах» отношение церкви к этой проблеме изложено весьма противоречиво.
Из предыдущего изложения мы знаем, что практически с момента своего образования церковь на Руси находилась в подчинении у государства, хотя иногда пыталась выйти из этого положения. Монархия всегда требовала от церкви услужения. В связи с этим, казалось бы, будучи полностью свободной, церковь не должна сожалеть об утрате монархического строя. Однако, исходя из установок прошлого, «Основы» выражают симпатии к монархии. «При монархии (выделено в документе) власть остается богоданной»,3-сказано в этом церковном документе. Иначе го-
воря, монархический строй признается существенно более приемлемым, чем строй республиканский. Чтобы не было разночтений, митрополит Кирилл поясняет: «Из Слова Божия следует, что богоустановленным являются два способа государственного управления: теократия, как она описана в книге Судей и монархия. Причем первый в религиозном смысле является более возвышенным».4 А поэтому церковь не исключает возможности установления в стране монархического строя. Правда, для этого народ должен еще «дорасти» «Изменение властной формы на религиозно более укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей, - говорится в «Основах» - Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной»5 (Выделено в документе - А.Н.).
Анализ «Основ социальной концепции Русской православной церкви» и настроений в ее руководящих кругах приводит известного историка церкви Д.В. Поспеловского к убеждению, что в современной Русской православной церкви «есть тенденция вернуться в XIX век. Некоторые считают, что можно и царя-батюшку избрать и все будет прекрасно, решим все проблемы». Ученый уверен: «Не решим. Это абсурд, потому что, когда хотим вернуться в прошлое, это всегда откат, карикатура на прошлое».6
Здесь, думается, небезынтересно привести также вывод известного автора пятитомной «Социологии религии» профессора В. Старка. В своей книге «Очерк социологии религии», он пишет: «С точки зрения логики, христианство и монархизм - несоединимые противоположности, как + s и - s, но в жизни они часто сливаются и порождают духовность..., которая успешно действует на сцене мировой истории».7 Происходит такое потому, объясняет ученый, что создается государственная религия, обещающая через царя-избавителя создать на земле умиротворенное царство. С выводом западного ученого совпадает мнение известного русского философа Н.А. Бердяева "Власть цезаря и даже царя носит языческий характер и принципиально чужда христианству,8 - пишет он.
Аналогичная позиция выражена в "Основах социального учения" Церкви Адвентистов Седьмого дня. Документ объявляет противоречащей "Божественному замыслу о человеке и государстве", такая форма правления "когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека".
В связи с изложенным можно по-разному воспринимать положение документа Русской православной церкви «о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин».9
«Основы» провозглашают лояльность церкви государству, вместе с тем серьезным предупреждением для политического режима звучит, не присущее церковной традиции, достаточно категоричное следующее положение: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его церкви, а также к греховным, душев-редным деяниям, церковь должна отказать государству в повиновении».10 (Выделено в документе - А.Н.).
Определять являются ли действия власти принуждением к греховным, душевредным деяниям будет Священноначалие и оно же будет решать какие действия следует предпринять в таком случае. В «Основах» предусматривается следующий набор таких действий: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизм народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к верующим с призывом к мирному гражданскому неповиновению.
Такую постановку проблемы можно расценить как отступление от указания апостола Павла, что «противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13. 1-7). Да и апостол Петр, как свидетельствует об этом Библия, высказывался на этот счет весьма определенно: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа» (1 Петр. 2. 13-16). Обобщая эти высказывания апостолов в «Основах» тоже делается следующий вывод: «Апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви».11
Социальные концепции других религиозных организаций России также однозначно проводят мысль об обязательности для верующего быть лояльным к государству и неукоснительно выполнять его законы. Однако дальше следуют некоторые особенности. Так, «Основы социальной концепции Российского объединения Союза христиан веры евангельской» считают строго обязательным для христианина подчиняться властям, «жить в соответствии с законами своей страны». При возникновении же конфликтов в отношениях между церковью и государством «Основы» считают что «призывы к гражданскому неповиновению не являются Божьим путем их решения, а потому неприемлемы для Церкви. У верующих есть более действенные средства: 1) проповедь Слова Божьего (Деян. 4. 26-29); 2) молитва (1 Тим. 2. 3. ).п
Свои особенности в трактовке проблемы взаимоотношений религиозных объединений и государства имеются в «Основных положениях социальной программы российских мусульман», разработанной Советом муфтиев России. «Государство и его законы рассматриваются как результат договора всех социальных групп об общих нормах сосуществования на единой территории и в единой правовой и экономической системе», - говорится в этом документе. - Поэтому «для всех мусульман является не только гражданским, но и религиозным долгом соблюдение норм законодательства своей страны».13
Если государство есть результат договора граждан страны, то вполне понятно, что форма государственного устрйства определяется ими самими, «в соответствии со сложившимися в ней традициями и политической культурой». Своеобразием отличается и положение документа о том, что «никакой правитель, никакая власть не могут быть объявлены «божественными», «богочеловеческими» и потому безответственными перед людьми. Народ имеет право контролировать власть.14
Документ считает недопустимым призывы к гражданскому неповиновению и совершение всяческих акций, способных нарушить общественное согласие и мир, а возникающие моменты несогласия у мусульман с правительством или местными властями рекомендуют выражать «исключительно в рамках действующего законодательства».
Основные положения социальной программы российских мусульман. - М., -
В главе 12 «Основ социальной концепции иудаизма в России», разработанных Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) говорится следующее: «Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, член еврейской общины обязан повиноваться законам страны проживания, независимо от того насколько они совершенны. Когда же исполнение требования закона предполагает акт вероотступничества или совершения иного несомненного греха перед Богом и ближними, иудей должен открыто выступить законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений или заповедей Божиих».15
Очевидно, откликом на факты миссионерской деятельности христианских религиозных организаций в воинских подразделениях и факты освящения оружия является следующее пожелание, содержащееся в «Основных положениях социальной программы российских мусульман»: «Мусульмане рассчитывают на то, что руководство Вооруженных Сил, МВД, ФСБ, ФПС, МЧС и других силовых структур РФ будет учитывать светский характер самого государства, его многоконфессиональность, как в воинской деятельности, так и в проведении различных мероприятий воспитательного, патриотического характера».16
В социальных концепциях различных конфессиональных центров достаточно полно очерчиваются многочисленные сферы взаимодействия религиозных объединений и государства: от забот о сохранении нравственности в обществе до миротворчества на международном, межэтническом и гражданском уровнях.
14.2. Вопросы свободы совести
Проблемы свободы совести достаточно разносторонне освещены в социальных концепциях религиозных организаций страны. Для большинства таких документов характерно положительное отношение к конституционным принципам свободы совести, отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом. Но в некоторых вопросах наблюдается определенное различие в подходах между позицией доминирующей конфессии и позициями, занимаемыми конфесио-
нальными меньшинствами. И это прежде всего относится к принципам свободы совести и равенства религиозных объединений перед законом.
Документы конфессиональных меньшинств выражают полную поддержку этим принципам. «Ныне существующее законодательство является для мусульман наиболее благоприятным за всю историю России, -говорится в документе Совета муфтиев России, - поскольку впервые обеспечивает свободу вероисповедания и юридическое равенство со всеми остальными гражданами» В богословском обосновании такого положения содержатся ссылки на те положения Корана, где говорится: кто хочет, тот верует, а кто хочет, тот не верует, и нет принуждения в религии. А выводом является следующая фраза документа: «отсюда право на свободу совести и свободу вероисповедания является необходимым условием и средством добровольного вверения себя Единственному Богу и исполнения его воли...».17
В документах конфессиональных меньшинств не просто выражается поддержка конституционного принципа равенства религиозных объединений перед законом, но и дается более расширительное его толкование. Так, в «Основах социальной концепции иудаизма в России», разработанных Конгрессом еврейских Религиозных организаций и объединений в России говорится: «Взаимная «свободная лояльность» конфессий и государства при условии их невмешательства во внутренние дела друг друга и разграничения сфер компетенции должно означать со стороны государства соблюдение следующих прав человека:
1. свобода вероисповедания;
2. равенство религий перед законом и институтами государства; ...» Аналогичный подход выражен в главе VIII. Мусульмане в российском государстве документа Совета муфтиев России.
В подобных позициях учтены не только исторический опыт, но и выражено стремление содействовать гармонизации межконфессиональных отношений в стране и упрочению законности. В них можно усмотреть или справедливое истолкование конституционных положений о равенстве религиозных объединений перед законом и свободе совести. Если Конституция каждому гарантирует равное право исповедовать индивидуально ли совместно с другими любую религию, то значит государство одинаково (нейтрально) относится ко всем религиям и все они перед государством и его законами равны.
Исходя из такого понимания конституционных положений религиозные меньшинства высказывают мысль о том, что конфессиональные общности не должны добиваться от светских властей односторонних преимуществ для себя. Что же касается «Основ социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня в России», то в них даже специально оговаривается, что христианам, занимающимся политической или общественной деятельностью предписывается не использовать свою власть и влияние «с целью получения преимуществ для себя лично или своей Церкви», а «оставаться беспристрастным и трудиться на благо всего общества».
Документ, разработанный Русской православной церковью, в подходе к проблеме свободы совести заметно отличается от позиции, разделяемой религиозными организациями конфессиональных меньшинств. Прежде всего, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» демонстрируют отрицательное отношение к самому принципу свободы совести. «Появление принципа свободы совести - свидетельство того, что в современном мире религия из «общего дела» превращается в «частное дело» человека. Сам по себе этот процесс свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей части общества, утверждающего свободу совести». Далее в «Основах» содержится мысль о том, что приходится мириться с этим принципом, ибо он «оказывается одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющем ей иметь легальный статус в секулярном государстве и независимость от инакове-рующих или неверующих слоев общества»18.
Если авторы документа РПЦ видят в появлении и распространении принципа свободы совести свидетельство «распада системы духовных ценностей», то протестантские церкви России исходят из того, что «истинная религиозность зиждется на вере, свободе совести и личном убеждении».19
Судя по анализируемому документу, РПЦ не полностью разделяет и конституционный принцип равенства религиозных объединений перед законом. Здесь, очевидно, также сказываются традиции прошлых веков, когда Русская православная церковь была не просто первенствующей,
но и государственной церковью. В «Основах социальной концепции» говорится, что церковь «вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического, культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию»20 (выделено в документе - А.Н.).
Такая постановка вопроса в важнейшем документе церкви вызывает желание у некоторых ученых и политиков не только теоретически обосновать необходимость разделения конфессиональных общностей и религиозных объединений, функционирующих в России, на более привилегированные и менее привилегированные, но даже включить такое положение в подготавливаемую Концепцию государственно-конфессиональных отношений. По крайней мере, подобные предложения вносят разработчики проекта такой концепции с кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации.21 Уже высказываются и иные суждения: республиканским властям необходимо, мол, иметь приоритетные отношения с религиозными объединениями доминирующей в республике конфессии. Если такие предложения будут реализованы, чьи то амбиции будут удовлетворены, но как будут складываться этноконфессиональные отношения? Подумать бы и об этом.
14.3. Этнонациональные и межконфессиональные отношения
Функционируя в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, религиозные организации не могут в своих программных документах, не затрагивать проблем этноконфессиональных отношений. Тем более, что в последние годы является фактом существенное обострение как межнациональных, так и межконфессиональных противоречий.
Русская православная церковь уделяет значительное внимание этим проблемам. «Православной этики противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации», говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (II, 4). Церковь призывает к «пониманию нужд других народов. (Выделено в документе). Она «стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешать различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого она обращает свое слово к власть имущим и другим влиятельным слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и для оказания помощи страждующим», - говорится в «Основах».
Позиция церкви, направленная на развитие меконфессионального диалога и преодоление межрелигиозных противоречий постоянно звучит в выступлениях патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, других видных деятелей РПЦ. В 1998 году по инициативе патриарха Алексия II создан Межрелигиозный совет России, активно обсуждающий проблемы межрелигиозного взаимодействия в различных гуманитарных сферах. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был инициатором ряда встреч глав религиозных лидеров Армении и Азербайджана, которые способствовали заключению перемирия между участниками кровопролитного Карабахского конфликта.
Широкому сотрудничеству конфессиональных общностей стран-участниц СНГ в борьбе против экстремизма и терроризма способствовали два Международных миротворческих форума, состоявшихся по приглашению Московской патриархии в Даниловом монастыре в 2000 и 2004 годах.
О проблемах межнациональных и межконфессиональных отношений достаточно подробно говорится в социальных концепциях других религиозных организаций России. «Основы социальной концепции иудаизма в России» выступают за «взаимоуважительный диалог и сотрудничество в социальной сфере с верующими других российских религий и с представителями светских властей».
Проблему межрелигиозного взаимодействия «Основы социальной концепции Российского объединения Союза христиан веры евангельской» расширяют до проблемы взаимоотношений людей различных мировоззренческих ориентации. «Мы признаем, что существуют разные
293
религии, такие, как христианство, иудаизм, индуизм, буддизм, ислам и другие. — говорится в документе. — Каждая религия имеет свой взгляд на Бога, человека, жизнь, смерть, Вселенную. Христианская вера поддерживает право человека на свободу совести и вероисповедания и его право выбора, то есть он свободен сам выбирать религию или не исповедовать никакую. Мы считаем, что для достижения мира в обществе необходимо стремиться к воспитанию в людях терпимости по отношению к представителям различных мировоззрений. В ходе истории многие люди пострадали в борьбе за религиозную терпимость, а также за защиту права человека на свободу совести и вероисповедания. Мы призываем к миру, гармонии, терпимости и уважению к последователям различных религиозных убеждений, ко всем людям доброй воли, каков бы ни был их мировоззренческий выбор».22
Разносторонее богословское обоснование проблема доброго сотрудничества людей разных мировззренческих убеждений и разных национальностей находит в документе подготовленном Советом муфтиев России. «Мусульмане признают всех истинных пророков существовавших до Посланинника Аллаха Мухаммада, и признают за их последователями право исповедовать свои религии», - говорится в нем. Опираясь на положение Корана, в которых речь идет о том, что Всевышний создал людей народами и племенами, чтобы они взаимодействовали между собой и другими, документ подчеркивает: «Тем самым изначально отношение мусульман к представителям других религий определяется не субъективными чувствами человека, а волей Аллаха, защищающего всех своих рабов от принуждения в вопросах веры... Аллах повелевает всем верующим в Него проявлять доброту и справедливость по отношению к тем, кто еще не пришел к Аллаху- иноверцам».23
Призывая людей к миру и согласию, к укреплению братских отношений между людьми различных национальностей, документ подчеркивает: «Исключительного», «богоизбранного» народа нет - все люди и все народы избраны Богом и могут первенствовать перед другими лишь в благочестии, а люди - также и в своих талантах».24
положения социальной программы российских мусульман. - М,
Своеобразно решают проблему «избранного народа» «Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России». «В свое время Бог избрал древний Израиль народом завета, через который в мир пришел Спаситель, - говорится в этом документе. - Однако после того как Израиль отверг Его, Божий завет простирается на каждого верующего, принимающего Иисуса Христа своим Господом и Спасителем независимо от страны проживания». Далее поясняется, что «вся христианская Церковь - «род избранный».
Как обстоит дело с другими народами, которые не исповедуют христианство, в документе ничего не говорится. Однако весьма определенно звучит вывод, имеющий отношение к политике: «...Ни один из народов не может претендовать на особое Божие расположение как результат их исключительного статуса в глазах Божьих. Необхоимо опасаться подобных религиозно-политических заблуждений. Они порой используются для обоснования предпочтения, оказываемого той или иной религии, в том числе и через установление соответствующего законодательства», - говорится в документе Церкви адвентистов седьмого дня.
14.4. Проблемы войны и мира
Все социальные концепции религиозных организаций России однозначно признают войну злом, подлежащим искоренению из жизни общества. Мир же рассматривается как дар Божий, преображающий внутренний мир человека и проявляющийся вовне. «Христианский идеал поведения народа и правительства в сфере международных отношений заключается в «золотом» правиле: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7. 12), -подчеркивается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». В документе православные христиане и их сообщества призываются стремиться к созиданию таких международных отношений, которые служили бы максимальному благу и удовлетворению законных интересов собственного народа, сопредельных наций и всей общечеловеческой семьи.
Взаимоотношения между народами и государствами должны быть устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству, - говорится в документе. - Если же возникают международные конфликты, они должны разрешаться путем поиска взаимоприемлемых решений. Церковь «становится на сторону жертв агрессии, а также нелегитимного и нрав-
295
ственно неоправданного политического давления извне. Использование военной силы воспринимается Церковью как крайнее средство защиты от вооруженной агресии со стороны других государств».25 (Выделено в документе).
Поскольку же войны могут возникать, то церковь стремится работать «для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству».
Одновременно церковь противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения.
В аналогичном ключе рассматриваются вопросы войны и мира в документе, разработанном Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений России. В главе 18 «Иудаизм и война» «Основ социальной концепции иудаизма в России» говорится: «Синагога считает войну злом, но не запрещает участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости».
Некоторые особенности в подходе к вопросам войны и мира есть в документе, разработанном Советом муфтиев России. И связано это с понятием «джихад», имеющем важное значение в исламском учении. Само это арабское слово переводится как «усердие в вопросах веры», «старание», «напряжение усилий».
Мы уже отмечали, что джихад имеет целый ряд форм. Только в случае агрессии и возникшей в связи с этим необходимости вести оборонительную войну «джихад» можно трактовать как священную войну для защиты своих религиозных свобод, Отечества, родных и близких, своего дома. Ложной и противоречащей Корану и Сунне является трактовка «джихада отдельными экстремистскими псевдоисламскими группами, а также некоторыми СМИ, как «войны в религиозных целях», ибо война в форме агресси считается в Исламе вообще недопустимой, - говорится в «Основных положения социальной программы мусульман России».
Но изложение проблемы «джихада» в данном документе не всегда согласуется с заявлениями ведущих исламских религиозных деятелей страны. В «Основных положениях» на этот счет сказано: «В исламе право объявления и ведения «Священной войны»... принадлежит только государству! Отдельные граждане, общественные и религиозные организации таким правом не обладают». И далее, что бы не было разночте-
Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М, -2000. -С. 177.
296
ний, в «Основных положениях» следует дополнение: «В России религиозные объединения отделены от государства, и никто, в том числе и мусульманские организации, не вправе выполнять государственные функции, включая право объявления войны - «джихада меча».26
Между тем, судя по материалам печати, ведущие мусульманские религиозные деятели нашей страны высказывают насчет права объявления «джихада меча» несколько иную точку зрения. Так председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Т. Таджуддин ставит в пример объявление джихада германскому фашизму во время Великой Отечественной войны муфтием Г. Расуле-вым, возглавлявшим в то время названное духовное управление мусульман. «Джихад объявляется, когда извне нападают на твою Родину»27, -подчеркивает верховный муфтий.
В свою очередь, в связи с событиями последнего времени, председатель Совета муфтиев России Р. Гайнутдин также высказывается в аналогичном духе. Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Российские вести» о возможности объявления им джихада, Р. Гайнутдин, сказал: «Да, я могу объявить джихад, малый джихад, под которым понимаются справедливые оборонительные действия мусульман против внешней агрессии. Если на нашу родину напал враг, долг каждого мусульманина защищать свою страну, свой дом, свою семью и свою религию, а мой долг объявить джихад».28
А вот мнение на этот счет председателя Духовного управления мусульман Дагестана муфтия Ахмад-Хаджи Абдуллаева, высказанное им на заседании Совета видных религиозных деятелей: «Мусульмане должны с огромной осторожностью относится к подобным призывам (к лжихаду), дабы не позволить вовлечь себя и не стать заложниками в чьих-то политических, финансовых или каких-то еще махинациях. Тут необходимо помнить, что выносить религиозно-правовые заключения (фетвы) по поводу допустимости объявления джихада имеют право только признанные во всем мусульманском мире теологи».29
Все три богослова, рассматривая вопрос об условиях объявления «священной войны», на первый план выносят наличие внешней агрессии и авторитет религиозного деятеля, призывающего мусульман своей страны к «джихаду меча». Очевидно, вопрос заслуживает дополнительной проработки.
Социальные концепции конфессиональных организаций России вызвали большой интерес общественности страны. Высказано немало похвальных слов, но не обошлось и без многочисленных критических замечаний. В целом можно с уверенностью сказать, что эти документы могут и должны способствовать активизации богословской мысли и усилению социального служения религиозных организаций.
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве:
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный фактор укреления мира и международной безопасности...................................................153
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России.......................................................................................................182
- Глава 10. Религиозная ситуация в современной России.....................215
- Глава 12. Религия и национализм в современной России...................251
- Глава 13. Цивилизованные межконфессиональные отношения
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России.........................................................284
- Часть 1. Религия в мировом политическом процессе
- Глава 1. Место и роль религии в политической истории человечества
- 1.3. Конфессиональный фактор в международной политике
- Глава 2. Религия и политика в современном мире
- 2.2. Характер взаимодействия религии и политики
- Глава 3. Католическая церковь - важный субъект мирового политического процесса
- Глава 4. Исламский фактор в международной
- Глава 5. Религиозный фактор в этнонациональных
- Глава 6. Религиозно-политический экстремизм
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России
- Глава 11. Государственная вероисповедная политика Российской Федерации
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России