logo
Нуруллаев

Глава 6. Религиозно-политический экстремизм

Конец ХХ-начало XXI вв. стали свидетелями существенного повы­шения агрессивности человека, серьезных вспышек различных видов экстремизма, который нередко смыкается с терроризмом. Многие экст­ремистские проявления имеют религиозную окраску. (Насколько серь­езной представляется потенциальная связь религиозных объединений с экстремистскими проявлениями можно сделать вывод из того, что в Фе­деральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года термин «религиозные объединения» упомянут 28 раз). В связи с этим страницы периодических изданий заполнены раз­личными материалами, в которых речь идет о «религиозном экстремиз­ме», «исламском экстремизме», и даже «исламском террористическом интернационале»

Но, пожалуй, всех превзошли «Аргументы и факты». В № 42 за 2001 год этого наиболее массового еженедельника России был опубликован материал доктора психологических наук Михаила Решетникова «Ислам­ские истоки терроризма». Чего только нет в этой публикации! В ней го­ворится, что «заказчиками и исполнителями» терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, совершенных 11 сентября 2001 года, были «люди, входя­щие в элиту исламского мира», что их «вера позволяет им совершать любые преступления в отношении иноверцев», что их «поведение впол­не осмысленно и вполне укладывается в каноны их веры» '. Мало того, что такого рода публикации неверно ориентируют общество и власть искать в религии причины тягчайших злодеяний, совершаемых экстре­мистами. Они еще способствуют разжиганию религиозной нетерпимос­ти и розни, что само по себе является угрозой национальной безопасно­сти многонациональной и поликонфессиональной России.

6.1. Понятие и сущность религиозно-политического экстремизма

Для успешной борьбы с экстремизмом, особенно важным исследова­тели считают концептуальное осмысление этого феномена, его разно­видностей, перспектив развития, адекватности антиэкстремистских дей­ствий с учетом разновидностей, различий в масштабах, содержании,

мотивации проявлений экстремизма; профессиональную экспертную оценку принимаемых решений на антиэкстремистский эффект.2

В свете сказанного весьма актуальной является задача дифференциа­ции понятий. Ее необходимость осознается многими. К примеру, на кон­ференции «10 лет по пути свободы совести. Опыт и проблемы реализа­ции конституционного права на свободу совести и деятельность религи­озных объединений (Москва, РАГС, 14-17 ноября 2001 г.) было пред­ставлено два научных сообщения, в названиях которых содержалось понятие «религиозный экстремизм» и оба их автора выразили свою не­удовлетворенность тем, что это словосочетание не отражает излагаемый материал. Что же касается представителя Министерства юстиции Рос­сийской Федерации В.И. Королева, то, делая вывод из предыдущих суж­дений, для большей ясности он предложил вообще отказаться от терми­на «религиозный экстремизм». Иного мнения придерживается А. Сава-теев. Он предлагает сторонников вооруженного джихада, ставящих сво­ей целью создание «единого исламского государства от Каспия до Чер­ного моря», «именовать религиозными экстремистами (как, например, экстремистов вооруженного крыла Ирландской республиканской ар­мии».3

Другие предлагают для характеристики политического экстремизма, выступающего под исламскими лозунгами использовать понятие «исла­мизм». Однако, как правильно отмечает И.В. Кудряшова, иные авторы путают ислам и исламизм.4 Но положение еще более осложняется в свя­зи с тем, что во многих публикациях, даже осуществленных специалис­тами, понятие «исламизм» используется для характеристики как рели­гиозно мотивированного агрессивного политического радикализма, так и легального политического ислама. Результат получается весьма свое­образный.

В интересном сборнике статей «Ислам на постсоветском простран­стве: взгляд изнутри», выпущенном Московским центром Карнеги со­общается, что в Таджикистане «сейчас лидеры исламистов разделяют ответственность за состояние дел в стране» и подчеркивается, что опыт

Исламской партии возрождения Таджикистана, чьи представители вхо­дят во властные структуры, получил признание у мирового сообщества как подтверждение возможности мирного участия исламского движения в политической жизни светского государства. А в другой статье того же сборника российский ученый обращает внимание читателей «на разра­батываемые военным руководством страны планы боевых действий про­тив исламистских структур на территории России и постсоветском про­странстве».5

Если в содержание второй цитаты, взятой из сборника, не вкралась какая-либо ошибка, то в постсоветском пространстве есть немало лю­дей, которые могут глубоко задуматься над написанным. Но это еще одно, дополнительное свидетельство острой необходимости серьезного совер­шенствования категориального аппарата религиоведческой науки.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность крайним взглядам и действиям, радикально отрицаю­щим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, прояв­ляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же проявляющийся в религиозной сфере по­лучил название религиозного экстремизма. В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, ко­торые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в поли­тической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиоз­ный экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм - это религиозно мотивиро­ванная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на создание незаконных вооруженных формирований, воз­буждение религиозной или национальной вражды и ненависти. Религи­озно-политический экстремизм тесно связан с массовым нарушением прав человека. Он несет угрозу национальной безопасности различных государств, способствует обострению межнациональных отношений.

Также как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-поли­тический экстремизм является разновидностью политического экстре­мизма. Своими характерными признаками он отличается от других ви­дов экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм - это деятельность, направ­ленная на насильственное изменение государственного строя или насиль­ственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволя­ет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного эк­стремизма, который главным образом проявляется в сфере религии и не ставит перед собой таких целей. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивирует­ся или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологичес­кого и других видов экстремизма, у которых существует иная мотива­ция.

3. Доминирование силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстре­мизма.

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность пере­говорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политичес­кого экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единовер­цев. Для них не существует никаких «правил политической игры», гра­ниц дозволенного и недозволенного. Конфронтация с государственны­ми институтами - их стиль поведения. Принципы «золотой середины» и требования «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», являющиеся основопо­лагающими для мировых религий, отвергаются ими. В их арсенале глав­ными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетаю­щиеся с демагогией. Нередко они используют террористические методы борьбы.

Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений и символов, как важного фактора привлечения людей, мобилизации их на бескомпромиссную борь­бу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клят­вами люди «сжигают мосты», им трудно, если не невозможно «выйти из

125

игры». Расчет делается на то, что даже лишившимся иллюзий и осознав­шим неправедность своих действий участникам экстремистского фор­мирования очень трудно будет покинуть его ряды: они будут страшить­ся, что их отказ от конфронтации с властями и переход к нормальной мирной жизни могут быть восприняты как предательство религии свое­го народа, как выступление против веры и Бога.

Введение понятия «религиозно-политический экстремизм» прежде всего, позволит более четко отделить явления, происходящие в религи­озной сфере от противоправных действий, совершаемых в мире полити­ки, но имеющих религиозную мотивацию или религиозный камуфляж. В самом деле, разве можно считать однопорядковыми действия тех, кто обвиняет своих единоверцев в ереси за контакты с людьми других веро­исповеданий или оказывает моральное давление на намеревающихся уйти из одной христианской религиозной общины в другую христианскую конфессиональную общность, и действия, подпадающие под статьи уго­ловного кодекса, которые предусматривают ответственность за переход государственной границы с оружием в руках с целью нарушения госу­дарственного единства страны или завоевания власти, за участие в бандформированиях, в убийствах людей, захвате заложников, даже если они мотивированы религиозными соображениями?

И в тех и в других случаях мы имеем экстремистские действия. Од­нако разница между ними чрезвычайно велика. Если в первом случае речь идет о проявлениях религиозного экстремизма, то во втором - на­лицо действия, входящие в содержание понятия «религиозно-политичес­кий экстремизм». Между тем и в средствах массовой информации и в специальной литературе все подобные действия объединяются одним понятием « религиозный экстремизм» («исламский экстремизм», «про­тестантский экстремизм» и т.д.).

Отход от такой позиции в направлении, позволяющем более четко определить цели преступных политических движений, использующих религиозную символику, сделан в Заявлении участников Межрелигиоз­ного миротворческого форума, состоявшегося в ноябре 2000 года в Да-ниловом монастыре. «Из разных государств туда (на территорию стран СНГ) проникают эмиссары воинствующих движений, которые, своеко­рыстно используя символы ислама, пытаются в корне изменить истори­ческий путь народов стран Содружества и ставший привычным для них уклад жизни, - говорится в Заявлении. - Все это сопровождается созда­нием незаконных вооруженных формирований, грубым вмешательством из-за рубежа в дела суверенных государств, созданием новых очагов на-

126

пряженности, что все чаще приводит к массовой гибели невинных лю­дей. Зона, пораженная этим недугом, стремительно расширяется».

Руководители бандформирований вторгавшиеся на территорию мо­лодых государств Средней Азии в 1999-2000 годах, не скрывали своих целей. Они неоднократно во всеуслышание заявляли о том, что намере­ны силой ниспровергнуть политические режимы в молодых постсоветс­ких республиках и создать в регионе клерикальное государство. Учиты­вая это, властями Узбекистана была дана установка воинским подразде­лениям в отношении боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ), с оружием в руках пересекших государственную границу с целью захва­та власти, применять расстрел на месте. Именно таким образом были истреблены три группы боевиков ИДУ, проникших в Сурхандарьинс-кую и Ташкентскую области в 2000 году.6

Цели, которые ставят перед собой участники названных событий, методы и средства, используемые для их достижения, говорят о том, что эти события никак нельзя отнести к явлениям, происходящим в религи­озно сфере. (В скобках можно задаться таким вопросом: а разве средства и методы, применяемые в борьбе с бандформированиями в Централь­ной Азии или Чечне, скажем, в последнем случае стотысячная группи­ровка войск, использующая не только танки и артиллерию, но и смерто­носную мощь ракетно-бомбовых ударов, можно применять в борьбе даже с самыми негативными явлениями в сфере религии?).

Упомянутые выше явления - это явления не религиозного, а полити­ческого плана лишь мотивированные или камуфлированные религиоз­ными постулатами. И так их и следует квалифицировать. Продолжать же характеризовать их как религиозный экстремизм - это, значит, на­правлять усилия власти и общества на поиск причин жесточайших пре­ступлений, совершаемых в целях завоевания политической власти или расчленения государства, в религии, что абсолютно неверно.

Итак, дифференциация понятий крайне необходима. Она позволит более точно определить причины, порождающие ту или иную разновид­ность экстремизма, будет способствовать более правильному выбору средств и методов борьбы с ним, будет содействовать прогнозированию событий и нахождению эффективных путей предупреждения и преодо­ления разных форм экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм, как отмечалось, может быть направлен на демонтаж сложившихся общественных структур, измене-

ние существующего государственного строя, реорганизацию националь­но-территориального устройства и т.д. с применением противозаконных методов и средств. Наиболее часто он проявляется:

- в виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно-

политического строя и создание клерикального государства;

- в виде борьбы за утверждение власти представителей одной конфессии

(религии) на территории всей страны или ее части;

- в виде религиозно обосновываемой политической деятельности, осу-

ществляемой из-за рубежа, имеющей целью нарушение территори­альной целостности государства или ниспровержение конституцион­ного строя;

- в виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религи-

озными соображениями;

- в виде стремления навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение.

Покушаясь на мир и согласие в различных регионах земли, религиоз­но-политический экстремизм представляет серьезную угрозу и нацио­нальной безопасности Российской Федерации. Он направлен на подрыв государственности и территориальной целостности Российской Феде­рации, разрушение социально-политической стабильности общества. Он покушается на права и свободы личности. Деятельность приверженцев религиозно-политического экстремизма ведет к ослаблению интеграци­онных процессов в СНГ, к возникновению и эскалации вооруженных конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников СНГ. Иначе говоря, религиоз­но-политический экстремизм создает широкий спектр внутренних и вне­шних угроз национальной безопасности нашей страны.

Субъектами религиозно-политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и группы, так и общественные организации (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.

Если нормой международных отношений считать поведение стран, соответствующее основным принципам международного права, то оп­ределенные отступления от этих принципов, чем бы они ни мотивирова­лись, следует признать государственным экстремизмом. В этом смысле проявлением религиозно-политического экстремизма на государствен­ном уровне можно считать более чем 50-летнюю борьбу мусульманских государств за ликвидацию еврейского государства Израиль, впрочем, так же, как борьбу последнего против создания арабского палестинского го­сударства на Ближнем Востоке. Действия обеих сторон в этом длитель-

128

ном кровопролитном конфликте решительно противоречили позициям мирового общественного мнения, выраженным в четких резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности Организации, Объеди­ненных Наций, отличались применением методов и средств, выходящих за рамки общепризнанных принципов и норм международного права.

Политика экспорта «исламской революции» осуществлявшаяся Ира­ном в 80-90 годах XX века также может квалифицироваться как проявле­ние религиозно-политического экстремизма, субъектом которого явля­ется государство.

Принципиально важным для прояснения данного вопроса является категорическое отвержение любых концепций, доктрин или идеологий, призванных оправдывать действия государств, направленные на подрыв общественно-политического строя других государств, которое содержит­ся в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1984 г.) «О недопустимо­сти политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других су­веренных государствах».

Крайне необходимо в духе такого отвержения формировать обще­ственное мнение, особенно тех стран, где действуют различные религи­озно-политические группировки, разрабатывающие и пропагандирую­щие, окрашенные в религиозные цвета, рецепты дестабилизации соци­ально-политической обстановки в своей стране или в соседних странах в целях установления там угодного их лидерам политического строя.

6.2. Религиозно-политический экстремизм и терроризм.

Религиозно-политический экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т.е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населе­ния. Использование, насильственных способов борьбы, и исключитель­ная жестокость, проявляемая сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких масс. В том числе и относящихся к тому вероисповеданию, последователями кото­рого объявляют себя лидеры экстремистской группы. Так происходит с «братьями-мусульманами» на Ближнем Востоке, с «Талибаном» в Афга­нистане, с «Исламским движением Узбекистана» в Средней Азии. Как и легитимная политическая борьба, религиозно-политический экстремизм реализуется в двух основных формах: практико-политической и полити­ко-идеологической.

Для религиозно-политического экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от «цены», которую приходится платить за это. Отсюда упор на силовые методы борьбы. Диалог, договоренность, консенсус, взаимопонимание отвергаются им. Крайним проявлением религиозно-политического экстремизма являет­ся терроризм, представляющий собой деятельность, направленную на достижение политических целей с помощью особо жестоких, устраша­ющих форм и методов политического насилия Он широко применялся в истории политической борьбы, проходившей под религиозными знаме­нами, приобретая подчас характер геноцида (крестовые походы, варфа-ломеевская ночь и др.). В последние десятилетия религиозно-полити­ческий экстремизм все чаще обращается к террору как средству дости­жения своих целей. Многочисленные факты такого рода мы наблюдаем в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке и в других регионах Земли.

Стремясь вызвать или усилить в массах недовольство существую­щим строем и заполучить у них поддержку своих планов, сторонники религиозно-политического экстремизма в идейно-политической борьбе нередко берут на вооружение методы и средства психологической вой­ны. Обращаются не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообраз­ным мифологическим конструкциям. Манипулирование религиозными текстами и ссылка на богословские авторитеты в сочетании с представ­лением извращенной информации, используются ими для создания эмо­ционального дискомфорта и подавления способности человека логичес­ки мыслить и трезво оценивать происходящие события. Угрозы, шантаж и провокации являются составными элементами «аргументации» рели­гиозно-политических экстремистов. Что же касается участников экстре­мистских группировок, для укрепления их решимости сражаться за цели, поставленные лидерами, используются и более действенные меры. Так, один из боевиков Исламского движения Узбекистана, задержанный ком­петентными органами, привел факт расстрела 17 своих «коллег», выра­зивших желание выйти из движения и вернуться к мирной жизни.7

Религиозно-политический экстремизм и этнонационалистический экстремизм часто переплетаются друг с другом. Этому способствуют ряд обстоятельств. Среди них тесная историческая связь религии и этноса. Она привела к тому, что многие народы воспринимают то или иное ве-

7 См. Артамонов Н. Центральная Азия. Час испытаний //Век, 2002, № 31. С.5.

130

роисповедание как свою национальную религию, как неотъемлемую часть своего исторического наследия (к примеру, русские, украинцы, белорусы, греки, сербы так воспринимают православие; итальянцы, ис­панцы, французы, поляки, многие другие народы Европы, бразильцы, аргентинцы и многие другие народы Латинской Америки - католицизм; арабы, турки, персы, узбеки, таджики, татары, башкиры, аварцы, дар­гинцы, кумыки и многие другие народы Северного Кавказа , а также многие народы Африки - ислам; монголы, тайцы, буряты, калмыки, ту­винцы - буддизм). В результате, в этническом самосознании соответ­ствующие народы представляются как этноконфессиональные общнос­ти. Это обстоятельство создает возможность лидерам этнонационалис-тических экстремистских формирований апеллировать к «национальной религии», использовать ее постулаты для привлечения соплеменников в свои ряды, а лидерам религиозно-политических экстремистских груп­пировок обращаться к этнонациональным чувствам и ценностям для увеличения числа сторонников своего движения.

Переплетению религиозно-политического экстремизма и этнонаци-оналистического экстремизма содействует также их одинаковая направ­ленность на достижение во многом совпадающих политических целей. Смыкаясь и переплетаясь, они взаимно питают друг друга, что способ­ствует укреплению их позиций, содействует расширению их социаль­ной базы. Яркий пример такого «взаимного питания» этнонационалис-тического экстремизма и религиозно-политического экстремизма дают нам события в Чеченской Республике.

В начале 90-х годов XX века волна этнонационалистического экстре­мизма здесь взметнулась довольно высоко. Выдвинув сепаратистские лозунги, лидеры движения во главе с Д. Дудаевым поставили своей це­лью отделить территорию республики от России и создать светское эт-нократическое государство. Даже встретив решительный отпор Центра, сторонники сохранения светского характера движения достаточно дол­го отвергали попытки религиозно-политических экстремистов придать ему религиозную окраску. Гибель Д. Дудаева ослабила позиции сторон­ников этнонационалистического экстремизма. Желая исправить положе­ние, привлечь в ряды участников движения новых борцов, они пошли навстречу требованиям лидеров религиозно-политического экстремиз­ма о придании движению исламского характера. Вспоминая события того периода, бывший вице-президент Ичкерии 3. Яндарбиев с гордостью заявил, что считает своей большой заслугой введение законов шариата в Республике, что, по его мнению, придало этнонационалистическому дви-

жению новые силы, способствовав консолидации названных двух тече­ний, «хотя, - подчеркивал он, - почти все руководство (Ичкерии) не хоте­ло, чтобы я так поспешно вводил шариат».8

Переплетение этнонационалистического экстремизма с религиозно-политическим экстремизмом стало побудительным стимулом к смыка­нию объединенного движения с международным терроризмом и после­дующему нападению незаконных вооруженных формирований под ру­ководством Ш. Басаева и Хаттаба на Республику Дагестан с целью со­здания единого исламского государства, что фактически стало началом второй чеченской войны со всеми ее страшными последствиями.

Не самую разумную позицию в этом конфликте заняло руководство страны, особенно в ходе первой чеченской войны. Русская православная церковь, лидеры мусульманских, буддийских, иудаистских, протестант­ских религиозных организаций многократно обращались к президенту России Б.Н. Ельцину, к правительству страны с просьбой не доводить конфликт до войны. Уже после начала военных действий президент Че­ченской Республики Д. Дудаев, а затем и А. Масхадов неоднократно пред­лагали Кремлю подписать такой же договор, какой ранее был подписан федеральным центром с Татарстаном и этим завершить конфликт.9 Од­нако все эти просьбы и предложения не были услышаны.

В настоящее время политики, ученые, религиозные деятели для уре­гулирования затянувшегося чеченского конфликта предлагают исполь­зовать опыт урегулирования конфликта в Таджикистане, так как многое в этих двух конфликтах является сходным. Война между сторонниками продолжения светского пути развития молодого таджикского государ­стве и теми, кто боролся за создание исламского клерикального государ­ства унесла боле 150 тысяч человеческих жизней, более миллиона граж­дан покинули республику, тяжелейший урон нанесен экономике и соци­альной сфере.

Благодаря взвешенной политике власти и помощи мирового сообще­ства, а также в результате больших усилий исламских религиозных орга­низаций кровопролитие в Таджикистане удалось остановить. Переговор­ный процесс между противостоящими силами, шедший долго и трудно, успешно завершился. Вооруженную борьбу сторонников клерикализации государства удалось перевести в русло легальной общественно-по­литической деятельности. В результате страна обрела мир и националь­ное согласие.

Вот как оценивают современное состояние дел в Таджикистане экс­перты: «Сегодня одним из главных достижений здесь можно считать достаточно успешное решение проблемы взаимоотношений власти и оппозиции. Моджахеды интегрированы в силовые структуры страны, полевые командиры и духовные лидеры получили министерские порт­фели, сотни беженцев вернулись на родину. А исламская партия возрож­дения получила легальный статус и места в парламенте. Активно разви­вается пресса».10

Восстановление мира и согласия позволило стране начать хозяйствен­ные реформы, развернуть работы по возведению и реконструкции таких грандиозных объектов, как Рогунская, Нурекская, Сангтудинская ГЭС, автодороги, ведущие в Китай и Пакистан. Открыт путь к нормальному развитию страны.

Компетентными сторонниками использования опыта Таджикистана были даже разработан соответствующий сценарий мирного урегулиро­вания чеченского конфликта.

Исламские религиозные деятели критически оценивают позицию ду­ховных наставников чеченских мусульман, не проявивших необходимой настойчивости в целях предотвращения кровопролития. «В том, что опре­деленная часть чеченского общества была вовлечена в противостояние, была введена в заблуждение есть вина и мусульманского духовенства», заявил недавно председатель Совета муфтиев России Р. Гайнутдин.11

К факторам, порождающим религиозно-политический экстремизм можно отнести социально-экономические кризисы, меняющие к худше­му условия жизни большинства членов общества; ухудшение социаль­ной перспективы значительной части населения; рост антисоциальных проявлений; страх перед будущим; нарастание чувства ущемления за­конных прав и интересов этнических и конфессиональных общностей, а также политические амбиции их лидеров; обострение этноконфессио-нальных отношений.

Характеризуя причины, побуждающие мусульман вливаться в ряды экстремистских формирований, руководитель исламских исследований в Вашингтонском университете профессор Акбар Ахмед говорил: «В Южной Азии, на Ближнем и Дальнем Востоке распространен тип моло­дого мусульманина, который, как правило, беден, неграмотен и не мо­жет найти работу. Он считает, что в мире несправедливо относятся к мусульманам. Он полон гнева и ярости и ищет простых решений».12 К сожалению, немало таких молодых людей разных вероисповеданий и в нашей стране. Готовность многих из них участвовать в протестных ак­циях, в том числе используя насильственные методы, движут не столько религиозные чувства, сколько отчаяние, безысходность и стремление содействовать спасению своих этнических общностей от деградации, к которой подвели их так называемые либеральные реформы.13

Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране следует, назвать социально-экономический кризис, массо­вую безработицу, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, ослабление госу­дарственной власти и дискредитация ее институтов, неспособных ре­шать назревшие вопросы общественного развития, распад прежней сис­темы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиоз­ных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.

Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в России нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров, наце­ленная на разжигание в нашей стране политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий. Наконец, нельзя не сказать о том, что созданию благоприятных условий для активизации деятельности различного рода экстремистских групп в стране в значительной мере способствовал сознательный отказ государства от функции регулирова­ния общественных отношений, что обернулось фактической передаче

этих полномочий нелегитимным политическим акторам, в том числе откровенно криминальным, а также различным организациям и движе­ниям радикального толка.14

6.3. Место и роль государства и общества в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом

С религиозно-политическим экстремизмом должны бороться и об­щество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различ­ные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и решительно пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой инфор­мации и рядовых граждан) должно противодействовать религиозно-по­литическому экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этнорелигиозной то­лерантности, гражданского мира и межнационального согласия.

Для преодоления религиозно-политического экстремизма могут при­меняться самые различные формы борьбы: и политические, и социологи­ческие, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разу­меется, в современных условиях на первый план выходят силовые и поли­тические формы борьбы. Важную роль призвана играть правопримени­тельная практика. В соответствии с нормами права ответственности под­лежат не только организаторы и исполнители преступных акций религи­озно-политического экстремизма, но и их идейные вдохновители.

Особая значимость силовых, политических и правоприменительных методов борьбы с религиозно-политическим экстремизмом вовсе не оз­начает, что идеологическая борьба отходит на задний план. В ней самое активное участие призваны принять общественные объединения, писа­тели, журналисты, свое веское слово могут сказать религиозные деяте­ли. Выступая на. У1 Всемирном русском народном соборе 13 декабря 2001 года президент Российской Федерации В.В. Путин назвал борьбу с различными проявлениями экстремизма важнейшим условием обеспе­чения международной безопасности. При этом он подчеркнул, что для Решения названной задачи одних усилий государств недостаточно. «Нам

необходимо общественное единение в неприятии ксенофобии и наси­лия, всего того, что питает идеологию терроризма»15 - сказал он. Обще­ственные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозно-политического экстремизма, фор­мируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к лю­дям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также при­нимая участие в сглаживании политических и этнонациональных про­тиворечий.

Способность конфессиональных организаций и духовных наставни­ков внести ощутимый вклад в дело преодоления религиозно-политичес­кого экстремизма и терроризма осознается религиозными лидерами Рос­сии. Иногда делаются заявления о том, что никакие другие социальные субъекты не могут сделать так много для предотвращения экстремизма, как это могут сделать руководители религиозных организаций.

Когда речь идет о разоблачении попыток использовать религиозные чувства людей для их вовлечения в экстремистские группировки, для совершения преступных действий, такая постановка вопроса вполне оправдана. Яркое и убедительное слово религиозных лидеров здесь мо­жет оказаться вне конкуренции. Поэтому можно вполне согласиться с заявлением патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сделанным на Межрелигиозном миротворческом форуме 13 ноября 2000 года. «Если мы скажем решительное «нет» насилию, ненависти, попыткам исполь­зовать религиозные чувства в неблаговидных целях, это станет самым существенным вкладом в мирное обустройство бытия стран Содруже­ства», - говорил патриарх.

И многие духовные пастыри смело выступают против религиозно-политического экстремизма, убедительно обличая его антиобществен­ный характер, стремясь уберечь верующих от участия в движениях, пре­следующих преступные цели. Делают они это, не страшась реальных угроз злоумышленников, которые в отместку за решительные выступле­ния против религиозно-политического экстремизма, разоблачение его антиисламского характера не останавливаются перед убийством духов­ных наставников.

Избранный на высокий пост лидера мусульманских религиозных организаций Дагестана после подлого убийства экстремистами муфтия С.-М. Абубакарова, муфтий Ахмад-Хаджи Абдулаев продолжает дело своего выдающегося предшественника. «Сегодня в мире существует оп-

ределенный ряд деятелей, которые время от времени призывают мусуль­ман начать джихад то против одних, то против других государств или народов, - говорит А.-Х. Абдулаев. - Эти лица используют ислам в сво­их сомнительных интересах, зачастую прямо входящих в конфликт с уче­нием нашей религии. Усама бен Ладен является наиболее известным и одиозным из них. Мусульмане должны с огромной осторожностью от­носиться к подобным призывам, дабы не стать заложниками в чьих-то политических, финансовых или каких-то еще махинациях».16

Важное значение для преодоления религиозно-политического экст­ремизма имеет мониторинг его проявлений, а также противодействие использованию средств массовой информации и храмовой аудитории для пропаганды его идей. К сожалению, публичные выступления экстреми­стского толка, в которых содержатся подчас несколько завуалированные, а в ряде случаев ничем не прикрытые, призывы к ниспровержению кон­ституционного строя в целях создания клерикального государства, к воз­буждению вражды и ненависти на почве религии, встречаются нередко, однако должного реагирования правоохранительных органов и средств массовой информации не происходит.

Эффективность борьбы против религиозно-политического экстремиз­ма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последователь­но и строго выполняются требования закона:

- запрещающего пропаганду и агитацию, возбуждающие национальную

и религиозную ненависть и вражду;

- запрещающего создание и деятельность общественных объединений,

цели и действия которых, направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

- запрещающего создание и деятельность общественных объединений,

цели и деятельность которых направлены на насильственное измене­ние основ конституционного строя и нарушение целостности Россий­ской Федерации, подрыв безопасности государства, создание незакон­ных вооруженных формирований;

- считающего недопустимым установление какой-либо религии в качестве государственной;

= ■ устанавливающего равенство религиозных объединений перед законом.

Осуществление на деле конституционных норм об отделении рели­гиозных объединений от государства и их равенстве перед законом дает

возможность религиозным меньшинствам чувствовать себя защищен­ными от произвола чиновников, придает им уверенность на цивилизо­ванное отношение к себе и со стороны других конфессиональных общ­ностей в будущем. Отступления от названных норм, допускаемые госу­дарственными органами и должностными лицами в интересах домини­рующей конфессии, стимулирует ее представителей на выступления за изъятие из Основного закона этих норм, сеют недовольство у этнорели­гиозных меньшинств, побуждая их подниматься на борьбу за равнопра­вие, что может способствовать расширению базы потенциальных сто­ронников религиозно-политического экстремизма.

Здесь уместно привести слова советника правительства ФРГ по воп­росам экстремизма Кордулы Пиндель-Кисслинг: «Мы хорошо знаем и помним, что вирус экстремизма, если жестко не бороться с ним, может уничтожить демократическую государственность и привести к нацио­нальной катастрофе». Говоря о воспитательной работе, направленной против «вируса экстремизма», она подчеркивает, что «с самого раннего возраста мы должны делать детям «прививку» против экстремизма ... Наши дети должны знать - трагедия может коснуться каждого. Пусть каждый, понимает, каждый, с детства знает к чему приводит экстре­мизм...».17

Недавно была принята обновленная Концепция национальной безо­пасности Российской Федерации, теперь она вновь обновляется, гото­вится проект Концепции государственной экологической политики. Пред­ложения же ученых и религиозных деятелей о необходимости подготов­ки и утверждения на уровне Президента России Концепции государствен­но-конфессиональной политики Российской Федерации не находят под­держки во властных структурах, хотя по их инициативе было подготов­лено целых два достаточно интересных проекта такой концепции. Меж­ду тем, такая концепция должна стать надежным ориентиром для госу­дарственных органов и общественных объединений в деле обеспечения строгой законности в сфере государственно-конфессиональных отноше­ний и организации равноправного межрелигиозного взаимодействия по воспитанию населения в духе культуры мира и ненасилия, а, следова­тельно, и важным фактором, способствующим предотвращению рели­гиозно-политического экстремизма.

Неустроенность миллионов людей, вынужденных отказываться от привычного образа жизни, массовая безработица, достигающая во мно­гих регионах более половины трудоспособного населения, озлоблен­ность, вызванная неудовлетворенностью базовых потребностей (безо­пасность, идентичность, признание и др.)? являющиеся последствиями острейшего системного кризиса, переживаемого Россией и многими дру­гими бывшими республиками СССР, судя по всему, еще долго будут ис­точником религиозно-политического экстремизма. Поэтому нужно ос­новательно заниматься изучением этого феномена, мониторингом его проявлений и разработкой эффективных методов борьбы с ним.