Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию
7.1. Новый статус религиозных объединений
Развал Советского Союза привел к заметному изменению политической карты Евразийского континента, что не могло не сказаться на конфессиональном составе населения целого ряда регионов. В прежние годы в СССР, наряду с христианским большинством, проживало достаточно внушительное мусульманское меньшинство. К обеим религиям атеистическая власть относилась в целом примерно одинаково, будучи нацелена на постепенное устранение их из жизни общества. Стремление выжить в неблагоприятных условиях постоянных притеснений побуждало конфессиональные общности и их лидеров держаться вместе, отложив в сторону идеологические разногласия.
Теперь положение изменилось. В целом ряде постсоветских государств - Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане христианство превратилось в религию меньшинства, а ислам стал доминирующей религией. В России, хотя христианство и остается религией большинства, суверенизация привела к тому, что республики были провозглашены государствами в составе федерации и в 8-ми из них ислам оказался религией «титульных наций». Демократизация общественной жизни дала мощный импульс религиозному возрождению на всем постсоветском пространстве, которое стало сочетаться с усилением межконфессиональных противоречий, в том числе между христианством и исламом, что негативно сказалось наэтнона-циональных отношениях, способствуя их обострению.
Взять к примеру Россию. В 1998 году, под руководством авторов, был проведен опрос 100 экспертов - ученых религиоведов, религиозных деятелей разных конфессий, активистов религиозно-политических партий и движений, государственных служащих, занимающихся связями с религиозными организациями. Большинство экспертов (56%) выразили уверенность в том, что противоречия между христианством и исламом в России в ближайшие три года усилятся, 23% экспертов полагали, что эти противоречия сохраняться на прежнем высоком уровне и лишь 21% экспертов заявили, что начнется ослабление этих противоречий. Увы, эксперты оказались правы: в течение истекших лет христианско-мусуль-манскме противоречия в России не ослабли, а замел;") усилились, этноконфессиональная нетерпимость, особенно среди молодежи, существенно выросла.
Определенные признаки межконфессиональной напряженности просматриваются и в других странах СНГ, в частности, в Киргизии. Социологический опрос, проведенный киргизскими учеными показал, что 37,3% опрошенных уверены, что нужно защищать свои религиозные интересы. При этом лишь 7,3% сами лично не готовы участвовать в акциях по защите религиозных интересов, а более 30% готовы принять участие либо в мирных акциях протеста (20,8%), либо в массовых митингах (8%), либо даже в вооруженных действиях (1%) или иного рода мероприятиях (1,2%).Другим свидетельством наличия напряженности в межвероисповедных отношениях в Киргизстане является почти 200 тысяч подписей граждан под обращением к властям страны с требованием ограничить деятельность зарубежных миссионеров. Об этом же говорят и другие данные упомянутого опроса. Считают невозможным взаимопонимание и сотрудничество между людьми с разными религиозными взглядами 6,3% православных респондентов и 12,;% опрошенных мусульман. К этому можно добавить, что 20% православных и почти 25% мусульман исходят из того, что в чем-то возможно такое сотрудничество, а в чем-то нет.
Известное обострение мусульманско-христианских отношений наблюдается и в Азербайджане. Одной из причин такого положения является активная деятельность зарубежных миссионеров (и не только христианских). В средствах массовой информации сообщалось о том, что под влиянием иностранных христианских миссионеров более 2 тысяч азербайджанцев уже приняли христианство. (Это, разумеется, заметно меньше, чем в Татарстане, где только в 1994 году было окрещено 14 тысяч татар).
Не менее активно действуют в стране и зарубежные мусульманские миссионеры, пропагандирующие идеи исламской революции и так называемого ваххабизма. Они, как и последователи Исламской партии Азербайджана, публично подвергают нападкам руководство Духовного управления мусульман Кавказа во главе с шейх-уль-исламом Аллахшюку-ром Паша-заде за «ненадлежащую» защиту позиций и ценностей ислама от нашествия христианских миссионеров и призывают мусульман к решительному сопротивлению «христианизации Азербайджана». Активисты Исламской партии Азербайджана пропагандируют идею о необходимости исламизации законов страны и обвиняют Духовное управление мусульман в том, что оно не добивается этого.
142
Внесенные в 1996 году поправки в закон «О свободе вероисповедания», подчинившие все мусульманские общины Духовному управлению, несколько ограничили права исламских религиозных организаций на зарубежные контакты, вместе с тем оставили без изменений права христианских объединений иметь свободные отношения с зарубежными религиозными центрами, что по свидетельству СМИ способствовало еще большему усилению мусульманско-христианских противоречий. Решением Правительства Азербайджана иностранцам было запрещено заниматься религиозной пропагандой.
В Узбекистане в законодательном порядке также была запрещена миссионерская деятельность, что положительно было встречено как мусульманским, так и православным духовенством.
7.2. Факторы нестабильности
В чем причины напряженности в отношениях между христианами и мусульманами, между исламом и христианством в странах СНГ? Прежде всего они коренятся в социально-экономических неурядицах, испытываемых нашими странами. Острое недовольство существующим тяжким положением и поиск виновных в этом нередко побуждает людей обращать внимание на иноэтничных соседей и иноверцев. Историческая память в таких случаях возрождает многие факты прошлых конфронтации и обид.
Своеобразный этнический взрыв, переживаемый странами СНГ, где одними народами православие воспринимается как национальная религия, а другими таковой считается ислам, является еще одной причиной, способствующей усилению межконфессиональных противоречий. Сказывается в этом и внутренне присущее мировым религиям стремление к расширению своего влияния на новые и новые группы населения, ведущее к неизбежному соперничеству между конфессиями, нередко переходящему в перманентный конфликт между их последователями.
Серьезным фактором, способствующим ухудшению славянско-тюр-кских или мусульманско-христианских отношений в рамках СНГ, является активизация исламского фундаментализма в восточных регионах Содружества. Если его умеренное крыло выступает за возрождение ислама, его очищение от суеверий, за строгое выполнение верующими всех предписаний «религии истины» и считает необходимым для достижения этого использовать ненасильственные меры (усиление проповеди, воспитание, обучение), то экстремистское течение ставит своей конеч-
143
ной целью полную клерикализацию всей общественной и личной жизни, создание исламского государства. В борьбе за достижение этих целей не исключается применение насилия. Перспектива оказаться гражданами государства, где господствуют законы шариата, вызывает беспокойство не только у русскоязычного населения бывших республик Советского Востока, но в первую очередь именно у него.
Исламский фундаментализм заявил о себе в Средней Азии и на Северном Кавказе еще в 70-е годы, а его экстремистское крыло особенно усилило свои позиции в 1988-1989 годах, чему способствовала неразумная политика властей по отношению к религии. В этот период в стране, с разрешения государственных органов, шло массовое открытие храмов Русской православной церкви, не сопровождавшееся адекватными мерами по отношению к исламу. В такой обстановке воспрепятствование должностными лицами реализации права мусульман на свободу совести вызвало их законное возмущение. Недовольных возглавили фундаменталисты и повели на самовольный захват старых культовых зданий, использовавшихся в культурно-хозяйственных целях, на проведение несанкционированных митингов протеста и т.д.
В результате, наиболее радикально настроенные фундаменталисты приобрели в глазах мусульман авторитет защитников их национальных прав, борцов за возрождение традиционной веры отцов. Именно тогда стали появляться лозунги, призывающие к созданию исламского государства. Тогда же стал фактом резкий всплеск миграции русскоязычного населения из городов Средней Азии. Экстремистско-фундаменталистс-кие круги своими действиями стремятся поддерживать на высоком уровне этническую миграцию. Их замыслы очевидны: мононациональное общество легче заставить принять идею клерикального государства.
Влияние зарубежных религиозных центров и религиозно-политических организаций, проявляющееся в активной прозелитической деятельности, а также в усилиях по организации в соответствующих странах движений типа так называемого ваххабизма или сторонников исламской революции по иранскому образцу - еще одна причина, способствующая обострению мусульманско-христианских противоречий.
Серьезным фактором усиления межконфессиональной напряженности является стремление политиков использовать мобилизационный потенциал религий в своих интересах в борьбе за удержание власти или ее завоевание. К примеру, высокие должностные лица России, желая заполучить поддержку Русской православной церкви, ставят ее, в нарушение конституционного принципа равенства религиозных объединений
144
перед законом, в привилегированное положение по сравнению с другими религиозными объединениями, что с одной стороны вызывает острое недовольство конфессиональных меньшинств, в том числе мусульман, а с другой стороны - способствует формированию общественного мнения в пользу превращения России в православную державу, к чему призывают многие известные политики.
В этом же направлении действует на сознание конфессиональных меньшинств, особенно на мусульман и буддистов имперская символика (несущая к тому же христианские атрибуты), выраженная в гербе государства и в новых государственных наградах. Положение осложняется тем, что герб с изображением крестов помещен на головных уборах работников системы МВД, что вызывает у мусульман весьма негативную реакцию.
Ученые и политики восточных республик Российской Федерации высказывают озабоченность в связи с тем, как общественное мнение этих республик реагирует на факты представления односторонних привилегий Русской православной церкви. Отметив, что после распада СССР Россия получила в наследство на наших границах целый ряд «исламских» стран: Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, с чем невозможно не считаться, Государственный советник по политическим вопросам при Президенте республики Татарстан Рафаэль Хакимов, пишет: «В ближайшие годы следует ожидать усиления мусульманского фактора внутри России, где сегодня проживает около 20 млн. мусульман... Современные общественные тенденции таковы, что они стимулируют возрождение ряда прежних традиций, среди которых на первом месте стоят православие у русских и ислам у татар, башкир, кавказских и некоторых других народов. Надеяться на естественное сближение конфессий не приходится, поскольку политические лидеры всячески пытаются использовать православие в своих целях, «забывая» о других конфессиях России. Средства массовой информации не устают показывать православные храмы, священников и чиновников во время церковных служб явно в ущерб исламу и буддизму. Это не остается незамеченным со стороны других народов... В этих условиях налаживание исламско-православного диалога становится особо важной проблемой».1
Поддержанию напряженности в славянско-тюркских отношениях способствовали настойчиво выдвигавшиеся различного рода деятелями России территориальные претензии, в частности по отношению к Казахстану. Провозглашенная тогда идея А.И. Солженицына отторгнуть в пользу России северные области этой республики получила резкую отповедь в средствах массовой информации. Несмотря на это, идея «корректировки» границ вновь и вновь, в различных обличьях навязывалась общественному мнению. По-своему ее пропагандировал на страницах "«Литературной газеты"»(1 апреля 1992 г.) бывший председатель Комитета по международным отношениям Верховного Совета Российской Федерации, тогдашний посол России в США Владимир Лукин. «Большевики лишили Россию «огромных русских районов» и переселили за ее пределы многих россиян, - писал он. - Теперь их 35 миллионов живет вне России». А посему, дипломат высокого ранга предлагал: «пусть россияне и нероссияне - по обе стороны «границ» сами сделают свой выбор на референдуме, отвечая на прямой и честный вопрос: «В какой стране вы хотите жить - в России или вне России?»
Очевидно, что Россия может вести речь о проведении такого референдума на своей территории. Что же касается участия в нем граждан других государств, то это, как известно, не в ее компетенции.
На этом фоне весьма кстати прозвучало определение Архиерейского Собора Русской православной церкви «О взаимоотношениях церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского патриархата в настоящее время», принятое в декабре 1994 года. В нем, в частности, говорилось: «Подтвердить невозможность для церковной Полноты поддержки каких-либо из действующих в странах СНГ и Балтии политических партий, движений, союзов, блоков и тому подобных организаций, а также отдельных их деятелей, в первую очередь в ходе предвыборных кампаний, - сказано в этом определении. - Одобрить, как своевременное и мудрое, определение расширенного заседания Священного Синода от 8 сентября 1993 года, предписывающее священнослужителям воздержаться от участия в выборах в качестве кандидатов в депутаты. Распространить действие этого определения на участие в будущем священнослужителей Русской Православной Церкви в выборах любых органов представительной власти стран СНГ и Балтии как на общегосударственном, так и на местном уровне. Считать также крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, дви-
146
жениях, союзах, блоках и иных подобных организациях, в первую очередь ведущих предвыборную борьбу».2
Таким образом, РПЦ прямо и недвусмысленно заявляла о полном невмешательстве в политическую жизнь тех стран, которые входили раньше в состав СССР, и на территории которых сохраняются достаточно крупные православные общины, являющиеся неотъемлемыми ее частями.
7.3. Поиск путей к согласию
Характер отношений между конфесиональными сообществами стран СНГ может оказать существенное влияние на перспективы решения такой важной проблемы как реинтеграция постсоветского пространства, в которой заинтересовано большинство населения Содружества. Религиозные организации и сейчас немало усилий прилагают для сохранения человеческих связей между гражданами стран СНГ, помогают этническим россиянам, оставшимся за рубежом, адаптироваться к новой этно-политической ситуации, духовно окормляют их, вселяя надежду на будущее. Это особенно относится к 25 миллионам русских, ставших в результате беловежских решений в одночасье «иностранцами».
У российской власти нет возможностей, а подчас и желания уделять необходимое внимание соотечественникам, оставшимся после развала СССР в бывших союзных республиках. Между тем возможности информационной, культурной связи с Россией у них продолжают сокращаться: российское телевидение и выбор периодических изданий минимизируются, преподавание на русском языке в средней и высшей школе сокращается. Национальные культурные организации этнических россиян в странах СНГ, в силу недостатка средств, не могут проводить с должным размахом работу по сохранению и развитию традиций российской культуры. Что касается Туркменистана, то как сообщили средства массовой информации, там власти отказались регистрировать русскую национально-культурную организацию, ссылаясь на то, что в стране запрещено существование организаций, созданных по национальному признаку.
Русская православная церковь для большинства россиян, оставшихся за пределами России (в том числе для людей нерелигиозных), остается, по
существу, главным «мостиком», связывающим с этнической родиной. Ее деятельность в ближнем зарубежье оказывала позитивное влияние на русских, удерживая их от следования авантюристическим призывам массового переселения на историческую родину, что могло привести в 1990-ые годы к резкой дестабилизации обстановки как в России, так и в других новых независимых государствах - бывших республиках СССР.
Данные исследований этнологов и этнопсихологов, которые на примере изучения положения в Узбекистане и Казахстане с привлечением метода множественной идентификации, когда человек определяет свое отношение к проблеме «за другого», установили, что в сознании русских, проживающих в этих государствах, Русская православная церковь призывает их быть более сдержанными, благоразумными, делая акцент на их праве (и целесообразности) остаться жить в республиках Центральной Азии.4
Говоря о проблеме реинтеграции постсоветского пространства нельзя не сказать, что политика властных структур нашей страны, направленная на повышение статуса Русской православной церкви, оказывает негативное влияние на возможности ее решения. Она способствует активизации в молодых государствах Центральной Азии и Азербайджане тех сил, которые добиваются повышения статуса ислама до уровня государственной религии. В случае реализации этих планов предвидеть последствия нетрудно. Во-первых, положение русских в этих республиках резко изменится. Из юридически равноправных граждан они могут превратиться в «покровительствуемых», иначе говоря в граждан второго сорта. Во-вторых, шансы на реинтеграцию постсоветского пространства существенно уменьшатся. В-третьих, перспективы вхождения этих стран в иные экономические и военные союзы могут превратиться в действительность. Тем более, что желающих вовлечь их в такие союзы более чем достаточно.
Выступая на совещании российских послов в странах СНГ академик Е.М. Примаков (тогда еще министр иностранных дел Российской Федерации) отмечал, что Содружество Независимых Государств является главным внешнеполитическим полем деятельности российского государства. В этой связи он подчеркивал, что Российская дипломатия преследует здесь три основные цели: первая - всемерное усиление интеграционных
процессов; вторая - укрепление стабильности, урегулирование локальных конфликтов и тем самым упрочение безопасности России и других стран СНГ; третья - решение через механизмы сотрудничества и интег-едии гуманитарных проблем российских граждан и соотечественни-в, живущих в странах Содружества.5
Как видим, линия на «огосударствление» Русской православной цер-:ви в России, если она будет продолжаться, способна нанести сильней-ий урон интересам Российского государства по всем трем упомянутым направлениям.
Если руководство и общественность страны хотят видеть Содружество Независимых Государств более сплоченным, чем сегодня, а в перспективе, может быть, даже в качестве равного конкурента другим центрам силы на планете, как представляется некоторым российским политикам, то они просто обязаны сделать все для того, чтобы конституционные принципы отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом неукоснительно претворялись в жизнь. Параллельно необходимо принять законодательные нормы, запрещающие формирование воинских частей и подразделений по конфессиональному или национальному признаку, а также исключающие возможность проведения в российской армии всякой миссионерской деятельности.
Опыт межрелигиозного христианско-мусульманского сотрудничества накопленный в субъектах Российской Федерации, особенно в Москве, Татарстане, Оренбургской, Нижегородской, Омской и других областях свидетельствует о том, что оно «набирает обороты» там и тогда, где и когда оно организуется на паритетных началах и когда оно поддерживается органами государственной власти и местного самоуправления.
Инициативы, проявляемые религиозными деятелями и общественностью по организации разностороннего межконфессионального взаимодействия в масштабах страны, не находят поддержки у руководителей некоторых крупных религиозных центров. Приведем только два примера на этот счет. Первый: в феврале 1997 года на межрелигиозной конференции «Межконфессиональный мир и консолидация общества», организованной Российским отделением Международной ассоциации религиозной свободы представители десятков религиозных объединений и многих общественных организаций единодушно приняли Декларацию пРинципов мирного сосуществования религий и религиозных объеди-
нений в Российской Федерации. Она полностью соответствует Конституции России и международным документам, подписанным нашей страной.6 Казалось бы радоваться такому нужно, тем более, что документ принят в год, объявленный Годом примирения и согласия. Но так не произошло. Некоторые весьма видные религиозные деятели и солидные средства массовой информации постарались опорочить и конференцию, и Декларацию.
Второй пример: уже много лет (начиная с 1991 года) на различных научных и религиозных форумах вносится предложение о необходимости создания в России межрелигиозной общественной организации, которая могла бы содействовать межконфессиональному взаимопонима-ниэ и сотрудничеству. За создание такой организации неизменно высказываются большинство верующих и неверующих участников социологических опросов. Однако долгие годы это предложение оставалось без внимания со стороны ряда крупнейших религиозных центров страны.
Между тем такая идея нашла воплощение в Республике Казахстан. Там уже много лет успешно действует межрелигиозный Конгресс духовного согласия, созданный главами исламского, православного и католического объединений страны. В октябре 1997 года по инициативе Конгресса в республике проведена декада духовного согласия в рамках которой в один и тот же день 18 октября проведены торжественные богослужения в религиозных объединениях различных конфессий, проведен также межрелигиозный «круглый стол», посвященный роли духовного согласия в обеспечении устойчивого развития Казахстана.
В 1999 году эта межрелигиозная организация провела Евразийский конгресс духовного согласия. Идея проведения конгресса была выдвинута Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Инициаторам проведения конгресса удалось заполучить поддержку как от папы Римского Иоанна Павла II, так и от патриарха Московского и всея Руси Алексия И.
Так что религиозным деятелям России было чему поучиться у казахстанских коллег.
В 1998 году, наконец, был создан Межрелигиозный совет России (МСР), но слишком узок круг его участников. Из более, чем 70 конфес-
сий и религиозных направлений, функционирующих в стране на законном основании, в МСР представлены лишь четыре. Давно назрела необходимость существенного расширения его рядов и тогда этот совет мог бы стать важным центром, дающим импульсы для взаимодействия религиозных конфессий России в духе терпимости и согласия.
Серьезный вклад в дело сотрудничества между религиозными объединениями разных конфессий внесли два крупных Миротворческих форума, религиозных организаций стран Содружества Независимых Государств, состоявшиеся в Москве осенью 2000 года и летом 2004 года. Главными проблемами, вынесенными на обсуждение участников этих форумов были проблемы совместного участия религиозных организаций разных конфессий в борьбе против всех форм экстремизма и международного терроризма.
Рядовые члены и духовные наставники христианских и мусульманских религиозных объединений стран СНГ активно используют для межконфессионального диалога и светские «площадки».
Одной из таких «площадок» стало Российское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (РО МАРС). В работе РО МАРС активное участие на паритетных началах, принимает подавляющее большинство религиозных объединений, функционирующих в стране. В 2002 году на базе РО МАРС создано Евразийское отделение МАРС. Соответствующие национальные организации созданы в Киргизстане, Украине, Казахстане, идет подготовка к созданию отделения МАРС в Узбекистане.
Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы только за последнее время провело ряд крупных международных конференций с участием религиозных деятелей, ученых, политиков из многих стран СНГ: «Через диалог религий к прочному миру и межнациональному согласию на Северном Кавказе» (Железноводск, 25-26 сентября 2002 г.), «Свобода совести и вероисповедания - важный фактор мира и межконфессионального согласия» (Баку, 30 сентября 2002 г.), «Свобода совести - важное условие гражданского мира и межнационального согласия. К 10-летию Российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (Москва. 27-28 ноября 2002 г.). Большие Межрелигиозные форумы под эгидой Казахстанской ассоциации религиозной свободы летом 2003 года и осенью 2005 года проведены в Казахстане.
Таким образом, можно констатировать, что мусульманско-христиан-ское сотрудничество в интересах мира и взаимопонимания между народами Содружества Независимых Государств постепенно налаживается.
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве:
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный фактор укреления мира и международной безопасности...................................................153
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России.......................................................................................................182
- Глава 10. Религиозная ситуация в современной России.....................215
- Глава 12. Религия и национализм в современной России...................251
- Глава 13. Цивилизованные межконфессиональные отношения
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России.........................................................284
- Часть 1. Религия в мировом политическом процессе
- Глава 1. Место и роль религии в политической истории человечества
- 1.3. Конфессиональный фактор в международной политике
- Глава 2. Религия и политика в современном мире
- 2.2. Характер взаимодействия религии и политики
- Глава 3. Католическая церковь - важный субъект мирового политического процесса
- Глава 4. Исламский фактор в международной
- Глава 5. Религиозный фактор в этнонациональных
- Глава 6. Религиозно-политический экстремизм
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России
- Глава 11. Государственная вероисповедная политика Российской Федерации
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России