logo search
ИГПЗС2

«Новый курс» Франклина Рузвельта и его последствия.

В XX в. деятельности, американского государства появились новые направления одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключитель­ной силы экономический кризис охвативший к тому времени все ос­новные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56%, национальны доход сократился на 48%, обанкротилось 40%банков, что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Нахо­дившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически, ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-полити­ческая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1232г. победил Франклин Делано Рузвельт кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс». Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система , в результате крупнейшие банки получили Крупные кредиты и субсидии: Оздоровление промышленности возлагалось на специально созда­ваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 1 7 групп деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 .мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня_ 1909— 1914 гг. Это осуществлялось главным образом путем оплачиваемого сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно .было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение). В целях уменьшения безработицы снижения её негативных послед­ствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрез­вычайной помощи замененную вскоре Администрацией развития общественных работ . Безработных направляли в создаваемые специальные организации где занимались "строительством и ремонтом мостов и т.д. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значитель­ных денежных ресурсов в распоряжении правительства Рузвельта. В это время наметился важный сдвиг развитии трудового и соци­ального которое носило, по сущёству; фрагментар­ный характер. Более того, большинство дел, связанных соотношениями между работником и работодателем (нанимающимся и наймодателем), рассматривались судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенство сторон в договоре Законом Порриса — Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписы­вать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз. В 1935 г. был принят закон .Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в обшефедеральном масштабе лега­лизовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголов­ное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах , подписавших коллективный договор (вво­дился так называемый принцип закрытого цеха) Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудо­вым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5000 долл.. или тюремному заключению до одного года, пли одновременно обоим видам наказания. Б 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении»,_явившимся первым в истории США общефедеральньм нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному ..цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии «...если его общин заработок, как это будет уста­новлено Управлением, за периоде 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лег не превысит 3000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка...» Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на инди­видуальные доходы работающих по найму в размере 1% с последую­щим повышением налога на 0,5% через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налого­вым обложениям вводился налог в размере 1% обшей суммы выплачен­ной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5%. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых гpyпп трудящихся и минимум зарплаты. В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным .втор­жением государства в сферу социально-э кономческих отношений и включавший значительные элементы регулирования, "способствовал смягчению проявлений кризиса. Ревизия «Нового курса. По мере выхода из кризиса корпорации главным образом через Верховный суд стали добиваться (и не без успе­ха) отмены законодательства «Нового -курса». В целях смягчения буду­щих кризисных явлении стали широко внедряться новые виды госу­дарственного регулирования, реализуемые главным образом с помо­щью финансово-экономических средств. После окончания второй мировой войны произошел отход от завоёванных позиций в области трудового законодательства. В 1947 г. был принят закон Тафта — Хартли, формально в качестве поправки к зако­ну Вагнера, а фактически отменивший его важнейшие положения. Этот закон затруднял ведение стачечной борьбы. Так, предупреждение о намечаемой забастовке должно последовать за 60 дней до ее начала. Президент наделялся пряном в любой момент приостановить забастов­ку на 80 дней (так называемый «охладительный период»). Государст­венным служащим запрещалось участие в забастовках. Не допускались стачки солидарности, стачки, «создающие угрозу национальным инте­ресам страны».