94. Международно-правовое регулирование морской перевозки. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
В законодательстве многих государств обычно не содержатся коллизионные нормы, предусматривающие, право какой страны подлежит применению к отношениям по морской перевозке грузов. Эти вопросы решаются судебной практикой. В судах Великобритании и Франции (в соответствии с французским законодательством) применяется закон флага судна, а в судах ФРГ предпочтение отдается закону места назначения груза. Согласно закону Польши применяется закон, избранный сторонами. При отсутствии выбора к договору перевозки применяется закон места нахождения перевозчика.
Морские перевозки грузов могут осуществляться на различных условиях:
Если такая перевозка осуществляется без предоставления морским перевозчиком всего судна или его части, то отношения между участниками перевозки оформляются коносаментом. В 1924 г. в Брюсселе была заключена Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте. Эта Конвенция была изменена сначала Протоколом 1968 г., а затем Протоколом 1979 г. В 1999 г. Россия присоединилась к Протоколу 1979 г. Из ст. VII Протокола 1979 г. следует, что присоединение к нему равносильно присоединению к Конвенции.
Практически условия морских перевозок внешнеторговых грузов определяются в договорах фрахтования (чартере), заключаемых с морским перевозчиком при предоставлении для перевозки всего судна, или же коносаментом на перевозки отдельных партий груза, где содержатся сведения об условиях перевозки (на обороте коносамента). Основные условия морских перевозок, интересующие российских предпринимателей (ответственность перевозчика, порядок предъявления к нему требований), соответствуют положениям Брюссельской конвенции.
Чартер - документ, удостоверяющий наличие и содержание договора фрахтования, заключаемого между фрахтовщиком или фрахтователем, и рассчитан на перевозку крупных партий грузов, прежде всего массовых. При перевозках по чартеру предоставляется все судно, часть или определенное его помещение. Чартеры разрабатываются по видам грузов (угольные, нефтяные, лесные и т.д.), благодаря чему учитывается специфика перевозки отдельных грузов. По своему содержанию морской чартер представляет собой сложный договор, в который включается до 60 различных условий (предоставление груза, порядок его подачи, расчеты по фрахту и т.д.). В отношении ответственности обычно делается ссылка на условия Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте. Условия проформ чартера могут изменяться и дополняться сторонами, в частности посредством включения оговорок.
Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком или фактическим перевозчиком владельцу отправляемого морем груза в удостоверение факта принятия его к перевозке и обязательства передать в порту назначения грузополучателю. Коносаменты бывают (по способу обозначения лица, имеющего право требовать выдачи груза):
Именными,
Ордерными,
Предъявительсикими.
Морской перевозчик при несохранности груза отвечает за вину, а для предъявления к нему требований действует годичный срок давности. При перевозке грузов по коносаменту необходимо объявление его стоимости. Перевозчик не несет ответственности за так называемую навигационную ошибку (ошибка капитана, матроса, лоцмана в судовождении или управлении судном).
В марте 1978 г. на конференции в Гамбурге была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов, призванная заменить Брюссельскую конвенцию 1924 г. Новая конвенция имеет более широкую сферу действия (распространяется на перевозки животных и палубных грузов) и предусматривает ряд важных нововведений. В частности, ею отменено правило, освобождающее морского перевозчика от ответственности при навигационной ошибке, несколько повышен предел его ответственности за сохранность груза, более подробно определен порядок заявления требований к перевозчику (срок исковой давности по сравнению с Брюссельской конвенцией увеличен с одного до двух лет).
Наиболее прогрессивной формой доставки грузов морем являются регулярные, или линейные, перевозки, которые обычно осуществляются на основании соглашений об организации постоянных морских линий. Такие соглашения могут быть межгосударственными, однако чаще они заключаются заинтересованными судовладельческими компаниями. В них фиксируются основные условия эксплуатации соответствующих линий, а условия морских линейных перевозок определяются в линейных коносаментах, правилах и тарифах соответствующих судовладельческих компаний. Условия линейных перевозок имеют некоторые транспортно-правовые особенности, однако специфические коллизионные вопросы в этой области, как правило, не возникают.
Пассажирские перевозки морем стали предметом ряда международных соглашений, одно из которых - Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. СССР присоединился к ней в 1983 г. Конвенция восприняла большинство ранее выработанных международно-правовых норм о морских пассажирских перевозках: принцип ответственности за вину, ограничение предела ответственности перевозчика (при причинении вреда здоровью пассажиров - 700 тыс. франков), срок исковой давности - два года.
Наряду с конвенциями, регулирующими международные порядки перевозки, Россия участвует в ряде важных многосторонних международных соглашений, в той или иной степени связанных с перевозчиками. К их числу прежде всего относится Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция содержит ряд положений, затрагивающих проблемы международного частного права (гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов, иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, национальность судов, применение клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации). Из других многосторонних соглашений укажем на следующие: Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952 г.; Протокол 1992 г. об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.; Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. (эта Конвенция вступила в силу 5 сентября 2004 г.).
Наиболее сложные правовые вопросы возникают при международных морских перевозках. Это объясняется как разнообразием самих отношений в данной области (предметом регулирования), так и различным характером источников правового регулирования (наряду с нормами конвенций и внутреннего законодательства широко используются морские обычаи – как национальные, так и международные).
Морские перевозки грузов могут осуществляться на различных условиях. Если такая перевозка осуществляется без предоставления морским перевозчиком всего судна или его части, то отношения между участниками перевозки оформляются коносаментом.
В 1924 г. в Брюсселе была заключена Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, известная также как Гаагские правила. В 1968 г. в Брюсселе был подписан Протокол изменений, вносимых в Брюссельскую конвенцию. Протоколом 1979 г. вместо франка "Пуанкаре" была введена новая единица – специальные права заимствования (SDR, СДР). Для России конвенция действует с 1999 г. В практике и юридической литературе часто используется другое ее название – Гаагско-Висбийские правила (по имени городов Гаага и Висби, в которых состоялись дипломатические конференции по морскому праву, принявшие первоначальные тексты этих правил).
В торговом мореплавании коносамент служит распиской в принятии груза к перевозке, является товарораспорядительным документом, опосредует заключение договора перевозки в линейном морском судоходстве.
Практически условия морских перевозок внешнеторговых грузов определяются в договорах фрахтования (чартере), заключаемых с морским перевозчиком при предоставлении для перевозки всего судна, или же коносаментом на перевозку отдельных партий груза, где содержатся сведения об условиях перевозки (на обороте коносамента). Основные условия морских перевозок, интересующие российских предпринимателей (ответственность перевозчика, порядок предъявления к нему требований), соответствуют положениям Брюссельской конвенции. Морской перевозчик при несохранности груза отвечает за вину, срок исковой давности для предъявления требований – один год. При перевозке грузов по коносаменту необходимо объявление его стоимости. Перевозчик не несет ответственности за так называемую навигационную ошибку (ошибка капитана, матроса, лоцмана в судовождении или управлении судном).
Положения Гаагских правил охватывают три группы вопросов, которые являются решающими при морских перевозках грузов: 1) порядок составления коносамента и его реквизиты; 2) ответственность морского перевозчика за понесенные грузовладельцем убытки; 3) порядок предъявления требований к морскому перевозчику.
Коносамент выдается перевозчиком на основании погрузочного поручения отправителя. В коносаменте указываются основные характеристики груза, число мест либо количество и вес груза в соответствии с погрузочным поручением отправителя; внешний вид и видимое состояние груза. Отсутствие хотя бы одного из них лишает коносамент юридической силы.
Положения об ответственности морского перевозчика формулируются в виде перечня оснований, освобождающих его от ответственности (п. 2 ст. 4). Этот перечень охватывает 17 оснований: пожар, стихийные бедствия, спасение жизни и имущества на море, забастовки, навигационную ошибку (действия, небрежность или упущение капитана, членов экипажа, лоцмана либо служащих перевозчика в судовождении или управлении судном) и др. Ответственность перевозчика основывается на принципе вины, которая должна опровергаться самим перевозчиком. Предел ответственности в редакции Протокола (1968) об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанной в Брюсселе 25 августа 1924 г. (далее – Правила Висби), составляет 10 тыс. франков Пуанкаре за место или единицу груза либо 30 франков Пуанкаре за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше. Этот предел ответственности применяется, если стоимость груза не была оговорена отправителем в коносаменте. Гаагские правила устанавливают ответственность за потерю или повреждение грузов, следовательно, они охватывают все варианты ответственности морского перевозчика перед грузовладельцем. Всякие отступления от положений об ответственности не имеют юридической силы (п. 8 ст. 3).
Гаагские правила предусматривают следующий порядок предъявления требований к перевозчику: заявление об убытках должно быть сделано перевозчику в письменной форме во время выдачи груза, в противном случае считается, что груз доставлен в соответствии с описанием в коносаменте (п. 6 ст. 3). Когда же убытки не очевидны, заявление может быть сделано в течение трех дней с момента выдачи груза.
Правила Висби расширили сферу действия Брюссельской конвенции 1924 г. Она применима к любому коносаменту, если он выдан в одном из государств-участников; перевозка осуществляется из порта, находящегося в одном из государств-участников; при наличии в коносаменте ссылки на подчинение его Гаагским правилам (ст. 10). Правила Висби установили срок исковой давности по требованиям к перевозчику об убытках в отношении груза в один год после его сдачи грузополучателю (п. 6 ст. 3). Регрессный иск может быть предъявлен даже и по истечении одного года, однако только в период времени, определенный для этого по закону страны суда, в который такой иск предъявляется (п. 6-бис ст. 3).
Предел ответственности морского перевозчика по Протоколу 1979 г. для государств – членов МВФ установлен в размере 666,67 СПЗ за место или единицу утраченного (поврежденного) груза либо 2 СПЗ за 1 кг веса брутто в отношении такого груза. Для государств, не являющихся членами МВФ, оставлена возможность использовать франки Пуанкаре, и в этом случае предел ответственности составляет 10 тыс. франков Пуанкаре за место или единицу груза (либо 30 франков Пуанкаре за 1 кг веса брутто утраченного (поврежденного) груза). КТМ РФ воспринял по данному вопросу нормы Брюссельского протокола 1979 г. и установил предел ответственности морского перевозчика в 666,67 СДР за место или единицу груза либо 2 СДР за 1 кг веса брутто утраченного (поврежденного) груза в зависимости от того, какая сумма выше (п. 1 ст. 170).
В 1978 г. на конференции в Гамбурге была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила), которая вступила в силу в ноябре 1992 г. Новая конвенция имеет более широкую сферу действия (распространяется на перевозки животных и палубных грузов) и предусматривает ряд важных нововведений. В частности, отменено правило, освобождающее морского перевозчика от ответственности при навигационной ошибке, повышен предел его ответственности за сохранность груза, более подробно определен порядок заявления требований к перевозчику (срок исковой давности – два года). Россия в этой Конвенции не участвует.
Другой формой доставки грузов морем являются регулярные (или линейные) перевозки, которые обычно осуществляются на основании соглашений об организации постоянных морских линий. Такие соглашения могут быть межгосударственными, однако чаще они заключаются заинтересованными судовладельческими компаниями.
В них фиксируются основные условия эксплуатации таких линий, а условия морских линейных перевозок определяются в линейных коносаментах, правилах и тарифах соответствующих судовладельческих компаний. Условия линейных перевозок имеют некоторые транспортно-правовые особенности, однако коллизионные вопросы в этой области, как правило, не возникают.
Большая часть морских линий эксплуатируется в настоящее время в рамках соглашений между крупными судовладельческими компаниями, образующими группы перевозчиков, получившие название линейных конференций. В них решающее влияние имеют компании ведущих государств, которые стремятся обеспечить себе максимальные экономические выгоды путем установления высоких фрахтовых ставок и других льготных условий.
В целях устранения дискриминации в деятельности линейных конференций в 1974 г. в рамках ООН по инициативе развивающихся стран была заключена Конвенция о кодексе поведения линейных конференций. Конвенция содержит ряд положений, направленных на введение работы линейных конференций в определенные рамки, исключающие дискриминацию и создающие баланс интересов перевозчика и грузовладельцев. Конвенция вступила в силу для СССР в 1983 г.
В случае если для перевозки груза предоставляются все судно, его часть или определенные помещения, морские перевозки могут также осуществляться по чартеру. Обычно на практике применяются проформы чартеров, разработанные международными морскими организациями, а также национальными объединениями судовладельцев. Чартеры разрабатываются по видам грузов (угольные, нефтяные, лесные и т.д.), благодаря чему учитывается специфика перевозки отдельных грузов. По своему содержанию морской чартер представляет собой сложный договор, в который включается до 60 различных условий (предоставление груза, порядок его подачи, расчеты по фрахту и т.д.). В отношении ответственности обычно делается ссылка на условия Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте. Условия проформ чартера могут изменяться и дополняться сторонами, в частности, посредством включения оговорок.
- Оглавление
- 1.Понятие международного частного права. Предмет, определение
- Предмет международного частного права
- Метод международного частного права Метод международного частного права
- Коллизионный метод международного частного права
- Недостатки коллизионного метода:
- Материально-правовой метод международного частного права
- 2.Сфера действия международного частного права. Проблема «иностранного элемента» в международном частном праве.
- 3.Коллизия права и общий метод международного частного права. Коллизия права и общий метод мчп
- 4. Способы регулирования в международном частном праве и правовые формы их осуществления.
- 5. Нормативный состав международного частного права.
- 6. Место международного частного права в юридической системе. Термин «Международное частное право».
- 7. Международное частное право как комплексная отрасль правоведения.
- 8. Соотношение и взаимодействие международного права и международного частного права.
- 9. Международные организации по вопросам международного частного права.
- 11. Основные принципы международного частного права.
- 12. Источники международного частного права, понятие, виды. Концепция двой-ственности источников, ее критика.
- Основные виды источников в международном частном праве:
- Понятие и специфика источников международного частного права
- 13. Российское законодательство по международному частному праву.
- 14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.
- 3. Страны, где нормы мчп содержатся в кодифицированных актах разной отраслевой принадлежности (межотраслевая кодификация).
- 15.Роль международных договоров в развитии международного частного права. Участие рф в договорах по международному частному праву. Роль международных договоров в развитии мчп
- 16.Обычай как источник международного частного права.
- 17.Место lex mercatoria в регулировании трансграничных отношений. Участие невластных субъектов в его формировании. Международное коммерческое право (lex mercatoria)
- 18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты. Понятие унификации
- Особенности правого механизма унификации права Особенности правого механизма унификации права
- Виды унификации
- Особенности применения унифицированных норм
- 19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.
- 20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
- 21. Понятие и строение коллизионной нормы. Понятие и строение коллизионной нормы
- Структура и содержание коллизионных норм
- 22. Виды коллизионных норм. Виды коллизионных норм
- 23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления. Основные коллизионные принципы.
- 24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
- 25. Современные тенденции развития коллизионных норм. Современные тенденции развития коллизионных норм.
- 26. Статут частноправового отношения, осложненного иностранным элементом. Множественность статутов.
- 27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
- Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства,
- Проблемы, связанные с применением коллизионных норм Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
- 28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения. «Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.
- 29. Основания и порядок применения иностранного права. Основания и порядок применения иностранного права
- Основания и порядок применения иностранного права.
- 30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.
- 31. Оговорка о публичном порядке.
- 32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
- 33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
- 34. Взаимность и реторсии в международном частном праве. Взаимность и реторсия
- Реторсии
- Взаимность в коллизионном праве
- 35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве. Гражданская правоспособность физических лиц в мчп
- 36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.
- 37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
- 38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
- 39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
- 40. Основы правового положения иностранного юридического лица. Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и «личный статут»
- Теория инкорпорации
- Теория оседлости
- Теория центра эксплуатации
- Теория контроля
- «Офшорные» компании
- 41. Личный статут и национальность юридического лица: понятие и их соотношение. Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица
- 42. Сфера применения личного статута юридического лица. Сфера применения личного статута юридического лица.
- Национальность и личный статут юридического лица
- 43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.
- 44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Правовое положение иностранных юридических лиц в России
- 45. Государство как субъект международного частного права. Государство как субъект мчп
- 46. Иммунитет государства: понятие, виды.
- Виды иммунитета в теории и практике государств:
- Концепции иммунитета государства
- 47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
- 48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
- 49. Международные организации – субъекты международного частного права. Международные организации как субъекты мчп
- Международные организации как субъекты международного частного права
- 50. Вещный статут и сфера его применения. Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)
- 51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
- 52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях
- Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
- 53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
- 55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности
- 56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности. Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.
- 57. Обязательственный статут и сфера его применения. Обязательственный статут и сфера его применения.
- 58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.
- 59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)
- 60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
- 61. Договор международной купли-продажи товара.
- 62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г
- 63. Форма внешнеэкономического договора. Форма внешнеэкономического договора (контракта)
- 64. Международный финансовый лизнг.
- 65. Международный факторинг
- 66. Обычаи международной торговли.
- Обычай как источник международного частного права. Обычаи международной торговли. Обычаи делового оборота.
- 67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. Инкотермс-2010
- 68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа)
- Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
- 69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание. Международные денежные обязательства: понятие, содержание
- 2 Основных подхода в расчетах:
- 70. Вексель и чек в международном частном праве. Вексель и чек в международном частном праве
- 71. Валютные условия внешнеэкономической сделки. Валютные условия внешнеэкономической сделки
- 72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.
- Основные термины и понятия
- 73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.
- 74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.
- 75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.
- 76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.
- 77. Современные тенденции развития международного деликтного права. Современные тенденции развития международного деликтного права.
- 78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
- 79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.
- 80. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда, причиненного товарами, работами, услугами, недобросовестной конкуренцией, в Российской Федерации.
- 81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве
- Понятие и особенности интеллектуальной собственности
- 82. Международно-правовая охрана авторских прав.
- 83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации. Авторские права иностранцев в Российской Федерации
- 84. Международно-правовая охрана смежных прав. Международно-правовая охрана смежных прав.
- 85. Международно-правовая охрана промышленной собственности
- 86. Международно-правовая охрана товарных знаков. Международно-правовая охрана товарных знаков
- 87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках снг.
- 88. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации. Права российских граждан за рубежом. Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации
- 89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание
- 1. Простая
- 90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.
- 91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации. Международно-правовое регулирование наследственных отношений
- 92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи
- 93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.
- Правила определения норм, применяемых к конкретным трудовым правоотношениям с участием иностранных граждан
- 94. Международно-правовое регулирование морской перевозки. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
- 95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки. Международные воздушные перевозки.
- Международные воздушные перевозки
- 96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
- 97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.
- Понятие международного гражданского процесса
- 98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
- Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
- 100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.
- Исполнение решений иностранных судов
- Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда
- Признание решений иностранных судов
- Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
- 101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
- 102. Легализация официальных документов: понятие, способы. Легализация официальных документов: понятие, способы.
- Легализация официальных документов: понятие и способы.
- 103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
- Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
- 104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
- 105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.
- Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды
- Виды мка: институционный и изолированный
- 106. Международно-правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража. Единообразные регламенты и типовые законы.
- 107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг
- 108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
- 109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.