logo
Билеты МЧП

52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях

Привлечение иностранного капитала в российскую экономику, с одной стороны, весьма благоприятно влияет на ее развитие, но, с другой стороны, Российское государство должно обеспечить гарантиями реализации имущественных прав иностранных инвесторов, не забывая об интересах государства и российских инвесторов. В связи с этим с 1994 г. в России создан и действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, основной задачей которого является привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и создание благоприятного правового, налогового, таможенного режима для зарубежных инвесторов.

Правовые возможности частных инвесторов регламентируются следующими российскими законодательными актами.

Во-первых, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Данный Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Во-вторых, па территории РФ действует Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, па территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

В-третьих, продолжает действовать Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", который заложил основы осуществления инвестиционной деятельности на территории Советской России незадолго до распада СССР.

В-четвертых, правовое регулирование в этой сфере осуществляется на основе Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", который регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества (в том числе и иностранного) путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в определяемые в cooтветствии с российским законодательством объекты, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.

На подзаконном уровне действует ряд постановлений Правительства, которые более детально регулируют вопросы инвестирования. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений" было одобрено Типовое соглашение между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений.

В последние годы правотворческая и организационная деятельность федеральных органов власти в этом направлении только усиливается. Так, были приняты постановления Правительства РФ от 6 июля 2008 г. № 510 "О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" и от 30 декабря 2009 г. № 1141 "О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России". Таким образом, на государственном уровне выстраивается система вспомогательных организаций, которые активно претворяют в жизнь идею развития иностранного инвестирования.

Кроме этого, немаловажную роль играет законотворческая деятельность субъектов РФ. В качестве такого примера можно привести Закон Волгоградской области от 2 марта 2010 г. № 2010-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области", который, несомненно, оказывает влияние на инвестиционную активность в пределах региона. В конечном счете, развитие такого правотворчества в регионах содействует формированию практики защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности на территории РФ.

Особое значение при правовом регулировании иностранных инвестиций играют международные соглашения и договоры. Так, Федеральным законом от 17 декабря 1996 г. № 154-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Рим, 9 апреля 1996 г.). Данное соглашение предусматривает, что каждая из этих стран будет поощрять инвесторов другой страны осуществлять капиталовложения на своей территории и допускать такие капиталовложения в соответствии со своим законодательством. Подобные соглашения, как правило, содержат нормы, направленные на разрешение споров. Так, если спор между сторонами с участием иностранного инвестора не будет разрешен мирным путем в течение шести месяцев с даты письменного обращения об урегулировании спора, он может быть передан по выбору инвестора либо на рассмотрение в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено; либо арбитраж ad hoc, создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли; либо иной международный арбитраж, о котором договорятся стороны в споре.

Из международных конвенций, которые приняты большинством стран, можно отметить Конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), которая была ратифицирована постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г. № 4186-1. Данной Конвенцией было учреждено специальное агентство, которое призвано стимулировать поток инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя, таким образом, деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития.