logo
Билеты МЧП

93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.

Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г. была принята Меж­дународная конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция обязывает участвующие в ней государства предоставлять трудящимся-мигрантам об­ращение, не менее благоприятное, чем то, которое применя­ется к гражданам государства работы по найму при решении вопросов вознаграждения и других условий труда (сверхуроч­ного времени, рабочего времени, еженедельного отдыха, оп­лачиваемых отпусков, безопасности, охраны здоровья, пре­кращения трудовых взаимоотношений и любых иных условий труда, на которые в соответствии с национальными законами и практикой распространяется это понятие), а также условий занятости (вопросы минимального возраста занятости, огра­ничения надомного труда и любые иные вопросы, которые в соответствии с национальными законами и практикой счита­ются условиями занятости). Трудящимся-мигрантам и членам их семей предоставляется, в частности, право создавать проф­союзы и ассоциации в государстве работы по найму с целью обеспечения и защиты своих экономических, социальных, куль­турных и иных интересов, переводить заработанные средства и сбережения, в том числе суммы, необходимые для содер­жания семей, из государства работы по найму в государство происхождения или любое другое государство.

Международная организация труда (МОТ) приняла, в ча­стности, Конвенции № 97 — о правах трудящихся-мигрантов; № 118 — о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения; № 143 — о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении тру­дящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения, а также рекомендации МОТ №86 и №151 о трудящихся-миг­рантах.

В рамках СНГ заключены многосторонние соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.

Вся иностранная рабочая сила делится на:

Работник может самостоятельно выбирать способ оплаты, и валюту. Если работника приняли без знания языка, то потом его не могут уволить за это. Увольнение сотрудника посольства и консульства производится по законодательству РФ , но с учетом требований императивных норм иностранного государства.

В ТД предусматривают:

Трудовая деятельность иностранцев допускается в РФ на основании трудового договора иностранца с нашими предприятием и организацией в соответствии с положениями российского трудового законодательст­ва (иностранец поступает на работу в учреждение или предприятие и заключает трудовой договор на неопре­деленный срок либо заключает трудовой договор о ра­боте в РФ на срок, указанный в договоре). Созда­ние в России предприятий с иностранными инвестициями привело к применению труда иностранных специ­алистов и рабочих на этих предприятиях. Такова первая группа трудовых отношений с участием ино­странцев.

Законодательством установлены система лицензиро­вания привлечения некоренной рабочей силы и систе­ма выдачи разрешений на работу иностранных граждан, въезжающих в Россию. Значительное число иностранных граждан (из Вьетнама, Китая, КНДР и других стран) привлекается на работу в России на основе двусторон­них межправительственных соглашений, в значительной степени определяющих условия труда граждан соот­ветствующих стран в России.

МОТ осуществляет вопросы контрольно-надзорные по утверждению перечня международных профессий. Таковыми признают профессии, получившие международное закрепление в конвенциях и резолюциях МОТ либо в других международных организациях. В основной перечень международных профессий включают:

Применение труда российских граждан на территории иностранных государств может иметь место вследствие возникновения трудовых правоотношений на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным на­нимателем.

В первом случае труд наших граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Наши граждане направ­ляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки.

Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются нашим правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной катего­рии трудящихся.

Как и всем служащим, работникам российских учреждений за границей предоставляются ежегодные оп­лачиваемые отпуска.

В отличие от служащих, работающих в РФ, работникам учреждений , за границей разрешается сумми­рование отпусков, то есть они могут взять двойной или тройной отпуск за два или три проработанных года.

От работы наших граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной ко­мандировки.

За командированным работником сохраняется на все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы в РФ. За время пребывания в командировке работнику выпла­чиваются суточные, а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа и др. Суточные при проезде на территории РФ выплачиваются в нашей валюте, при проезде по. иностранной территории и за время пребывания там — в иностранной валюте.

Некоторыми особенностями отличаются условия тру­да специалистов, направляемых в развивающиеся стра­ны Азии, Африки, Латинской Америки для оказания технического содействия. Находясь за границей, наши специалисты подчиня­ются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях. Однако наши специалисты не вступают в трудовые от­ношения с местными организациями и фирмами и те не становятся их нанимателями.

На территории РФ действует единый порядок лицен­зирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридически­ми лицами

Под иностранным элементом в трудовых отношениях понимается:

1) субъект этих отношений – работник или работодатель (например, трудовой договор заключен между российской организацией и иностранным гражданином; российский гражданин работает у иностранного работодателя);

2) юридический факт, связанный с данными трудовыми отношениями (место выполнения работы или место заключения трудового договора, отличающиеся по своей «национальности» от одного или обоих субъектов трудовых отношений).

В конкретном трудовом правоотношении иностранный элемент может быть как один, так и в сочетании с другими иностранными элементами.

 

Основной проблемой трудовых правоотношений с участием иностранного элемента является коллизия права, т.е. наличие противоречия между нормами национального трудового права разных государств. Коллизионная норма, не определяя права и обязанности сторон конкретных трудовых отношений, отвечает лишь на вопрос право какого государства должно к ним применяться. Коллизионная норма может содержаться как непосредственно в национальном законодательстве, так и быть унифицирована в заключаемых между государствами международных договорах и соглашениях.