logo
Билеты МЧП

84. Международно-правовая охрана смежных прав. Международно-правовая охрана смежных прав.

Смежные права - права, относящиеся к исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, право организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 1329—1332 ГК РФ®), а также права публикатора на произведения науки, литературы, искусства (ст. 1337—1344 ГК РФ). Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) (1961 г.). которая основана на принципе национального режима, который предоставляется законами страны, где испрашивается охрана: 1) артистам-исполнителям. являющимся ее гражданами, в отношении исполнений на ее территории, их передачи в эфир либо первой записи; 2) производителям фонограмм, которые являются ее гражданами, в отношении фонограмм, которые впервые записаны или впервые опубликованы на ее территории; 3) вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на ее территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на ее территории (ст. 2).

Конвенция содержит минимальный уровень охраны смежных прав. Минимальный срок охраны смежных прав составляет 20 лет. При этом государства-участники, установившие более длительные сроки охраны, не обязаны распространять их целиком на субъекты тех стран, где этот срок меньше. Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка должны иметь символ «Р» с указанием даты первой публикации. Он должен быть размещен так, чтобы можно было легко его различить. Конвенция доступна для участников Венской и Всемирной Конвенции по авторскому праву – всего 40 гос-в (в т.ч. РФ) и не охраняет права артистов цирка, варьете и эстрады. Женевская Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.(более 55 гос-в, в т.ч. РФ) Ее участниками являются более 55 государств, в том числе и Россия (с 13 марта 1995 г.). Женевская конвенция существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию в отношении правовой охраны фонограмм, в частности, путем предоставления им особого режима охраны, в котором используются механизмы антимонопольного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства. По ней договаривающиеся стороны отказались от предоставления иностранцам национального режима, заменив его на общее благоприятствование. Критерием выбора применимого права является коллизионная привязка о личном законе; к законодательству государства гражданства изготовителя фонограмм. Сроки охраны предусмотрены в пределах не менее 20 лет, начиная с года, в котором сделана первая запись фонограммы. Обладатели авторских и смежных прав в случае нарушения своих прав вправе требовать: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих их права или создающих угрозу их нарушения; компенсации морального вреда; публикации решения суда о допущенном нарушении; возмещения убытков; выплаты компенсации.

По смыслу Стокгольмской конвенции 1967 года под смежными правами принято понимать права, относящиеся к «исполнительной деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам».  Основные международные документы в области смежных прав: 1.Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (от 26 октября 1961 года); 2.Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства (от 29 октября 1971 года); 3. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 21 мая 1974 года). Основные формы охраны смежных прав: 1. использование международного знака охраны смежных прав; 2. предоставление государствами владельцам смежных прав из числа иностранцев национального режима; 3. право владельца смежных прав на предотвращение посягательств на свои права путём установления разрешений и запретов; 4. обязанность пользователя выплачивать владельцу смежных прав справедливое вознаграждение в денежной форме. Предусматриваются исключения (изъятия) из охраны в отношении: 1. использования в личных целях; 2. использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях; 3. кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач; 4. использования в учебных или научно-исследовательских целях.