109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.
Функционирование МКА в России регулируется Законом о МКА, который разработан в соответствии с основными положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ, что прямо подчеркивается в Преамбуле Закона. Закон о МКА состоит из преамбулы, 36 статей и двух приложений и включает нормы, регулирующие:
o арбитражные соглашения;
o состав арбитража и его компетенцию;
o ведение арбитражного разбирательства и его прекращение;
o вынесение арбитражного решения и основания для его оспаривания;
o признание и приведение в исполнение арбитражных решений.
Закон содержит определение понятий арбитража, третейского суда и суда (ст. 2). Определение арбитража в Законе о МКА и в Европейской конвенции 1961 г. полностью совпадает - это любой арбитраж, независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением.
В МКА могут передаваться споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ (п. 2 ст. 2 Закона).
Закон о МКА закрепляет несколько императивных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это своеобразные принципы арбитражного разбирательства:
- требования, которым должны отвечать арбитры;
- императивные нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе;
- обязанности арбитража по отношению к сторонам.
Во всех остальных вопросах стороны сами определяют процедуру арбитражного разбирательства. При отсутствии соглашения сторон
МКА использует свой Регламент либо разбирает спор так, как считает необходимым. Закон о МКА не предусматривает обязанности МКА обращаться к действующему гражданско-процессуальному законодательству. Закон о МКА впервые в российской истории закрепил общепринятое в мировой практике правило об автономности и юридической самостоятельности арбитражной оговорки, т.е. прямую зависимость компетенции арбитража от арбитражного соглашения.
Специфика арбитражного разбирательства и его особенность заключаются в почти неограниченном праве сторон по установлению процедуры рассмотрения споров. Автономия воли является принципиальной основой Закона о МКА. Большинство норм, определяющих арбитражную процедуру, применяется только при отсутствии соглашения сторон и имеет диспозитивный характер. Автономия воли является решающим моментом при формировании состава арбитража, определении процедуры разбирательства.
В Законе содержатся правила, касающиеся заявления сторон об отсутствии компетенции, варианты такого заявления и правила, касающиеся постановления арбитража о своей компетенции. Постановление арбитража о своей компетенции не имеет окончательного характера и может быть обжаловано в государственном суде, решение которого окончательно и обжалованию не подлежит. Постановление арбитража о его компетенции может выноситься и в предварительном порядке.
Арбитражное разбирательство прекращается либо вынесением решения по существу спора, либо вынесением постановления о прекращении арбитражного разбирательства. Постановление о прекращении может быть вынесено по исчерпывающему перечню оснований. Отмена арбитражного решения может быть произведена по ограниченному перечню оснований, которые не связаны ни с существом спора, ни с вопросами применимого права. В Законе содержится исчерпывающий перечень оснований для отмены решения МКА. Группы таких оснований: по инициативе сторон и по инициативе суда. Основания для отмены практически совпадают с основаниями для отказа в принудительном исполнении арбитражных решений. Исключительное средство оспаривания арбитражного решения - ходатайство заинтересованной стороны о его отмене. Определение государственного суда об оспаривании решения может быть обжаловано в кассационном порядке.
Закон о МКА устанавливает прямую зависимость МКА от государственного суда - закреплены основания, по которым во время арбитражного разбирательства можно обратиться в суд с просьбой о совершении юридически значимых действий1:
1) сторона арбитражного разбирательства вправе обратиться в суд с просьбой о принятии мер по обеспечению иска. Вынесение судом определения о принятии таких мер не является несовместимым с арбитражным соглашением (ст. 9);
2) сторона арбитражного разбирательства вправе обратиться в суд с просьбой о принятии решения по постановлению арбитража, что он обладает компетенцией. Суд может признать ходатайство стороны необоснованным и отклонить его либо постановить, что арбитраж некомпетентен рассматривать спор по существу (п. 3 ст. 16);
3) сторона арбитражного разбирательства, а также сам третейский суд вправе обратиться к суду с просьбой о содействии в получении доказательств. Суд может выполнить эту просьбу, руководствуясь правилами, касающимися обеспечения доказательств, в том числе судебных поручений (ст. 27);
4) сторона, против которой вынесено арбитражное решение, вправе его оспорить в суде путем подачи ходатайства об отмене такого решения. Решение может быть оспорено лишь по основаниям, четко указанным в законе, перечень которых является исчерпывающим (ст. 34);
5) сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, вправе ходатайствовать перед судом о его признании и приведении в исполнение независимо от того, в какой стране оно было вынесено (ст. 35).
В России предусмотрена возможность создания внутренних третейских судов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Такие суды широко распространены в современной России: они образованы при Газпроме, Ассоциации банков РФ, Союзе юристов РФ, Межбанковской валютной бирже. Внутренние третейские суды в соответствии со своими регламентами компетентны рассматривать коммерческие споры, связанные с иностранным правопорядком. Некоторые из них (Третейский суд при Международном независимом институте международного права) предусматривают рассмотрение международных коммерческих споров как профильную деятельность.
В 2003 г. было принято Положение о спортивном арбитраже при ТПП РФ и создан Спортивный арбитраж - самостоятельный постоянно действующий третейский суд, рассматривающий споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта. В 2004 г. при ТПП РФ создан Третейский суд - негосударственный правоприменительный орган, компетентный рассматривать внутренние коммерческие споры, отнесенные к его компетенции по соглашению сторон.
Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в России являются Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТТП РФ. МКАС и МАК являются самостоятельными постоянно действующими арбитражными учреждениями (третейскими судами), осуществляющими свою деятельность на основе Закона о МКА. Система государственных арбитражных (хозяйственных) судов не имеет отношения к российскому МКА; эти суды входят в общую государственную судебную систему. Деятельность арбитражных судов регламентируется АПК РФ.
Деятельность МКАС регулируется Законом о МКА, Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (приложение I к Закону о МКА), Регламентом МКАС. Созданная по Закону модель арбитража соответствует международным стандартам и современным тенденциям рассмотрения международных коммерческих споров. С 1 марта 2006 г. вступила в силу новая редакция Регламента МКАС (изменения и дополнения внесены приказом ТПП РФ от 23 июня 2010 г. № 28). При разработке новой редакции Регламента учтены современные тенденции развития нормативного регулирования международного коммерческого арбитража, в том числе вступивший в силу в 1998 г. Арбитражный регламент МТП. В рамках МКАС разработана концепция согласительного урегулирования споров и принят Согласительный регламент МКАС.
В компетенцию МКАС входит рассмотрение споров из международных коммерческих контрактов при наличии арбитражного соглашения. МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором РФ. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы (в широком смысле).
Юрисдикция МКАС обусловлена его компетенцией. МКАС представляет собой МКА общей компетенции, правомочный рассматривать две группы споров (ст. 1 Закона):
1) споры из договоров и других гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговой деятельности, т.е. международные коммерческие споры. Субъектный критерий имеет дополнительный характер и уточняет, какие споры являются международными: если коммерческие предприятия сторон находятся на территории разных государств. При наличии нескольких коммерческих предприятий во внимание принимается то, которое имеет наибольшее отношение к арбитражному соглашению. Если сторона не имеет коммерческого предприятия (индивидуальный предприниматель), во внимание принимается ее постоянное место жительства.
Положение о МКАС конкретизирует гражданско-правовые отношения, споры из которых являются предметом разбирательства: отношения по купле-продаже (поставке), выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами или услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену результатами интеллектуальной деятельности, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным отношениям, страхованию, совместному предпринимательству. Перечень имеет открытый характер; на основании федеральных законов в компетенцию МКАС могут входить споры и из других гражданско-правовых отношений;
2) споры предприятий с иностранными инвестициями, международных организаций и объединений, созданных на территории РФ (между этими субъектами, между их участниками, их споры с другими субъектами российского права). Характер таких споров в Законе не определен. Можно предположить, что МКАС компетентен рассматривать любые споры между такими субъектами.
Регламент МКАС закрепляет правила арбитражной процедуры, применяемые при отсутствии соглашения сторон об ином. Правила Регламента: наличие списка арбитров, который не является обязательным (арбитром может быть назначено лицо, не включенное в список, в том числе иностранец). Регламент определяет состав арбитража, назначение суперарбитра, назначение арбитров Председателем МКАС, наличие запасных арбитров. МКАС обладает правомочием выносить постановление о своей компетенции. В Регламенте содержатся диспозитивные нормы о месте проведения арбитражного разбирательства (г. Москва) и его языке (русский). Стороны могут согласовать проведение слушаний в другом месте и на другом языке.
Слушание дела производится в устной форме. Возможно заочное разбирательство. Стороны могут договориться о разбирательстве спора на основе только письменных материалов без проведения устного слушания. Состав арбитража может провести разбирательство спора на основе письменных материалов и при отсутствии такой договоренности сторон, если ни одна из них не просит провести устное слушание (ст. 34).
Арбитражное разбирательство осуществляется на основе принципов состязательности и равноправия сторон. Документы предоставляются на языке арбитражного разбирательства, или на языке контракта, или на языке, на котором стороны вели между собой переписку. Письменные доказательства предоставляются на языке оригинала. Регламент закрепляет обязанность истца обосновать компетенцию МКАС. Один из основных принципов деятельности
МКАС - обеспечение сохранения коммерческой тайны. В процессе применяются правила Регламента и положения российского права.
Арбитражное разбирательство прекращается вынесением окончательного арбитражного решения. В Регламенте закреплено правило - решения МКА исполняются добровольно в установленные в решении сроки. Если срок не установлен, то решение подлежит немедленному исполнению. Решение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению.
Если по делу не принимается окончательное решение, арбитражное разбирательство прекращается постановлением о прекращении разбирательства. Постановление о прекращении разбирательства выносится в случае:
o отказа истца от своего требования, если только ответчик не выдвинет возражений против прекращения разбирательства и арбитраж не признает законный интерес ответчика в окончательном урегулировании спора;
o наличия договоренности сторон о прекращении арбитражного разбирательства;
o если арбитраж находит, что продолжение разбирательства стало по каким-либо причинам ненужным или невозможным.
МАК действует на основе приложения II к Закону о МКА. Новый Регламент МАК был утвержден приказом ТПП РФ от 21 декабря 2006 г. № 93 и вступил в силу с 1 января 2007 г. МАК вправе разрешать споры на основе соглашения сторон о передаче их в этот третейский суд. МАК принимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в силу международных договоров РФ. Вопрос о компетенции МАК по конкретному делу разрешается составом арбитража, рассматривающим дело. Постановление по данному вопросу может быть принято в виде промежуточного решения как по вопросу предварительного характера, так и в решении по существу спора.
МАК отличается узким, специальным характером компетенции - ее задачей является разрешение международных коммерческих споров, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания. Отличие от МКАС - при определении компетенции МАК субъектный состав спора не имеет значения (юрисдикция МАК распространяется независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права).
Положение о МАК устанавливает примерный перечень отношений, споры из которых входят в ее компетенцию (ст. 2) - МАК разрешает споры, вытекающие из отношений:
1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море);
2) по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;
3) по морскому страхованию и перестрахованию;
4) связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;
5) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;
6) связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;
7) по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;
8) связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;
9) связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;
10) связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также с иным причинением вреда при осуществлении промышленного рыболовства.
МАК разрешает споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам; споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок.
Рассмотрение споров в МАК происходит на основании Регламента. Стороны могут вести свои дела в МАК непосредственно или через представителей, назначаемых сторонами по своему усмотрению, в том числе иностранных граждан и организаций. Все заявления, относящиеся к арбитражному разбирательству, подаваемые в МАК каждой из сторон, представляются с копиями для другой стороны. Эти документы за исключением письменных доказательств представляются на языке заключенного сторонами договора или на языке, на котором они вели между собой переписку, или на русском языке.
Слушание дела происходит устно при закрытых дверях. Стороны могут договориться о разрешении спора на основе только письменных материалов, без проведения устного слушания. Состав арбитража вправе, если представленные материалы окажутся недостаточными, назначить устное слушание, в том числе с заслушиванием свидетелей.
Споры, переданные в МАК, разрешаются в соответствии с применимыми нормами материального права. Состав арбитража в тех случаях, когда стороны согласовали право, подлежащее применению к существу спора, руководствуются его нормами, а при отсутствии такого соглашения - нормами права, определенного в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях состав арбитража принимает решение в соответствии с условиями договора, заключенного сторонами, и с учетом обычаев торгового мореплавания и иных торговых обычаев, применимых к их отношениям (§ 20 Регламента).
Арбитражное разбирательство прекращается окончательным арбитражным решением, т.е. решением, выносимым МАК по существу спора (§ 19). Решение излагается в письменной форме, подписывается составом арбитража и скрепляется печатью МАК. Постановления об исправлении и толковании решения, а также дополнительное решение являются составной частью арбитражного решения (§ 25).
Решения МАК исполняются сторонами добровольно в срок, указанный в решении. При отсутствии такого указания решение подлежит немедленному исполнению. Решение МАК, не исполненное стороной добровольно, приводится в исполнение в соответствии с законом и международными договорами РФ (§ 27).
110. Специальный порядок разрешения инвестиционных споров между иностранным инвестором и государством (на основе Вашингтонской конвенции 1965 г.)
Разрешение «международных» инвестиционных споров (на основе Вашингтонской конвенции 1965 г.)
В двусторонних международных договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций, действующих для России, предусматриваютсяспециальные положения о рассмотрении в арбитражном порядке так называемых инвестиционных споров, под которыми понимаются споры между инвесторами и государством, в котором сделаны инвестиции. В эту категорию входят споры:
-
относящиеся к размеру и порядку выплаты компенсации в качестве возмещения за ущерб, причиненный инвестициям в результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или гражданских беспорядков (ст. 4 Соглашения с Великобританией, п. 5 ст. 4 Соглашения с ФРГ);
-
относящиеся к размеру и порядку выплаты компенсации в случае национализации, экспроприации или мер, имеющих аналогичные национализации или экспроприации последствия (ст. 5 Соглашения с Великобританией, п. 1 - 3 ст. 4 Соглашения с ФРГ, ст. 6 Соглашения со Швейцарией);
-
касающиеся последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по переводу капиталовложений и доходов от них в страну постоянного места пребывания инвестора (ст. 6 Соглашения с Великобританией; ст. 5, пп. "а" п. 2 ст. 8 Соглашения со Швейцарией), иные споры (пп. "б" п. 2 ст. 8 Соглашения со Швейцарией).
В доктрине МЧП все эти споры отнесены к категории инвестиционных споров, понимаемых в узком смысле. Если же иметь в виду не только споры с государством, принимающим частные инвестиции, но и споры между участниками предприятия с иностранными инвестициями или же такого предприятия с одним из участников, то тогда применяется понятие инвестиционного спора в широком смысле. В соответствии с Законом 1993 года в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться споры предприятий с иностранными инвестициями, созданных на территории России, между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами права РФ.
Классификация инвестиционных споров по предмету спора:
-
споры, связанные с допуском инвестора к осуществлению инвестиционной деятельности,
-
споры, возникающие с осуществлением этой деятельности,
-
споры, связанные с прекращением инвестиционной деятельности.
Все эти споры при наличии определенных условий могут быть предметом рассмотрения арбитражных судов (международного коммерческого арбитража).
Рассмотрение споров в порядке арбитражного разбирательства между государством и иностранным инвестором может быть предусмотрено международным договором, как многосторонним, так и двусторонним. При наличии такого договора, как правило, для передачи спора на рассмотрение арбитража заключения арбитражного соглашения не требуется.
Основным многосторонним соглашением, предусматривающим арбитражное рассмотрение инвестиционных споров, является Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств. В Конвенции участвует 152 государства. Она вступила в силу из стран СНГ и Балтии - для Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Туркменистана, Украины, Узбекистана. В число 15 государств, подписавших Конвенцию, но еще не ратифицировавших ее, входят Киргизия, Молдавия и Россия.
Конвенция относит к инвестиционным споры, вытекающие из отношений между иностранным частным лицом и государством-реципиентом по поводу инвестиций частного лица. В соответствии с положениями Конвенции споры подлежат рассмотрению в специальном органе – Международном центре по разрешению инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития. Тем самым был введен универсальный механизм арбитражного рассмотрения таких споров. Предусмотрен единый контроль за рассмотрением споров, что призвано способствовать единообразию практики. Имеющаяся практика рассмотрения дел в Центре показала (было рассмотрено более 50 дел), что наиболее типичными являются споры, связанные с возмещением убытков, вызванных односторонним изменением соглашений, ненадлежащим исполнением обязательств, выплатой компенсации, связанной с национализацией или экспроприацией.
Основные положения Конвенции касаются определения юрисдикции Центра, соотношения национальной и международной процедуры рассмотрения спора, введения примирительной процедуры, определения права, подлежащего применению; изменения и отмены решения арбитража, признания и исполнения решений арбитража.
В отношении юрисдикции Центра предусмотрены следующие возможности для передачи спора на рассмотрение Центра:
-
наличие письменного соглашения сторон (стороны, достигшие соглашения, отказаться от него в одностороннем порядке не могут);
-
наличие соответствующего положения в двустороннем международном договоре (такая возможность предусмотрена более чем в 1000 двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций, пять из них были заключены Россией);
-
наличие правила о передаче спора на альтернативной основе в многостороннем соглашении, в частности в Договоре к Энергетической хартии 1994 г.;
-
наличие правила о передаче спора во внутреннем инвестиционном законодательстве (такое правило установлено в законах 20 стран).
Соотношение национальной и международной процедуры рассмотрения споров определяется тем, что любое договаривающееся государство, согласно Вашингтонской конвенции 1965 г., вправе требовать первоначального обращения к национальным административным или судебным средствам разрешения споров в качестве условия согласия о передаче спора для арбитражного рассмотрения в Центр.
Однако независимо от решения судов страны-реципиента у инвестора остается возможность обращаться в Центр в том случае, если он считает, что решение национального суда было несправедливым. Конвенция устанавливает возможности использования примирительной процедуры и предусматривает подробные правила ее проведения. В отношении определения права, подлежащего применению при рассмотрении спора, предусмотрено, что арбитраж рассматривает спор:
-
согласно нормам права в соответствии с соглашением сторон. В случае отсутствия такого соглашения - в соответствии с правом государства стороны спора, а также теми нормами международного права, которые могут быть применимы;
-
на основании "справедливости и доброй совести" (ex aequo et bono), если стороны договорятся об этом.
В отношении всех решений предусмотрена единая процедура изменения и отмены решения арбитража, которая осуществляется без обращения к каким-либо национальным структурам. Все эти вопросы входят в компетенцию Центра и его Генерального секретаря.
Одним из достоинств Конвенции обычно признается установление правил о признании и исполнении решения, согласно которым введена обязательность для сторон вынесенного решения.
Каждое государство - участник Конвенции признает обязательность решения. В соответствии со ст. 54 Вашингтонской конвенции "каждое Договаривающееся государство признает решение Арбитража, вынесенное в соответствии с настоящей Конвенцией, в качестве обязывающего обеспечить исполнение денежных обязательств, налагаемых решением Арбитража, в пределах своей территории, таким же образом, как если бы это было окончательное решение судебного органа этого государства". Таким образом, Вашингтонская конвенция содержит международно-правовое обязательство каждого государства - участника Конвенции обеспечить исполнение арбитражного решения.
Чтобы расширить юрисдикцию Центра, в 1978 г. им были приняты Правила о дополнительных средствах механизма разрешения спора и процедуры по установлению фактов. Правила о дополнительных средствах делают возможным или арбитражное рассмотрение, или применение примирительной процедуры для непредусмотренных Конвенцией споров между государствами и иностранными инвесторами, в частности споров с участием стороны, не являющейся или не относящейся к государству, подписавшему Вашингтонскую конвенцию, или споров, не связанных с инвестициями.
Правила о дополнительных средствах позволяют инвесторам, осуществляющим капиталовложения в страну, не присоединившуюся к Вашингтонской конвенции, обращаться к юрисдикции Центра в случае возникновения инвестиционного спора. Эта возможность была, в частности, использована инвесторами при предъявлении иска к Украине, еще до того как она стала участницей Конвенции (в 2003 г. спор был решен в пользу Украины).
В отношении споров между государством и инвестором в каждом международном соглашении, действующем для России, часто предусматривается на альтернативной основе возможность выбора инвестором органа, в котором должен рассматриваться спор. Возможно рассмотрение спора:
-
в Арбитражном институте Торговой Палаты Стокгольма (в соглашениях с Австрией, Бельгией, Великобританией, Испанией, Литвой и др.);
-
в арбитражном суде при Международной торговой палате в Париже (в соглашении с Литвой и др.);
-
в арбитраже ad hoc, создаваемом в соответствии с регламентом ЮНСИТРАЛ (в соглашениях с Австрией, Бельгией, Великобританией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Республикой Кореей, Кувейтом, Польшей, Турцией, Францией, Японией, Египтом, Литвой и др.);
-
в компетентном суде или арбитраже договаривающейся стороны (в соглашениях с Болгарией, Грецией, Литвой, Кубой, Польшей, Египтом и др.);
-
в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, в случае если оба государства станут участниками Вашингтонской конвенции: в соглашениях с Японией, США (еще не вступило в силу), Румынией, Словакией, Чехией;
-
в Международном центре по урегулированию споров в соответствии с Дополнительными правилами (в соглашениях с Японией, США, Румынией, Словакией, Чехией).
Из приведенных соображений следует сделать три вывода:
-
во-первых, надлежащим ответчиком в споре с инвестором является само иностранное государство;
-
во-вторых, ответчиком может быть орган власти государства, определяемый самим этим государством;
в-третьих, в качестве представителя государства может выступать не любой государственный орган, а тот, кто уполномочен на это правительством.
- Оглавление
- 1.Понятие международного частного права. Предмет, определение
- Предмет международного частного права
- Метод международного частного права Метод международного частного права
- Коллизионный метод международного частного права
- Недостатки коллизионного метода:
- Материально-правовой метод международного частного права
- 2.Сфера действия международного частного права. Проблема «иностранного элемента» в международном частном праве.
- 3.Коллизия права и общий метод международного частного права. Коллизия права и общий метод мчп
- 4. Способы регулирования в международном частном праве и правовые формы их осуществления.
- 5. Нормативный состав международного частного права.
- 6. Место международного частного права в юридической системе. Термин «Международное частное право».
- 7. Международное частное право как комплексная отрасль правоведения.
- 8. Соотношение и взаимодействие международного права и международного частного права.
- 9. Международные организации по вопросам международного частного права.
- 11. Основные принципы международного частного права.
- 12. Источники международного частного права, понятие, виды. Концепция двой-ственности источников, ее критика.
- Основные виды источников в международном частном праве:
- Понятие и специфика источников международного частного права
- 13. Российское законодательство по международному частному праву.
- 14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.
- 3. Страны, где нормы мчп содержатся в кодифицированных актах разной отраслевой принадлежности (межотраслевая кодификация).
- 15.Роль международных договоров в развитии международного частного права. Участие рф в договорах по международному частному праву. Роль международных договоров в развитии мчп
- 16.Обычай как источник международного частного права.
- 17.Место lex mercatoria в регулировании трансграничных отношений. Участие невластных субъектов в его формировании. Международное коммерческое право (lex mercatoria)
- 18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты. Понятие унификации
- Особенности правого механизма унификации права Особенности правого механизма унификации права
- Виды унификации
- Особенности применения унифицированных норм
- 19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.
- 20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
- 21. Понятие и строение коллизионной нормы. Понятие и строение коллизионной нормы
- Структура и содержание коллизионных норм
- 22. Виды коллизионных норм. Виды коллизионных норм
- 23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления. Основные коллизионные принципы.
- 24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
- 25. Современные тенденции развития коллизионных норм. Современные тенденции развития коллизионных норм.
- 26. Статут частноправового отношения, осложненного иностранным элементом. Множественность статутов.
- 27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
- Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства,
- Проблемы, связанные с применением коллизионных норм Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
- 28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения. «Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.
- 29. Основания и порядок применения иностранного права. Основания и порядок применения иностранного права
- Основания и порядок применения иностранного права.
- 30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.
- 31. Оговорка о публичном порядке.
- 32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
- 33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
- 34. Взаимность и реторсии в международном частном праве. Взаимность и реторсия
- Реторсии
- Взаимность в коллизионном праве
- 35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве. Гражданская правоспособность физических лиц в мчп
- 36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.
- 37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
- 38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
- 39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
- 40. Основы правового положения иностранного юридического лица. Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и «личный статут»
- Теория инкорпорации
- Теория оседлости
- Теория центра эксплуатации
- Теория контроля
- «Офшорные» компании
- 41. Личный статут и национальность юридического лица: понятие и их соотношение. Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица
- 42. Сфера применения личного статута юридического лица. Сфера применения личного статута юридического лица.
- Национальность и личный статут юридического лица
- 43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.
- 44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Правовое положение иностранных юридических лиц в России
- 45. Государство как субъект международного частного права. Государство как субъект мчп
- 46. Иммунитет государства: понятие, виды.
- Виды иммунитета в теории и практике государств:
- Концепции иммунитета государства
- 47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
- 48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
- 49. Международные организации – субъекты международного частного права. Международные организации как субъекты мчп
- Международные организации как субъекты международного частного права
- 50. Вещный статут и сфера его применения. Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)
- 51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
- 52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях
- Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
- 53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
- 55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности
- 56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности. Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.
- 57. Обязательственный статут и сфера его применения. Обязательственный статут и сфера его применения.
- 58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.
- 59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)
- 60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
- 61. Договор международной купли-продажи товара.
- 62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г
- 63. Форма внешнеэкономического договора. Форма внешнеэкономического договора (контракта)
- 64. Международный финансовый лизнг.
- 65. Международный факторинг
- 66. Обычаи международной торговли.
- Обычай как источник международного частного права. Обычаи международной торговли. Обычаи делового оборота.
- 67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. Инкотермс-2010
- 68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа)
- Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
- 69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание. Международные денежные обязательства: понятие, содержание
- 2 Основных подхода в расчетах:
- 70. Вексель и чек в международном частном праве. Вексель и чек в международном частном праве
- 71. Валютные условия внешнеэкономической сделки. Валютные условия внешнеэкономической сделки
- 72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.
- Основные термины и понятия
- 73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.
- 74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.
- 75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.
- 76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.
- 77. Современные тенденции развития международного деликтного права. Современные тенденции развития международного деликтного права.
- 78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
- 79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.
- 80. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда, причиненного товарами, работами, услугами, недобросовестной конкуренцией, в Российской Федерации.
- 81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве
- Понятие и особенности интеллектуальной собственности
- 82. Международно-правовая охрана авторских прав.
- 83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации. Авторские права иностранцев в Российской Федерации
- 84. Международно-правовая охрана смежных прав. Международно-правовая охрана смежных прав.
- 85. Международно-правовая охрана промышленной собственности
- 86. Международно-правовая охрана товарных знаков. Международно-правовая охрана товарных знаков
- 87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках снг.
- 88. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации. Права российских граждан за рубежом. Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации
- 89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание
- 1. Простая
- 90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.
- 91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации. Международно-правовое регулирование наследственных отношений
- 92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи
- 93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.
- Правила определения норм, применяемых к конкретным трудовым правоотношениям с участием иностранных граждан
- 94. Международно-правовое регулирование морской перевозки. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
- 95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки. Международные воздушные перевозки.
- Международные воздушные перевозки
- 96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
- 97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.
- Понятие международного гражданского процесса
- 98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
- Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
- 100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.
- Исполнение решений иностранных судов
- Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда
- Признание решений иностранных судов
- Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
- 101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
- 102. Легализация официальных документов: понятие, способы. Легализация официальных документов: понятие, способы.
- Легализация официальных документов: понятие и способы.
- 103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
- Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
- 104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
- 105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.
- Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды
- Виды мка: институционный и изолированный
- 106. Международно-правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража. Единообразные регламенты и типовые законы.
- 107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг
- 108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
- 109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.