logo
Билеты МЧП

Коллизионный метод международного частного права

Коллизия права — явление многоаспектное. Коллизия (от ла­тинского слова collisio — столкновение) в общем виде означает расхождение содержания (столкновение) разных норм права, от­носящихся к одному вопросу. В этом плане различают коллизию норм права:

Все это при­меры коллизий, возникающих между нормами внутреннего права одного государства. Их разрешение лежит в сфере конституцион­ного и иных отраслей права соответствующего государства.

Вместе с тем коллизия права — это основополагающая катего­рия международного частного права. Коллизия права в международном частном праве — это прежде всего коллизия между материаль­ными нормами национального частного права (гражданского, се­мейного, трудового и др.) разных государств. Ее разрешение является необходимой предпосылкой правового регулирования ча­стноправовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Коллизия права обусловлена двумя причинами:

  1. сущностная (частноправовые отношения лежат в сфере действия частного пра­ва, имеющего национальный характер, наличие иностранного элемента связывает его с частным правом не одного государства, а нескольких, т.е. потен­циально это отношение может быть урегулировано правом каждо­го государства, которому принадлежит тот или иной его элемент);

  2. сугубо юридическая (частное право разных государств отличается, подчас существенно, по своему содержа­нию: одни и те же вопросы по-разному решаются в праве разных государств).

Например, гражданин России во Владивостоке заключил с японским гражданином договор о совместной хозяйственной деятельности. Однако в связи с тем, что японская сторона не вы­полнила своих обязательств, российский гражданин понес убыт­ки. На его требование возместить убытки японский контрагент от­ветил, что в момент заключения договора ему еще не было 20 лет, по японскому законодательству он был недееспособным и поэто­му договор был недействительным. Российский гражданин обра­тился в суд Владивостока с исковым требованием, в котором ука­зал, что договор был заключен на территории России, а по рос­сийскому гражданскому праву гражданская дееспособность в полном объеме возникает в 18 лет, и поэтому ссылка японской стороны на недействительность договора в связи со своей недее­способностью юридически несостоятельна. Как видно, однознач­ного ответа на возникшие вопросы нет.

Наличие в данном гражданском правоотношении российского и японского элементов связывает его как с российским, так и с японским гражданским правом: согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность в полном объеме возникает по достиже­нии 18-летнего возраста, а ст. 3 ГК Японии 1898 г. (со многими поправками он действует и в настоящее время) устанавливает возраст гражданского совершеннолетия «полных двадцать лет». Вопрос о том, дееспособен японский гражданин или нет, а зна­чит, действителен договор или нет, может быть решен по-разно­му, в зависимости от того, по российскому или японскому праву он будет рассматриваться.

Таким образом, коллизия права — это объективно возникаю­щее явление. Оно порождается двумя причинами: наличием ино­странного элемента в частноправовом отношении и различным содержанием частного права разных государств, с которыми это отношение связано.

Коллизия права в междуна­родном частном праве - обусловленная спецификой частноправо­вого отношения, осложненного иностранным элементом, объектив­ная возможность применения частного права двух или более госу­дарств к данному отношению, что может привести к разным результатам, к различному решению   возникающих вопросов.

Коллизионная норма - это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Коллизионная норма носит отсылочный характер, она только отсылает к материальным нормам, предусматривающим решение соответствующего вопроса.

Хотя коллизионная норма указывает лишь, законы какой страны должны быть применены, ее нельзя рассматривать как имеющую те же функции, что выполняет справочное бюро на вокзале, сообщающее пассажирам, в каком окошечке они могут купить билет и с какого пути отправляется их поезд. Вместе с материально-правовой нормой, к которой она отсылает, коллизионная норма выражает определенное правило поведения для участников гражданского оборота.