Глава 5. Религиозный фактор в этнонациональных
процессах
Религия и этнос, религия и нация, национальные движения под религиозными знаменами, религиозный фактор в межнациональных отношениях-эти проблемы давно привлекают внимание научной общественности. Однако на протяжении десятилетий в нашей стране главной целью изучения религии в отмеченных взаимосвязях было выявление негатива, поиск аргументов, способствующих обоснованию заданного тезиса о реакционном характере ее воздействия на национальные процессы. Отсюда односторонний характер многих выводов.
В постсоветский период наблюдается крен в противоположном направлении. В печатных и устных выступлениях религиозных деятелей, политиков, части ученых утверждается, что все религии зовут только к миру и дружбе, что религиозное возрождение несет с собой умиротворение, преодоление социальных, межконфессиональных и межнациональных противоречий и конфликтов.
Между тем, воздействие религии и ее институтов на этнонациональ-ные процессы далеко неоднозначно.
5.1. Определение основных понятий.
Прежде чем приступить к анализу особенностей влияния религии на различные стороны национальных процессов, необходимо рассмотреть вопрос о понятиях, в которых они выражаются, о терминологии, используемой для характеристики форм и способов взаимодействии религии и нации. Это сделать тем более необходимо, так как названные понятия и термины не получили общепринятых определений в литературе.
Начнем с понятия «религиозный фактор». Слово «фактор» происходит от латинского «factor» (делающий, производящий) и означает причину, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Религиозный фактор есть специфическое обозначение функционирования религии и ее институтов в системе социальных, экономических, политических, национальных и других отношений; все что относится к религии и ее институтам как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни. В посттоталитарный период, в условиях формирования демократического гражданского общества действует тенденция усиления влияния Религиозного фактора на различные стороны жизни общества.
95
Что касается понятия «нация», то на протяжении десятилетий в советской науке доминирующим было определение, данное И.В. Сталиным. Он характеризовал нацию как исторически сложившуюся устойчивую общность людей, возникшую на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей культуры.
Это определение было неполным. В частности, оно не учитывало того, что таким общностям присуще самосознание. Положение осложняло утверждение ее автора, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков у той или иной общности не позволяет причислять ее к нациям.
Если попытаться учесть те предложения, которые вносились в ходе дискуссий по вопросу о понятии «нация», то можно дать следующее определение. Нация представляет собой исторически сложившуюся этносоциальную общность людей, которой свойственна общность территории, экономической жизни, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера, а также общность самосознания.
В работах некоторых этнологов высказывается предложение отказаться от понятия нации как социально-этнической и культурно-исторической общности и понимать под нею согражданство, уравнивающее нацию с государством, как это делают многие западные ученые, описывая опыт своих стран. В соответствии с такими соображениями в состав той или иной нации включаются все граждане государства, независимо от их национальности. «Все, кто участвует в социально-экономической и культурной жизни государства и лоялен этому государству как своей родине, составляют нацию казахстанцев, - пишет, например, В.А. Тиш-ков. - В культурном отношении облик этой нации носит сложный характер, как и у всех других крупных наций мира, будь это индийская, британская, испанская или российская».1
Таким образом, членами (пока еще не сформировавшейся) российской нации нужно будет признать русских, татар, башкир, чеченцев, ингушей, якутов, чувашей, лезгин и т.д., т.е. сыновей и дочерей десятков народов, имеющих различные языки, культуру, национальный характер.
Такой подход не только не согласуется с Конституцией Российской Федерацией, которая начинается словами «Мы, многонациональный народ России...», но и может инициировать возникновение множества воп-
росов и трудноразрешимых проблем. Во-первых, какую реакцию вызовут у народов, населяющих нашу страну и имеющих многовековую историю, предложения сливаться в одну нацию уже с сегодня - на завтра, отказавшись от этнонациональной идентичности, тем более, если из подобных соображений некоторыми учеными и политиками делается вывод о необходимости ускоренными темпами ликвидировать национально-государственные образования и осуществить «губернизацию» России?
Во-вторых, захотят ли более 20 миллионов русских, оказавшихся в результате беловежских решений «за границей» быть зачисленными в состав эстонской, латвийской, азербайджанской, таджикской, молдавской, узбекской, казахской и других наций?
В-третьих, если одним из важнейших признаков принадлежности к нации в упомянутом выше смысле является лояльность государству, то как быть с теми группами населения, которые раньше были лояльны государству, а через какое то время перестали быть таковыми, как, скажем, юго-осетины в Грузии? Получается, что они раньше входили в грузинскую нацию, а теперь вышли из нее. А как быть с абхазами в той же Грузии?
И это отнюдь не единственные вопросы и проблемы, возникающие в связи с политическим толкованием понятия «нация».
Мы уже видели, что без национального самосознания нация не может существовать. Но что понимается под национальным самосознанием? На этот вопрос следующим образом отвечал один из виднейших российских этнологов академик Ю.В. Бромлей. «под ним разумеется, -писал он, - весь комплекс представлений национальности о самой себе (в том числе о принадлежности к ней), ее осознанных интересов, ценностных ориентации и установок по отношению к другим национальностям. Эмоциональную сторону национального самосознания составляют национальные чувства».2
С понятием «нация» тесно связано понятие «этнос». Оно определяется как исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознания своего единства и отличия от других таких же образований, т.е. самосознанием.3
Как видим, понятие «этнос» шире, чем понятие «нация» и неудивительно поэтому, что исследователи, говоря об «этносе», нередко подчеркивают, что этим понятием объединяются понятия «племя», «народность» и «нация».
Не соглашаясь с попытками отрицать сам факт существования нации как социально-этнической общности и использовать термин «нация» лишь в этатистском значении (нация-государство), а также желая способствовать стыковке этнической и национальной терминологии, академик Ю.В. Бромлей предложил термин «этнонациональный». Этот термин подчеркивает, что речь идет о национальном в этническом, а не в этатистском значении слова. И этот термин широко вошел в научный обиход.
Следовательно, возможно понимание нации как этносоциальной общности и как политической общности (нация-государство, нация-гражданство). Соответственно и национализм может проявляться как этно-национализм и как государственный национализм. В данной главе понятие «нация» используется в смысле этнонациональной общности. Тем более, что в России политическая нация еще только формируется.
Как подчеркивает Р.Г. Абдулатипов «этнонация - наиболее естественная база предистории, более того, живая ткань формирования нации -государства, политической нации».4 А в другой своей работе, он научно обосновывает тезис: «Создание российской нации: проект для XXI века».5
Для большей ясности необходимо коснуться и вопроса о понимании термина «национализм», часто однозначно квалифицируемого как явление исключительно негативное. Между тем и в отечественной и в зарубежной литературе есть различный подход к его толкованию. Приведем высказывания двух известных русских мыслителей на этот счет. Н.А. Бердяев писал: «Национализм идолопоклонически превращает национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь... . Национализм враждебен религии, потому что и ее подчиняет своим целям».6
Иначе подходил к оценке национализма другой русский философ И. А. Ильин. Национализм не отгораживает нас от других народов, писал он, напротив, он «открывает человеку глаза и на национальное своеобразие других народов; он учит не презирать другие народы, а чтить их духов-
ные достижения и их национальные чувства...». И. А. Ильин усматривал тесную связь национализма с религиозной идеей. «Христианский национализм измеряет жизнь своего народа и достоинство своего народа религиозным мерилом: идеею Бога и Христа, Сына Божия», - писал он. И как вывод из приведенных суждений звучит его призыв - рекомендация: «... национализм подлежит не осуждению, а радостному и творческому приятию».7
Учитывая изложенное, в данной работе понятие «национализм» используется без придания ему оценочного смысла.
Своеобразной попыткой выработки консенсусного варианта определения национализма, по своему учитывающего особенности различных подходов, можно считать дефиницию, предложенную В.А. Тишковым. "«Мы определяем постсоветский национализм (точнее-этнонационализм) как доктрину и политическую практику, основанную на понимании нации как формы этнической общности, обладающей членством на базе глубоких исторических и других объективных характеристик. И проистекающем из этого коллективного членства праве обладания государственностью, включая его институты, ресурсы и культурную систему».8 Он может быть гегемонистским и периферийным, считает ученый, и в последнем варианте в своих неэкстремистских формах в России играет позитивную роль, содействуя децентрализации власти и сохранению культурной отличительности. Будучи антиподом основанного на правах человека гражданского общества, в настоящее время этнонационализм компенсирует недостаток демократии и общегражданской лояльности.9
Теперь о понятиях «межнациональные отношения» и «этнонациональ-ные процессы». Межнациональные отношения - это различного рода связи и взаимодействия между двумя или многими национальными общностями в самых разных областях общественной жизни: экономической, политической, идеологической и культурной. Они протекают как на личностном, так и на институциональном уровнях (взаимоотношения трудовых коллективов, общественных организаций, конфессиональных объединений, государственных учреждений и т.д.). И могут носить дружественный, нейтральный и конфликтный характер.
Понятия «национальные процессы» шире понятия «межнациональные отношения». Оно охватывает не только отношения между нациями и различными составляющими этих общностей, но также внутреннее их развитие. Начиная с формирования этнонациональных общностей.
Длительное время в межнациональных отношениях (особенно в конфликтной их форме) многие авторы усматривали главным образом проявление лишь нерешенности экономических или политических проблем. В результате складывалось впечатление, что достаточно будет решить эти проблемы и межнациональных конфликтов не станет.
Весьма интересным и перспективным представляется предложение К.Н. Хабибуллина и Н.Г. Скворцова рассматривать самые различные формы межнациональных отношений как взаимодействие культур. Ход их рассуждений таков, любое человеческое сообщество представляет собой особую, уникальную культуру. А она охватывает как сферу производства и жизнеобеспечения, так и познавательную и соционорматив-ную сферы, включая способы производства и навыки, направленные на удовлетворение материальных потребностей общества, функционирование многочисленных социальных институтов, совокупность обычаев, традиций, верований, систем ценностей, символов, стереотипов, правил и норм повседневного поведения и т.д.
Всякая культура национальна, этнична. Воплощением в себе своей собственной культуры один народ, одна нация и отличается от другого народа, другой нации. Человек, как правило, относит себя к той национальности в культуре которой он сформировался и носителем которой является. Межнациональные взаимодействия - это и есть контакты различных культур.10
Такой методологический подход предпочтителен, помимо прочего, еще и потому, что позволяет более четко выявить и роль религии, как важнейшего элемента культуры, в этнонациональных процессах.
5.2. Религия и национальная психология.
Религия играла важную роль в формировании и развитии различных этнонациональных общностей, их самосознания, в передаче этнокультурной информации от поколения к поколению. В сложные периоды жизни этносов она становилась средством сохранения их культурной
самобытности, действенным фактором борьбы за национальную независимость. В свою очередь религия испытывала на себе влияние этнической психологии, исповедующих ее народов. Вероучение, религиозные традиции и культовая практика проходили своеобразную «этниза-цию», приводившую подчас к возникновению новых вероисповеданий, которые обслуживали соответствующие этносы.
Что из себя представляет этническая общность (этнос) в самых общих чертах мы рассмотрели. Теперь необходимо коснуться проблем этнической (национальной)психологии.
Исследователи приходят к выводу, что этническая психология имеет сложную двухуровневую систему. Первый уровень составляют чувства, настроения, переживания, эмоциональное состояние сознания; второй -элементы психического склада, связанные с преемственностью и выступающие как феномены массового, народного опыта деятельности, общения внутри и вовне и воздействия природно-экологических условий существования. Второй уровень проявляется как характерное поведение, национальные традиции, обычаи, привычки, которые лежат в основе установок, ценностных ориентации, Этот уровень составляет основу народной нравственности, через которую осуществляется история нации, духовность в ее преемственном развитии."
Этнонациональное самосознание, как форма проявления духовно-психологического облика национальной общности, включает в себя идеалы, взгляды, представления, мысли и чувства, связанные с важнейшими сторонами жизни и общения этой общности.
Влияние религии на формирование этноса, его психологию и обратное воздействие этнической общности, ее культуры на развитие религии, результатом чего явилось формирование новой конфессии можно видеть на примере принятия христианства в его византийской форме Русью. Новая религия способствовала ускорению консолидации русской народности и образованию централизованного феодального государства.
В отличие от католицизма, принятое Русью православие разрешало использование местного (в данном случае, славянского) языка во время богослужений и перевод Священного писания на этот язык с применением особой письменности. В результате гораздо раньше, чем в западных странах, здесь получили распространение письменность, литература и право на своем языке.
Психология консолидирующейся этнической общности испытала сильное влияние новой религии. «Душа русского народа была формирована православной церковью»12, - писал Н.А. Бердяев. Вместе с тем и религия, обслуживавшая этнос вобрала в себя многое из древних верований, культовой практики, традиций местного населения. «Элемент природно-языческий вошел и в русское христианство», «произошла острая национализация церкви»13 подчеркивал великий русский философ.
Влияние религии на национальное самосознание весьма характерно не только для прошлого, когда многие русские на вопрос о их национальности, отвечали, что они православные, а узбеки, таджики, татары или башкиры отвечая на аналогичный вопрос, говорили, что они мусульмане. Еще и сегодня широко распространены стереотипы типа «русский-православный», «татарин-мусульманин», «бурят-буддист» и т.д.
Насколько глубоко укоренились такие представления в массовом сознании можно судить по следующему факту. В ходе социологического опросов, проводимых в стране значительная часть респондентов, не включивших себя в число верующих в Бога, назывались последователями различных вероисповедных сообществ: православного, мусульманского, буддийского. Это свидетельствует о сохранении в сознании значительной части населения национальной и конфессиональной самоидентификации неразделенными.
Весьма примечателен и такой факт. В своем выступлении на сессии Ассамблеи народов Казахстана, состоявшейся в Алма-Ате 24 марта 1995 года, президент республики Нурсултан Назарбаев заявил, что 60% населения страны относят себя к мусульманам. Иначе говоря, речь шла о всех казахах, узбеках, киргизах, татарах и других представителях тех народов, которые исторически были связаны с исламом, независимо от их отношения к религии.14
Стремясь способствовать прогрессу своей нации, люди обращаются к «национальной религии», рассматривая ее и как связь с прошлым, и как утверждение своей этнической самобытности, и как важный фактор нравственного возрождения этноса. Следовательно влияние религии на формирование этнонациональной психологии будет возрастать, хотя и сейчас оно достаточно высоко. В свою очередь нормативные элементы
национальной психологии - народные традиции, обычаи, привычки, -многие из которых либо были привнесены религией, либо тесно связаны с ней, оказывают сильное воздействие на становление личности членов этнонациональной общности.
Некоторые ученые полагают, что национальное самосознание отражает бытие «через адекватное и объективное видение» «интересов и потребностей социального субъекта».15 Но такая постановка вопроса исключает возможность неадекватного отражения национальным самосознанием интересов и потребностей этнонациональной общности. Между тем истории, в том числе и относительно недавней, известны многочисленные примеры, когда национальное самосознание воспринимало ложные интересы за подлинные национальные интересы (к примеру, национальное сознание германской нации в период правления страной А. Гитлером).
Национальному самосознанию на определенных этапах развития нации могут быть присущи разные виды негативных явлений: а) национальное (этническое) предубеждение; б) стремление обеспечить своей нации (этносу) привилегии за счет других (нациоэгоизм или этноэгоизм); в) враждебное отношение к другим национальным (этническим) общностям (на-циофобизм).16 Поэтому насущной является задача позитивного воздействия на этнонациональное самосознание. Формирование интернационалистски ориентированного национального (этнического) самосознания в новых поколениях через школу, средства массовой информации.
Необходимо воспитание у людей национального достоинства исключающего возможность ущемлять права представителей других народов; формирование уважительного отношения к иным культурным традициям и религиозным верованиям.
Религиозные организации также имеют большие возможности влиять на формирование национального самосознания в сторону его гуманизации. Распространение идей конфессиональной и национальной толерантности, уважительного отношения к людям иной культуры, организация постоянного межвероисповедного диалога могут сослужить Добрую службу на пути межэтнической интеграции, усиления чувства общности у граждан России.
На протяжении столетий храмовая проповедь способствовала взращиванию патриотических чувств у россиян. Если самоидентификация себя с великой державой глубоко укоренилась в сознании не только русских, но и татар, и башкир, и чувашей, и мордвинов, и кабардинцев и граждан многих других национальностей, то в этом немалая заслуга религиозных организаций. Проповедь превращения России в великую процветающую державу и в дальнейшем может служить эффективным интегрирующим фактором.
Разъяснение верующим массам идеи всечеловеческого единства, а она, как известно, сформулирована и в Библии, и в Коране, если ее не связывать с утверждениями о «единственной истинности» лишь одной религии, к которой должно прийти все человечество, может благоприятствовать отказу от религиозной нетерпимости, преодолению национального эгоизма и переходу к общечеловеческому мышлению, к этике взаимопонимания и сотрудничества.
Этнонациональная психология, национальное самосознание, всегда, а в переломные периоды истории - в особенности, являются ареной острой борьбы. Различные политические силы, стремясь повести за собой широкие массы представителей той или иной национальности готовы играть на национальных чувствах людей, выпячивать застарелые, многовековой давности, обиды. Наличие «белых пятен» в истории народов нашей страны, упрощенная или искаженная трактовка событий, имеющаяся в литературе и выступлениях иных государственных и общественных деятелей, создают благоприятные возможности для таких политических спекуляций.
В тоже время, в условиях бурного роста национального самосознания, активизации религиозных чувств, резко обостряется восприятие любых критических выступлений, затрагивающих прошлое и настоящее этноконфессиональных общностей. В прежние эпохи религиозные меньшинства вынуждены были мириться с подобными явлениями. В условиях же демократизации общественной жизни и прихода в ряды конфессиональных общин больших групп людей с высшим образованием, специалистов различных отраслей знаний, у них появилась возможность не только внимать таким выступлениям, но и реагировать на них, выражая свою позицию. И они пользуются такой возможностью.
Вне поля зрения конфессиональных учреждений религиозных меньшинств не остаются не только суждения ученых, затрагивающие национальные и конфессиональные проблемы. Своеобразной экспертизе подвергаются и государственные решения. В этом отношении весьма показательно Заявление Совета муфтиев России от 30 марта 2001 года «О
104
сохранении и укреплении национального единства в Российской Федерации».17 В нем выражается озабаоченность тем, что в ряде официальных документов и учебных пособий история Российской Федерации преподносится как история Московского княжества, победы которого над другими княжествами и ханствами в борьбе за власть в одной стране трактуются как победы над внешним врагом. В образе врага предстают при этом народы, исконно проживающие на территории страны.
В качестве примера берется включение в число государственных праздников сражение на поле Куликовом, которое официально именуется «победой русских воинов над монголо-татарами». «уже одно наименование этого события противопоставляет друг другу народы нашей страны» - сказано в Заявлении. - Хотя это сражение не имеет ни межгосударственного, ни межнационального значения, - говорится далее в документе, - ибо на стороне князя Димитрия были татарские воины, лояльные Тохтамышу, от которого он имел ярлык на княжение в Москве. А на стороне Мамая сражались воины двух русских князей, а также литовцы. В заключительной части документа содержится следующий вывод: «Только подчеркнутое уважение государства к каждому народу, исконно проживающему на территории Российской Федерации, к его истории, культуре и религии, способно скрепить общественные связи единого целого и реально обеспечить национальное единство нашей общей Родины. Со своей стороны, Совет муфтиев России готов оказывать всестороннее содействие в этом всем государственным, общественным, национально-культурным и религиозным организациям».
Поставленная проблема, думается, заслуживает внимания. Очевидной является необходимость правдивого раскрытия исторического прошлого всех народов страны, объективное освещение их совместного участия в становлении, развитии и защите российской цивилизации. Такой подход не только будет способствовать формированию цивилизованного исторического сознания, но и явится серьезным вкладом в дело гармонизации этноконфессиональных отношений.
Очень важно также глубокое изучение особенностей формирования У людей национального самосознания и межнациональных установок, вопросов межкультурного и межконфессионального общения.
Игнорирование мощного мобилизационного потенциала, которым располагают религии, слабое или крайне плохое знание этнической пси-
хологии, путей и методов формирования общественного мнения, характерное для многих политиков регионального и даже федерального масштаба приводит к принятию неверных решений в сфере государственно-конфессиональных отношений, которые крайне отрицательно сказываются на этнонациональных контактах, способствуя обострению межэтнических противоречий.
5.3. Сущность и причины этнических конфликтов.
Этнонациональные отношения представляют большую сложность для анализа. По этой проблематике идут длительные дискуссии. Не является исключением и вопрос о том, что понимать под этническим конфликтом. Одни авторы исходят из того, что понятие «этнический конфликт» охватывает лишь конфликты между этническими группами внутри того или иного государства, если к тому же в них вовлечена значительная часть состава этих групп. Другие убеждены, что в этнических конфликтах непосредственное участие, как правило, принимает лишь незначительная часть одной или обеих противостоящих групп.
Третьи полагают, что для наличия этнического конфликта достаточно, чтобы в полиэтническом обществе была создана политическая организация, декларирующая необходимость изменения создавшегося положения в интересах одной этнической группы и это провоцирует ответное политическую мобилизацию других этнических групп.
Наконец, целая группа исследователей считает, что нет необходимости вырабатывать общую дефиницию этнического конфликта, а рассматривать различные конфликты отдельно в зависимости от их специфических особенностей: этносоциальные, этнокультурные, этнотерритори-альные, этнополитические и другие.
Другой путь избрал директор Института этнологии и антропологии Российской Академии наук В.А Тишков. Абстрагировавшись от специфических особенностей конфликтов, их организующей силы, количественных показателей и прочих деталей, он положил в основу дефиниции этнический принцип мобилизации и деятельности хотя бы одной из сторон гражданского противостояния и получилась успешно «работающая» модель. '
По определению профессора В.А. Тишкова, этнический конфликт -это любая форма гражданского противостояния на внутригосударственном и трансгосударственном уровнях, при которой хотя бы одна из сторон мобилизуется, организуется и действует по этническому принципу
106
или от имени этнической общности.18 В этническом конфликте могут участвовать одна или несколько этнических групп. Стороной в таком конфликте может быть и государство.
Этнический конфликт может протекать в самых различных формах -от напряженных отношений, демонстраций и митингов до этнических «чисток», сепаратистских выступлений и вооруженной борьбы. Нередко этнический конфликт перерастает в конфликт межгосударственный. Примером могут быть военные действия между Грецией и Турцией в связи с этническим конфликтом на Кипре или кровопролитные вооруженные столкновения между Азербайджаном и Арменией в связи с карабахским этническим конфликтом. Этнические конфликты, происходящие в той или иной стране, создают благоприятные возможности для вмешательства одних государств во внутренние дела других государств, особенно тех, на территории которых развертываются такие конфликты. Нередко поводом для вмешательства становится не этническое единство одного из участников конфликта с доминирующим этносом субъекта вмешательства, а единство конфессиональное.
Многовековая история человечества свидетельствует о том, что межэтнические отношения неизбежно несут в себе конфликтогенный заряд. Однако было бы ошибкой представлять дело таким образом, что этнические конфликты всегда носят разрушительный характер. При правильном подходе к их оценке и своевременному разрешению многие из них могут способствовать и на деле способствуют совершенствованию этнонациональных отношений, а следовательно становятся стимуляторами социального развития.
В XX веке три мощные волны этнических конфликтов накрыли нашу планету. Катализатором первых двух волн были две мировые войны и их последствия. Импульсы для третьей волны дали поражение коммунистической идеологии, развал «социалистического лагеря» и прекращение существования Советского Союза. Действие третьей волны продолжается и в наши дни. Наиболее ярким ее проявлением стала мощная тенденция к суверенизации различных этнических групп. К результатам Действия этой тенденции следует отнести не только возникновение 15 новых государств на территории бывшего СССР и двух государств на месте Чехословакии, но и острые этнические конфликты в Югославии, продолжающуюся борьбу за создание собственной государственности
или автономию абхазов и осетин в Грузии, карабахских армян в Азербайджане, гагаузов в Молдавии, чеченцев в России. Ожесточенные межэтнические конфликты разворачиваются во многих регионах Азии и Африки.
Наряду с относительно новыми этническими конфликтами, то затухая, то вновь резко обостряясь, дают о себе знать этнические конфликты в ряде стран Европы. «Движение сепаратистов набирают силу в России, Македонии, Италии, Шотландии, Уэльсе, Баварии, на Корсике, в испанской провинции Басконии, в шведской области Скане, в Бельгии вновь вспыхнул тлеющий с незапамятных времен культурно-языковый конфликт между валлонами и фламандцами» - пишет известный американский политик П. Дж. Бькженен в своей книге «Смерть Запада». В другом месте он вновь возвращается к этой теме. «Дух сепаратизма, национализма и разобщенности крепнет и в районах больших городов (США), населенных выходцами из Латинской Америки», - пишет П. Бьюкенен и делает вывод о возможности «балканизации Америки»19.
В большинстве своем этнические конфликты носят политический характер, ибо так или иначе затрагивают проблему властных полномочий. На этом основании некоторые исследователи склонны считать, что «этнический конфликт всегда представляет собой явление политическое».20
Анализ этнонациональных отношений в различных регионах планеты приводит ученых к выводу о том, что в обозримом будущем число этнических конфликтов и их интенсивность не только не уменьшатся, но даже возрастут. Некоторые исследователи уверены, что речь идет о «глобальном этническом кризисе». Наряду с многочисленными побудительными причинами межэтнических конфликтов, которые пришли из прошлого и проистекают из столкновения современных интересов различных этнических групп, их возникновению и усилению способствуют еще и глобализационные процессы. Они существенно усиливают конкурентную борьбу, распространяющуюся как на сферу экономики, так и на сферу культуры. Опасность унификации, связанная с глобализацией, стимулирует активность различных этнических групп в стремлении упрочить и защитить свою культурную идентичность.
Исследователи заметили, что глобализационные процессы способствуют усилению влияния этнических конфликтов, происходящих в од-
них районах мира на взаимоотношения этнических групп в других районах. Даже этнические группы расположенные на различных континентах «заражаются» друг от друга. Действия одних групп служат источником вдохновения, стратегического и тактического подражания для других групп.21
Этнические конфликты лежат в основе многих локальных войн последних десятилетий. Страшные последствия для мирных жителей, которые связанны с такими войнами возрастают огромными темпами. По данным исследователей, если удельный вес жертв среди гражданского населения в Первой мировой войне составил 5% от всех погибших, во Второй мировой войне - 50%, то в локальных войнах во Вьетнаме и Чечне до - 95%.22 Как все возрастающая опасность массовой гибели ни в чем неповинных людей, так и угрозы международной безопасности, связанные с этническими конфликтами (особенно в связи с возможностью применения в них оружия массового поражения) диктуют необходимость исключительного внимания правительств и общественности к этническим проблемам.
Организующей и мобилизующей силой, поднимающей этническую группу на борьбу за свои интересы является этнонационализм. В самом общем виде он представляет собой идеологию и политику, имеющую целью обеспечение оптимальных условий для существования этноса. Но идти к достижению такой благородной цели можно самыми разными путями. Можно это делать в рамках принятых норм законности и гуманности, а можно с помощью насилия. Можно бороться за права своего этноса, не противопоставляя их правам других этнических групп, а можно полностью отрицая их права. Поскольку в этнических конфликтах затрагиваются очень острые проблемы, а эмоции бьют через край, то часто в рамках цивилизованности и гуманности удержаться не удается.
Сравнив этнонационализм с ураганом, революцией и с цунами, подчеркнув, что, как движение, он еще не достиг «своего апогея», профессор Гавайского университета Ф. Риггс пишет: «На внутригосударственном уровне недавние события в Боснии и ранее в Ливане являются предшественниками внутренних войн, вызываемых этническими различиями по языку и религии. Как мне представляется, они будут становиться
все более частыми в следующем веке. Многие из этих взрывов вызовут требования пересмотра границ, чтобы создать новые независимые государства».23
Среди обстоятельств, способствующих активизации этнонационализ-ма и усилению кризисных явлений в межэтнических отношениях можно назвать исповедование лидерами общественного мнения во многих регионах принципа «каждой этнической общности свою государственность»; стремление этнических групп к самоопределению (либо к полной независимости, либо к «автономизации» в составе соответствующих государств); стремление этнических групп воссоединиться с соседним «родственным» государством (ирредентизм); стремление этнических групп к преодолению всех форм этнонационального неравенства; сопротивление насильственной ассимиляции; неравномерное протекание модернизационных процессов в этнонациональных ареалах; усиливающиеся миграционные процессы; трайбализм. Одним из серьезных факторов, подпитывающих этнонационализм являются межрелигиозные противоречия.
И власти и общество объективно должны быть заинтересованы в том, чтобы этнические конфликты регулировались и разрешались в рамках цивилизованности. Однако, как отмечалось, далеко не всегда удается сохранить конфликтный процесс в рамках общепринятых норм права и морали. Здесь действует следующая закономерность: однажды зародившись этнические конфликты имеют тенденцию к радикализации своих требований, и если таковые не удовлетворяются, к ужесточению форм борьбы за их реализацию. Усиливающаяся этническая нетерпимость, перерастающая в ненависть, к тому же нередко сочетающаяся с религиозной враждой способствуют выдвижению на роль авангарда этнического конфликта этнонационалистических экстремистских сил. Их устремленность на скорейшее достижение поставленных целей «любой ценой» может захватить значительную часть этноса. В такой ситуации возникает реальная возможность переплетения этнонационалистического экстремизма с религиозно-политическим экстремизмом.24
В решениях Будапештского саммита Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (1994 г.) специально говорится о том, что госу-
дарства-участники СБСЕ «выразили озабоченность в связи с использованием религии в агрессивных националистических целях». Еще более остро высвечена проблема в документах парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В специальной Рекомендации 1556 (2002) «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе» ПАСЕ констатировала: «В последнее время общественно-религиозные сдвиги в посткоммунистических странах ознаменовались появлением фундаменталистских и экстремистских тенденций, активными попытками использования религиозных лозунгов в процессе военной, политической и этнической мобилизации на службе воинствующего национализма и шовинизма, а также политизации религиозной жизни».
Для всякой религии, наряду с сегрегирующей функцией, ведущей к противостоянию последователей разных вероисповеданий, характерны коммуникативная, интегрирующая и регулятивная функции, которые способствуют установлению связей между единоверцами, обеспечивают их общение, поддерживают конфессиональную общность, регулируют поведение людей. На протяжении многих веков эти функции религий «работали» в интересах обеспечения целостности общества, налаживания взаимопонимания между народами, ослабления и разрешения существовавших противоречий, улаживания межэтнических и иных конфликтов. Вместе с тем в прошлом можно найти немало примеров, когда религии становились барьером на пути позитивного взаимодействия народов и их культур, превращались в мощный фактор усиления межэтнических конфликтов. История знает немало и религиозных войн.
В исторические периоды, когда в обществе наличествуют острые, конфликтные отношения, различные силы активно стремятся использовать религиозный фактор в своих интересах и тем самым способствуют усилению практически всегда существующих межэтнических противоречий, религии чаще могут играть дезинтегрирующую роль, чем интегрирующую.
Тесная связь религии и этноса приводит к тому, что принадлежность противостоящих сторон в этноконфликтной ситуации к различным конфессиональным культурам создает много шансов для ее развития в полномасштабный, затяжной, а нередко и насильственный конфликт.
Во-первых, в этом случае возникают условия, позволяющие использовать религию в целях этнополитической мобилизации, для подготовки этнонациональной общности к противоборству с подлинным или мнимым противником, для дегуманизации и демонизации его образа. В священных текстах и в исторических фактах отыскивается аргументация,
111
способствующая поддержанию накала страстей на высоком уровне. При этом подчас используются сюжеты прошлых веков, касающиеся деноминаций, которые не имеют никакого отношения к этносам, участвующим в данном конфликте. Таким образом, этнический конфликт существенно отягощается приобретая также черты межконфессионального противоборства, еще более сокращая возможности рационализации поведения противоборствующих сторон.
Во-вторых, увеличению продолжительности конфликта и усилению его ожесточенности может способствовать и способствует солидарность с конфликтующими сторонами единоверцев из других стран, их моральная и материальная поддержка (в том числе поставками оружия и направлением боевиков).
В-третьих, принадлежность противоборствующих сторон в этническом конфликте к различным конфессиям резко уменьшает пространство для использования возможностей религий и их институтов в целях урегулирования конфликта или хотя бы минимизации насилия в нем.
По похожей схеме развивались кровопролитные арабо-израильский, хорватско-мусульманский, сербско-мусульманский, сербско-хорватский, армяно-азербайджанский и многие другие конфликты.
Следовательно, когда речь идет об этнических конфликтах, раз они уж возникли, необходимо добиваться того, чтобы они ни в коем случае не приняли религиозную окраску. Конфликтующие стороны должны стараться смотреть в будущее, а не в прошлое: в прошлом всегда можно найти поводы для взаимных упреков, обид, несправедливость и многое другое, и эти воспоминания могут способствовать новому взрыву эмоций. Мысли же о будущем помогут участникам конфликта осознать, что в любом случае придется жить вместе и, стало быть, нужно искать пути к согласию.
5.4. Вклад религиозных организаций в урегулирование этнических конфликтов.
Центральную роль в урегулировании этнонациональных отношений играет государство. В ее выполнении важнейшее значение имеет взвешенная национальная политика, включающая в себя обеспечение равенства прав и обязанностей граждан независимо от их этнической принадлежности и вероисповедания, обеспечение условий способствующих реализации экономических и этнокультурных интересов этнических групп, решительная борьба с фактами дискриминации граждан по при-
112
знакам языка, расы, религиозной принадлежности, разрешение этнических конфликтов цивилизованными методами. В реализацию такой политики весомый вклад призвано внести гражданское общество, важнейшей составной частью которого являются религиозные организации.
Разумная позиция и целенаправленная миротворческая деятельность религиозных организаций и духовных лидеров имеет особенно серьезное значение в период, когда этнический конфликт еще не разгорелся, а лишь существует конфликтная ситуация, но экстремистские силы стремятся разжечь противоборство. На этой стадии крайне важным является то, какую интерпретацию сложившейся ситуации дают потенциальные участники конфликта, как они понимают проблему: одно дело, когда конфликтная ситуация создана одной или обеими сторонами и другое дело, когда она сложилась объективно, независимо от их воли и сознания. Призывы авторитетных религиозных лидеров к сдержанности, советы, направленные на глубокий, объективный анализ складывающейся обстановки, могут способствовать тому, что конфликтная ситуация не перерастет в полномасштабный конфликт.
В этом отношении показательна позиция, которую заняли мусульманские религиозные наставники в сложных условиях становления молодой Республики Ингушетия, возникшей после развала СССР. Получив от первого ее президента генерала Р. Аушева высокое право давать согласие на назначение того или иного лица на должность руководителя администрации города или сельского района либо отказывать в нем, что способствовало существенному повышению их авторитета в массах, они многое сделали для сглаживания социальных и политических противоречий, для консолидации общества. Они помогли властям сдержать эмоции населения и не дать возможности втянуть его в чеченский конфликт на стороне «мятежной республики», хотя разнообразных исторических фактов (родственность двух народов, практически одинаковые обиды, нанесенные как царским режимом, так и советской властью, которая депортировала оба этноса вместе с некоторыми другими в степи Казахстана), так же как и провоцирующих действий с различных сторон было более чем достаточно для развития событий по весьма кровопролитному сценарию.
Осознав пагубность для этнической общности последствий авантюристических призывов экстремистов с оружием в руках выступить на стороне чеченских сепаратистов, ингушские религиозные деятели приложили большие усилия для их нейтрализации. В результате, военные Действия не были перенесены на территорию Ингушской Республики.
Когда в 1998 году создавался Координационный центр мусульман Северного Кавказа, духовные лидеры 7 республик региона решили избрать главой нового исламского центра председателя Духовного управления мусульман Республики Ингушетия муфтия Магомет-Хаджи Ал-богачиева. В таком решении не последнюю роль сыграла высокая оценка мудрой миротворческой позиции мусульманских религиозных лидеров этой республики.
Как показывает историческая практика, действенным фактором сдерживания этнических противоречий на уровне конфликтной ситуации, уменьшения разрушительных последствий уже возникших этнических конфликтов является добровольное самоограничение претензий этнических общностей в интересах создания гражданского мира и политической стабильности. И в этом вопросе очень важна позиция религиозных организаций. Они могут способствовать как смягчению этнопритязаний, так и их существенному ужесточению, от чего в большой степени может зависеть модификация конфликта и характер его протекания. В качестве иллюстрации можно рассмотреть ситуацию в Республике Дагестан -субъекте Российской Федерации. «Страна гор», как называется этот регион, является еще и страной более 30 этнических групп со своими языками, культурными традициями, сложными взаимоотношениями. Причин для этнических конфликтов здесь более чем достаточно, тем более, что после развала СССР пришла в упадок экономика. Резко снизился жизненный уровень населения, внешние силы активизировали попытки дестабилизировать ситуацию, разжечь межэтнические противоречия и сепаратистские настроения. Следует также иметь ввиду появление в республике достаточно организованных религиозно-политических экстремистских групп, выступающих с лозунгами создания «исламского государства от Каспия до Черного моря».25
Два важнейших обстоятельства способствовали сохранению целостности республики, отказу населяющих ее этносов от взаимного противоборства и отторжению экстремистских призывов встать на путь борьбы за рецессию. Первым среди них является парламентская форма правления (в отличие от других республик Российской Федерации, имеющих президентскую форму правления), создающая благоприятные возможности обеспечения широкого и сбалансированного представительства различных народов края не только в законодательном органе, но и в органах исполнительной власти.
Вторым обстоятельством является взвешенная позиция Духовного управления мусульман республики и лидеров исламских религиозных организаций различных этнических групп. Она нацелена: а) на содействие властным структурам в их деятельности, направленной на урегулирование этнических конфликтов цивилизованными способами; б) на формирование толерантного сознания у последователей ислама, которые составляют более 90% населения республики; в) на диалог с последователями других вероисповеданий в интересах упрочения гражданского мира; г) на бескомпромиссную борьбу против этнонационалисти-ческого и религиозно-политического экстремизма.
О том, насколько нелегко дается реализация такой линии можно судить потому, что мусульманские лидеры республики довольно часто получают письма, содержащие серьезные угрозы. Что авторы подобных писем - люди решительные свидетельствует убийство с помощью взрывного устройства бесстрашного борца против всех видов экстремизма председателя Духовного управления мусульман Дагестана муфтия С-М. Абубакарова и его сына.
Несмотря на все невзгоды, которые принесли многочисленным народам Северного Кавказа либеральные реформы и две чеченские войны, несмотря на наличие здесь около 50 одних территориальных взаимопритязаний, доставшихся от прошлого,26 «балканизации» региона не произошло. И в этом не последнее значение имела самоотверженная работа религиозных наставников по сдерживанию эмоций, сглаживанию межэтнических и межконфессиональных противоречий, по разоблачению авантюристических устремлений лидеров этнонационалистического и религиозно-политического экстремистских движений.
Разрушительные последствия многих этнических конфликтов, начинавшихся с первых небольших столкновений, а затем разраставшихся по законам эскалации вражды и насилия до широкомасштабных военных действий заставляют лидеров этнических групп и руководителей полиэтнических государств быть весьма осмотрительными при рассмотрении этнонациональных проблем.
Особая ответственность за сбалансированную этнонациональную политику лежит на власти. Разумеется, прав известный английский политолог Н. Глейзер, когда пишет, что «общество не в состоянии привести все этнические группы к одинаковому уровню социального и экономического
развития, к равенству».27 Но экономическая и политическая элита полиэтнических стран может и должна во имя обеспечения прав человека, в интересах сохранения социально-политической стабильности, проявлять больше чувствительности и внимания к интересам и потребностям этнических меньшинств в смысле более широкого привлечения их представителей к делам управления и принятия решений в смысле ограждения от любого вида дискриминаций и создания благоприятных условий для сохранения и развития их языков и культурных традиций.
Большое поле деятельности в этом же направлении открыто перед религиозными деятелями доминирующего этноса. В демократическом обществе их религиозные организации имеют большие возможности (как непосредственно, так и через общественное мнение и своих последователей в структурах власти) оказывать существенное влияние на формирование и направленность политической воли правительств. Немало могут сделать религиозные наставники и по ориентации настроений этнического большинства в сторону самоограничения своих притязаний в пространстве межэтнических и межконфессиональных отношений, что особенно важно в переходные эпохи.
Однако мало иметь возможность к проявлению благородных и целесообразных поступков в интересах упрочения социально-политической стабильности. Необходимо иметь еще волю к реализации этой возможности. В условиях современной России у лидеров доминирующей конфессии такой воли не хватает. Это по их настоянию из проекта федерального закона уже принятого в первом чтении Государственной Думой было исключено положение о запрещении предоставления привилегий одной или нескольким религиозным организациям, внесенное представителями этнических и конфессиональных меньшинств.28 Хотя это положение полностью соответствует конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом.
Обоснованное недовольство религиозных и этнических меньшинств вызывает возрожденное во многих районах России, запрещенной еще Екатериной II, практики вмешательства епископов Русской православной церкви в правовые вопросы строительства молитвенных помещений для конфессиональных меньшинств. Комментируя факты отказа вла-
стями ряда городов предоставить земельные участки для строительства мечетей ссылками на мнение служителей Русской православной церкви, председатель Совета муфтиев России муфтий Р. Гайнутдин заявил: «Чиновники не хотят ссориться с Церковью. Но возникает вопрос: неужели власти и Церковь может поссорить желание исламской общины действовать официально? Неужели власти хотят, чтобы мусульмане собирались где-то подпольно для отправления своих религиозных обрядов?» 29
Следовательно , необходимы специальные усилия, в том числе и государственные для преодоления таких негативных тенденций и организации цивилизованных межконфессиональных и межэтнических отношений. Именно на осуществление многочисленных мер в этом направлении ориентированы различные решения мирового сообщества.
Начиная от Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, ООН неизменно подчеркивает принцип равенства прав последователей различных религий, а также членов любых этнических групп и рекомендует государствам-участникам всемерно «содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами».
Стремление активизировать поиск путей к налаживанию цивилизованных отношений между различными конфессиональными общностями и этническими группами планеты проникнуты решения ООН по провозглашению 2001 года Годом диалога между цивилизациями, о проведении Всемирной встречи глав религиозных и духовных лидеров, о формировании и широкой пропаганде культуры мира.
Большие усилия по стимулированию деятельности правительств европейских стран в целях преодоления религиозной нетерпимости и агрессивного этнонационализма и гуманизации межэтнических и межконфессиональных отношений предпринимает Совет Европы. Так, парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла целый ряд специальных рекомендаций, направленных на обеспечение лучшего взаимопонимания между христианами, мусульманами и иудеями. Среди них: резолюция 885 (1987) «О вкладе евреев в европейскую культуру» и рекомендации 1162 (1991) «О вкладе исламской цивилизации в европейскую культуру». Большое внимание названным проблемам уделяется в
рекомендации 1556 (2002) ПАСЕ «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе».
Огромную работу, способствующую созданию климата взаимной терпимости и уважения между последователями различных религий и представителями разнообразных этнических групп, проводит Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и ее представительства в соответствующих странах.
Поскольку серьезной силой, способствующей ужесточению межэтнических конфликтов, возрастанию их разрушительного характера является симбиоз этнонационалистического и религиозно-политического экстремизма, то государство и общество призваны вести с ними бескомпромиссную борьбу. Наряду с этим стоит задача целенаправленного формирования у членов всех этнических групп общегражданского самосознания, воспитания этнонационального достоинства, исключающего возможность ущемления прав представителей других этнических групп, формирование уважительного отношения к иным культурным традициям и религиозным верованиям. Наибольший вклад в решение этой задачи, а также в дело рационализации поведения сторон, участвующих в этнических конфликтах, минимизации их негативных последствий религиозные организации и духовные наставники могут внести своей проповедью культуры мира и ненасилия, систематической организацией межконфессионального диалога, своим участием в формировании у членов общества установок толерантного сознания.
Поиск согласия и компромисса в межрелигиозных отношениях играет также немаловажную роль в преодолении этнических конфликтов. Умению же искать и находить согласие и компромисс необходимо учиться. Чтобы тот или иной гражданский институт успешно выполнял роль научителя в этом непростом деле, в нем самом должны практиковаться и согласие и компромисс. В ходе формирования гражданского общества и самим религиозным организациям необходимо избавляться от многих авторитарных, а тем более тоталитарных черт и как писал известный русский религиозный философ С.Н. Булгаков, добиваться «всестороннего восстановления соборности и выборности в церковной жизни».30
Является очевидной также целесообразность введения в духовных учебных заведениях преподавания соответствующих учебных дисциплин или чтения курсов лекций, имеющих целью формирование у будущих служителей религий национальной и религиозной (конфессиональ-
ной) толерантности, желания и умения воспитывать в этом духе верующих, а также способствовать урегулированию возникающих межрелигиозных и межэтнических противоречий и конфликтов.
В вероучительных текстах различных религий зафиксированы многие общечеловеческие нравственные ценности и нормы, идеи всечеловеческого единства, но там же канонизированы стереотипы, отражающие межплеменные и межэтнические противоречия и конфликты прошлых эпох. Следовательно весь вопрос в том, какими положениями священных текстов будут руководствоваться верующие в своей общественной практике.
Характер взаимоотношений между членами различных этноконфес-сиональных сообществ зависит не только от предписаний, содержащихся в религиозных первоисточниках, от соответствующих обычаев и нравов, т.е. от давно установленных правил и форм поведения, но и от той позиции, которую занимают религиозные центры в настоящее время, от тех идей, которые распространяют духовные наставники сегодня.
Важная, во многом определяющая, роль современной ориентации российских духовных центров в формировании отношений между этно-конфессиональными сообществами объясняется рядом причин. Прежде всего, огромным наплывом в религиозные общины новых групп верующих, не усвоивших конфессиональных нравственных требований. В связи с бурным процессом религиозного возрождения в стране во многих религиозных объединениях их в несколько раз больше, чем староверующих, для которых религиозные моральные нормы стали внутренней потребностью.
Во-вторых, значительная часть религиозных наставников сама пришла из среды неофитов и следовательно еще не успела должным образом впитать в себя религиозные нравственные предписания.
В-третьих, переходное кризисное время, характеризующееся небывалым обострением межнациональных и межконфессиональных противоречий, нуждается в новых подходах к решению возникших проблем; оно особенно требует формирования цивилизованных отношений между вероисповедными и этническими сообществами.
Отсюда понятно, что устные и печатные выступления религиозных наставников различных конфессий, а тем более учебные пособия для будущих служителей религий, должны быть освобождены от всяких предрассудков и предубеждений в отношении любых народов, их верований и традиций.
119
Специалисты в сфере межнациональных отношений призывают к формированию жесткого механизма неотвратимости наказания за призывы к межнациональной вражде, за оскорбление национального достоинства людей, за преступления на этнической почве.31 И это совершенно справедливо. Не в меньшей мере заслуживают неотвратимого уголовного преследования факты возбуждения вражды и ненависти между людьми на религиозно почве. Не случайно же Конституция Российской Федерации (в статье 29) одинаково запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие как национальную, так и религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду национального и религиозного превосходства.
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве:
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный фактор укреления мира и международной безопасности...................................................153
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России.......................................................................................................182
- Глава 10. Религиозная ситуация в современной России.....................215
- Глава 12. Религия и национализм в современной России...................251
- Глава 13. Цивилизованные межконфессиональные отношения
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России.........................................................284
- Часть 1. Религия в мировом политическом процессе
- Глава 1. Место и роль религии в политической истории человечества
- 1.3. Конфессиональный фактор в международной политике
- Глава 2. Религия и политика в современном мире
- 2.2. Характер взаимодействия религии и политики
- Глава 3. Католическая церковь - важный субъект мирового политического процесса
- Глава 4. Исламский фактор в международной
- Глава 5. Религиозный фактор в этнонациональных
- Глава 6. Религиозно-политический экстремизм
- Глава 7. Христианство и ислам в постсоветском пространстве: поиск путей к согласию
- Глава 8. Межрелигиозный диалог как важный
- Часть II. Религиозный фактор в российском политическом пространстве
- Глава 9. Роль религии и ее институтов в политической истории России
- Глава 11. Государственная вероисповедная политика Российской Федерации
- Глава 14. Политические проблемы в социальных концепциях религиозных организаций России