Установление пятой республики во Франции и конституция 1958 г. (принципы, система органов власти) и ее значение.
В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2% голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу. Конституция 1958 г. Авторы Конституции 1958 г., которую считали “скроенной точно по мерке для де Голля”, исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Прежде всего предполагалось стабилизировать политическую систему путем “большей сбалансированности” всех видов власти и усиления независимости исполнительной власти от политических маневров различных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источником только “мандат народа” (т. е. выборы). Однако еще более эффективным средством укрепления системы властвования должен был стать институт главы государства. Возвышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качестве повседневного главы правительства и лидера парламентского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения. Таким образом, одной из важнейших задач этого органа было гарантировать стабильность исполнительной власти в неблагоприятных политических и экономических условиях. Эти идеи были четко проведены в тексте нового основного закона. Свидетельством этому является сама структура конституции, построенной по схеме президент — правительство — парламент. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Ему была отведена роль “высшего арбитра”, призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства (ст. 5). Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. В то же время для выполнения своей роли он был наделен как широкими постоянными прерогативами, так и полномочиями, имеющими исключительный характер. Прежде всего, президент назначал главу правительства, а по его предложению — остальных членов кабинета, а также принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры. Ему предоставлялись полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности. Президент был наделен значительными полномочиями не только в исполнительной, но и в законодательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции; право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; право принимать ордонансы, имеющие силу закона. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что не характерно для чисто президентских республик. Он представлял Францию в международных отношениях, наделялся значительными прерогативами в области внешней политики. Одновременно предусматривался ряд гарантий против установления единоличной диктатуры президента (автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного совета и т. п.). Однако деятельность президента в период чрезвычайного положения никем не контролировалась. В соответствии сост. 19 свои наиболее важные полномочия: назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд других — президент осуществлял единолично, без контрасигнирования со стороны премьера и соответствующих министров. Остальные акты президента требовали министерской скрепы, и, таким образом, премьер-министр нес за них политическую ответственность перед парламентом. Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми. Второе место в государственном механизме Пятой республики было отведено правительству. В самом общем виде его компетенция закреплялась в ст. 20 Конституции: правительство должно определять и осуществлять “политику нации”, распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности. Таким образом, высшая исполнительная власть, по конституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависели от согласованности их действий при стратегическом верховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил. На последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоял из двух палат — Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избираемый путем косвенного голосования коллегиями выборщиков, должен был обеспечивать представительство территориальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые “сдерживающие” полномочия Сената, обладающего правом вето в отношении проектов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов. Специальный раздел Конституции был посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством, в котором отчетливо закреплялась доминирующая роль правительства. Тщательно оформленное функциональное разделение “властей”, подробная регламентация деятельности, структуры и процедуры заседаний парламента имели целью создание системы “рационализированного” парламентаризма вместо парламентарных моделей Третьей и Четвертой республик. Акты парламента могли регулировать строго определенный и сравнительно небольшой круг вопросов (структура и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло издавать нормативные акты, имеющие силу закона (ордонансы), но только с разрешения парламента. Возможность подобного рода делегирования парламентом своих полномочий была прямо предусмотрена в Конституции, а последующая практика закрепила такое положение. Все остальные вопросы должны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т. е. путем декретов. Правительство обладало также значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом. Конституция 1958 г. очень скупо регламентировала систему местного управления. По конституции, местными коллективами республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами. Низовой единицей стала коммуна (село или город), жители которой избирают свой орган самоуправления — муниципальный совет. В департаментах избираются генеральные советы.
- Экзаменационные вопросы по «История государства и права зарубежных стран»
- Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук.
- Теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран.
- Методология науки истории государства и права зарубежных стран.
- Периодизация истории государства и права зарубежных стран.
- Особенности возникновения и развития государства и права в странах Древнего Востока (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).
- Специфические черты политической организации древневосточных обществ. (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).
- Основные черты права в странах Древнего Востока. (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).
- Возникновение государства в Древнем Египте.
- Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим). Местное управление. Суд и судопроизводство в Древнем Египте.
- Возникновение государства в Месопотамии. Государства шумер и аккады.
- Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Древнего Вавилона. Суд и судопроизводство в Древнем Вавилоне.
- Правовое положение основных групп населения по Законам царя Хаммурапи.
- Возникновение государства в Древней Индии.
- Правовое положение отдельных групп населения в Древнеиндийском обществе по Законам Ману.
- Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим), местное управление, суд и судопроизводство в Древней Индии.
- Возникновение государства в Древнем Китае.
- Сословная структура Древнекитайского общества.
- Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Древнего Китая и значение реформ Шан Яна в его развитии. Суд и судебный процесс в Древнем Китае.
- Основные черты права в Древнем Египте.
- Источники права Древнего Вавилона.
- Правовое регулирование имущественных отношений по Законам царя Хаммурапи.
- Преступления и наказания по Законам царя Хаммурапи.
- Правовое регулирование брачно-семейных отношений по Законам царя Хаммурапи.
- Источники права Древней Индии.
- Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Ману.
- Преступления и наказания по Законам Ману.
- Правовое регулирование брачно-семейных отношений по Законам Ману.
- Право Древнего Китая (источники, основные институты, общая характеристика).
- Преступления и наказания в Древнем Китае.
- Правовое регулирование имущественных отношений в Древнем Китае.
- Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Китае.
- Возникновение государства в античном мире и полисная система.
- Возникновение государства в Древних Афинах (реформы Тесея и Солона).
- Развитие Афинского государства в VI в. До н.Э. (реформы Клисфена, Эфиальта, Перикла).
- Государственный строй в Афинах в V в. До н.Э.
- Общественный строй Древних Афин в V в до н.Э.
- Возникновение государства в Спарте.
- Особенности общественного строя в Спарте.
- Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Спарты.
- Периодизация истории государства в Древнем Риме.
- Возникновение государства в Древнем Риме (реформы Сервия Туллия).
- Общественный строй в Древнем Риме в период республики.
- Государственный строй в Древнем Риме в период республики.
- Общественный строй в Древнем Риме в период принципата.
- Государственный строй в Древнем Риме в период принципата.
- Общественный и государственный строй в Древнем Риме в период домината.
- Периодизация истории римского права.
- Римское право древнейшего периода (источники, основные институты, общая характеристика).
- Римское право классического периода (источники, основные институты, общая характеристика).
- Римское право постклассического периода (источники, основные институты, общая характеристика). Кодификация Юстиниана.
- Исторические формы гражданского процесса в Древнем Риме.
- Формирование феодального общества и государства у франков. Реформы Карла Мартелла и их значение.
- Периодизация истории средневекового государства во Франции.
- Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (система органов государственной власти, реформы Людовика IX, сословный строй).
- Образование сословно-представительной монархии во Франции XIV-XV вв. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
- Абсолютная монархия во Франции XVI-XVIII вв.
- Периодизация истории государства и права Германии.
- Образование сеньориальной монархии в Германии в IX-XII вв.
- Особенности сословной структуры средневекового общества в Германии IX-XII вв. (по Саксонскому зерцалу).
- Изменения в государственном строе Германии в XIII-XV вв. (учреждение рейхстага и общеимперского суда).
- Особенности сословно-представительной монархии в Германии в XIV-XV вв.
- Особенности абсолютной монархии в Германии в XVI-XVIII вв.
- Периодизация истории средневекового государства и права Англии.
- Формирование феодального общества и государства у англосаксов.
- Нормандское завоевание и его последствия в становлении сеньориальной монархии в Англии, реформы Генриха II.
- Особенности сословной структуры английского общества в XIII-XV вв.
- Государственный строй Англии в период сословно-представительной монархии в XIII-XV вв. (образование парламента).
- Особенности абсолютной монархии в Англии.
- Раннефеодальное право в странах Западной Европы (источники, основные институты).
- «Салическая правда» – важнейший памятник раннефеодального права в Западной Европе.
- Правовое регулирование имущественных отношений по «Салической правде».
- Правовое регулирование брачно-семейных отношений по «Салической правде».
- Преступления и наказания по «Салической правде».
- Суд и судебный процесс по «Салической правде».
- Право средневековой Франции (источники, основные институты, общая характеристика). Кутюмы Бовези – источник феодального права Франции.
- Право средневековой Германии (источники, основные институты, общая характеристика).
- «Каролина» – важнейший источник уголовного права Германии. Каролина 1532 г.
- «Саксонское зерцало» – важнейший памятник раннефеодального права Германии.
- «Золотая булла» и ее значение в укреплении олигархического строя в Германии.
- Право средневековой Англии (источники, основные институты, общая характеристика).
- Великая хартия вольностей 1215 г. И её значение в государственно-правовом развитии Англии.
- Возникновение государства у арабов. Арабский халифат
- Мусульманское право (источники, основные институты, общая характеристика).
- Средневековое государство и право Византии.
- Общественное самоуправление в Западной Европе. Города-республики. Городское право и его основные принципы.
- Римское право в средневековой Европе.
- Каноническое право римско-католической церкви в Западной Европе в средние века.
- Особенности образования и развития государства и права средневековой Японии.
- Голландская буржуазная революция и образование буржуазного государства в Голландии.
- Особенности и основные этапы английской буржуазной революции XVII в.
- Изменение формы английского государства в ходе революции.
- Протекторат о. Кромвеля и основные конституционные акты периода протектората (Орудие управления 1653 г., Акт об упразднении палаты феодальных сборов 1656 г.).
- Развитие конституционной монархии и становление «ответственного правительства» в Англии в XVIII в.
- Эволюция формы государства в Англии в XIV в. (избирательные реформы 1832, 1867, 1884 гг.) и утверждение парламентарной монархии.
- Формирование двухпартийной системы в Англии в XIX в.
- Реформы местного управления и суда в XIX в Англии.
- Британская колониальная империя (Акт о действительности колониальных законов 1865 г., Акт о британской Северной Америке 1867 г.) и её распад.
- Организация управления в североамериканских колониях Англии.
- Особенности и основные этапы американской буржуазной революции.
- Декларация независимости сша 4 июля 1776 г. И ее историческое значение.
- Конституционное законодательство в штатах в период революции (Конституция Вирджинии, Нью-Гэмпшира 1776 г.).
- Образование конфедерации сша (штаты конфедерации 1781 г.)
- Конституция сша 1787 г. (структура, принципы).
- Билль о правах 1791 г. И его историческое значение.
- Создание федерального государственного аппарата в сша (создание первых департаментов, Закон о судоустройстве 1789 г.)
- Образование двухпартийной системы сша в XIX в.
- Изменения в форме государственного устройства сша в XIX в. (территориальное расширение).
- Гражданская война 1861-1865 гг. В сша и ее последствия (Конституция южной конфедерации 1861 г., Закон о гомстедах 1862 г., поправки к Биллю)
- Великая французская буржуазная революция (особенности и основные этапы)
- Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г., ее историческое значение и принципы.
- Конституция Франции 1791 г. (структура, принципы, форма правления).
- Декларация прав человека и гражданина 1793 г. И её значение. Конституция Франции 1793 г. (принципы, система высших и местных органов власти).
- Государство и право Франции в период якобинской республики.
- Конституция Франции 1795 г., ее принципы, система высших органов и ее значение
- Государственный переворот 9 ноября 1799 г. И Конституция 1799 г., принципы, система органов власти, значение.
- Эволюция формы государственного устройства во Франции в период правления Наполеона Бонапарта и создание бюрократического государственного аппарата.
- Эволюция государственного строя Франции в первой пол. XIX в. (конституционные хартии 1814 г., 1830 г.).
- Февральская революция 1848 г. И установление второй республики во Франции (Конституция 1848 г., ее принципы, система органов власти).
- Восстановление второй империи во Франции и Конституция 1852 г.
- Государство и право Парижской коммуны 1871 г.
- Установление третьей республики во Франции и Конституция 1875 г.
- Французская колониальная империя.
- Падение «Священной римской империи германской нации» и исторические формы объединений германских государств в начале XIX в. Первые конституции германских государств в начале XIX в.
- Революция 1848 г. В Германии и общегерманская конституция 1849 г.
- Конституционная хартия Пруссии 1850 г., ее принципы, система высших органов, форма правления и значение.
- Борьба Пруссии за объединение Германии и создание Северо-Германского союза.
- Конституция Германской империи 1871 г., принципы, форма правления, значение
- Революция Мэйдзи и Конституция Японии 1889 г., ее принципы, система высших органов и значение.
- Война за независимость и образование латиноамериканских государств. Первые Конституции стран Латинской Америки и их основные черты.
- Государственно-политические последствия первой мировой войны.
- «Новый курс» Франклина Рузвельта и его последствия.
- Основные изменения в государственном аппарате сша в XX в.
- Поправки к Конституции сша и реформа избирательного права в XX в.
- Основные изменения в государственном строе сша (развитие конституционного принципа разделения властей, эволюция американского федерализма).
- 2. Усиление исполнительной власти, централизации ее в руках президента.
- 3. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.
- Эволюция партийной системы в Англии в конце XIX - XX вв.
- Реформа английского парламента в XX в. Автономизация территорий (Шотландия, Уэльс, Ирландия).
- Установление четвёртой республики во Франции и конституция 1946 г. (принципы, система высших органов власти) и ее значение.
- Установление пятой республики во Франции и конституция 1958 г. (принципы, система органов власти) и ее значение.
- Ноябрьская революция 1918 г. И установление режима Веймарской республики в Германии.
- Веймарская конституция 1919 г.
- Установление фашистского (нацистского) режима в Германии.
- Государственный и общественный строй фашистской Германии.
- Правовая политика фашисткой Германии.
- Режим оккупации в Германии (1945-1949 гг.) Создание фрг и гдр.
- Основной закон фрг 1949 г., (принципы, система высших органов власти) и его значение.
- Объединение Германии 1990 г.
- Установление фашистской диктатуры в Италии.
- Конституция Италии 1947 г.
- Становление и развитие национальных государств в Центральной и Юго-Восточной Европе в конце XIX - XX вв.
- Развитие государственно-политического строя Японии после второй мировой войны. Конституция Японии 1947 г.
- Революция 1911 г. В Китае и её последствия. Государственный строй и политический режим Гоминьдановской республики.
- Образование и развитие кнр.
- Развитие латиноамериканских государств в XX в.
- Развитие правовой системы Англии в XIX – XX вв.
- Французский гражданский кодекс 1804 г. (источники, принципы, основные институты).
- Уголовный кодекс Франции 1810 г. (источники, принципы, структура).
- Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808 г.
- Германское гражданское уложение 1896 г. (источники, принципы, основные институты).
- Уголовное уложение Германской империи 1871 г.
- Трудовое и социальное законодательство Германии в XIX-XX вв.
- Трудовое и социальное законодательство сша в XIX-XX вв.
- Трудовое и социальное законодательство Англии в XIX-XX вв.
- Трудовое и социальное законодательство Франции в XIX-XX вв.
- Антитрестовское (антимонопольное) законодательство сша в XIX-XX вв.
- Основные изменения в гражданском праве и брачно-семейном законодательстве в XIX-XX вв.
- Основные изменения в уголовном праве в XIX-XX вв.
- Развитие норм международного права в XIX-XX вв.