logo search
Нуруллаев

Глава 1. Место и роль религии в политической истории человечества

    1. Роль религии в становлении и развитии государственности

Люди давно заметили, что в становлении и развитии государствен­ности велика роль религии. Эти наблюдения, прежде всего, нашли отра­жение в теологических концепциях происхождения государства, разра­ботанных религиозными деятелями. В соответствии с такими концепци­ями государство носит божественный характер. Оно является результа­том Божьего промысла. Светская же власть есть продолжение власти Всевышнего. Так учил, к примеру, Фома Аквинский - выдающийся тео­лог средневековья.

Несколько иначе подходит к этой проблеме известный немецкий фи­лософ Г. Гегель. Отдавая должное роли религии в истории формирова­ния политической власти, в своей «Философии истории» он пишет". «Го­сударство произошло из религии и теперь и всегда происходит из нее, то есть принципы государства должны быть рассматриваемы как имеющие силу в себе и для себя, а это возможно лишь, поскольку они признаются определениями самой божественной природы. Поэтому природа госу­дарства и его конституции таковы же, как и природа религий; государ­ство действительно произошло из религии и притом так, что афинское или римское государство было возможно лишь при специфической фор­ме языческой религии этих народов так же, как католическому государ­ству свойственны иной дух и иная конституция, чем протестантскому».

Уже в первобытном обществе шли рука - об - руку вождь и жрец. Взаимная поддержка была обычным явлением в их деятельности по под-Держанию порядка и организации труда и распределения пищи среди соплеменников. Но бывали и другие варианты взаимоотношений, для которых характерна была борьба за влияние на людей. Нередко, в ре­зультате такой борьбы, вождь становился жрецом, но бывали и такие случаи, когда жрец становился вождем. Объединение в одном лице обс-

13

их функций облегчало возможность обожествления такого вождя-жре, ца. Практика обожествления лидера впоследствии была перенесена щ политических властителей.

Когда с появлением частной собственности и разделением общества на классы, появилась потребность в специальных органах власти и при­нуждения, жрецы стали защищать их как ниспосланных свыше. Они стали придавать становящейся государственности божественный ореол. Од. нако обожествление ими властителей вовсе не означало, что жрецы все­гда стояли ниже политических властителей. К примеру, индийские «За­коны Ману» (примерно П в. до н. э.) предусматривали особое положе­ние жрецов (брахманов). Они были провозглашены «первыми между людьми». Даже цари, имевшие божественный статут, должны были сле­довать советам и наставлениям жрецов, учиться у них «изначальному искусству управления».

Известный английский исследователь религии Джеймс Фрэзер в сво­ей книге «Золотая ветвь: исследование магии и религии» рассказывает о том, что очень часто судьба и жизнь правителей государств находилась во власти жрецов. Так, в Эфиопии существовало правило, в соответствии с которым жрец определял время, когда царь должен умереть. Нередко жрецы по своему усмотрению, когда это представлялось необходимым, отправляли к правителю гонца с приказом умереть. Обосновывали свой приказ они ссылками на указание, полученное от Бога. И эфиопские вла­стители подчинялись такому приказу.

Так продолжалось до правления Эргамона - современника египетс­кого царя Птолемея П. Получив приказ, о смерти, этот правитель решил пренебречь им. Взяв с собой отряд воинов, он вошел в Золотой дворец и предал, смерти самих жрецов.1

Иначе складывалась ситуация в Швеции. В соответствии со сложив­шимися обычаями шведские короли могли править 9 лет. После этого они должны были уходить из жизни. Но король Аун после долгих молебствий и жертвоприношений получил указание от жрецов, что может продолжить править еще 9 лет, если принесет в жертву одного из своих сыновей. Так он поступал 9 раз. И когда он, будучи совершенно немощным, хотел по­жертвовать 10-го сына, последнего, подданные помешали сделать это. Король был казнен. На его могиле в Упсале стоит холм.Таким образом, и в этих случаях монарх и жрец, политика и религия действуют вместе, одновременно борясь между собой. Кто одержит по-£еду зависит от многих причин, от авторитета того или другого, в воз­можно - от решительности или от действий, рассчитанных на опереже­ние.

Древнеиндийские, древнекитайские, древневавилонские и древнееги­петские источники содержат многочисленные восхваления богов и бо­жественной власти правителей, а также призывы подчиняться их воле и строго соблюдать законоустановления, как данные свыше. Так, во введе­нии к кодексу Хаммурапи (Вавилония ХУП в. до н. э.) говорится, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял сла­бого». Согласно древнекитайскому мифу о божественном происхожде­нии и характере земной власти именно персона верховного правителя поднебесной (императора Китая) является единственной точкой связи с высшими небесными силами. Вся власть сконцентрирована в особе вер­ховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом -лишь помощники личностной власти правителя. Источники подтверж­дают, что некоторые правители из-за слабости их личной потенции и на самом деле отказывались от власти: значит всевышний не захотел, что­бы они управляли государством.3

В древнем Египте жрецы объявляли фараонов детьми Бога. В Древ­ней Греции и Древнем Риме, как и в других регионах, жрецы помогали правителям укреплять их власть. Переход от рабовладельческой респуб­лики к монархии в Риме требовал религиозного освящения власти. Юлий Цезарь (1 век до н. э.) стал добиваться богопочитания. Он хвастался сво­им божественным происхождением, идущим якобы от богини Венеры. Еще при жизни ему как богу было воздвигнуто несколько храмов, а пос­ле смерти решением сената он был принят в число римских божеств. Его преемник Октавиан Август и последующие императоры уже авто­матически после смерти причислялись к сонму богов. Сменивший же Октавиана Гай с прозвищем Калигула (Сапожок) сам объявил себя бо­гом и потребовал заменить головы на статуях греческих богов на изоб­ражение своей головы. На территории империи был введен официаль­ный культ «гения императора». В этих неординарных поступках нашла своеобразное отражение историческая потребность в единой монотеис=

тическои религии и она, такая религия, появилась на окраинах Римской империи в виде христианства.

Можно коснуться и более близкого к нам времени. На курултае в вер­ховьях реки Онон весной 1206 года по предложению шамана Кэкчю Чин-гиз-хан был провозглашен императором. Шаман, поддержанный вели­ким собранием сказал, обращаясь к Темучину: «Всевышний Господь повелел, чтобы призвание твое было Чингиз-хан, Царь царей и Государь государей». На государственной яшмовой печати Чингиз-хана было на­писано: «Бог на Небе. Ха-Хан-Могущество Божие на Земле. Печать вла­дыки человечества».4

Жрецы были не только обладателями накопленного знания, но и глав­ными идеологами первоначального государства. Их право возвещать народу божественную волю было непререкаемо. Высказанное ими суж­дение, как ниспосланное свыше, особенно если оно, касалось полити­ческой власти, становилось общеобязательным. Обычно это были суж­дения, направленные на укрепление существующего политического ре­жима. Когда же властители предпринимали политические реформы, жрецы, ссылками на волю всевышнего, обосновывали исключительную их необходимость и безусловную полезность для общества.

По определению ученых, задолго до нашей эры в городах-государ­ствах, организуются три центра управления, административного и идео­логического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные организационно-хозяйствен­ные, распределительные и информационные системы?5

Возникновение права также связано с религией. Вековые обычаи, особенно запреты (например, запрет инцеста, или убийства соплемен­ника) объявлялись данными свыше. Наиболее важные из них, освящен­ные религией были санкционированы государством. Основными источ­никами права во многих регионах стали религиозные поучения - «Зако­ны Ману» в Индии, коранические нормы в мусульманских странах (ко­торыми суды руководствуются и в наши дни). Во многих регионах пер­выми толкователями права и его применителями - судьями были жрецы или их собрания. В Египте в период Древнего царства, в Вавилонии во П тысячелетии до н. э. судебная власть полностью принадлежала жрецам.

вспомнить и о знаменитом Синедрионе во главе с первосвящен­ником, действовавшем в Иудее в 1 в. до н. э.

В своей «Истории философии права (новой)» князь Е.Н. Трубецкой писал в 1898 году: «Жрецы в государстве служат могучим охранителем устоев; ближайшим предвестником крушения государственного строя всегда и везде является упадок религии и культа. Поэтому первой забо­той правителей должно служить поддержание существующих в каждой стране религиозных учреждений. Никакая мудрость правителей не в со­стоянии заменить страха перед Божеством, который один обуздывает и сдерживает массы, обеспечивая государству прочный порядок. Древние это понимали и вот почему великие законодатели древности: Ликург, Солон и Нума Помпилий старались представить свое законодательство как выражение воли божества».6

На основе религиозных текстов создавались правовые нормы не толь­ко в далекой древности, но и в более близкие к нам времена. Прибывшие в Америку переселенцы, создавая колонии, нуждались в упорядочении своей жизни. Одних нравственных норм для этого не хватало. Возника­ли проблемы, связанные с собственностью, с трудовыми отношениями, необходимо было пресекать преступные действия. Никаких правовых норм не было, также как не было подготовленных юристов. Английское право, разработанное для условий феодального общества, для примене­ния в новых условиях не подходило. Да и переселенцы, бежавшие в Америку от преследований в соответствии с английским правом, не нахо­дили его достаточно справедливым.

Выход был найден: он содержался в Библии. Именно на ее основе было создано первое американское право. Каким бы примитивным оно ни было, им руководствовались на первых порах в ряде новых колоний.

В тесном соответствии с влиянием религии на политическую прак­тику происходило ее влияние и на формирование массового политичес­кого сознания.

Как известно, становление и развитие массового сознания идет под воздействием многих факторов: жизненных обстоятельств, сложивших­ся традиций, существующих нравственных норм и действующих зако­ноположений. Огромное влияние на этот процесс оказывает доминиру­ющая идеология. В течение длительного периода истории, особенно в средние века, это была религиозная идеология. Другой вообще не было. елигиозные организации и духовные наставники все делали для того,

чтобы представить существующий строй общественной жизни, как един, ственно возможный, не подлежащий изменению.

Религиозная проповедь формировала в массах представления о влас­ти, как богоданной и, следовательно, «справедливой», заботящейся обо всех членах общества. Когда же жизненный опыт убеждал людей в том, что между ожиданиями и действительностью наличествует большой разрыв, что надежды на торжество справедливости не осуществляются, в ход пускались разнообразные увещевания из богословского арсенала. Среди них были ссылки на установленность существующих порядков самим Богом. Всякая возможность протеста против действий властей отвергалась как греховная, направленная против божественных установ­лений. Как в Библии, так и в Коране существует множество положений, которые использовались и используются как неоспоримые аргументы, в подтверждение позиций проповедников.

Насколько сильным было влияние религиозной проповеди на созна­ние и поведение масс в средние века можно видеть на примере отноше­ния западноевропейских католиков к призывам участвовать в крестовых походах или арабов-мусульман - участвовать в походах по распростра­нению ислама в первые столетия существования новой религии.

Племенная религия, как правило спокойно относилась к другим пле­менным религиям и их последователям. В случае завоевания террито­рии того или иного племени, завоеватели не ставили перед собой цели обращения покоренных в свою религию. Религиозное многообразие было явлением обычным. Действовал принцип: у нашего племени своя рели­гия, у вашего - своя. Более того, нередко племя - победитель, восприни­мало - религию побежденного племени.

Иначе сложилась ситуация с появлением мировых религий, особен­но христианства и ислама, каждая из них исходит из того, что только ее приверженцам будет обеспечено спасение, т.е. вечная жизнь после смер­ти. В силу этого ее адепты стремились обратить в свою веру как можно больше индивидов, нередко не останавливаясь перед применением си­ловых методов. Когда же та или иная религия провозглашалась государ­ственной, использование всех возможностей государственной машины, включая ее силовые структуры, в интересах укрепления позиций такой религии становилось приоритетной задачей. Так продолжалось многие столетия.

1.2. Диалектика взаимоотношений религии и политики на различных исторических этапах

На протяжении длительной истории человечества религия и полити­ка находятся в разносторонней взаимной связи. Это создает возможность иХ тесного взаимодействия в интересах интеграции общества, упорядо­чения общественных отношений, вдохновления масс на решение круп­ных исторических задач. В ходе такого взаимодействия политика может обслуживать религию, в других условиях религия может находиться на службе политики. И таких примеров можно найти немало. Вместе с тем история взаимоотношений религии и политики изобилует фактами борь­бы и противостояний. Появление новой религии, как правило, воспри­нимается политикой скептически, если не враждебно. Именно так про­изошло с христианством, возникшим на окраинах Римской империи.

Христианство не случайно было встречено «в штыки» римскими вла­стителями. И дело здесь не только в том, что оно не было похожим на те религиозные учения, которые были признаны государственными и обо­жествляли этих властителей. Ранние христиане, наряду с идеями смире­ния и покорности, распространяли идеи противоборства со злом, неприя­тия деления людей на рабов и свободных, богатых и бедных, призывали следовать принципу всеобщей обязанности трудиться. Они резко высту­пали против обожествления императоров и предрекали гибель Риму, «ве­ликой блуднице», а также скорый приход Спасителя. В первых общинах христиан царил дух взаимопонимания и взаимоподдержки, дух братства, имущество было общим. Естественно, такая религия привлекала «низы общества» - рабов, обездоленных и угнетенных.

Несмотря на страшные гонения, новое религиозное движение росло и крепло, в том числе и организационно. Если раньше в общине, как правило, все вопросы решались сообща, собранием верующих, то по­степенно руководить общиной начинает пресвитер. Происходит центра­лизация общин и разделение христиан на священнослужителей и мирян. •Язычество же, признанное государственной религией, все больше теря­ло своих сторонников. Жрецы и властители, а римские императоры но­сили титул верховного языческого жреца, усиливали репрессии против христиан, что вызывало в их растущих рядах сильное недовольство, ве-ДУЩее к протестным выступлениям.

Оценив возможности новой религии как средства сплочения обще-тва и укрепления своей власти и стремясь к достижению социально-политической стабильности, Константин Великий в 313 году издает эдикт

об уравнении христианства в правах с другими религиями. А несколько позже, в 325 году, император созывает 1 Вселенский собор в Никее и активно участвует в его работе. Тем самым делается крупный шаг к пре-вращению христианства в государственную религию Римской империи.7

После Никейского собора, стремясь содействовать укреплению по­зиций христианской церкви, император предпринимает активные дей­ствия, среди которых важное место занимают государственные гонения на еретиков, каковыми были признаны христианские религиозные дея­тели, потерпевшие поражение в богословских дискуссиях со своими оппонентами -единоверцами. И такая практика отныне становится обыч­ным явлением: политические репрессии превращаются в составной эле­мент теологических споров.

Организуя преследование христиан, несогласных с богословской по­зицией христианских же религиозных деятелей, победивших своих оп­понентов, Константин Великий, будучи единовластным правителем им­перии, не предпринимал решительных действий против язычников, ко­торые были непримиримыми противниками христианства. Более того, он даже не отказался от титула верховного жреца (pontifex maximus). Император учитывал, что язычников в империи было больше чем хрис­тиан, и многие знаменитые римские фамилии продолжали оставаться в стане закоренелых язычников. Все это свидетельствует о том, что в «ре­лигиозном вопросе» Константин Великий руководствовался не теологи­ческими соображениями, а сугубо политическими.

Сразу же после смерти Константина Великого, в 337 г. в Константино­поле не без ведома его второго сына Констанция, придворные во имя тор­жества христианства и установления христианской динстии истребили всех возможных претендентов на пост императора. Были убиты два брата Кон­стантина Великого Делмаций и Юлий вместе с их детьми, а императорс­кая власть была поделена между тремя сыновьями умершего императора, старшему из которых —Константину II был 21 год, а двум другим - Кон-

станцию - 16 лет и Константу - 15 лет.8 Казалось план обеспечения пол­ной победы христианства в империи осуществился.

Однако, уже через 24 года после смерти Константина Великого про­возгласил себя единодержавным императором один из двух уцелевших его племянников - Юлиан, симпатизировавший язычеству. Став импе­ратором, в интересах укрепления своей власти, он сразу же провозгла­сил полную свободу вероисповеданий. Однако вместо консолидации общества, это решение способствовало усилению борьбы между после­дователями отступающего народного язычества и существенно усилив­шим к этому времени свои позиции христианством. Последующие влас­тители империи стремились не испытывать судьбу. Была избрана поли­тика полной поддержки христианства и максимального его использова­ния в интересах упрочения политического режима.

Благодаря усилиям императорской власти, признанная государствен­ной, христианская религия довольно быстро и твердо встала на путь крайней нетерпимости. Изданным императором Феодосием 27 февраля 380 года эдиктом всем народам империи предписывалось придерживаться христианского вселенского вероисповедания, ортодоксальной веры. «Мы повелеваем, чтобы все народы, которые находятся на территории под нашим милостивым управлением, жили в той религии, которую, по пре­данию, апостол Святой Петр передал народу Рима и которая с тех пор и до наших дней живет несломленная ... - говорится в эдикте. - Следова­тельно, каждый должен верить в соответствии с апостольским вероис­поведанием и евангельским учением в единую божественную суть одно­го ранга Отца, Сына и Святого Духа, в Святую Троицу. Повелеваем, что те, кто следует этому вероисповеданию, могут носить имя «кафоличес­кого христианина», остальные же ... пусть носят позорное имя, соответ­ствующее своему еретическому вероучению, их общины не могут назы­ваться церквами; пока мы передаем их Божьей каре, но впоследствии... мы сами позаботимся об их наказании».9

В христианстве, как и в других религиях, по мере охвата влиянием Различных групп населения, возникали новые течения. Разделяемое и поддерживаемое властью течение провозглашалось правоверием, осталь­ные объявлялись отступничеством, ересью. Их сторонники подвергались пРеследованиям, как со стороны церкви, так и со стороны властей. Ере-Си нередко представляли собой выступления политического протеста в

религиозной оболочке. Переплетение борьбы религиозных течений ду собой с политической борьбой - характерное явление для различных исторических эпох. Результатом такой борьбы явилось и разделение хри­стианства на православие и католицизм.

Датой разделения христианства на православие и католицизм счи­тается 1054 год, когда папа римский Лев IX и патриарх константино­польский Михаил Керулларий предали друг друга анафеме (церковно­му проклятию). А подготовлено это историческое событие долгой по­литической и теологической борьбой. Важную роль в данном процессе сыграло перенесение Константином Великим столицы Римской импе­рии в Константинополь, вызванное политическими соображениями. Последующее разделение империи на Западную и Восточную (конец IV века) привело к образованию двух крупных центров христианства -в Риме и Константинополе. Следует сказать, что уже в тот период, ког­да Константин Великий организовывал I Вселенский Никейский со­бор, папа Римский весьма прохладно отнесся к этому историческому событию. Он прислал на собор двух пресвитеров из своего окружения. Примерно таким же было отношение римской курии и к другим все­ленским соборам.

После распада Западной Римской империи (476 г.) единственным свя­зующим звеном между ее частями была церковь во главе с папой. Вмес­те с тем усиливалась зависимость папства от Византии. К середине VI века она достигла такого уровня, что император Юстиниан задержал папу Вигилия в Константинополе целых 8 лет, а когда он умер (555 г.), реко­мендовал избрать папой представителя Западной церкви при своей пер­соне Пелагия, который был доставлен в Рим византийским войском. Когда же Пелагий скончался, император издал эдикт о том, что отныне, папу, избранного римским клиром и народом, можно посвящать в сан только после утверждения императором.

Стремление светской власти Византии подчинить себе и западную церковь этим не ограничилось. Поддержанный императором Констан­тинопольский патриарх Иоанн с 595 года стал официально именоваться вселенским патриархом. Иначе говоря, его духовная власть признава­лась распространенной на весь христианский мир, что, естественно, вызывало протест среди западного епископата. При понтификате Григо­рия I (625-638 гг.) в Риме и его окрестностях фактическая политическая власть осуществлялась папой. Он был самым крупным собственником-На доходы от поместий он организовал церковную службу милосердия-дьяконию. Отмечая заслуги папы перед народом, население Рима впер-

вые

и3брало его первосвященником (Pontifex Maximus). Так закладыва-Основы церковного государства.

новое возвышение папства вызвало соответствующую Византии. В середине VII в. император Константин IV решил мсКцх пап "поставить на место". Он возложил утверждение избрани на византийского чиновника, что ускорило отрыв папства от Кон­стантинополя. И когда встал вопрос о коронации Карла Великого, 25 декабря 800 года императором провозгласил его папа. А папа Николай I (858-867 гг.) стал именовать себя наместником Христа на земле, власть которого исходит непосредственно от Бога. Отсюда следовало, что суж­дения и решения папы равны по значению каноническим законам, а со­боры служат лишь для обсуждения распоряжений папы.

Противоречия между Византией и Римом вновь усилились. Предста­вители Восточной церкви критиковали литургию Западной церкви, це­либат, западное толкование догмата о Святой Троице. Завершилась кри­тика тем, что на Константинопольском соборе (867 г.) было объявлено о низложении папы. Подлинная причина столь серьезного решения зак­лючалась в политической борьбе между Византией и Римом за влияние на Болгарию, царь которой Борис к этому времени принял христианство по восточному обряду, но желая вывести страну из под власти Византии, пошел на сближение с Западной церковью.

В последующие периоды догматические разногласия увеличились и в наше время считается, что католицизм отличается от православия сле­дующими основными догматическими положениями: а) «филиокве» -учение об исхождении Святого Духа «и от Сына»; б) непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии; в) догмат о непогрешимости римского еписко­па в дедах веры и др.10 Согласно учению католицизма папа Римский яв­ляется главой видимой христианской церкви, земным наместником (ви­карием) Иисуса Христа. Полный его титул выглядит следующим обра­зом: «Епископ Рима, Викарий Иисуса Христа, преемник Князя апосто-"Ов> верховный священник Всемирной Церкви, Патриарх Западный,

Римас Итальянский, Митрополит - Архиепископ Римский, Владыка ОсУДарства - Ватикан, Раб Рабов Божиих».

ТаКим образом политическая борьба за право руководить всем хрис-

ансК

им миром, в которой активно участвовали как светские властите- и духовные, сочетаясь с некоторыми догматическими разногласиями

сиями, ускорила полный разрыв между Западной и Восточной церква­ми, который произошел в 1054 году. И только в 1965 году на П Ватикан­ском соборе папа Римский Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор 1 объявили о своем решении «предать забвению» анафемы 1054 года. Разделение же церквей продолжает сохраняться.

Наглядной иллюстрацией положения о том, что внутрирелигиозные противоречия и конфликты могут вести к серьезным политическим по­следствиям может служить история возникновения протестантизма -третьего крупного направления (конфессии) в христианстве. А связана она с именем молодого теолога Мартина Лютера, который в 1517 году выдвинул свои 95 тезисов, в которых выступил против засилья верхуш­ки католической церкви, против непогрешимости решений соборов, про­тив продажи индульгенций и т.д. Когда папа издал буллу, отлучающую его от церкви, Лютер публично ее сжег и стал еще активнее разрабаты­вать антицерковное учение. От казни спасла его поддержка светских вла­стителей. М. Лютеру принадлежит доктрина всеобщего священства, идея отмены церковного культа и т.д. Именно Лютер положил начало Рефор­мации и возникновению протестантизма, в фундамент которого легли многие его идеи и предложения.

Католическая церковь ответила контрреформацией. Началось истреб­ление протестантов. С этим связаны события известной Варфоломеевс­кой ночи. Тогда за несколько дней во Франции был убито 30 тысяч про­тестантов. Разгоревшиеся религиозные войны охватили Францию, Гер­манию, Испанию, Чехию, Польшу. В результате этих войн на юге Фран­ции даже образовалась протестантская конфедерация.

Возникновение нового религиозного направления привело к расши­рению прав верующего, который получил возможность обращаться к Богу напрямую, минуя посредников. А это в свою очередь способствовало повышению его ответственности и усилению активности, как в религи­озной жизни, так и в жизни мирской, содействуя экономическому подъе­му. Больше свободы получила и религиозная община. В религиозной жизни она стала автономной, объединяясь с другими общинами лишь на федеративных началах.

В политическом плане Реформация носила антифеодальный харак­тер. По выражению Ф. Энгельса «... Реформация была буржуазным дви­жением», ускорившим победу капиталистических общественных отно­шений."

11 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 38. С. 226.

24

Известный немецкий социолог Макс Вебер утверждал, что среди раз­ных причин, вызвавших к жизни современный западноевропейский ка­питализм, определяющее место занимает Реформация и тот тип психо­логической мотивации профессиональной деятельности, которая содер­жится в этике протестантизма. Последняя исходит из идеи о том, что спасение возможно не через бегство от мира, а через активную деятель­ность в миру. В этой концепции человек трудится не только и даже не столько для удовлетворения своих материальных потребностей, сколько ради спасения души. Следовательно, чем больше и лучше он трудится в этом мире, тем больше надежд на лучшую долю в мире ином.

Реформация не только привела к развитию капиталистического спо­соба производства и распределения материальных благ, она также спо­собствовала установлению во многих странах Европы нового типа госу­дарственно-церковных отношений, получивших отражение в девизе «чья власть, того и религия». На практике осуществление этого принципа ча­сто вело к изгнанию из страны всех людей, исповедовавших религии не соответствующие религии главы государства.

Примером того, как политический процесс, изобилующий противо­речиями и конфликтами может привести к серьезным изменениям в ре­лигиозной сфере, может служить история разделения ислама на два на­правления: суннизм и шиизм.

Община мусульман при жизни ее основателя пророка Мухаммада была единой. После его смерти (632 г.) встал вопрос о преемнике. Когда избирали Абу Бакра первым халифом, уже была группа недовольных, полагавших, что следовало бы избрать другого, сохранив власть в семье пророка. Через некоторое время усиление недовольства правлением ха­лифа привело к возникновению религиозно-политической группировки (шиа), которая открыто стала выступать за передачу власти Али, как бли­жайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) пророка Мухамма-да и его духовному преемнику. И когда третий халиф - Осман - был убит, Али стал халифом. Возглавлял исламскую общину и государство он недолго и тоже был убит, что дало новые импульсы для усиления дви­жения его сторонников, которое превратилось в особое направление в исламе - шиизм.

В отличие от суннитов, провозгласивших выборность главы общины, Шииты считают, что верховная власть имеет божественную природу и дол­жна принадлежать роду Али. Ее следует возвратить «семье Пророка».

С тех пор и до настоящего времени в исламе существует два главных течения суннизм (ему привержены около 90% мусульман планеты) и

25

шиизм (около 10% мусульман). Шиитского вероучения придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины жителей Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна.