1.1. Управление — общественный институт
В раскрытии понятия государственного управления, а на его основе всего богатства соответствующего научного знания важное значение принадлежит толкованию обоих его составных — "государственное" и "управление".Дело в том, что в каждое из слагаемых этого понятия привнесено столько различных смыслов, интерпретаций, семантических нюансов, что порой даже специалистам трудно понять, о чем идет речь и что имеется в виду. Особенно много трактовок дано понятию "управление", в результате чего последнее стало охватывать почти безбрежное множество самых разнокачественных явлений, отношений и процессов.
К управлению относят взаимодействие гравитационных, электромагнитных, радиационных и иных сил во Вселенной. В его терминах иногда описывают геологические и географические процессы. Управленческие аспекты усматривают в механизмах, в физических, химических и биологических явлениях. Порой даже стихийное, произвольное действие природных и социальных элементов пытаются представить в качестве управления.
Возникло и получило признание управление как родовоепонятие, характеризующее упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей природы, общества, самого человека. Наиболее широко управление рассматривается кибернетикой (Н. Винер), которая выделяет наиболее общие (универсальные) свойства взаимосвязей и взаимодействий в механических, биологических и социальных системах.
Соответственно этому разработаны математические и информационные теории управления (К. Шеннон, У. Росс Эшби). С подобных "общих" подходов многие аспекты управления описаны общей теорией систем (Людвиг фон Бернталанфи), синергетикой (Г. Хакен), "организмической теорией управления" (А.Н. Колмогоров), другими отраслями, как принято говорить, точной науки.
Такой подход многое дал для уяснения назначения и смысла управления. Он имел и практическое применение: способствовал познанию космического пространства, совершенствованию управления механизмами и производственными технологиями, физическими и химическими процессами, возникновению биотехнологий, продвижению в анализе сущности генетического "кода" и его роли в развитии организмов и их популяций.
Вместе с тем расширениепонятия "управление", подведение под него стихийного действия природных и социальных сил, а также механизмов объективной саморегуляции привело к тому, что оно начало терять свой собственный смысл, стало употребляться для обозначения явлений, отношений и процессов, где, в общем-то, отсутствует сознательное начало, момент непременной связи управления с человеком.Ведь нетрудно видеть, что естественно-природные закономерности, формы их проявления в варианте стихийности (случайности) либо объективной саморегуляции весьма отличаются от отношений, процессов и явлений, формируемых людьми в рамках своей частной и особенно общественной жизни. Причем отличие здесь качественное, позволяющее разграничивать стихийные и саморегулятивные механизмы и управление.
В природе любая саморегулирующаяся система имеет в известной мере, в контурах саморегуляции, замкнутый, локализованный, в какой-то степени закрытый характер (атом, молекула, клетка, организм, популяция, солнечная система и т.д.) и объективно(независимо от желания и воли человека) детерминирована внутренними, имманентными данной системе закономерностями и источниками (импульсами) существования, движения и развития. Человеку приходится познавать тайны таких систем и вводить их в свою жизнедеятельность лишь с обязательным учетом их закономерностей, форм и возможностей.Здесь субъективное, сознательное проявление человека весьма ограниченно и связанно.
Управление, конечно, осуществляется в системах "человек — техника", "человек — технология", "человек — природа", "человек — техника (технология) — природа"и других, но осуществляется именно потому, что в них первичным, "управляющим"
компонентом выступает человек,да и созданы они в целях обслуживания интересов человека. Какой бы сложной ни была подобная система, она формируется и действует по модели, заданнойей человеком, и призвана удовлетворять его потребности. Скажут, что сейчас имеются автоматизированные (даже автоматические) системы, которые управляются компьютерами и без прямого участия человека. Да, таких систем становится все больше, но они пока что создаются и программируются по замыслу человека и являются отражением его творческого потенциала — продуктом его сознания и труда. Тем самым, все знания, накопленные кибернетикой, общей теорией систем, теорией информации, математикой, синергетикой, "организмистикой" и другими отраслями науки, требуют при их применении в управлении существенной поправки на то обстоятельство, что управление представляет собой специфическое явление.
Одновременно следует подчеркнуть, что проблема ставится гораздо шире. Дело в том, что любая механическая, физическая, химическая и биологическая системы, любое явление и вещество природы приобретают для человека смысл только при соотнесении их с потребностями, интересами и целями его жизнедеятельности, тогда, когда он с ними соприкасается и ощущает их в своем существовании. Разумеется, что речь идет не об отдельном человеке, а о человечестве в целом, представленном в его историческом развитии. Утилитарная точка зрения, конечно, не лучшая, но нельзя не признавать, что естественно-природные "продукты" и творения "второй", искусственной, природы значимы для человека главным образом тем, что обеспечивают его частные и общественные запросы.
Поэтому управление (в латинском языке — regere,в английском —control,management, во французском —administration, в немецком — Regierung)в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.
Управление находится в ряду явлений "второй" (искусственной) природы, возникших и развившихся в течение всей истории человеческой цивилизации. Оно создано людьми в целях сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация и другие общественные институты.
Отсюда "связанность" управления уровнем развития и организации человеческого потенциала, все его зависимости от со-
стояния общества, его закономерностей и форм, идеалов и ценностей. В каждый данный исторический момент управление воспроизводится соответствующим обществом, от него "берет" свою сущность, в нем реализует свои возможности, является его частью, существует для него, по уровню его развития характеризуется и совершенствуется. В глубоких и активных взаимосвязях со всей системой организации и функционирования общества, в поддержании ее динамики, рациональности, эффективности и содержится, в общем-то, "секрет" управления, раскрыть который, а тем более овладеть им — очень непростая задача. Она к тому же усугублена исключительной сложностью данной системы, в которой представлены интересы и воля, сознание и поступки миллионов людей, ее инертностью и подвижностью, жесткостью и изменчивостью и в то же время многообразным элементным составом самого управления, огромнейшим спектром его взаимосвязей и взаимодействий с обществом. Короче говоря, управление — это одна из труднейших и ответственных сфер интеллектуальной и практической деятельности людей. Это сфера, от состояния которой во многом зависит благополучие общества и в конечном счете — судьба каждого человека.
Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Посредством управления прежде всего и главным образом люди связываются между собой, совместными усилиями формируют "ткань" коллективной и общественной жизни. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.д., но сторонами в управлении могут быть только люди. И положение не меняется ни при создании АСУ, ни при взаимодействии управления с техническими, технологическими и биологическими системами с самым высоким уровнем объективной и искусственной саморегуляции — в управлении все исходит от человека и ориентировано на человека.
Хотелось бы сразу выделить и подчеркнуть (чтобы к этому постоянно не возвращаться), что управление в сообществе людей (большом или малом) потому-то и возникло, необходимо и всегда актуально, что общество есть открытая система (Карл Поппер), в которой будущее вовсе не детерминировано прошлым, а зависит от воли, энергии и организованности действий людей. Оно бывает таким, каким его сообща созидают люди. Историческое наследие, которое люди используют в качестве "материала" для строительства своей жизни (завтрашнего дня), тоже является продуктом жизнедеятельности предыдущих поко-
лений и открыто для них в своей оценке и возможностях. Можно его отрицать, низвергать, отказываться от него и строить на пустом месте. Можно относиться к нему бережно, избирательно, брать все ценное и конструктивное и таким образом наращивать национальное богатство. Все упирается в выбор. И еще: жизнь отдельного человека, коллектива, общества открыта и в том смысле, что ничто в ней не дается раз и навсегда, является нерушимым и абсолютно устойчивым, осуществляемым по известной программе. Личностные и социальные взаимосвязи воссоздаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно усилиями сознания, реальным поведением и активной деятельностью людей. Без этого наступает энтропия, хаос, анархия, произвол, распад.
В таких условиях — открытости всего человеческого (общественного) — управление служит важнейшим общественным институтом самосохранения, восстановления, преодоления негэнтропии общественной, а часто и личной жизни. Значит, надо понимать сущность управления, с тем чтобы лучше использовать его потенциал в решении всех проблем жизнедеятельности людей.
- 67.99(2)1 A92
- Isbn 5-7260-0843-х
- Введение в теорию
- 1Зеньковский в.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991. С. 16.
- Раздел I. Государственное управление системное общественное явление
- 1. Понятие государственного управления
- 1.1. Управление — общественный институт
- 1.2. Сущность управляющего воздействия
- 1.3. Многогранность управления
- 1.4. Специфика государственного управления
- 2. Государство как субъект управления общественными процессами
- 2.1. Основные характеристики государства
- 2.2.Типология государств
- 2.3. Общественные функции государства
- 2.4. Государственная политика в гражданском обществе
- 3. Объективные основы и субъективный фактор государственного управления
- 3.1. Природа и структура объективных условий
- 3.2. Объективная детерминация государственного управления
- 3.3. Состав и развитость субъективного фактора
- 3.4. Организованность субъективного фактора и государственное управление
- 4. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 4.1. Сущность управляемых объектов
- 4.2. Свойства и структура управляемых объектов
- 4.3. Социальный механизм формирования и реализации государственного управления
- 5. Системные характеристики государственного управления
- 5.1. Система государственного управления
- 5.2. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- 5.3. Типичное и уникальное в государственном управлении
- 5.4. Многообразие — условие устойчивости и динамизма системы государственного управления
- Раздел II. Организация государственного управления
- 6. "Древо" целей и функциональная структура государственного управления
- 6.1. Формирование "древа" целей государственного управления
- 6.2. Юридическое и иное ресурсное обеспечение целей государственного управления
- 6.3. Понятие и виды функций государственного управления
- 6.4. Функциональная структура государственного управления и ее юридическое оформление
- 7. Организационная структура государственного управления
- 7.1. Сущностные черты организационной структуры государственного управления
- 7.2. Построение организационной структуры государственного управления
- 7.3. Орган, звено, подсистема субъекта государственного управления
- 7.4. Организация государственного органа
- 8. Формы государственного устройства и государственное управление
- 8.1. Особенности федеративного устройства государства
- 8.2. Государственный суверенитет
- 8.3. Национальный компонент в государственном строительстве и организации общества
- 8.4. Гражданин государства
- 9. Структура управленческой деятельности
- 9.1. Общие черты управленческой деятельности
- 9.2. Формы управленческой деятельности1
- 9.3. Методы управленческой деятельности
- 9.4. Стадии управленческой деятельности
- 9.5. Понятие управленческой технологии
- 10. Принципы государственного управления
- 10.1. Понятие принципа государственного управления
- 10.2. Основания систематизации принципов государственного управления
- 10.3. Виды принципов государственного управления
- 10.4. Применение принципов государственного управления
- Раздел III.Обеспечение государственного управления
- 11. Правовое регулирование государственного управления
- 11.1. Сущность правового регулирования
- 11.2. Предмет и метод правового регулирования государственного управления
- 11.3. Формы правового регулирования государственного управления
- 11.4. Структура правового регулирования государственного управления
- 12. Законность в государственном управлении
- 12.1. Смысл законности в государственном управлении
- 1 Мамардашвили м. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 117 — 118.
- 12.2. Обеспечение законности в государственном управлении
- 12.3. Законность, рациональность и правопорядок в государственном управлении
- 12.4. Дисциплина в государственном управлении
- 13. Информационное обеспечение государственного управления
- 13.1. Информация как основа государственного управления
- 13.2. Информационные качества управленческих решений
- 13.3. Организация информации в системе государственного управления
- 13.4. Информационная система f государственного управления
- 14. Человеческий потенциал государственного управления
- 14.1. Персонал государственного управления: структура, содержание и уровни качеств
- 14.2. Правовое и организационное обеспечение государственной службы
- 14.3. Управленческая культура граждан
- 14.4. Педагогические аспекты государственного управления
- 15. Демократия и бюрократия в государственном управлении
- 15.1. Понятие политического режима. Власть и народ
- 15.3. Бюрократизм: сущность и формы проявления
- 15.4. Демократизация политического режима
- Раздел IV. Рационализация государственного управления
- 16. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 16.1. Особенности свободы в управлении
- 16.2. Свобода, самостоятельность и законность
- 16.3. Ответственность как общественное отношение
- 16.4. Виды и процедуры юридической ответственности в государственном управлении
- 17. Совершенствование стиля государственного управления
- 17.1. Элементы и свойства стиля государственного управления
- 17.2. Распределение и регламентация управленческой деятельности
- 17.3. Усиление организованности управленческих процессов
- 17.4. Резервы рационализации стиля государственного управления
- 18. Объективация государственного управление
- 18.1. Смысл объективации государственного управления
- 18.2. Комплексный характер результатов государственного управления
- 18.3. Виды эффектов управления
- 18.4. Актуальные аспекты объективации государственного управления
- 19. Измерение эффективности государственного управления
- 19.1. Общая социальная эффективность государственного управления
- 19.2. Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления
- 19.3. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц
- 19.4. Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения
- 20. Развитие и освоение возможностей государственного управления
- 20.1. Государственное управление перед грядущим
- 20.2. Новые знания, технологии и государственное управление
- 20.3. Понятие "опережающее состояние" государственного управления
- 20.4. Процесс совершенствования государственного управления
- Послесловие
- Список актуальных отечественных работ по теории государственного управления
- Список основных публикаций зарубежных авторов по проблемам государственного управления, изданных на русском языке
- Список некоторых публикаций автора по проблемам государственного управления
- 6) Статьи в журналах, газетах, главы в книгах
- Введение в теорию . 3